Слайд 1Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования
(приказ МОиН РФ от 17.10.2013 г.
№ 1155)
Овечкина Т.А., к.п.н., заведующий «Института детства» СПб АППО
Слайд 2Федеральный закон
«Об образовании в Российской федерации»
№ 273-ФЗ от
29.12.2012
Ст. 10 – дошкольное образование определено как первый уровень общего
образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее)
Ст.11 – вводится федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС )дошкольного образования
(ФГОС вступает в силу с 01.01.2014 года)
Слайд 3Признать утратившим силу приказ МОиН РФ
от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введение в
действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и приказ МОиН РФ от 20.07.2011 г. № 2151 «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Слайд 4 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО) – совокупность государственных требований к дошкольному
образованию.
- Предмет регулирования Стандарта – отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями).
- Положения Стандарта могут использоваться родителями при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Слайд 5Основные идеи ФГОС ДО:
Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и
самоценности детства;
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
Уважение личности
ребенка;
Реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста (игры, познавательной, исследовательской деятельности, формах творческой активности и др.)
Слайд 6Цели введения ФГОС ДО:
Повышение социального статуса дошкольного образования;
Обеспечение государством равенства
возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
Обеспечение государственных
гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
ДО является основой для:
1. Разработки образовательной Программы дошкольного образования.
2. Разработки
Примерных образовательных программ дошкольного образования.
3. Разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и затрат на оказание государственной услуги в сфере дошкольного образования.
4. Объективной оценки соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС ДО.
5. Формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогов , проведения их аттестации.
6. Оказания помощи родителям в воспитании, охране жизни, укреплении физического и психического здоровья детей
Слайд 8 Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС
ДО) включает в себя требования (3 группы требований):
к структуре Программы дошкольного образования и ее объему;
к условиям реализации Программы;
к результатам освоения Программы.
Слайд 9II.Требования к структуре
образовательной программы дошкольного образования и ее
объему
- Структурные подразделения (группы) в одной организации могут реализовывать разные
Программы;
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития личности ребенка дошкольного возраста;
Программа направлена на:
создание условий развития ребенка на основе сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
создание развивающей образовательной среды как системы условий социализации и индивидуализации детей.
Слайд 10
Программа разрабатывается и утверждается ОО самостоятельно в соответствии с ФГОС
ДО и с учетом Примерных программ;
Программа учитывает режим работы групп,
наличие детей разного возраста от 2-х месяцев до 8 лет, наличие различных, в т.ч. разновозрастных групп;
Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в ОО (в группах с 24-часовым пребыванием – не более 14 часов).
Слайд 11 Содержание Программы должно охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления
развития и образования детей (образовательные области).
5 образовательных областей: 1.Социально – коммуникативное развитие 2.Познавательное развитие
3.Речевое развитие
4.Художественно-эстетическое развитие
5.Физическое развитие
Слайд 12 Социально-коммуникативное развитие:
Усвоение моральных и нравственных
норм и ценностей, принятых в обществе;
Развитие общения и взаимодействия со
взрослыми и сверстниками; готовности к совместной деятельности;
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Слайд 13Познавательное развитие
Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; познавательных действий;
Развитие воображение
и творческой активности;
Формирование первичных представление о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о их свойствах и отношениях(форма, цвет, размер, материал, звучание, ритм, темп, количество, число, пространство, время и др.), о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях, традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о природе, многообразии стран и народов мира.
Слайд 14Речевое развитие
Овладение речью как средством общения и культуры;
Обогащение активного словаря;
Развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Развитие речевого творчества;
Развитие звуковой
и интонационной культуры речи; фонематического слуха;
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 15 Художественно-эстетическое развитие
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
Становление эстетического отношения к
окружающему миру;
Формирование элементарных представлений о видах искусства;
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Слайд 16Физическое развитие
Приобретение опыта двигательной деятельности: выполнение упражнений, развитие физических качеств
(координация, гибкость), формирование опорно-двигательной системы организма. Развитие равновесия, координации движений,
крупной и мелкой моторики рук. Правильное выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты);
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формирование полезных привычек и др.)
Слайд 17Содержание коррекционной работы
Содержание коррекционной работы и инклюзивного образования включается в
Программу: отражаются специальные условия, использование специальных образовательных программ и методов,
специальных методических пособий и дидактических материалов;
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
Осуществление квалифицированной коррекции нарушение развития;
В условиях инклюзивного образования – перечень и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий.
