Слайд 1Федеральный
государственный
образовательный
стандарт ВПО
Слайд 2 Понятие ФГОС
ФГОС – это совокупность требований,
обязательных при реализации основных образовательных программ
ФГОС обеспечивают:
единство образовательного пространства
Российской Федерации
преемственность ООП среднего (полного) общего, среднего и высшего профессионального образования
Слайд 3Уровни высшего
профессионального образования
Бакалавриат
Подготовка
специалиста
или магистратура
Слайд 4Нормативные сроки
освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по
очной форме обучения:
- для получения квалификации (степени) "бакалавр" -
четыре года;
- для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет;
- для получения квалификации (степени) "магистр" - два года.
Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования
(программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством РФ
(Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 г. N 1136)
Слайд 5Устанавливаются следующие виды
документов об уровнях высшего профессионального образования:
диплом
бакалавра;
диплом специалиста;
диплом магистра.
Слайд 6Формы получения высшего образования:
очная;
очно-заочная (вечерняя);
заочная;
экстернат.
Слайд 7ФГОС ВПО
Требования
к структуре
ООП
Требования
к условиям
реализации
Требования
к
результатам
освоения
ООП
Слайд 8 Особенности
ФГОС ВПО
Направление
подготовки,
специальности
Цели воспитания
и обучения
(в ООП
вуза)
Разработка совместно с работодателями
Ориентация на
результат
Компетентностный
подход
Трудоемкость ООП
в зачетных
единицах
Базовая часть:
Б –
не более 50%
М – не более 30%
С – не менее 90%
Слайд 9Характеристика профессиональной
деятельности выпускника
Область профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности
Виды профессиональной
деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
к результатам освоения ООП
Компетенции
Общекультурные
Общепрофес-сиональные
По видам деятельности
Профессиональные
Слайд 11Требования к условиям реализации ООП
Кадровое обеспечение
Учебно-методическое и
информационное
обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Финансовое обеспечение
Требования к организации практик
Общие требования
Слайд 12Компетентностный подход
Компетентностный подход – это особый культурно-образовательный контекст, заданный следующими
тенденциями российского образования в последнее десятилетие:
утрата единства и определенности образовательных
систем, формирование рынка труда и связанного с ним рынка образовательных услуг
вариативность и альтернативность образовательных программ, возрастание конкуренции и коммерческого фактора в деятельности образовательной системы
изменение функции государства в образовании: от тотального контроля и планирования - к общей правовой регуляции возникающих в образовании отношений
Перспективы интеграции российского образования и российской экономики, в целом, в международную (в частности в европейскую) систему разделения труда
Слайд 13Компетентностный подход
Возможность задать требуемый уровень в модели компетенций без учета
личности
Измерение в числовых показателях
Наличие объективных критериев оценки
Возможность сравнения оцениваемых между
собой
Фиксация описания компетенций, что исключает разночтения в понимании
Точность прогноза
Слайд 15Компетенции ФГОС сгруппированы
Общекультурные
универсальные, ключевые, (надпрофессиональные)
Академическая подготовленность
Профессиональные
предметно -
специализированные
(профессиональные)
Слайд 16Структура компетенции через содержание:
знать – уметь - владеть
Знать: основные понятия
и теоретические положения изучаемых дисциплин, методы анализа, систематизации и обобщения
учебной информации, цели и пути их достижения;
Уметь: применять научные термины, формулировать цели, анализировать и обобщать учебную информацию;
Владеть: культурой мышления, методами анализа, систематизации и обобщения данных, навыками формирования целей, задач и поиска путей их достижения.
Слайд 17Оценка качества освоения ООП
Текущий контроль
успеваемости
Промежуточная аттестация
обучающихся
Итоговая государственная
аттестация выпускников
Слайд 18Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуются:
Перечень
направлений подготовки бакалавров и магистров (приказы Минобрнауки России: от 17.09.2009
№ 337,
от 09.03.2010 № 168, от 12.08.2010 № 856).
Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО для подготовки специалистов (постановление Правительства РФ
от 30.12.2009 № 1136).
Федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки (специальностям) бакалавров, магистров и специалистов.
Примерные основные образовательные программы для подготовки бакалавров, магистров и специалистов (размещаются на сайте ФИРО и разработчиков ФГОС, письмо Минобрнауки России от 28.12.2009 № 03-26-72 «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования» ).
