Слайд 1ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
(Модуль 3. Локальные
опыты инновационного проектирования)
Ростов-на-Дону – 2017
Слайд 2Информация о составителе
Бермус Александр Григорьевич,
Кандидат физико-математических наук (1996);
Доктор
педагогических наук (2003);
Доцент (2005);
Профессор кафедры педагогики (2004)
Профессор (2013)
bermous@donpac.ru
Слайд 3What’s innovation?
Определение инновации
The implementation [or introduction] of a new
or significantly improved product (good or service) or process, a
new marketing method, or a new organisational method in business practices, workplace organisation or external relations (Oslo Manual, 2005).
«Внедрение [или введение] нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового маркетингового инструмента или нового организационного метода в деловой практике, на рабочем месте или внешних отношениях»
Слайд 4ЗАЧЕМ НУЖНА ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ?
Инновационность системы коррелирует с ее
результативностью (снижение издержек)
Ограниченность бюджетных средств (повышение эффективности)
Приоритеты развития экономики (новые
качества и требования)
НАЗАД
Слайд 5ИЗВЕСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Everett Rogers)
Изобретения ведет к ускоренному принятию
инновации и ее жизнеспособности
В процессе принятия инновационных решений выделяются стадии:
узнавания, убеждения, принятия решения, реализации, подтверждения
В процессе принятия инновационных решений, каналы массовой информации более значимы на стадии узнавания, а каналы межличностного общения более значимы на стадии убеждения
Скорость распространения знания об инновациях выше, чем скорость их принятия.
Назад
Слайд 6ИЗВЕСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Everett Rogers)
Относительное преимущество инновации, в восприятии
членов социальной системы, положительно влияет на скорость принятия
Совместимость инновации (как
она воспринимается членами социальной системы) положительно коррелирует со скоростью принятия
Возрасты ранних и поздних адоптеров инноваций не отличаются
Принятие человеком инновации более вероятно, если другие в его личной сети приняли эту инновацию
Слайд 7ПРИЗНАКИ ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 8КАКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ НУЖНО ПОДДЕРЖИВАТЬ?
1. Относительное преимущество
2. Совместимость с существующей
системой
3. Простота в обращении
4. Возможность попробовать
5. Заметность
6. Качество
команды
7. Каналы диффузии
Слайд 9ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
1. Поэтапное внедрение (идентификация ранних Адоптеров – адептов)
2.
Проникновение в личные сети
3. Создание профессиональных учебных сообществ
4. Возможность
переизобретения.
5. Создание каналов распространения информации
6. Наращивание компетенций
НАЗАД
Слайд 10Инновационный проект
«ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
(для 1 курсов бакалавриата)
Слайд 11ИДЕЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮФУ
3 ключевые проблемы традиционного обучения (субъектность
+ продуктивность + коммуникация)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ должна развить:
исследовательские умения (умения
анализировать проблемную ситуацию, формулировать четкие задачи, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдение практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, обобщать, делать выводы);
умения работать в команде (осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности);
коммуникативные умения (умение не только высказывать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую, в случае несогласия умение конструктивно критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение).
Слайд 12ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы
или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения,
приводящего к созданию определенного продукта.
Самостоятельная (индивидуальная и групповая) деятельность обучающихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Работа над проектом должна выполняться в рамках жизненного цикла любого проекта (обзорная работа, исследовательская, техническое задание, проектирование, презентация результата).
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, оригинальность и новизна продукта и пути решения проблемы.
Работа должна иметь возможность продолжения и коммерциализации результатов (доработка проектного продукта, решение смежных проблем).
Слайд 13ТИПЫ ПРОЕКТОВ
Исследовательские проекты – полностью подчинены логике исследования и имеют
структуру, совпадающую со структурой научного исследования.
Прикладные (практико-ориентированные) проекты –
направлены на практическое применение полученных и освоение новых компетенций
Творческие проекты; продуктами деятельности при выполнении такого проекта могут быть альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения искусства и т.п.
Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Слайд 14Идеи «лекционного модуля» (конец октября 2015)
Создание образовательного сообщества (группы в
ФБ)
Доступ к оригинальным курсам проектного менеджмента (курс ВШЭ + курс
«Софронов и партнеры»)
Информационные проекты (включение в педагогическую практику + организация групп): учитель-новатор + информационный ресурс
Выбор тем проектов на октябрь 2015 – апрель 2016
Слайд 15Уточнение тем и подготовка паспортов (октябрь - декабрь)
1. Формулировка
проблемной ситуации ;
2. Цель проекта ;
3. Проектный(-ые) продукт(-ы)
4. Участники
проекта ;
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения проекта ;
6. Структура и содержание проекта ;
7. Методические рекомендации по выполнению проекта ;
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение проекта
Слайд 16Некоторые темы проектов
Современные методики преподавания русского как иностранного (сравнительное исследование
эффективности методик)
Творческие литературные проекты в образовательном пространстве школы (обучение стихосложению)
Театрализация в преподавании литературы (урок-театр)
Изучение китайского языка с помощью онлайн-ресурсов
Исследование профессионального выгорания педагогов
Издательский проект «Поэтический альманах»
«Никто не забыт. Ничто не забыто» - комплекс мероприятий, посвященных 71 годовщине Победы.
