Слайд 1Древняя Индия
(3 тысячелетие до н.э. – 6 век н.э.)
Слайд 2 Основные религии
Древней Индии
Индуизм (зародилась около 2 тысячелетия до
н.э. на территории Индии во времена ведической цивилизации, предполагает поклонению
множеству божеств)
Термин «индуизм» произошёл от персидского слова хинд, которым называли долину реки Инда
Буддизм (зародился около 6 века до н.э. на территории Индии, основатель индийский принц Гаутама)
Слайд 4ИНДУИЗМ
Индуизм исповедуют около 1 млрд человек — это третья по
числу последователей религия в мире после христианства и ислама
Индуизм представляет
собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований
Терпимость к разнообразию религиозных форм уникальна: нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело децентрализованная религия.
В индуизме не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями.
Бóльшая часть фундаментальных положений индуизма была сформулирована во времена Христа, однако корни этой религии еще древнее - были предметом поклонения почти 4000 лет назад.
Слайд 6Основные понятия:
Драхма – морально-нравственный долг
Сансара – круговорот рождения и смерти
Карма
- вера в то, что поступки влияют на качество перерождений
Майя
- энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений
Мо́кша - освобождение из круговорота рождений и смертей
Йога – комплекс физических и духовных (медитативных ) упражнений
Слайд 8Основные божества:
Шива (разрушитель)
Вишну (охранитель)
Брахма (творец)
Шакти (женское божественное начало)
Ганеш (мудрости и
предпринимательства)
Слайд 9ВИШНУ
Хранитель мироздания
Чтобы спасти Вселенную от катастрофы, принимал земные воплощения, аватары,
Слайд 10БРАХМА
Родившись, Брахма из своего дыхания создаёт веды и
весь мир, который остаётся неизменным в течение одного дня Брахмы
(8 640 млрд земных лет.).
Бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти.
Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати.
Слайд 11ШИВА
олицетворяет космическое сознание, статичное мужское начало вселенной
Слайд 12ШАКТИ, ПАРВАТИ
Шакти — супруга бога Шивы;
в более широком смысле — женская творческая сила Шивы.
Слайд 13КАЛИ
Богиня смерти, тёмная и яростная Парвати, тёмная Шакти и разрушительный
аспект Шивы.
Богиня-мать
символ разрушения. Кали разрушает невежество, поддерживает
мировой порядок
Слайд 14ГАНЕША
Бог мудрости и благополучия.
Один из наиболее известных
и почитаемых во всём мире богов индуистского пантеона.
Часто перед его
именем добавляется уважительная приставка ШРИ.
Слайд 15Абсолютное большинство индуистов верят в то, что дух или душа,
называемая атманом, является вечной, изначальной, истинной сущностью каждого индивида
Слайд 16Последователи индуизма верят в то, что бог проявляет себя в
различных формах: Шивы, прекрасной девушки, камня…
Человек может поклоняться той
из форм бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения
Слайд 17Священная гора Кайлас в Тибете считается духовной обителью Шивы.
Слайд 18ЦЕЛЬ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ
Цель - «мокша», «нирвана» или «самадхи» -
различными направлениями индуизма понимается по разному:
Осознание своего единства с богом
Осознание
своих вечных взаимоотношений с богом и возвращение в Его обитель
Достижения чистой любви к Богу
Осознание единства всего бытия
Осознание своего истинного «я»
Достижение совершенного умиротворения
Полная свобода от материальных желаний
Достигнув конечной цели человеческого существования, индивидуум освобождается из сансары, таким образом прекращая цикл перевоплощений
Слайд 19ДВЕ ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ДХАРМЫ (ЖИЗНЕННЫХ ДОЛГА)
В грихастха-дхарме, или дхарме
семейного человека - четыре основных цели
Дхарма — правильная деятельность, выполнение
своего предписанного долга в согласии с наставлениями священных писаний
Артха — материальное благосостояние и успех
Кама — чувственные наслаждения
Мокша — освобождение из сансары
Санньяса-дхарма, или дхарма тех, кто принял отречённый образ жизни, признаёт, но не использует каму, артху и дхарму, полностью сосредотачиваясь на мокше.
