Слайд 1ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
(Введение)
Ростов-на-Дону –
2018
Слайд 2Информация о составителе
Бермус Александр Григорьевич,
Кандидат физико-математических наук (1996);
Доктор
педагогических наук (2003);
Доцент (2005);
Профессор (2013)
E-mail: bermous@sfedu.ru bermous@donpac.ru
Facebook: https://www.facebook.com/bermous
Слайд 3ПЛАН ПРЕЗЕНТАЦИИ
Исходные проблемы курса
Место и цели курса в системе
магистерской подготовки
Основные принципы изучения курса
Формируемые компетенции
Требования к аттестации
Выводы
Список литературы
Слайд 4Исходные проблемы курса:
Почему «инновации в образовании»? А разве дореволюционная
гимназия или советская школа – не идеал?
Что включается в понятие
«инновации»? Как отличить «настоящую инновацию» от «лжеинноваций»?
Что такое «опыт инновационной деятельности» и как его приобрести?
Назад
Слайд 5Нужны и важны ли инновации: зависимость от социального и исторического
контекста
1 ответ (традиционализм, религиозное образование): образование – это приобщение к
Вечному; инновации (особенно, радикальные)– опасны.
2 ответ (прагматизм, развивающее образование): образование – актуальный опыт, перенесенный из культуры (социума) в адаптированном виде; педагогические инновации необходимы как средство поддержания востребованности образования в обществе, но они собственного содержания НЕ имеют.
3 ответ (проектное, опережающее образование): образование – это опытная площадка социума; инновации – душа и смысл образования.
ПРОБЛЕМЫ СЕГОДНЯШНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: быстрые социальные трансформации, вызов новых технологий (прежде всего, информационных), обострение конкуренции (будущие производители – около 20% социума) - ответ – ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Назад
Слайд 6Инновации в образовании: реальность или фейк?
«Проблемная действительность» (действительность = субъектная
деятельность; проблемность = осмысленные затруднения)
Предшественники (корни, идейные основания)
Новая идея
(эйдос, смысл образования) – новый образ реальности, и отношений между ее компонентами (учитель – ученик; цель – содержание; метод обучения – метод оценивания и др.)
Новая практика: организация, приемы, речь, образ учителя
Новые результаты: новые критерии + новые итоги
Рефлексия: «что это?» «имеет ли смысл?»
Последователи + критики + реконструкторы
Слайд 7Полный цикл
реального инновационного процесса
Зарождение (возникновение нового содержания (идеи) внутри
или на стыке существующих форм и тенденций)
Организация (оформление в новый
постоянно действующий институт)
Распространение (количественное увеличение)
Тривиализация (привыкание, утрата новизны, накопление внутренних проблем)
Кризис (перерождение, возникновение альтернативных моделей)
Деградация и распад (окончание жизненного цикла)
Назад
Слайд 8Три цикла новоевропейских
инноваций в образовании
1 цикл: Классно-урочная система Я.А.Коменского
(XVII – XX века)
2 цикл: Новоевропейский (классический) университет (XVIII –
XX века)
3 цикл: Открытое образование (XIX – ? века)
Слайд 9Классно-урочная система Я.А.Коменского (часть 1)
Зарождение (монастырские школы + протестантская теология
+ потребности развития производства)
Организация: класс - бессословная, одновозрастная группа учащихся,
собранных для совместного изучения научных и учебных предметов
Распространение - начальная, основная, полная средняя школа; общее и профессиональное образование
Слайд 10Классно-урочная система Я.А.Коменского (часть 2)
Тривиализация (Закон о всеобуче, проблема индивидуализации,
мотивации, вербализм обучения)
Кризис (80 – 90-ые годы: «школа для государства»
или «школа для ребенка», упреки в антигуманизме)
Деградация и распад (школа – «камера хранения»; коррупция образовательной системы и среды)
Назад
Слайд 11Новоевропейский (классический) университет (часть 1)
Зарождение (средневековый университет-корпорация; сеть интеллектуалов-исследователей; секуляризация
социального пространства; развитие государства)
Организация (единство науки и преподавания; «свободное содружество
наук и искусств», факультетская структура – корпоративное единство)
Распространение (Гумбольдтовский университет, «современные университеты» Великобритании, Франции, России)
Слайд 12Новоевропейский (классический) университет (часть 2)
Тривиализация (университет как институт подготовки национальных
кадров; массовое университетское образование)
Кризис (национальный университет – единое образовательное пространство;
trained incapacity; экономическая неэффективность)
Деградация и распад (классическое – предпринимательский, исследовательский университет; роль философии в современном университете и пр.)
Назад
Слайд 13Открытое образование (Часть 1)
Зарождение (образование как социально-экономический фактор, рост значимости
досуга, разрушение тоталитарных идеологий, усиление роли СМИ и появление Интернет)
Организация
(учебное ТВ, электронная почта, информационные рассылки, чаты, блоги, Youtube.com)
Распространение (глобальный университет, дистанционный кампус, дополнительное бизнес-образование в Интернет): coursera.org! digitaloctober.ru!
Слайд 14Открытое образование (Часть 2)
Тривиализация? (распад традиционного «читательского сообщества», «электронные книги»
и пр.)
Кризис?...
