Слайд 1Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
Ульяновский институт гражданской авиации имени
Главного маршала авиации Б.П. Бугаева
Дисциплина: «Технические средства авиатопливообеспечения»
Тема №
14: Техническое обслуживание и ремонт оборудования авиатопливообеспечения
Занятие № 14/1: Особенности технического обслуживания и ремонта оборудования авиатопливообеспечения
Слайд 2Содержание:
Введение
Учебные вопросы:
1. Виды регламентных работ.
2. Периоды эксплуатации оборудования авиатопливообеспечения.
3.
Стратегии технического обслуживания и ремонта оборудования авиатопливообеспечения.
Заключение
Слайд 3Литература:
Основная:
1. Технические средства авиатопливообеспечения: учебное пособие: в 3 ч. Ч.
2. Технические средства заправки воздушных судов / сост. А.А. Щипакин.
– Ульяновск : УВАУ ГА(И), 2015. – 183 с.
Дополнительная:
1. ГОСТ 52906-2008. Оборудование авиатопливообеспечения. Общие технические требования.
2. Заправочное оборудование аэропортов: учебник / сост. Сыроедов Н.Е. и др. – М. : МГТУ ГА, 2006. – 380 с.
Слайд 5В целях поддержания образца техники в готовности к использованию по
назначению проводятся техническое обслуживание и ремонт всех его составных частей.
Установлены следующие виды регламентных работ, планирование которых осуществляется заранее:
- техническое диагностирование (ТД);
- техническое обслуживание (ТО);
- ремонт (Р).
Слайд 6Для оценки технического состояния осуществляется непрерывный и периодический контроль по
эксплуатационным параметрам, основой которого является ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ.
При непрерывном контроле
определяется время, в течение которого сохранится работоспособное состояние, а при периодическом контроле – момент времени следующего контроля.
К основным задачам ТД относятся:
- контроль технического состояния;
- поиск места и определение причин отказа (неисправности);
- прогнозирование технического состояния.
Слайд 7ТД позволяет:
- своевременно обнаруживать дефекты и определять причины их возникновения;
-
уменьшить простои в ремонте за счет уточнения объемов и сроков
ТО и Р;
- обеспечить работу оборудования с оптимальной регулировкой, что в свою очередь позволяет повысить его производительность, снизить расход энергоресурсов;
- исключить необоснованно проводимые ремонтные работы, обеспечить полную выработку ресурса;
предотвратить внеплановые остановки оборудования.
Слайд 8Периодичность проведения ТД:
- текущее диагностирование, проводимое оперативным персоналом во время
осмотров оборудования;
- плановое диагностирование, которое включает углубленное обследование;
- диагностирование при
выводе оборудования в ремонт и при принятии из ремонта;
- сезонное диагностирование оборудования;
- освидетельствование сосудов, работающих под давлением, котлов, трубопроводов и др.
Слайд 9Этапы технического диагностирования:
1. Предварительный выбор диагностических параметров, характеризующих техническое состояние
основных узлов объекта, которые могут быть измерены и зафиксированы средствами
технического диагностирования.
2. Установление предельно допустимых значений диагностических параметров для данного вида оборудования, установленных изготовителем.
3. Анализ диагностических параметров конкретного узла или детали с целью определения причин неисправного состояния оборудования.
4. Прогнозирование технического состояния оборудования на основе изменения значений диагностических параметров во времени.
Слайд 10Неразрушающий контроль оборудования - основан на методах ультразвуковой дефектоскопии, ультразвуковой
толщинометрии, контроля проникающими веществами (течеискании).
Неразрушающий контроль целесообразно применять для
определения технического состояния различный емкостей, в том числе сосудов, работающих под давлением.
Тепловизионная диагностика - основана на том, что многие дефекты оборудования вызывают повышение температуры в месте проявления дефекта и, как следствие, повышение интенсивности инфракрасного излучения, которое может быть зарегистрировано приборами тепловидения.
Тепловизионную диагностику целесообразно применять для определения технического состояния двигателей, насосного оборудования и др.
Виды технического диагностирования:
Слайд 11Вибродиагностика - основана на измерении механических колебаний, создаваемых любым оборудованием,
имеющим вращающиеся или перемещающиеся части. Проведение вибродиагностики включает в себя
анализ спектров вибрации, формы волны колебаний, фазовых углов колебаний и т.д.