Слайд 19Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуется:
Для
организации образовательного процесса в вузе:
Расписание занятий
Основные образовательные программы вуза по
каждому предусмотренному лицензией направлению подготовки (специальностям) для бакалавриата, маристратуры, подготовки специалиста и формам обучения.
Должны быть разработаны и утверждены:
Основные образовательные программы, включая: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, программы учебной и производственной практики, календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (письмо Минобрнауки России от 13.05.2010 «О разработке основных образовательных программ»).
Порядок освоения, сокращенных или ускоренных программ бакалавриата (для лиц, имеющими среднее профессиональное образование соответствующего профиля, и для лиц, уровень образования или способности которых являются достаточным).
Слайд 20Выбор профиля подготовки бакалавов при разработке ООП вуза
ФГОС бакалавров : «Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в
соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО» .
Письмо Минобрнауки России от 13.05.2010 «О разработке основных образовательных программ»:
«При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП вуз должен выбрать профиль (профили), указанный (указанные) в примерной основной образовательной программе, утвержденной руководителем базового вуза – разработчика соответствующего ФГОС ВПО. Если ФГОС ВПО создан двумя и более разработчиками, то остальные вузы могут ориентироваться на перечень профилей, представленных в примерных основных образовательных программах вузов-разработчиков. Вуз может разработать ООП и без указания профиля подготовки.».
Слайд 21
О новом Типовом положении
об образовательном учреждении высшего профессионального образования
(высшем
учебном заведении)
Утверждено постановлением Правительства РФ от
14 февраля 2008 г. N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»
Слайд 22Раздел 3. «Образовательная деятельность
высшего учебного заведения»
п.34.
Программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры, реализуемые в
высшем учебном заведении по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, являются основными образовательными программами высшего профессионального образования.
п. 35. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.
Слайд 23Раздел 3. «Образовательная деятельность
высшего учебного заведения»
Из п.39.
Основная образовательная программа разрабатывается и утверждается вузом самостоятельно с учетом
требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ.
Примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер и разрабатывает Министерство образования и науки Российской Федерации.
Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут разрабатываться и реализовываться совместно несколькими высшими учебными заведениями, в том числе зарубежными, в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.
Слайд 24Раздел 3. «Образовательная деятельность
высшего учебного заведения»
п.40.
Максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54
академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме устанавливается ФГОС по конкретному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов.
Слайд 25Раздел 3. «Образовательная деятельность
высшего учебного заведения»
п.
42. Учебные занятия в высшем учебном заведении проводятся в виде:
лекций,
консультаций,
семинаров, практических занятий,
лабораторных работ,
контрольных работ, коллоквиумов,
самостоятельных работ,
научно-исследовательской работы,
практики,
курсового проектирования (курсовой работы),
Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.
Слайд 26Раздел 3. «Образовательная деятельность
высшего учебного заведения»
Из п.43.
Учебная и производственная практика осуществляется на основе договоров между вузами
и организациями, в соответствии с которыми указанные организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов вузов, имеющих государственную аккредитацию.
Порядок проведения учебной и производной практик студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, утверждается Минобрнауки России.
Слайд 27Раздел 3. «Образовательная деятельность
высшего учебного заведения»
Из п.46.
Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, по ускоренным образовательным программам и
в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.
Студентам, участвующим в программах двустороннего и многостороннего обмена, могут перезачитываться дисциплины, изученные ими в другом вузе, в том числе зарубежном, в порядке, определяемом высшим учебным заведением.
Слайд 28Раздел 3. «Образовательная деятельность
высшего учебного заведения»
Из п.47.
Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется
после освоения образовательной программы в полном объеме.
Выпускник высшего учебного заведения считается завершившим обучение на основании приказа ректора о его отчислении.
Слайд 29Наличие ФГОСов
по направлениям подготовки
бакалавров и магистров:
Сайт Минобрнауки России http://mon.gov.ru/
/ ДОКУМЕНТЫ /
-
Федеральные государственные образовательные стандарты
- Приказы Минобрнауки России
Слайд 30КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СОВЕТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ПОРТАЛ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВПО www.fgosvpo.ru