Деградация и распад…
Назад
Слайд 15САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС:
ЗАЧЕМ ЭТО НАМ?
МАГИСТРАНТАМ ПО
УГС 44.00.00 – Образование
и педагогические науки
Слайд 16ЧТО ВАЖНО ПОНИМАТЬ БУДУЩЕМУ УЧИТЕЛЮ О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ?
ОРИЕНТИР – «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ» + Профессиональный экзамен (портфолио)
Смысл профессионального образования: приобретение индивидуального неэксклюзивного
профессионально-личностного опыта (принципы – непрерывность, самостоятельность).
ЧТО ЗНАЧИТ «ПРИОБРЕТЕНИЕ ОПЫТА»? От знаньевого подхода – к функциональному; от функционального – к компетентностному! Атрибуты КП: проблема (требующая доопределения) + выбор инициатив (стратегий) + экспертиза результата + рефлексия опыта
КАКОВЫ МЕХАНИЗМЫ? МЕНЕДЖМЕНТ Agile-management = клиентоориентированность + целеполагание + результативность + командная работа + скорость
КАКОВ РЕСУРС? Основной ресурс – социальный + культурный капитал (освоение сетевых ресурсов)
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ = ПРОЕКТ + РЕФЛЕКСИЯ (портфолио)
Слайд 1710 ГЛАВНЫХ НАВЫКОВ 2020
Комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving;
видеть многоуровневые связи в единстве)
Критическое мышление (Critical thinking; уметь сомневаться,
задавать вопросы, выдвигать альтернативы)
Креативность в широком смысле (Creativity; умение создавать новое)
Умение управлять людьми (People management; умение ставить цели, мотивировать, коммуиицировать, поощрять, разрешать конфликты и др.)
Взаимодействие с людьми (Coordinating with others; умение устанавливать и участвовать в горизонтальных связях)
Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence; понимать эмоции, намерения и мотивацию, управление эмоициями)
Формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making)
Клиентоориентированность (Service orientation; видеть потребности, выявлять их, формировать)
Умение вести переговоры (Negotiation)
Гибкость ума (Cognitive flexibility; способность переключаться с одной мысли на другую, одной точки зрения – на другую и др.)
ВЫВОД: ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ – ПРОЕКТНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОМАНДАХ!
Слайд 18Проектное задание
(задание на семинар!!!)
Комплексная проблема (уровни, аспекты, интересанты);
Ресурсная база
(информационные источники, книги, журналы, свидетельства участников аналогичных проектов, ФБ-группы)
Новые идеи
и возможности (что можно сделать)
Ролевые ожидания (кто что будет делать)
Спектр ожиданий от проекта (эмоциональное приятие)
Вклад в образование (магистерская программа, собственная деятельность, жизненный опыт)
Внешние участники и партнеры (школы, библиотеки, учреждения культуры)
Перспективы реализации и развития проекта
Слайд 19ТРИ ТИПА ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ (УК) ИЛИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ (ОК): ЧЕЛОВЕК
КАК СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ (ОПК): ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОТСИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ (ПК):
ЧЕЛОВЕК КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РАБОТНИК
Слайд 20ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПОДГОТОВКИ
(общекультурные компетенции)
способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу,
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
готовность
действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);
способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4);
способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5).
Слайд 21ПРОЕКТ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ О ШКОЛЕ»
Цель проекта: приобрести опыт критического анализа
и рефлексии кинофильмов; сформулировать выводы относительно трансформаций образа учителя
Познакомиться с
основными подходами к медиакритике (анализу фильмов) в группах «Медиапедагогика и мы»: https://www.facebook.com/groups/250007338386580/?fref=ts ; «Media and Information Literacy» https://www.facebook.com/groups/295672907171311/?fref=ts
Канал фильмов о школе и учителях в Youtube: https://www.youtube.com/playlist?list=PLHQYDKB4IY9QOM-X8--cxr428QQFb-PQz
Условие: образовать группу (не более 2 – 3 человек), просмотреть не менее 5 фильмов (разные эпохи и страны); написать критические рецензии. Подготовить общий вывод – чем отличаются подходы к изображению учителей и школы в разных странах или как меняются представления об учителях и школе с течением времени
Слайд 22Проект
«Образы советской школы»
Цель – реконструкция и демифологизация образа «советской
школы»
Материалы в группе «Документальные фильмы о советской школе»: https://www.youtube.com/playlist?list=PLHQYDKB4IY9TpCLXS8pIa6q7S9jm15vQL
Собрать
дополнительные материалы (по упоминаниям и ссылкам, приведенным в фильмах)
Написать эссе на одну из тем «Образ советской школы»; «Образ советского пионерского лагеря»; «Образ советского учителя» и др.
Слайд 23Проект «Буктрейлер»
Буктрейлер – краткий видеорассказ о книге, имеющий презентационную и
рекламную цели.
Задача: найти информацию о буктрейлерах в сети, правилах
их съемок
Познакомиться с буктрейлерами на канале Youtube или других каналах (например, https://www.youtube.com/playlist?list=PL54MVGKdqFq9-fPGpoGA0tr7rMsJxjABH )
Создать группу (не более 2 – 3 человек): согласовать выбор книги, написать сценарий буктрейлера, снять и смонтировать буктрейлер (ориентировочная продолжительность 2,5 – 4 минуты)
Слайд 24Культурно-просветительский проект «Поэтическая анимация»
Проблема – существенный разрыв между литературной традицией,
современной видеокультурой, а также – несформированность у детей культуры общения
и эстетических переживаний.
