Слайд 1ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КУРС
«ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ»
1994 – 2019
Издатель: учебно-методическое объединение «Духовное
возрождение», г. Обнинск
Автор: И.Г.Сухин, Институт стратегии развития образования РАО, г.
Москва
Слайд 2Федеральный курс «Шахматы - школе»
Слайд 3
Главная цель курса «Шахматы - школе» – поэтапное развитие способности
детей действовать «в уме»
В 60-е годы ХХ века было установлено,
что важнейшая не сводимая к простому накоплению знаний и умений интеллектуальная способность, которая развивается в ходе обучения, – это способность действовать «в уме».
Эта способность является одним из важнейших показателей общего развития психики человека, представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления и заключается в возможности человека оперировать в мысленном плане с заместителями реальных предметов (не совершая с ними развернутых операций в пространстве).
Развитие способности действовать «в уме» важно для всех видов деятельности человека, так как каждый из них требует выполнения операций в определённой последовательности.
Слайд 4
Известно, что способность действовать «в уме» необходимо специально развивать, причем
её развитие – процесс медленный, предполагающий длительное умственное воспитание детей
и завершающийся приблизительно в 12 лет.
Наиболее интенсивно эта способность развивается в младшем возрасте, но в общеизвестных системах обучения она целенаправленно не формируется. По этой причине способность действовать «в уме» достигает оптимального развития всего у 5% людей.
Чётко структурированное обучение детей основам шахматной игры является тем оптимальным средством, которое позволяет развить способность действовать «в уме».
Все составляющие курса «Шахматы - школе» и были разработаны для достижения этой глобальной цели.
Слайд 5Рабочие программы
«Шахматы – школе. Рабочие программы.
1-4 годы обучения
(2019)
Слайд 6Программы курса "Шахматы – школе" реализуют системно-деятельностный подход и разработаны
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования и основной образовательной программы начального общего образования.
Программы адресованы в первую очередь учителям общеобразовательных организаций и ориентированы на достижение значимой для начальной школы цели – развития у детей фундаментальной способности действовать "в уме" с использованием инновационной здоровьесберегающей шахматно-задачной технологии обучения и системы занимательных дидактических заданий и игр. При реализации данных программ формируются широкие межпредметные связи с основными дисциплинами начальной школы.
Научный подход, заложенный в программах курса "Шахматы – школе", обеспечил России ряд приоритетов в области шахматного образования.
Слайд 7Федеральный курс «Шахматы – школе»
включает в себя следующие учебно-методические
комплекты (УМК) : УМК «Шахматы, первый год», УМК «Шахматы, второй
год», УМК «Шахматы, третий год»
В УМК «Шахматы, первый год» входят:
1. Программа «Шахматы, первый год».
2-3. Учебник «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Часть 1», «…Часть 2».
4. Пособие для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу».
5-6. Рабочие тетради «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 1», «…Часть 2».
7. Тетрадь для проверочных работ «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ».
8. Задачник «Задачи к курсу «Шахматы - школе». Первый год обучения. 1500 малофигурных позиций».
Слайд 8В УМК «Шахматы, второй год» входят:
1. Программа «Шахматы, второй
год».
2-3. Учебник «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Часть
1», «…Часть 2».
4. Пособие для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу».
5-6. Рабочие тетради «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: Часть 1», «…Часть 2».
7. Тетрадь для проверочных работ «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Тетрадь для проверочных работ».
8. Задачник «Задачи к курсу «Шахматы - школе»: Второй год обучения».
В УМК «Шахматы, третий год» входят:
1. Программа «Шахматы, третий год».
2-3. Учебник «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Часть 1», «…Часть 2».
4. Пособие для учителя «Шахматы, третий год, или Учусь и учу.
5-6. Рабочие тетради «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь: Часть 1», «…Часть 2».
7. Тетрадь для проверочных работ «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Тетрадь для проверочных работ».
8. Задачник «Задачи к курсу «Шахматы - школе»: Третий год обучения».
Слайд 10УМК «Шахматы, первый год»
1. Программа «Шахматы, первый год»
впервые опубликована
в журналах «Начальная школа» (1994, №9) и «Вестник образования» (1994,
№9).
Программы двух лет обучения «Шахматы, первый год» и «Шахматы, второй год» были приведены в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4)» (М.: Просвещение, 1996).
Программы трёх лет обучения «Шахматы, первый год», «Шахматы, второй год» и «Шахматы, третий год» были приведены в сборниках «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4)» (М.: Просвещение, 1998), «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. Часть вторая» (М.: Просвещение, 2000, 2001, 2002).