Слайд 20ЙОГА
Существует несколько методов йоги, которые были даны мудрецами для достижения
цели.
Бхакти-йога — путь любви и преданности
Карма-йога — путь правильных действий
Раджа-йога
— путь медитации
Джнана-йога — путь знания или мудрости
Слайд 21Священные книги индуизма
Согласно одному из определений, индуизм основывается на «сокровищнице
духовных законов, установленных разными людьми в разные времена» На протяжении
многих веков священные писания индуизма передавались устно в стихотворной форме, которая использовалась для облегчения запоминания. Только гораздо позднее они были записаны
Слайд 22Священные книги индуизма
Священные писания не толкуются буквально — бо́льшая важность
придаётся этическому и метафорическому смыслу, содержащемуся в них. Большинство священных
текстов написаны на санскрите. Они подразделяются на две категории шрути и смрити.
Слайд 23ШРУТИ
Термин «шрути» в буквальном переводе означает «услышанное». Он используется по
отношению к четырём Ведам, которые считаются самыми древними священными текстами
индуизма. Большинство индуистов почитают Веды несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству
Существуют четыре Веды:
«Ригведа»,
«Самаведа»,
«Яджурведа»,
«Атхарваведа».
Слайд 24Манускрипт «Ригведы», одного из самых древних религиозных текстов в мире.
«Ригведа»
рассматривается как самая важная из Вед. Она не только считается
самым древним ведийским писанием, но и, возможно, древнейшим индоевропейским текстом. Каждая Веда делится на четыре части: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Самхиты состоят из священных мантр и являются основной частью каждой из Вед, Ведами как таковыми. Остальные три части представляют собой сборники комментариев, часто написанные в прозе и относящиеся к более позднему периоду
Слайд 25СМРИТИ
Наиболее важными из смрити считаются индийские эпические поэмы:
«Махабхарата» и
«Рамаяна».
«Бхагавадгита» является частью «Махабхараты» и считается самым широко известным
и изучаемым из всех священных текстов индуизма. В ней изложены философские наставления Кришны воину-принцу Арджуне перед началом великой Битвы на Курукшетре
Слайд 26Авторство «Махабхараты» приписывается мудрецу Вьясе, который сам является действующим лицом.
В основе эпоса лежит повествование о распре между двумя группами
двоюродных братьев — пятью Пандавами (сыновьями царя Панду и царицы Кунти) и ста Кауравами (сыновьями царя Дхритараштры и царицы Гандхари)
Слайд 27В «Рамаяне» повествуется история седьмой аватары Вишну Рамы (один из
четырёх одновременных воплощений Вишну, остальные три — его братья), чью
жену Ситу похищает Равана — царь-ракшаса Ланки.
Слайд 28Индуистское общество
Арии
- Брахманы - жрецы
- Кшатрии - воины, правители
- Вайшья
- «свободные пастухи»
Не-арии-
- Дасью
(враги), «те, кто не
приносит обетов»
- Шудры –слуги
- Чандалы – неприкасаемые,
те кто нарушает дхарму и
их потомки
Изменить касту невозможно Единственная возможность изменить касту – жить праведно и переродиться
Слайд 29Индуистский храм имеет историю более четырех тысяч лет, но все
равно его строительство ведется по определенным архитектурным канонам, известным еще
с древних времен. -
Слайд 30Индуистский храм в Индии строился из материала, который подбирался в
зависимости от местных строительных возможностей. Например, храмы в 12-13 столетиях
- с большим количеством святилищ и декоративных элементов - строились из пластичного мыльного камня. Благодаря пластичности такого камня у древних скульпторов были большие возможности в создании великолепных декоративных украшений храмов. И наоборот, в районе Мамалапурама, где храм строился из гранита, было невозможно сделать хорошую детализацию поверхности стен.