Слайд 18 Коррекционная работа и инклюзивное образование должны быть
направлены на:
Обеспечение коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, оказание им
квалифицированной помощи в освоении Программы;
Освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации;
Коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинированной направленности должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей
Слайд 19Виды деятельности (по возрастным периодам):
-младенческий возраст (2 месяца-1год) – общение;
манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия; восприятие музыки, песен, стихов;
двигательная активность; тактильно-двигательные игры;
-ранний возраст (1 год-3 года) -предметная деятельность; игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование; общение; самообслуживание; восприятие музыки, стихов, картинок; двигательная активность
-дошкольный возраст (3 года- 8 лет) - игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование; музыкальная; изобразительная; двигательная деятельность
Слайд 20Особенности структуры Программы:
Программа состоит из Обязательная части и Части,
формируемой участниками образовательных отношений:
Обязательная часть Программы включает комплексный
подход, отражает развитие детей в 5 образовательных областях; коррекционную работу;
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, отражает выбранные и/или разработанные самостоятельно Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (парциальные ОП), методики, формы организации образовательной работы
Слайд 21Особенности структуры Программы:
Рекомендуемое соотношение объема обязательной части Программы (не менее
60% от общего объема Программы) и части, формируемой участниками образовательных
отношений (не более 40 % от ее общего объема);
3 основных раздела Программы (целевой, содержательный, организационный), в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений
Слайд 22 Часть Программы, формируемая
участниками образовательных отношений:
Должна отражать направления, выбранные из числа парциальных и
иных программ и/или созданных самостоятельно, которые соответствуют интересам детей и возможностям педагогического коллектива;
Данная часть должна учитывать образовательные потребности, интересы детей, членов их семей и педагогов;
Может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий;
Может отражать педагогические традиции группы, образовательной организации.
Слайд 23Особенности оформления Программы:
- Обязательная часть Программы соответствует Примерной программе -оформляется
в виде ссылки на соответствующую Примерную программу; если без учета
Примерной программы – должна быть представлена развернуто (п.2.11 ФГОС);
- Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу (парциальные программы, методики, др.);
- Дополнительным разделом Программы является текст ее презентации (оформлена доступно для родителей)
Слайд 24Содержание презентации Программы:
В презентации должны быть указаны:
Возрастные
и иные категории детей, на которые ориентирована Программа
(в т.ч. дети с ОВЗ, дети-инвалиды);
Используемые Примерные программы;
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Слайд 25III.Требования к условиям
реализации основной образовательной программы ДО
1.Требования к психолого-педагогическим
условиям
2.Требования к развивающей предметно-пространственной среде
3. Требования к кадровым условиям
4.Требования к
материально-техническим условиям
5. Требования к финансовым условиям
Слайд 26Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во
всех основных образовательных областях
(5 образовательных областей) на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Слайд 27Требования к психолого-педагогическим условиям
-Уважение взрослых к человеческому достоинству детей. формирование
положительной самооценки, уверенности;
-Соответствие форм и методов работы возрасту и индивидуальным
особенностям детей (недопустимость искусственного ускорения и искусственного замедления развития детей);
-Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;
-Поддержка инициативы и самостоятельности детей;
-Возможность выбора детьми материалов, видов активности;
-Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
-Поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей в образовательную деятельность.
Слайд 28 Требования к условиям реализации основной образовательной программы
направлены на создание социальной ситуации развития, включая создание образовательной среды,
которая:
Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
Обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
Способствует профессиональному развитию педагогических работников;
Создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
Обеспечивает открытость дошкольного образования;
Создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.
Слайд 29 Условия для создания социальной ситуации развития детей:
Обеспечение
эмоционального благополучия через общение с каждым ребенком, уважительное отношение к
каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
Поддержка индивидуальности и инициативы детей через свободный выбор детьми деятельности, принятия детьми решений, выражения чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку их инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
Установление правил взаимодействия в разных ситуациях (доброжелательные отношения между детьми, в т.ч. принадлежащими к различным национально-культурным слоям, детям с ОВЗ; развитие коммуникативных способностей, умение работать в группе сверстников);
Слайд 30Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого
ребенка (овладение культурными средствами деятельности, организация различных видов деятельности, поддержка
спонтанной игры детей, обеспечение игрового времени и пространства, оценка индивидуального развития детей);
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Слайд 31Специальные условия для детей с ОВЗ
Для получения без дискриминации качественного
образования детьми с ОВЗ создаются условия для диагностики и коррекции
нарушений развития, социальной адаптации;
Оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования и социальному развитию детей с ОВЗ;
При работе с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (ИПР).
Слайд 32 Педагогическая диагностика
При реализации Программы может
проводиться оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических
действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения задач:
индивидуализации образования каждого воспитанника;
оптимизации работы с группой детей.
Слайд 33
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей,
которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи) – выявление и изучение индивидуально-психологических
особенностей детей.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Слайд 34 Образовательная организация должна создавать возможности:
для
предоставления информации о Программе семье, широкой общественности;
для взрослых по поиску,
использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в т.ч. в информационной среде;
для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Слайд 35Образовательная нагрузка
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам
и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26)
Слайд 36Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Содержательно-насыщенная;
Трансформируемая;
Полифункциональная;
Вариативная;
Доступная;
Безопасная.
Среда должна обеспечивать:
-реализацию различных
образовательных программ;
-учет национально-культурных, климатических условий;
-учет возрастных особенностей детей;
-условия для корекционного, инклюзивного образования (при наличиии)
Слайд 37Развивающая предметно-пространственная среда
1)Насыщенность среды должна соответствовать возрасту детей и содержанию
Программы.
Средства обучения и воспитания (в здании
и на участке) должны обеспечивать все виды деятельности, эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения.
Для детей младенческого и раннего возраста - условия для движения, предметной и игровой деятельности.