Вибродиагностику целесообразно применять для определения технического состояния двигателей, насосного оборудования.
Визуальная диагностика - контроль, осуществляемый с помощью органов зрения (слуха). При визуальном контроле используются и средства контроля - лупа, линейка, рулетка и т.д. Визуальная диагностика может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами диагностирования.
Слайд 12Кроме того, для сосудов, работающих под давлением, необходимо использовать методы
технического освидетельствования.
По результатам ТД составляется дефектная ведомость с указанием вида
дефектов и перечня необходимых работ для их устранения.
Слайд 13ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - выполнение совокупности операций (операция) по поддержанию работоспособности
или исправности оборудования при использовании по назначению или хранении.
ТО включает:
-
контроль укомплектованности образцов техники;
- ТД образца в целом или его агрегатов, систем и механизмов, их настройку, регулирование и при необходимости ремонт;
- заправку (дозаправку) маслами и специальными жидкостями;
- смазку деталей, узлов и механизмов, замену фильтров;
- поверку средств измерения и контроля;
- устранение выявленных неисправностей.
ТО оборудования в зависимости от периодичности, назначения и объема подразделяется на ежесменное, периодическое и сезонное.
Слайд 14Ежесменное ТО (ЕТО) – проводится в течение смены.
Периодическое ТО –
выполняется через установленные в эксплуатационной документации на каждый вид оборудования
значения наработки или интервалы времени.
К данным видам ТО относятся номерные ТО-1 и ТО-2, основным назначением которых является поддержание образца в работоспособном состоянии до очередного номерного ТО.
Сезонное ТО (СО) – заключается в дополнительных работах и проверке оборудования перед началом весенне-летнего и осенне-зимнего периода эксплуатации. При этом выполняется номерное ТО, операции по замене сезонных сортов ГСМ и СЖ, а также специальные работы. В качестве номерного ТО может быть регламентировано плановое очередное ТО или ТО по схеме: ТО-1 перед весенне-летним периодом и ТО-2 перед осенне-зимним.
Слайд 15Пример: Для оборудования ТЗА-7,5-5334 проведение СО предусматривает следующие виды ТО:
-
техническое обслуживание №1 (ТО-1) перед началом весенне-летнего периода;
- техническое обслуживание
№2 (ТО-2) перед началом осенне-зимнего периода.
Пример: Для оборудования АТЗ-10-4320 проведение СО предусматривает плановое очередное ТО.
Слайд 16Заводом изготовителем устанавливаются циклы технических обслуживаний (схемы подсчета значений наработки
и интервалов времени между двумя последовательно проводимыми ТО).
Цифра в знаменателе
после вида номерного ТО обозначает порядковый номер цикла данного ТО.
Слайд 17Пример: Для оборудования ТЗА-40-5460 устанавливаются следующие виды ТО:
- ежедневный контрольный
осмотр;
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
- техническое обслуживание №1 (ТО-1) через
200 ч. наработки;
- техническое обслуживание №2 (ТО-2) через 600 ч. наработки;
- сезонное техническое обслуживание (СО).
Слайд 18Пример: Для оборудования АФТ-30-4-с/81 устанавливаются следующие виды ТО:
- ежедневный контрольный
осмотр;
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
- техническое обслуживание №1 (ТО-1) не
реже 1 раза в 2 месяца;
- техническое обслуживание №2 (ТО-2) не реже 1 раза в год;
- сезонное техническое обслуживание (СО).
Слайд 19Сервисное ТО – дополнительные услуги, предлагаемые производителем оборудования по поддержанию
его в постоянной готовности к использованию.
Предприятие (заказчик работ) имеет возможность
ежегодно заключать с региональным сервисным центром (исполнителем работ) договор о ТО и Р оборудования.
При этом с установленной периодичностью (ежемесячно, ежеквартально) предприятие представляют в сервисный центр сведения о наработке оборудования.
Исполнитель работ представляет заказчику график обслуживания образца, рассчитанный в соответствии с его параметрами, согласованными с производителем.
ТО и Р оборудования могут производиться как на самом предприятии (выездными бригадами специалистов центра), так и на базе сервисного центра.
Слайд 20Объем и сроки проведения всех предусмотренных видов ТО приводятся в
регламенте технического обслуживания образца.