Цель – выявление возможностей и проблем использования художественной анимации для знакомства детей с литературными произведениями и стимулирования смыслового диалога со взрослыми.
Основные этапы проекта.
На канале «Ассоциации анимационного кино» http://www.youtube.com/user/aakrchannel познакомиться с несколькими анимационными фильмами, объединенными в цикл.
Обсудить основные проблемы, затронутые в фильме, их смысловые истоки и жизненная актуальность для разных возрастов; специфику образного и стилистического решения. Определить личный смысл и перспективы использования в работе с детьми (можно ли это использовать в работе с детьми, и, если да, то для чего?)
Разработать систему игровых заданий, ориентированные на формирование метапредметных и личностных УУД с использованием фрагментов (или полных текстов анимационных фильмов), а также сформулировать примерные вопросы для неформальной диагностики результативности.
Реализовать проект, осуществить его видеозапись и анализ в группе. Сформулировать рекомендации, в которых отразить:
Возможность использования артхаусного анимационного кино для формирования эстетической культуры и культуры общения (метапредметных и личностных УУД);
Оправданность использования соответствующих литературных текстов;
Степень соответствия (гармонии) литературного и изобразительного решения и музыкального оформления.
Условия и результаты занятия.
Общие рекомендации для учителей, родителей и воспитателей по использованию анимационных фильмов.
Слайд 25Проект «Ростовская видеопоэзия»
Цель – сохранить «звучащее время и пространство»
Познакомиться
с феноменом видеопоэзии (записями художественного чтения стихов)
Выбрать любимые стихи (можно
– собственные стихи; фрагменты прозы или сценки из драматических произведений) и сделать видеозаписи на фоне соответствующих видов г.Ростова-на-Дону
Пример видеопоэзии на фоне Москвы: https://www.youtube.com/watch?v=5KVioQuQydM Санкт-Петербурга: https://www.youtube.com/watch?v=U2LYUI3kXP0
Видеопоэзия А.Тарковского: https://www.youtube.com/watch?v=2UipzSBxjJU
Слайд 26Проект «Мой современник»
Цель проекта – создать целостный образ «моих старших
современников на фоне эпохи» (кто эти люди? В чем их
отличие от старших поколений? Что их сформировало?)
Для ответа на этот вопрос посмотреть фильмы из цикла «Рожденные в СССР» https://www.youtube.com/playlist?list=PLHQYDKB4IY9Qao5Tgl6eKDk4sNcP_47Yh и соответствующие им фильмы из цикла «Намедни»
https://www.youtube.com/playlist?list=PL2dnmwJp-KL6RLhfmDDQwZcoONM7jk_Qa
Написать эссе: «Герой(и) моего времени»
Слайд 27ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПОДГОТОВКИ
(общепрофессиональные компетенции)
готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной
и письменной формах на русском и иностранном языках для решения
задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);
готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).
Слайд 28Предпроект: «Вступление в образовательное сообщество»
Цель – получение доступа к современным
информационным и коммуникативным ресурсам инновационных образовательных практик
Регистрация на Facebook (www.facebook.com)
Создание и регистрация творческой группы (2 – 3, но не более 4 – 5 человек)
Слайд 29ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ И РЕСУРСЫ
«Инновационные процессы в образовании» (https://www.facebook.com/groups/714201332014271/requests/ )
Материалы к
курсу (https://yadi.sk/d/unE83MTk9sTE6 )
«Профессиональный стандарт педагога» (https://www.facebook.com/groups/489231661246814/?fref=ts )
УЧАСТИЕ В ПРОЕКТАХ –
КОНКУРСАХ – ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ! (информация обновляется)
Слайд 30Проект «Профессиональная самодиагностика и саморазвитие»
ЦЕЛЬ: ПОСТРОЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ «Я-КОНЦЕПЦИИ» (ИЛИ АНАЛИЗ
ИЗМЕНЕНИЙ)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОДИАГНОСТИКИ:
Ценностно-смысловая основа личности
Интеллектуально-мнестические способности
Волевые способности
Организационно-управленческие способности
Коммуникативные способности
Эмоциональный интеллект
Самооценка и творчество
ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК: https://yadi.sk/d/fPs1xm9DuZqB7
Слайд 31Требования к индивидуальной профессионально-образовательной программе (portfolio)
Требования ФГОС:
Умение выстраивать и реализовывать
перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном
образовании;
Владение способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе, электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры; навыками совершенствования и развития своего научного потенциала
Требования к индивидуальной программе:
Углубленная психолого-педагогическая самодиагностика;
Всестороннее представление профессионально-образовательного опыта копии (сертификатов, свидетельств);
Представление опыта работы с письменными источниками (в том числе, с иноязычными и электронными);
Представление опыта работы с видеоматериалами;
Представление опыта работы с нормативной и программно-методической документацией;
Самоанализ педагогического опыта;
Необходимые компетенции и направления совершенствования.