Слайд 32Это храм Акшардхам в Дели, являющийся самым большим в мире
комплексом, посвященным индуистской культуре и духовности. Этот современный храм был
построен из розового камня в 2005 году по древним канонам. В его строительстве участвовали 7000 ремесленников и мастеров
Храм венчают 9 куполов (высота 42 м), он украшен колоннами (всего 234), на которых изображены фигуры из индийской мифологии, а по периметру расставлены 148 слонов из камня, а также другие животные, птицы и фигуры людей. Его огромные размеры позволили включить его в Книгу рекордов Гиннеса.
Слайд 37Храмы в Каджурахо - второе место по посещаемости
в Индии
после Тадж Махала.
Слайд 38По одной из версий в скульптурах изображена свадьба индуистского бога
Шивы и его супруги Парвати
Одна из теорий индийской философии гласит:
"Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него".
.
Слайд 40Храм Минакши расположен в древнем городе Мадурай, штат Тамил-Наду. Согласно
историческим свидетельствам, он был полностью разрушен в 1310 году мусульманами,
однако в конце 14 века восстановлен. Изначально скульптуры не были раскрашены, но позже архитекторы привнесли вот такую изюминку, и теперь храм выглядит ярко и нарядно.
Слайд 42Он был основан в 12 веке и назван в честь
богини Минакши, одной из жен Шивы. Характерная особенность святилища в
том, что его многочисленные башни, достигающие в высоту порядка 50 м, украшены скульптурными изображениями богов и мифологических сюжет. Количество скульптур превышает 33 тысячи, но ни одна не повторяется дважды.
Слайд 44Индийский эпос сохранил сведения о том, что Минакши имела довольно
специфическую внешность: ее глаза напоминали рыбьи, а на теле у
нее было три груди. Мудрец предрекли, что третья грудь исчезнет тогда, когда Минакши познакомиться со своим будущим мужем. И действительно, после встречи с Шивой она вновь обрела нормальный вид, а в память о ее свадьбе местные жители возвели храм.
Слайд 46Тадж-Маха́л — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки
Джамна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу потомка
Тамерлана — падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).
Слайд 49Буддизм
Будди́зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее
в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии.
Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни
Слайд 50Сами последователи этого учения называли его «Дхарма» (Закон, Учение) или
«Буддхадхарма» (Учение Будды).
Буддда – санскр. «просветленный»
Термин «буддизм» был создан
европейцами в XIX веке. Различные исследователи определяли буддизм по-разному, — как религию, философию, этическое учение, культурную традицию, цивилизацию, образование, как «науку о сознании».
Слайд 51Чакравартин (тот, который поворачивает колесо) идеальный правитель, царствование которого возвращает мир
из хаоса беззакония на высшую ступень порядка
Согласно буддийским представлениям человечество
проживает три ступени, закономерно сменяющих друг друга:
- присутствие закона
- искажение закона
- отсутствие закона
Правление чакравартинов приводит к очищению мира.
Слайд 52Утверждается, что рождение чакравартина сопровождается теми же чудесами что и
рождение Будд. Будда мог выбрать путь идеального правителя, имея тридцать
два признака на своём теле, которые могут быть только у чакравартина либо у Будды
Слайд 53Буддизм возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. на
территории Индии. Согласно решению ЮНЕСКО, повлиявшему на празднование 2500-летия буддизма
в 1956 году, условной датой возникновения буддизма является 543 год до н. э., когда Будда вступил в паринирвану
Слайд 54Традиция связывает возникновение буддизма с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. Отец
скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на
любимой девушке, которая родила ему сына.
Толчком к душевному перевороту для царевича (через 13 лет брака), как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворённого нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни
Слайд 55Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей.
Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он
стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда проповедовал своё учение, которое кратко может быть сведено к учению о четырёх благородных истинах.
Слайд 56Он начал учиться жизни отшельника и заниматься суровым самоистязанием. Через
6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические
методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. Отбросив самоистязание и сосредоточившись на медитации, он обнаружил срединный путь избегания крайностей. Сев под смоковницей, теперь называемой деревом Бодхи, он поклялся не вставать, пока не обнаружит Истину. В возрасте 35 лет он достиг «Пробуждения» в майское полнолуние. Тогда его стали называть Гаутама Будда или просто «Будда», что означает «Пробудившийся».