Отдельным изданием программы трёх лет обучения вышли в 2010, 2011, 2013 , 2016 и 2019 году:
И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013, 2016. – 40 с.).
В Интернете программа первого года обучения расположена по адресам:
http://chess555.narod.ru/1god.htm
http://suhin.narod.ru/chessprogr1.htm
В 2019 году впервые изданы рабочие программы курса.
Слайд 112-3.Учебник для начальной школы, первый год обучения
Учебник
«Шахматы, первый год, или
Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной
школы, первый год обучения» (1998, 2009, 2011-2012, 2014, 2017-2018).
С 2009 г. издаётся в двух частях.
Слайд 12Первый в мировой практике учебник шахматной игры, написанный специально для
начальной общеобразовательной школы.
Учебник содержит самый элементарный шахматный материал, который
закрепляется большим количеством уникальных дидактических игр и заданий.
Несмотря на то, что учебник создавался для первого класса начальной школы, его можно использовать на начальном этапе обучения и в других классах школы 1-й ступени, а также в подготовительной к школе группе детского сада. Это обеспечивается тем, что в каждом типе дидактических заданий и игр есть задачи разного уровня сложности.
Книга входит в учебно-методический комплект «Шахматы, первый год».
Слайд 134. Пособие для учителя, первый год обучения
Пособие для учителя
«Шахматы, первый
год, или Учусь и учу» (1999, 2011, 2015, 2019).
Слайд 14Эта книга – первое в мировой практике шахматное пособие для
учителей начальных классов, не обладающих большими знаниями в области шахмат.
Данное пособие разработано к учебнику для первого года обучения «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны».
В пособии подробно изложена методика проведения каждого урока. В начале каждой главы-урока учителю объясняются необходимые шахматные сведения. Обилие в пособии занимательных заданий, увлекательных дидактических игр позволит педагогу сделать каждое занятие праздником для ребят.
Книга адресована учителям начальных классов, воспитателям подготовительных групп детского сада, тренерам-преподавателям, а также родителям.
Слайд 155-6. Рабочие тетради,
первый год обучения
Рабочие тетради:
«Шахматы, первый год, или
Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть
1» (2004, 2006-2013, 2016-2019).
«Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 2» (2005-2014, 2016-2019).
Слайд 16Рабочие тетради содержат занимательные задания, которые помогут ребёнку освоить основы
шахматной игры. Работая с тетрадями, ребёнок будет помогать рассеянному художнику:
исправлять его ошибки, отгадывать загадки.
В рабочие тетради включён материал, соответствующий Программе «Шахматы, первый год», учебнику «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», пособию для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу».
Слайд 177. Тетрадь для проверочных работ,
первый год обучения
Тетрадь для проверочных
работ
«Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и
тайн полны: Тетрадь для проверочных работ» (2005-2006, 2008, 2010-2011, 2013, 2014, 2016-2018).
Слайд 18
Каждая из 15-ти проверочных работ содержит 16 вопросов (заданий), рассчитана
на 10-15 минут и расположена на отдельном листе.
Основная задача
издания - обеспечить текущий контроль после прохождения каждой крупной темы учебной программы. Возможны два равноценных варианта проведения контроля:
1. Перед каждой проверочной работой учащимся выдаются сами тетради.
2. Ученикам выдаются только листы с текущей проверочной работой, заранее вырезанные из тетради. Поэтому на каждом листе есть графы "номер школы и класса", "фамилия ученика" и т.п.
Тетрадь может быть использована на различных этапах учебного процесса для фронтальной, групповой, индивидуальной работы, для занятий в парах.
Слайд 198. Задачник,
первый год обучения
Задачник
«Задачи к курсу «Шахматы -
школе». Первый год обучения. 1500 малофигурных позиций» (2012, 2016, 2017,
2019).
Примечание: Первоначальное название задачника - «Шахматы, первый год. Задачник, мат в один ход. 1500 малофигурных позиций» (2006-2007, 2009, 2010).
Слайд 20
Умение объявить противнику мат – основа шахматного искусства. Однако в
море шахматной литературы незаслуженно забытой оказалась важнейшая ступень обучения –
задачи на мат в один ход.
В задачник включён материал, соответствующий Программе «Шахматы, первый год», учебнику для школьников «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» и пособию для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу».
В сборнике 1500 задач: 1242 чётко структурированные трёх-, четырёх- и пятифигурные позиции-схемы, охватывающие все типичные матовые конструкции для данного количества фигур и практикум из 258 учебных положений.