Слайд 32Обзорный проект
«ДИЗАЙН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ»
Цель проекта: обзор образовательных ресурсов и
создание методических материалов для применения в школах (повышение квалификации учителей).
Сетевые ресурсы:
https://newtonew.com/
https://postnauka.ru/
http://fcior.edu.ru/
Слайд 33«УЧИТЕЛЬ/ШКОЛА МОЕЙ МЕЧТЫ»
Проблема: деперсонификация образа учителя и школы.
Цель: создание
презентационного проекта, раскрывающего индивидуальный профессионально-личностный (школьный) проект (личность, биография, оригинальная
методика, опыт, критика и др.)
Содержание:
Индивидуально или объединиться в группы (по 2 – максимум 3 человека).
Познакомиться с материалами сайта «Учитель года России» https://teacher-of-russia.ru . Выбрать актуальный для себя образ/опыт учителя (школы) из числа лауреатов и победителей конкурсов 2011 – 2016 годов. Согласовать с другими командами во избежание повторов!
Найти в сети Интернет информацию об учителе (или школе): биографию (историю), этапы становления, основные идеи, особенности практической деятельности, наиболее значительные выступления, публикации (авторские и критические), конкурсные видеофрагменты и прочие видеоматериалы (www.youtube.ru ) и др.
Подготовить творческий портрет учителя.
Слайд 34Кейс-стади актуальных просветительских проектов
Проблема: недостаток качественных и бесплатных ресурсов для
эффективной образовательной и культурно-просветительской в современных условиях.
Цель: осмысление роли, содержания,
функций и возможностей профессионального использования культурно-просветительских проектов в современном информационном пространстве.
Задание: познакомить слушателей с современным информационно-образовательным ресурсом, в рамках которого должны быть представлены:
исследовательский аспект (изучить ресурс, сформировать его комплексное описание – учредитель, цели и задачи, виды и формы деятельности, структура, работа с обновлениями и др.)
прикладной (практический) аспект (знакомство с конкретными материалами сайта, создание аннотаций и рефератов)
творческий аспект (комплектование коллекции материалов и рекомендаций по ее использованию при преподавании гуманитарных предметов в школе и вузе)
информационный аспект (подготовка презентации и ее проведение в один из дней)
Необходимые условия: познакомиться с одним из актуальных культурно-просветительских проектов, в частности:
Слайд 35ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛАЙДА
Edx – free on-line MOOC platforms https://www.edx.org/
Digital October
– место встречи профессионалов технологической эры http://digitaloctober.ru/
Edutainment (от Education +
Entertainment ) http://www.edutainme.ru – будущее образование и технологии, которые его изменяют
Philology.ru - http://www.philology.ru Филологический портал Philology.ru - попытка компактно представить в интернете различную информацию, касающуюся филологии как теоретической и прикладной науки. Центральным разделом портала является библиотека филологических текстов (монографий, статей, методических пособий).
«Арзамас» - некоммерческий просветительский проект, посвященный гуманитарному знанию. В основе Arzamas лежат курсы, или «гуманитарные сериалы», — каждый на свою тему. Все курсы бесплатны. Проект стартовал в 2015 году. http://arzamas.academy
Гильдия словесников – объединение учителей, преподавателей в сфере филологического образования, являющаяся ресурсом, открытой площадкой для обмена мнениями по актуальным проблемам преподавания филологических дисциплин в школе и вузе http://slovesnik.org
«Лекториум» - просветительский проект https://www.lektorium.tv
«Мел» - разгонная ступень для большой семьи сервисов, которые позволят и родителям, и детям принимать ключевые решения и тратить время (и деньги) не наугад, а максимально обдумано. И.fm (от «family») в нашем адресе как раз про это. Мы хотим быть для семьи и даже семьей в некотором смысле этого слова. http://mel.fm
«Ньютон.нью» Новости образования и образовательных технологий: https://newtonew.com
«Открытая библиотека» - общественно-культурный проект, созданный в Санкт-Петербурге в 2012 году. Изначально целью проекта было переустройство городских общедоступных библиотек, расширение формата их работы. Сегодня "ОБ" проводит фестивали, дискуссии, серии диалогов и другие мероприятия, участие в которых принимают лучшие русскоязычные спикеры.
Сайт: http://open-lib.ru/
"Открытая лекция" - проект, придуманный летом 2012-го и реализованный зимой 2013 года журналистом Катериной Гордеевой. Его идея — доступность широкой публике знаний, памяти и культурного опыта тех, без кого наша история была бы совершенно иной. Сайт: http://open-lecture.ru/
Слайд 36ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛАЙДА
ПостНаука – интернет-проект о современной фундаментальной науке и ученых, которые
ее создают. В проекте приняло участие более 170 ученых из
разных исследовательских областей, в том числе и нобелевских лауреатов.
Сайт: http://postnauka.ru/
Премия «Просветитель» - премия в области научно-популярной литературы - учреждена в 2008 году основателем и Почетным президентом компании «Вымпелком» Дмитрием Зиминым и Фондом некоммерческих программ «Династия». Цель Премии - привлечь внимание читателей к просветительскому жанру, поощрить авторов и создать предпосылки для расширения рынка просветительской литературы. Сайт: http://premiaprosvetitel.ru/
"Руниверс. Россия в подлиннике" - гуманитарный проект, цель которого заключается в возвращении в культурный оборот забытых страниц истории и культуры России. Проект Руниверс рассчитан на широкую аудиторию – от профессиональных историков до школьников, интересующихся историей.