Слайд 58После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл
к выводу, что причиной страдания людей являются они сами, их
привязанность к жизни, материальным ценностям, вера в неизменную душу, являющаяся попыткой создать иллюзию, противостоящую всеобщей изменчивости. Прекратить страдания (вступить в нирвану) и достигнуть пробуждения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», можно путём разрушения привязанностей и иллюзий
Слайд 59В возрасте 80 он решил уйти из мира. Последними словами
Будды были: «Всё составное подвержено исчезновению. Усердно старайтесь!»
Будда Гаутама был
кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя. Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ.
Слайд 60Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а
получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей.
Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека. Будда указывал, что принимать его учение необходимо только посредством проверки через собственный опыт
Слайд 61Бодх-Гая - центр зарождения буддизма.
Слайд 62Особенности буддизма
Все люди располагают равными возможностями
встать на путь просветления
2. Ориентация
на индивидуальную духовную жизнь
Слайд 63Существует дуккха («всё есть дуккха») — страдание (не вполне точный
перевод в духе христианского понимания). Более точно под дуккхой понимают:
неудовлетворённость, беспокойство, тревожность, озабоченность, страх, глубокую неудовлетворённость
У дуккхи есть причина (тришна или жажда: чувственных удовольствий, существования или несуществования, а также желание, основанное на ложном представлении человека о неизменности своего «Я»
Существует возможность освободиться от дуккхи и прекратить действие её причины.
Существует путь, который ведёт к избавлению от дуккхи (восьмеричный путь, ведущий к нирване)
Четыре Благородные Истины:
Слайд 641. правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это
осознать, что мир полон страданий и скорби;
2. правильные намерения –
необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
3. правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
4. правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
5. правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
6. правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
7. правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
8. правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.
Восьмеричный (срединный) путь
Слайд 65Сансара и Нирвана
Сансара — состояние в котором живет обычный, не
освобожденный человек. Это процесс конструирования мест, даже целых миров, что
называется "становлением", а потом блуждания по ним ,что называются "рождением"
Нирвана — конец этого процесса конструирования мира.
Храм Махабодхи.
Слайд 66Нирвана – «затухание», «угасание», внутреннее состояние человека, при котором угасают
все
чувства и привязанности
Слову «нирвана» (ниббана) соответствовал глагол ниббути - "гаснуть как
пламя". Полагали, что огонь был в ловушке, привязанный к топливу, которым он питался, а его уход считался освобождением. Погаснуть означало "отвязаться" (освободиться). Полное угасание париниббути означало, что освобожденный человек никогда не попадет в ловушку
Слайд 67В центре в самом маленьком круге находится три главных яда
ума, которые не дают человеку возможность достичь нирваны. Представлены они
животными:
красный петух – символ
алчности, привязанности и
похоти;
зеленая змея – символ ненависти и зависти;
черная свинья – символ темноты и неведения.
Именно в этом месте находится энергия, которая активирует колесо.
Колесо Сансары
Слайд 68Следующий этап называется Бардо и олицетворяет он духов, которых демоны
влекут вниз. Именно здесь Сансара берет свое начало.
Слайд 69Затем идет круг Колеса представляет собой шесть миров, которые делятся
на две группы.
Верхний уровень дает людям много счастья и
включает:
Мир Богов. Здесь осуществляется житие наивысших духов в Колесе Сансары. Если Боги поддаются влиянию ядов ума, то их отвергает этот мир и после перерождения они отправляются в низкие уровни. В основном перерождение здесь вызывает гордость.
Мир Полубогов или Титанов. Титаны представляют собой существа, которые много времени тратят на конфликты и различные разборки. Согласно легенде именно в этом мире растет Древо Жизни, но плоды ее могут вкусить лишь Боги. Перерождение в этом мире вызывает ревность.
Мир Людей.
Слайд 70Нижний уровень, где больше страданий и горя, включает в себя:
Мир
Животных. Животные также в течение жизни подвергаются различным страданиям, к
примеру, голодают, страдают от холода и т.п. Отрицательная карма и неведение приводит к перерождению.