Слайд 21УМК «Шахматы, второй год»
1. Программа «Шахматы, второй год»
впервые опубликована
в журналах «Начальная школа» (1995, №8) и «Вестник образования» (1995,
№9).
Программы двух лет обучения «Шахматы, первый год» и «Шахматы, второй год» были приведены в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4)» (М.: Просвещение, 1996).
Программы трёх лет обучения «Шахматы, первый год», «Шахматы, второй год» и «Шахматы, третий год» были приведены в сборниках «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4)» (М.: Просвещение, 1998), «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. Часть вторая» (М.: Просвещение, 2000, 2001, 2002).
Отдельным изданием программы трёх лет обучения вышли в 2010, 2011, 2013, 2016 и 2019 году:
И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013, 2016. – 40 с.).
В Интернете программа второго года обучения расположена по адресам:
http://chess555.narod.ru/2god.htm
http://suhin.narod.ru/chessprogr2.htm
В 2019 году впервые изданы рабочие программы курса.
Слайд 222-3. Учебник для начальной школы, второй год обучения
Учебник
«Шахматы, второй год,
или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год
обучения» (2003, 2007, 2008-2009, 2011, 2014, 2017, 2019). С 2008 года издаётся в двух частях.
Слайд 23
Данный учебник продолжает курс начального обучения шахматной игре и следует
за учебником «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес
и тайн полны». Теория шахматной игры закрепляется при помощи большого количества дидактических заданий и игр, с преимущественным использованием иллюстративного материала содержательного характера.
Учебник предназначен для второго класса, однако может быть использован на занятиях в других классах. Это обеспечивается тем, что в каждом разделе учащимся предлагаются как простые, так и сложные задания.
К учебнику «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем» разработано методическое пособие для учителя (и родителей) «Шахматы: второй год, или Учусь и учу».
Слайд 244. Пособие для учителя, второй год обучения
Пособие для учителя
«Шахматы,
второй год, или Учусь и учу» (2004, 2008, 2012, 2017)
Слайд 25
В данном пособии объясняется, как учителю с минимальной шахматной подготовкой
проводить занятия с учениками второго года обучения по учебнику «Шахматы,
второй год, или Играем и выигрываем». Пособие будет интересно и родителям, помогающим своим детям освоить основы шахматной игры.
Для педагогов, знакомых с шахматами только по материалам УМК «Шахматы, первый год», сделаны необходимые разъяснения.
В пособии детально описывается каждый из 33 уроков, приводится большая часть заданий из учебника с решениями.
Слайд 265-6. Рабочие тетради,
второй год обучения
Рабочие тетради:
«Шахматы, второй год,
или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: Часть 1» (2005-2007, 2009-2010,
2012-2013, 2015, 2017-2019).
«Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: Часть 2» (2006-2007, 2009-2010, 2012-2013, 2015, 2017-2019).
Слайд 27
Тетради содержат занимательные задания, которые помогут ребёнку освоить основы шахматной
игры. Работая с тетрадями, ребёнок будет помогать рассеянному художнику: исправлять
его ошибки, отгадывать загадки.
В рабочие тетради включён материал, соответствующий Программе «Шахматы, второй год», учебнику для школьников «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем» и пособию для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу».
Тетради предназначены для второго года обучения в любом классе начальной школы. В случае применения тетрадей в первом классе не обязательно выполнять задания, связанные с использованием шахматной нотации и записью, а решения большей части задач можно показывать только стрелками.
Слайд 287. Тетрадь для проверочных работ,
второй год обучения
Тетрадь для проверочных
работ
«Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Тетрадь для
проверочных работ» (2008, 2013, 2015, 2018)
Слайд 29
Тетрадь предназначена для второго года обучения в любом классе начальной
школы. Каждая из 15-ти проверочных работ рассчитана на 15-25 минут
и расположена на отдельном листе.
Основная задача издания - обеспечить текущий контроль после прохождения каждой крупной темы учебной программы. Возможны два равноценных варианта проведения контроля:
1. Перед каждой проверочной работой учащимся выдаются сами тетради.
2. Ученикам выдаются только листы с текущей проверочной работой, заранее вырезанные из тетради. Поэтому на каждом листе есть графы "номер школы и класса", "фамилия ученика" и т.п.
Тетрадь может быть использована на различных этапах учебного процесса для фронтальной, групповой, индивидуальной работы, для занятий в парах.
Слайд 308. Задачник,
второй год обучения
Задачник
«Задачи к курсу «Шахматы -
школе». Второй год обучения» (2012, 2015, 2016)
Слайд 31УМК «Шахматы, третий год»
1. Программа «Шахматы, третий год»
впервые опубликована
в журналах «Начальная школа» (1997, №10) и Образование» (1998, №4).