Сайт: http://www.runivers.ru/
«Сигма» — это платформа для публикации текстов о человеке, культурных явлениях и обществе. Здесь появляются тексты культурных институций и профессиональных сообществ. Каждый может опубликовать свой текст на платформе и стать частью этой среды. http://syg.ma
«Уроки истории XX век» осуществляется с 2009 года Международным историко-просветительским и правозащитным обществом «Мемориал», совместно с Региональной общественной организацией «Историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество „Московский Мемориал“, при поддержке немецкого фонда «Память. Ответственность. Будущее» (Erinnerung. Verantwortung. Zukunft). Этот проект – часть международной программы «Learning from history». Сайт: http://urokiistorii.ru/
Учитель года – сайт Всероссийского конкурса «Учитель года», на котором представлены различные материалы ежегодного конкурса с 1997 по 2016 https://teacher-of-russia.ru/
«Colta» - независимое, свободное СМИ о культуре и обществе.
Сайт: http://www.colta.ru
Coursera – глобальная интернет-платформа интернет-курсов www.coursera.org
Слайд 37ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПОДГОТОВКИ
(компетенции в педагогической деятельности)
способность применять современные методики
и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного
процесса по различным образовательным программам (ПК-1);
способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);
способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3);
готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4);
Слайд 38Индивидуальный проект участия в образовательном кластере «Школа – вуз»
Цель проекта
– включение студентов в инновационную деятельность образовательного кластера г.Ростова-на-Дону Этапы
участия:
Изучить список тем и выбрать интересующее направление или тему https://yadi.sk/i/jFU4viOVubhQy
Установить контакт с учителем (школой)
Разработать оригинальное содержание (программный модуль, провести исследование, цикл уроков, занятий и др.)
Представить многостороннюю оценку результативности (самооценку, оценку со стороны учителя).
Слайд 39ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПОДГОТОВКИ
(компетенции в научно-исследовательской деятельности)
способность анализировать результаты научных
исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере
науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5);
готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6);
Слайд 40Комплексное исследование «Конкурс «Учитель года» как социокультурный феномен»
Цель – понимание
социальных свойств и культурной идентичности современного учительства вообще, и учителей
– участников конкурсов «Учитель года».
Этапы выполнения проекта:
Выбрать один из ресурсов, отобранных по времени (году) конкурса или профилю (предмету). Предлагается:
Всероссийский конкурс «Учитель года»: http://www.youtube.com/user/TEACHERofRUSSIA
Конкурс учителей Новосибирской области 2015: http://www.youtube.com/playlist?list=PLZiiu_PYzrIslc84ZuIG16GJryv2c32fO
Конкурс «Учитель года 2012»: http://www.youtube.com/user/UchitelGoda2012
Учитель года города Красноярск: http://www.youtube.com/user/Uchitelgoda
Учитель года Красноярского края: http://www.youtube.com/channel/UCWTcquLDicdGrqVJo7uWcyQ
Конкурс «Педагог года Москвы – 2015» http://mosmetod.ru/centr/novosti-stolichnogo-obrazovaniya/master-klass-pedagog-goda-2015.html
Используя ту или иную форму анализа уроков и публичных выступлений (http://uchebauchenyh.narod.ru/books/urok/analiz.htm ; http://www.2spbg.ru/metodsl/day1/2.pdf ), исследовать видеозаписи и выступления 7 – 10 учителей
Найдите в Интернете информацию о каждом из учителей, в том числе: возраст, образование, особенности биографии, основные достижения в профессиональной деятельности, публикации.
Подготовьте обобщенный отчет о проведенном исследовании («Образ учителя-профессионала в современной России»), отразив следующие аспекты:
Исследуемое сообщество (региональное, федеральное, предметное)
Социологический портрет представителей (распределение по возрастным, профессиональным, социальным параметрам)
Наиболее яркие индивидуальные проявления
Источники профессиональной идентичности (на кого похожи? почему?)
Общие черты и проявления (позитивные, негативные)
Прогноз развития учительства как социокультурного феномена (какие проблемы требуют первоочередного решения; возможен ли профессиональный рост; каков потенциал личностных изменений и др.).
Слайд 41Требования к макету
научно-педагогического исследования (при условии наличия темы и
наработок – публикаций!)
Требования ФГОС:
Знать теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности, уметь
использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;
Владеть современными методами научного исследования в предметной сфере; способами осмысления и критического анализа научной информации;
Владеть технологиями проведения опытно-экспериментальной работы, участия в инновационных процессах
Требования к макету исследования:
Анализ существующих исследований в интересующей области;
Корректное описание проблемы, целей и задач исследования;
Описание теоретических и экспериментальных методов;
Описание опытно-экспериментальной работы в образовательных организациях;
Использование экспертных и математических методов;
Перспективы практического применения и теоретического развития исследования.