Для старых образцов оборудования регламент ТО
приведен в соответствующем разделе руководства по эксплуатации.
Для новых образцов регламент ТО поставляется отдельно в комплекте эксплуатационной документации изделия.
Слайд 21Разделы регламента технического обслуживания (РТО):
1. Введение (разъяснения по назначению
РТО).
2. Общие указания (виды и периодичность ТО).
3. Меры безопасности при
выполнении ТО.
4. Порядок ТО (по видам ТО в табличной форме).
5. Порядок ТО составных частей.
Слайд 22В зависимости от характера отказов и неисправностей, продолжительности и трудоемкости
работ по их устранению, а также степени восстановления для образцов
техники установлены следующие виды РЕМОНТА оборудования:
- текущий ремонт (ТР)
- средний ремонт (СР)
- капитальный ремонт (КР)
Для сборочных единиц, входящих в состав БТС или специального оборудования образцов, установлены ТР и КР.
Для образцов, достигших предельного значения диагностических параметров и разрушающихся при реализации технологического процесса, может выполняться аварийно-восстановительный ремонт.
Слайд 23Текущий ремонт (ТР) - выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности
образца и состоящий в замене и/или восстановлении отдельных частей.
ТР образца
заключается в устранении неисправностей путем замены или ремонта неисправных деталей, механизмов, приборов, а также в выполнении необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтных работ.
При текущем ремонте допускается замена отдельных агрегатов БТС и специального оборудования, в том числе одного основного для образца.
Слайд 24Средний ремонт (СР) - выполняется для восстановления работоспособности и частичного
восстановления наработки образца.
СР образца производится, как правило, агрегатным методом
и заключается в замене не менее двух и не более половины основных агрегатов, кроме рамы, цистерны и двигателя.
Под агрегатным методом ремонта понимается обезличенный метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными.
При этом при необходимости производятся ТР остальных агрегатов и механизмов, а также регулировочные, крепежные, сварочные, слесарно-механические и другие ремонтные работы и техническое обслуживание образца.
Слайд 25Капитальный ремонт (КР) - выполняется для восстановления работоспособности и полного
восстановления наработки образца до очередного ремонта.
КР заключается в полной
разборке образца, замене или КР всех его основных агрегатов, механизмов и изношенных деталей.
КР планируется согласно установленным межремонтным нормам наработки, а фактическая потребность в ремонте образца определяется в зависимости от его технического состояния.
Слайд 26Для контроля параметров систем и узлов особо ответственного оборудования, регламентируемых
технологическими требованиями, предусматриваются их плановые проверки и испытания как самостоятельные
операции, в том числе с использованием специального стендового оборудования.
Проверки (испытания) планируются в целях - контроля эксплуатационной надежности и безопасности использования оборудования, своевременного обнаружения и предупреждения возникновения аварийной ситуации.
Слайд 27Системы и агрегаты оборудования должны пройти официальные заводские, приемо-сдаточные, сертификационные
испытания на испытательном комплексе предприятия изготовителя, где должны имитироваться штатные и нештатные
ситуации при работе оборудования на авиационном топливе.
Обязательные периодические испытания предусматриваются при вводе в эксплуатацию, а также в условиях эксплуатации.
Виды различных проверок и испытаний, а также сроки их проведения оговорены в НТД.
Нормирование периодичности проверок и испытаний осуществляется, в основном, по срокам эксплуатации: еженедельно, ежемесячно, один раз в квартал, один раз в полгода, ежегодно и т.п.
В состав проверок могут включаться небольшие объемы регулировочных и наладочных работ.
Слайд 28Периоды эксплуатации оборудования авиатопливообеспечения
Слайд 29Различают период эксплуатации по ресурсу и период эксплуатации по техническому
состоянию.
Второй период начинается после завершения первого, когда образец вырабатывает
нормы наработки до списания (установленные сроки службы), но по техническому состоянию признан годным к дальнейшей эксплуатации.
Период эксплуатации по ресурсу, в течение которого изделие подвергается плановым ремонтам, складывается из межремонтных интервалов - наработки с начала эксплуатации или после последнего ремонта до очередного ремонта или списания.
Нормы наработки до ремонтов и списания (сроки службы) отличны для разных образцов и определяются заводами-изготовителями в РЭ.