Программы
трёх лет обучения «Шахматы, первый год», «Шахматы, второй год» и «Шахматы, третий год» были приведены в сборниках «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4)» (М.: Просвещение, 1998), «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. Часть вторая» (М.: Просвещение, 2000, 2001, 2002).
Отдельным изданием программы трёх лет обучения вышли в 2010, 2011, 2013, 2016 и 2019 году:
И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013, 2016. – 40 с.).
В Интернете программа третьего года обучения расположена по адресам:
http://chess555.narod.ru/3god.htm
http://suhin.narod.ru/chessprogr3.htm
В 2019 году впервые изданы рабочие программы курса.
Слайд 322-3. Учебник для начальной школы, третий год обучения
Учебник
«Шахматы, третий год,
или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год
обучения: В 2-х частях» (2008, 2014, 2018, 2019)
Слайд 33Данный учебник продолжает курс начального обучения шахматной игре и следует
за учебниками «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес
и тайн полны» и «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем». Теория шахматной игры закрепляется при помощи большого количества дидактических заданий и игр, с преимущественным использованием иллюстративного материала содержательного характера.
Учебник предназначен для третьего класса начальной школы, однако может быть использован на занятиях в других классах. Это обеспечивается тем, что в каждом разделе учащимся предлагаются как простые, так и сложные задания.
К учебнику «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры» разработано методическое пособие для учителя (и родителей) «Шахматы, третий год, или Учусь и учу».
Слайд 344. Пособие для учителя, третий год обучения
Пособие для учителя
«Шахматы,
третий год, или Учусь и учу» (2009, 2013, 2016)
Слайд 35
В пособии объясняется, как учителю с минимальной шахматной подготовкой проводить
занятия с учениками третьего года обучения по учебнику «Шахматы, третий
год, или Тайны королевской игры». Самое серьёзное внимание уделяется нестандартным занимательным заданиям.
Пособие будет полезно и родителям, помогающим своим детям освоить основы шахматной игры.
Для педагогов, знакомых с шахматами только по материалам УМК «Шахматы, первый год» и «Шахматы, второй год», сделаны необходимые разъяснения.
В пособии описывается каждый из 66 уроков, приводится большая часть заданий из учебника с решениями.
Слайд 365-6. Рабочие тетради,
третий год обучения
Рабочие тетради:
«Шахматы, третий год,
или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь: Часть 1» (2010, 2012,
2014-2015, 2018, 2019)
«Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь: Часть 2» (2010, 2012, 2014, 2015, 2018, 2019)
Слайд 37Тетради содержат занимательные задания, которые помогут ребёнку освоить основы шахматной
игры. Работая с тетрадями, ребёнок будет помогать рассеянному художнику: исправлять
его ошибки, отгадывать загадки.
В рабочие тетради включён материал, соответствующий Программе «Шахматы, третий год», учебнику для школьников «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры» и пособию для учителя «Шахматы, третий год, или Учусь и учу».
Тетради предназначены для третьего года обучения в любом классе начальной школы.
Слайд 387. Тетрадь для проверочных работ,
третий год обучения
Тетрадь для проверочных
работ
«Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Тетрадь для
проверочных работ» (2011, 2013, 2014, 2016)
Слайд 39Тетрадь предназначена для третьего года обучения в любом классе начальной
школы. Каждая из 15-ти проверочных работ рассчитана на 15-25 минут
и расположена на отдельном листе.
Основная задача издания - обеспечить текущий контроль после прохождения каждой крупной темы учебной программы. Возможны два равноценных варианта проведения контроля:
1. Перед каждой проверочной работой учащимся выдаются сами тетради.
2. Ученикам выдаются только листы с текущей проверочной работой, заранее вырезанные из тетради. Поэтому на каждом листе есть графы "номер школы и класса", "фамилия ученика" и т.п.
Тетрадь может быть использована на различных этапах учебного процесса для фронтальной, групповой, индивидуальной работы, для занятий в парах.
Слайд 408. Задачник,
третий год обучения
Задачник
«Задачи к курсу «Шахматы -
школе». Третий год обучения» (2014)
Слайд 41
В задачник третьего года обучения включён материал, соответствующий Программе «Шахматы,
третий год», учебнику для школьников «Шахматы, третий год, или Тайны
королевской игры» и пособию для учителя «Шахматы, третий год, или Учусь и учу».
Презентацию подготовил в 2010 году: И.Г.Сухин
Коррекция от 08.09.2019.