Слайд 42ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПОДГОТОВКИ
(компетенции в проектной деятельности)
способность проектировать образовательное пространство,
в том числе в условиях инклюзии (ПК-7);
готовность к осуществлению
педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8);
способность проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9);
готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10);
Слайд 43Проект: «Разработка модуля просветительской программы» (36 часов)
Требования ФГОС:
Знание современных
парадигм в предметной области науки;
Уметь анализировать тенденции современной науки, определять
перспективные направления научных исследований; адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу
Требования к программе:
Анализ действующих программ по этому направлению образовательной и просветительской деятельности (сайты www.pedsovet.org , www.festival.1september.ru www.it-n.tu )
Педагогические цели и задачи;
Основные блоки содержания (с детализацией);
Описание образовательных технологий;
Организация самостоятельной работы (задания, результаты);
Система оценивания и рефлексии
Слайд 44Примерные направления просветительских программ
Религиозное (духовное) просвещение в условиях образовательных организаций
Медицинское
просвещение (по направлениям) в условиях образовательных организаций
Психолого-педагогическое просвещение родителей/учащихся в
современных условиях
Политико-идеологическое просвещение в современных условиях
Современные формы просветительской деятельности («Открытое образование» по направлениям, предметам)
Слайд 45СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИИ»
1. Изучить материалы на сайте www.navigatum.ru и
youtube http://www.youtube.com/user/NavigatumRu
2. Адаптировать программу профориентации (с использованием материалов)
для определенного возраста и провести занятия
3. Сделать видеозаписи занятий (уроков) и подговить рефлексивный дневник
Слайд 46СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ»
1. Изучить материалы на
сайте Российской государственной детской библиотеки: www.rglb.ru @ http://sci.rgdb.ru/ (обратить особое
внимание на документацию Методического центра, Центра социологии, педагогики и психологии детского чтения и др.)
2. Разработать вариант просветительской программы (для детей – по возрастным категориям, учителей РЯЛ, библиотекарей школьных библиотек, руководителей ОУ, родителей и др.) по формированию и развитию детского чтения.
3. Провести пробное занятие и сделать видеозапись. Подготовить рефлексию приобретенного опыта. ЖЕЛАТЕЛЬНО – договориться о внедрении этой программы в систему образования.
Слайд 47СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «АРХИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ»
(групповая работа по 2 –
3 человека)
Проблема – неразработанность методов использования оригинальных исторических текстов (архивных
материалов) для организации образовательной и поисково-исследовательской деятельности.
Цель проекта – создание системы заданий и учебных ситуаций для межпредметного образовательного модуля (объем – до 36 часов учебной нагрузки), ориентированного на формирование УУД и компетенций ФГОС с опорой на архивные тексты на сайте «Государственной публичной исторической библиотеки»
Этапы работы над проектом:
Познакомиться с коллекциями сериями ГПИБ (http://elib.shpl.ru/ru/indexes/types/29) и определить область своих интересов.
Найти в требованиях ФГОС общего образования по истории, литературе (Примерные образовательные программы на сайте www.fgosreestr.ru ), Историко-культурного стандарта (http://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf или ФГОС по направлению «Педагогическое образование» найти адекватные избранной теме компетенции или универсальные учебные действия (УУД)
Отобрать текстовые, изобразительные и графические материалы, скопировать их в папки и сформулировать задания (на сопоставление, упорядочение, выявление связей между текстами), направленные на изучение фактической базы соответствующей темы и проведение учащимися «микроисследований», обеспечивающих формирование требуемых компетенций и УУД.
Проиграть учебные ситуации с использованием этих заданий и оценить полученный результат по следующим критериям:
Степень соответствия разработанной системы заданий количественным (объемным) и качественным (структурно-функциональным) требованиям стандартов;
Наличие мотивационного введения в модуль;
Основные проблемы деятельности по разработке системы заданий;
Основные проблемы учебной деятельности при выполнении системы заданий;
Требования и рекомендации учителю по организации образовательного процесса;
Критерии оценивания и организация диагностических процедур;
Предложения по распространению опыта при изучении других тем, разделов, предметов.
Слайд 48ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПОДГОТОВКИ
(компетенции в методической деятельности)
готовность к разработке и
реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу
результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11);
готовность к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области (ПК-12)
Слайд 49Индивидуальный проект
«Научно-методический ресурс»
Проблема – недостаточное знакомство выпускников бакалавриата с
современной научно-методической базой образования по предмету, преимущественно «академический» характер подготовки.
Цель – создание аннотированного перечня источников для будущей магистерской диссертации.
Этапы исполнения проекта:
На Московском образовательном портале (http://dogm.tv/ )сайтах Городского методического центра г.Москвы «Методическое пространство» http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/metodicheskoe-prostranstvo-new.html «Педсовет.орг» (www.pedsovet.org ) «Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru ) найти интересующую образовательную область или предмет
Собрать источники (общее количество не менее 35 – 40) по категориям:
Нормативно-правовые документы;
ФГОС и программно-методическое обеспечение;
Видеозаписи уроков (а также внеклассных мероприятий);
Дидактический инструментарий (графики, схемы, таблицы, аудио- и видеозаписи, задания на уровне стандарта и повышенного уровня);
Материалы для молодых педагогов;
Вебинары, программы повышения квалификации и др.