Слайд 30Периоды эксплуатации техники, как правило, состоят из четырех межремонтных интервалов
(когда за период эксплуатации проводятся два СР и один КР).
СР техники производится, как правило, не более одного раза за наработку до КР, а также между КР и списанием.
СР производится при наработке не менее 60% от нормы наработки до КР для новой техники и 50% от КР до списания техники, прошедшей КР.
Нормы наработки техники до КР и списания не изменяются в зависимости от сроков проведения СР.
Слайд 31Пример: Для оборудования ТЗА-7,5-5334 устанавливаются следующие межремонтные интервалы:
В приведенном цикле:
НЭ – начало эксплуатации; 1СР – 1-й средний ремонт; 2СР
– 2-й средний ремонт; КР – капитальный ремонт; КЭ – конец эксплуатации.
Слайд 32Для различного оборудования основой для определения потребности в ТО и
Р может являться:
- наработка в часах – для образцов, работа
которых учитывается в часах (моточасах);
- наработка в км пробега – для образцов, все виды ТО и Р которых должны производиться только по пробегу БТС;
- эквивалентная наработка – для образцов, где по счетчику учитывается также наработка специального оборудования.
Эквивалентная наработка образца, специальное оборудование которого приводится в действие от маршевого двигателя, исчисляется суммарно с учетом работы этого двигателя. При этом 1 час работы специального оборудования приравнивается к пробегу БТС 25 км.
Слайд 33Стратегии технического обслуживания и ремонта оборудования авиатопливообеспечения
Слайд 34В период эксплуатации техники по ресурсу ТО и Р организуют,
руководствуясь стратегиями «по периодичности» и «по наработке», цель которых состоит
в исключении отказов оборудования и непредвиденных расходов путем планирования проведения ТО и Р ранее момента вероятного среднестатистического отказа.
Для реализации стратегии «по периодичности» все виды ремонтов должны производиться через установленные временные интервалы.
Для реализации стратегии «по наработке» все виды ремонтов должны производиться при наработке оборудованием определенного количества километров (часов).
Содержание и объем работ должны быть заранее предусмотрены, смена деталей и узлов производиться принудительно, независимо от их технического состояния.
Слайд 35Схема реализации стратегии ТО и Р «по периодичности» и «по
наработке»:
- определение видов работ по ТО оборудования;
- установление циклов ТО
и межремонтных интервалов с учетом условий эксплуатации;
- планирование видов ТО и Р и контроль за их осуществлением;
- организация снабжения материалами и ЗИП для ТО и Р;
- разработка методов контроля качества ТО и Р;
- организация специализированной производственной базы для выполнения работ;
- разработка различных нормативов (трудоемкости операций, простоев, расхода материалов, запасных частей).
Слайд 36В период эксплуатации техники по техническому состоянию руководствуются стратегией ТО
и Р «по техническому состоянию».
Стратегия «по техническому состоянию»
– система, обеспечивающая поддержание работоспособности и восстановление исправности оборудования, восстановление ресурсов оборудования и его составных частей на основании технического состояния.
Реализация стратегии заключается в устранении отказов оборудования путем применения метода распознавания его технического состояния по совокупности диагностических характеристик, выявления имеющихся или развивающихся дефектов и определения оптимальных сроков проведения ремонтных работ.
Слайд 37Необходимые условия применения стратегии «по техническому состоянию»:
- экономическая целесообразность;
-
наличие приборной базы;
- методика определения ТС и его прогнозирования;
-
обученный персонал.
Реализация ТО и Р «по техническому состоянию» связана с затратами на ТД, поэтому применять такую стратегоию целесообразно, когда экономические затраты не являются определяющими (оборудование особой надежности).
Пример: для насосов рекомендуется переход от стратегии ППР к стратегии по состоянию при организации диагностической службы в эксплуатирующей организации, ее методической и приборной оснащенности.
Слайд 38Схема реализации стратегии «по техническому состоянию»:
- сбор данных по имеющимся
в распоряжении средствам ТД, состояния нормативной базы на предприятии;
-
анализ экономической целесообразности применения метода для данного вида оборудования;
- выбор параметров ТО и Р по техническому состоянию;
- организационное обеспечение (создание или реорганизация службы диагностики);
- выбор видов диагностирования и методов прогнозирования технического состояния.