Мир Голодных духов. Духи, которые здесь находятся, страдают от голода и жажды. Перерождаются здесь не только из-за негативной кармы, но и из-за жадности, и алчности.
Адский мир. Здесь находятся проклятые духи, которые подвержены огромным мучениям. Существование души прекращается, когда иссекает отрицательная карма. Ненависть и злоба приводит к перерождению.
Слайд 72Для человека понятны и объяснимы только два из существующих миров:
мир людей и животных. В буддизме считается, что человек слеп
и просто он не замечает многих вещей, в том числе и остальных важных миров. В мире существует несколько разных проявлений, которые параллельны друг другу.
Слайд 73Последний круг Сансары состоит из 12 изображений, которые символизируют яды
ума и другие страдания. Колесо Жизни держит в своих руках
демон неведения Мара.
Слайд 741. отстранение от истины бытия и неведения;
2. желания и страсти,
способствующие возникновению страданий;
3. неспособность принять что-либо здесь и сейчас.
«Три яда
ума»
Слайд 75Иногда по бокам колеса изображаются две газели, которые являются символом
буддистской проповеди. Это связано с преданием, что первой проповеди Будды
внимали и эти животные
Дхармачакра, или «колесо драхмы», а также «колесо закона», является символом учения Будды и изображается в виде колеса с пятью, шестью или восемью спицами. Ступица (центр колеса) символизирует светящуюся точку сознания, которая излучает душевный свет, а восемь спиц – следование «Благородному восьмеричному пути»
Слайд 77«Три Драгоценности» буддизма
1. Есть Будда – всеведущее существо,
через цепь
перерождений (сансара)
достигшее просветления (бодхи),
успокоения (нирвана)
и освобождения (мокша)
2.
Есть Дхарма – Закон Будды,
сообщённый ученикам в виде Слова –
проповедей и бесед (сутр)
3. Есть сангха – община равных,
людей, не имеющих собственности,
хранителей знаний
Слайд 78Принципы учения Будды
Сансара
перерождение
Карма
воздаяние
Дхарма
праведный путь
Жизнь – различные комбинации нематериальных частиц -
дхарм
Сансара – бесконечная цепь перерождений – колесо жизни
Карма - причинно-следственная
связь
Слайд 79Этический кодекс поведения:
воздерживайся от убийства, воровства, прелюбодеяний, лжи, возбуждающих
напитков.
Слайд 82Основные направления буддизма
Хинаяна –
«Малая колесница» - узкий путь спасения
через жёсткий аскетизм для членов сангхи (буддийской общины)
Махаяна –
«Великая
колесница» - широкий путь спасения для мирян,
соблюдающих обеты духовного совершенствования
под руководством покровителя (бодхисаттвы)
Ваджраяна –
«Алмазная колесница» - только для посвящённых
Слайд 84Инициация
в буддизме
Обет произносимый при принятии буддизма
Принимаю Будду как прибежище
Принимаю
Дхарму как прибежище
Принимаю Сангху как прибежище
Слайд 89Национальные формы буддизма
III век до н.э. – государственная религия при
царе Ашоке,
распространение в Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан)
I век н.э. –
в Китае
II в. – полуостров Индокитай
IV в. – в Корее
VI в. – в Японии
VII в. – в Тибете
XII в. – в Монголии
XVIII в. – в России
(буряты, калмыки, тувинцы)
XIX в. – в Западной Европе
Главный принцип – не нарушать сложившиеся культурные традиции
стран и народов и по возможности срастаться с ними
Около 700 млн последователей
Слайд 90Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит,
что я должен делать?
Будда ответил:
— Если на вас
с дерева упадёт сухая ветка
и ударит вас, что вы должны делать?
Ученик сказал:
— Что же я буду делать? Это же простая
случайность, простое совпадение,
что я оказался под деревом,
когда с него упала ветка.
Будда сказал:
— Так делайте то же самое.
Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас.
Это всё равно, что ветка с дерева упала на вас.
Пусть это не тревожит вас, просто идите своим путём, будто ничего и не случилось.