Составить краткие аннотации (к каждому из документов, ориентировочно по 500 – 100 знаков): кем разработан и утвержден, основное содержание, возможности использования в системе образования и при написании магистерской диссертации.
Слайд 50Требования к оригинальному информационно-образовательному ресурсу
Требования ФГОС:
Знание принципов использование современных информационных
технологий в профессиональной деятельности;
Умение интегрировать современные информационные технологии в
образовательную деятельность
Требования к ресурсу:
Предполагаемый узус;
Анализ подобных проектов;
Цели и задачи ресурса;
Структура и содержание;
Аппаратные и программные требования;
Виды работы с ресурсом и критерии качества (оценивания);
Риски, проблемы и перспективы совершенствования
Слайд 51Требования к инновационной разработке
Требования ФГОС
Знание принципов проектирования новых учебных программ
и разработки инновационных методик организации образовательного процесса;
Уметь внедрять инновационные
приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся
Требования к разработке
Наименование и обоснование актуальности изучения модуля;
Цели и задачи изучения модуля;
Проблемный анализ предшествующих программ и разработок;
Тематическое планирование;
Учебно-методическое обеспечение (информационно-методическое обеспечение; инновационные технологии, задания, процедуры оценивания и контроля);
Организация психолого-педагогической диагностики
Слайд 52Примерные направления инновационных разработок
Опыт и проект изучения дистанционного курса (www.coursera.org
, www.opendataschool.ru www.digitaloctober.ru , www.universarium.ru etc.)
Организация сетевого образовательного сообщества по
направлениям (на базе Facebook, Вконтакте и др.)
Применение современных образовательных технологий (методика «Шесть шляп мышления»; когнитивные карты; парное обучение; развитие критического мышления; ТРИЗ-педагогика; технологии «полного усвоения знаний»; развивающего обучения и др.) в процессе изучения ... (наименование предмета или дисциплины).
Слайд 53Примерные направления разработки ИОР
Электронный учебник
Электронное учебное пособие
Открытая база знаний
Инновационный курс
для e-learning
Опыт использования современных ЦОР в преподавании …
Проект дистанционного
курса для …
Слайд 54ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПОДГОТОВКИ
(компетенции в управленческой деятельности)
готовность изучать состояние и
потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования
комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-13)
готовность исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14)
готовность организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК-15)
готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ПК-16)
Слайд 55Требования к программе развития организации
Требования ФГОС:
Знать современные ориентиры развития образования;
современные тенденции развития образовательной системы; тенденции развития образовательной системы;
Уметь
осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие
Требования к программе развития:
Проблемный анализ образовательной ситуации;
Описание общих приоритетов (миссии);
Цели и задачи развития образовательной системы;
Основные направления развития;
Управленческие механизмы, информационно-методическая, ресурсная и кадровая база развития (по направлениям);
Этапы развития и критерии успешности;
Оценка рисков
Слайд 56Требования к экспертному заключению по программе развития образовательной системы
Требования ФГОС:
Знание
критериев инновационных процессов в образовании;
Владение способами анализа и критической
оценки различных теорий, концепций, подходов к построению системы непрерывного образования
Требования к экспертному заключению:
Краткая экспликация истории и современного состояния образовательной системы;
Цели и задачи экспертизы (комплексная оценка качества, аудит, аттестация и лицензирование);
Критерии экспертизы (с пояснениями и ссылками!);
Описание методологии экспертизы;
Результаты экспертизы;
Выводы и рекомендации
Слайд 57ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПОДГОТОВКИ
(компетенции в культурно-просветительской деятельности)
способность изучать и формировать
культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17)
готовность
разрабатывать стратегии культурно-просветительской деятельности (ПК-18)
способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19)
готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации для решения культурно-просветительских задач (ПК20)
способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21)
Слайд 58Проект «Моя просветительская лекция»
Проблема – практическая подготовка к ведению культурно-просветительской
деятельности в избранной сфере знания (литература, история, культурология).
Цель –
изучение опыта литературной просветительской деятельности и, разработка и запись оригинальной просветительской лекции.
Основные этапы проекта:
Изучите записи устных выступлений/документальные фильмы о творчестве Ираклия Андроникова (1908 – 1990) на канале http://www.youtube.com/playlist?list=PLfOFZb_D0EdScF3ZQAmT8I4QYot1I-kJu
Изучить просветительские лекции Д.Быкова по теме «Серебряный век»
Попытаться сформулировать ЛИЧНЫЕ ответы на вопросы:
Откуда возникают темы выступлений у И.Андроникова и у Д.Быкова? Как формулируются темы лекций и насколько это Вам ЛИЧНО близко?
Как строятся сюжеты (каковы основные содержательные линии, их отношения) у двух авторов и насколько это Вам ЛИЧНО близко? В чем Вы видите влияние эпохи на творчество одного и другого?
Каковы особенности риторики, коммуникативной позиции, использования визуального ряда и насколько это Вам ЛИЧНО близко? Каковы причины этих различий?
Что в наибольшей степени понравилось, а что – вызвало наибольшее неприятие в просветительских позициях И.Андроникова и Д.Быкова?