2)Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды детьми (меняющиеся интересы и возможности детей).
Слайд 38 3) Полифункциональность среды предполагает:
-Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (модулей, матов, ширм
и др.);
-Наличие в группе полифункциональных предметов (природных материалов, предметы-заместители для игр).
4) Вариативность среды предполагает:
-Наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования, др.);
- Наличие разнообразных материалов, игр, игрушек, оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
-Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активную разнообразную деятельность детей.
Слайд 395)Доступность среды предполагает:
-Доступность для детей, в т.ч. для детей с
ОВЗ, детей-инвалидов во всех помещениях, где осуществляется образовательная деятельность;
Свободный доступ
детей к игрушкам, материалам, пособиям;
Исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Слайд 40- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию потенциала пространства
группы, территории (участок), материалов, оборудования, инвентаря для реализации Программы.
- Развивающая
предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения, совместной деятельности детей (в т.ч. разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность для уединения.
Слайд 41П.3.3.5. Образовательная организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе
технические, материалы (расходные), игровое, спортивное,оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации
Программы.
Слайд 42 Требования к кадровым условиям реализации
Программы
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам «Квалификационные
характеристики должностей работников образования», утв. приказом МЗиСР РФ от 26.08.2010г.№ 761н;
Педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей в соответствии с п. 3.2.5 ФГОС;
Должностной состав и количество работников, необходимых для обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.
Слайд 43Основные компетенции педагогов ДОУ
ФГОС ДО определяет основные компетенции, которыми должны обладать педагоги для
создания социальной ситуации развития детей:
обеспечение эмоционального благополучия детей через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
поддержку индивидуальности детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, развитие коммуникативных способностей детей;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка;
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Слайд 44При работе в группах для детей с ОВЗ в ДОУ
могут быть предусмотрены должности, имеющие квалификацию для работы с детьми
с ОВЗ, в т.ч. ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь.
При организации инклюзивного образования (при включении в группу детей с ОВЗ) к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с детьми с ОВЗ.
Слайд 45Требования к финансовым условиям реализации Программы
- Расходы на оплату
труда работников, реализующих Программу;
-Расходы на средства обучения и воспитания (в
т.ч. актуализацию электронных ресурсов, техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, услуги связи, подключение к сети Интернет);
-Расходы на дополнительное профессиональное образование руководящих и педагогических работников по профилю деятельности;
- Иные расходы по реализации Программы.
Слайд 46 IV. Требования к результатам освоения основной
образовательной программы ДО
Требования ФГОС дошкольного образования к результатам
освоения Программы представлены в виде ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Слайд 47 Специфика дошкольного детства (непосредственность, непроизвольность, разброс
вариантов его развития), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность
уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают определение результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.
Слайд 48
Целевые ориентиры
являются ориентирами для:
построения образовательной политики в сфере дошкольного образования
на всех уровнях;
создания условий в образовательной организации;
анализа профессиональной деятельности педагогов;
взаимодействия с семьями воспитанников;
информирования родителей и общественности о целях дошкольного образования, общих для образовательного пространства РФ;
выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования.
Слайд 49 Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием
при решении управленческих задач, включая:
аттестацию педагогических кадров;
оценку качества дошкольного образования;
оценку
итогового и промежуточного уровня развития воспитанников в рамках мониторинга (не подлежат оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей);
- оценку выполнения государственного задания (посредством их включения в показатели);
распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников организации.
Слайд 50Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
1. Ребенок интересуется
окружающими предметами и активно действует с ними;
2. Использует специфические предметные
действия, знает назначение бытовых предметов;
3. Владеет активной речью, включенной в общение;
4. Стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях, действиях;
5. Проявляет интерес к сверстникам, подражает им…;
6. Проявляет интерес к стихам, песням, сказкам…;
7. Развита крупная моторика, стремится осваивать различные виды движения…
Слайд 51 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
1.
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность
в разных видах деятельности…;
2. Обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и к себе, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками….;
3. Обладает развитым воображением, владеет разными видами игры, различает условную и реальную ситуации, подчиняется правилам и социальным нормам…;
4. Хорошо владеет устной речью, выражает мысли, выделяет звуки в словах, складываются предпосылки грамотности…;
Слайд 525. Развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями..;
6. Способен
к волевым усилиям, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
7.
Проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории ….
Слайд 53ФГОС ДО
Новая идеология образовательной деятельности;
Новая структура содержания образования
дошкольников (образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие ребенка);
Ведущей составляющей ФГОС ДО являются требования к условиям реализации Программы;
Результаты освоения Программы – целевые ориентиры дошкольного образования как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Слайд 54Организация введения ФГОС ДО
«План действий по обеспечению ведения ФГОС дошкольного
образования»
(утвержден МОиН РФ от 31.12.2013 года):
-
Нормативно-правовое, методическое, аналитическое обеспечение введения ФГОС ДО;
Организационное обеспечение реализации ФГОС;
Кадровое обеспечение;
Финансово-экономическое обеспечение;
Информационное сопровождение введения ФГОС.
Слайд 55Спасибо за внимание!
СПб АППО
2015 г.