Что Вы могли бы позаимствовать из творческой манеры И.Андроникова и Д.Быкова?
Выберите интересующую Вас тему из русской истории, литературы и культуры и разработайте просветительскую лекцию с учетом извлеченных уроков.
Слайд 59Проект «Открытая база знаний»
Цель: приобретение опыта и открытого ресурса для
ведения исследовательской и образовательной деятельности.
Этапы выполнения проекта:
Познакомиться со
статьей «Когнитивные графы» http://www.edutainme.ru/post/kognitivnye-grafy/ и зарегистрироваться в социальной сети www.declara.com
Изучить возможности, предоставляемые Declara в отношении создания коллекций, профессиональной коммуникации, совместной деятельности.
Выбрать направление и тему формирования ресурсной базы и создать индивидуальный ресурс.
Подготовить эссе на тему: «Что я узнал в Declara?», отразив в нем следующие аспекты:
Наиболее интересные сообщения (тексты, статьи, видео) по интересующему направлению;
Новые знания (факты, события, проекты) по интересующему направлению;
Новые контакты (кто и содержание общения)
Основные выводы для индивидуальной исследовательской и образовательной деятельности.
Слайд 60ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АТТЕСТАЦИИ
(материалы к портфолио)
Подготовка доклада и выступления
по материалам одной из конференций или семинарам НИУ ВШЭ (Папка
«Материалы для семинаров»)
Участие в дискуссиях и оппонировании на семинарах (по докладам)
Подготовка итоговых групповых проектов (не менее двух; оптимально – трех по каждому из направлений – общекультурные проекты, общепрофессиональные проекты и профессиональный проект)
N.B.: Материалы курса выложены на Яндекс-диске:
https://yadi.sk/d/unE83MTk9sTE6
Слайд 61ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА СЕМИНАРЕ
Тематика семинаров определяется совместно с магистрантами,
и фиксируется в плане работы
Определяются докладчики по каждой теме (1
– 2 человека). В обязанности докладчика входит: знакомство с презентационными и вспомогательными материалами и просмотр видеозаписи семинара.
На обсуждение докладчик готовит свою презентацию, в которой содержится информация по следующему плану:
1) Ключевые участники семинара (ведущий, докладчик, содокладчики и др.: профессии, должности, основные публикации)
2) Тема, ее актуальность, организация исследования.
3) Обсуждаемые проблемы и идеи выступления
4) Заданные вопросы и ответы на них. Выступления в дискуссии.
5) Общие результаты и подведение итогов семинара
6) Актуальные представления (идеи, рекомендации), вынесенные из семинара
7) Общая оценка семинара
Слайд 62Структура курса:
Трудоемкость курса – 4 ед. (4*36 часов = 144
часа)
Аудиторная работа – 30(32 часа), из них:
Лекции –
6 – 8 часов
Практические и семинарские занятия – 24 – 26 часов
Самостоятельная работа – около 110 часов
Итоговая форма аттестации – зачет; экзамен
Слайд 63РЕКОМЕНДОВАННЫЕ РЕСУРСЫ
Федеральный портал Российского образования www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru
ФГОС www.standart.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам www.window.edu.ru
Единая коллекция
ЦОР http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр ИОР http://fcior.edu.ru/
Многоотраслевой информационно-образовательный ресурс «Педсовет.орг» www.pedsovet.org
Сеть творческих учителей www.it-n.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
Microsoft для образования http://www.microsoft.com/rus/education/school.aspx
Мировой агрегатор лучших on-line курсов: www.coursera.org
Открытые курсы http://www.open.edu/openlearn/
Русскоязычный ресурс в области инновационных технологий и образования www.digitaloctober.ru
Слайд 64ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ
Цель – комплексное исследование целей, содержания, структуры, результатов деятельности,
нынешнего состояния, перспектив взаимодействия научно-образовательных институтов
Рособрнадзор http://obrnadzor.gov.ru/
Федеральный институт развития
образования http://www.firo.ru/
Российская академия образования http://rusacademedu.ru/
Психологический институт РАО: http://www.pirao.ru/ru/
Институт информационных технологий в образовании: http://ano-iito.ru/
Институт психолого-педагогических проблем детства: http://www.ippdrao.ru/
Институт содержания и методов обучения: http://ismo.ioso.ru/
http://институт-коррекционной-педагогики.рф/
МПГУ: http://www.mpgu.edu/
МГППУ: www.mgppu.ru
РГПУ им. Герцена: www.herzen.spb.ru
!!! Портал модернизации педагогического образования http://педагогическоеобразование.рф/
Слайд 65ВЫВОДЫ (Вопросы для самоконтроля):
ИТАК:
Место и роль курса «Инновационные процессы
в образовании» определяется …
Цели курса «Инновационные процессы в образовании»
…
Принципы курса «Инновационные процессы в образовании» …
Структура курса «Инновационные процессы в образовании» включает …
Назад
Слайд 66СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Бермус Александр Григорьевич,
E-mail: bermous@sfedu.ru
bermous@donpac.ru
www.facebook.com/bermous
«Инновационные процессы
в образовании»:
https://www.facebook.com/groups/714201332014271/?fref=ts
«Профессиональный стандарт педагога»:
https://www.facebook.com/groups/489231661246814/?fref=ts