Слайд 17Сопровождение проекта
Очные консультации
Дистанционные семинары (в ФБ-группах)
Посещения школ и экспертиза
мероприятий
Предзащита проектов (март 2016)
Слайд 18Завершение проекта
Апрель – Конференция с участием представителей школ
Май – июнь
Подготовка курсовых работ (на основании тем проектов)
Июнь – публичная защита
Слайд 19Рефлексия результатов:
Создать в рамках Образовательного кластера ЮФУ Координационный совет
Образовательного кластера ЮФУ и др.
Создать по всем направлениям подготовки в
ЮФУ (с участием руководителей образовательных программ, преподавателей и сотрудников ЮФУ, методистов, руководителей и педагогов образовательных организаций) временные научно-предметные коллективы (комиссии),
Проведение под эгидой Совета по непрерывному образованию проектных семинаров и встреч (Августовская педагогическая конференция, Фестиваль науки ЮФУ 2016 и др.) с целью:
Определение экспериментальных (инновационных) площадок муниципальной системы образования, на базе которых будут организованы педагогические практики и проектная деятельность студентов ЮФУ;
Планирование просветительских лекций и консультаций преподавателей ЮФУ с учителями школ и школьниками общеобразовательных учреждений («Университетские субботы»),
привлечение студентов ЮФУ к профессиональной деятельности в качестве «помощников учителей», руководителей учебно-исследовательской деятельности учащихся, участников консультативных групп по подготовке к олимпиадам и конкурсам, тьюторов и др.
обеспечение открытости, практической значимости и востребованности образовательных программ 44.00.00 – Образование и педагогические науки;
Разработка концепции и реализация информационного сопровождения деятельности и поддержки деятельности Кластера на муниципальном уровне и в открытом информационном пространстве
Модернизация «Фестиваля науки ЮФУ – 2016» с целью придания ему проектной направленности: основным результатом мероприятий должны стать реалистичные проекты сотрудничества подразделений и творческих групп преподавателей ЮФУ с образовательными организациями г.Ростова-на-Дону и области по достижению обозначенных целей.
Модернизация системы управления проектной деятельностью в ЮФУ (в том числе, определение приоритетов сотрудничества ЮФУ и других ОУ; организация деятельности Совета по непрерывному образованию; информационная поддержка; организация профориентационной и консультативной поддержки деятельности школ, проведение «Университетских суббот», включение отчетности преподавателей о результатах сотрудничества в рамках Образовательного кластера в показатели итогового рейтинга и др.)
Слайд 20Инновационный проект
«Профессиональный стандарт педагога»
https://www.facebook.com/groups/489231661246814/?fref=ts
Истоки – Закон РФ «Об
образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012
Образовательный стандарт – Профессиональный
стандарт
18 октября 2013 Минтрудсоцразвития «Профессиональный стандарт «Педагог»»
Слайд 21Что такое «Профессиональный стандарт «Педагог»»?
1. Обобщенная трудовая функция – 2
(разработка и реализация педагогического процесса; разработка и реализация образовательных программ)
2.
Трудовые функции – обучение, воспитание, развитие
3. Трудовые действия (+ работа с ОВЗ, работа с детьми-инофонами и др.)
4. Необходимость дополнения правовой базы (профессиональный экзамен + портфолио + свидетельства об образовании и др.)
Слайд 22ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
2015 – 2017 – 2018
Приведение в соответствие всех
нормативных документов (наем, аттестация, профессиональное образование и подготовка, квалификационные характеристики,
система повышения квалификации)
Модернизация практик
Слайд 23ЦЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОЕКТА
поэтапное внедрение и апробация «Профессионального стандарта педагога» как
комплексный фактор модернизации системы общего образования г.Ростова-на-Дону, повышения качества непрерывного
общего и педагогического образования в образовательных организациях г.Ростова-на-Дону, а также – стимулирования инновационных процессов в образовательной системе Юга России.
Слайд 24ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Адаптация содержания «Профессионального стандарта педагога» к региональным, муниципальным и
институциональным требованиям и условиям
Разработка и апробация механизмов исполнения стандарта
в системе аттестации и повышения квалификации педагогов, а также – в качестве инструмента организации сетевого взаимодействия организаций общего, среднего специального и высшего педагогического образования,
Создание сети образовательных организаций разных уровней, профессиональных сообществ и гражданских инициатив, направленных на развитие кадрового и человеческого потенциала системы образования г.Ростова-на-Дону
Повышение качества и эффективности профессиональной деятельности педагогов в общеобразовательных организациях г.Ростова-на-Дону,
Формулировка предложений по корректировке «Профессионального стандарта педагога», совершенствованию системы трудовых договоров (эффективных контрактов) для педагогов и руководителей образовательных организаций,
Слайд 25Формы работы
Семинары и конференции
Дистанционные консультации
Работа проектных групп в школах
Изменения в
нормативных документах
ПРОЕКТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
2016 – 2017
Слайд 26ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Личностный подход
2. Текстуальный подход
3. Технологический
подход
4. Пространственный подход
НАЗАД
Слайд 27СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личность – носитель уникального опыта
(ресурса) и оригинальных потребностей; Корпорация – носитель коллективного опыта и
общего ресурса
Цель инновации – удовлетворение максимального круга индивидуальных и корпоративных потребностей на основе наличных и привлеченных ресурсов
Основные приложения: совместное и индивидуальное проектирование, consulting, активные и интерактивные формы деятельности
Критерии результативности: индивидуальные (субъективные) и корпоративные (объективные)
Слайд 28СПЕЦИКА ТЕКСТУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Фундаментальность текста (инобытие по отношению
к человеку как субъекту и миру, как объекту)
Инновационность = новый
текст; инновационный образовательный продукт – новый способ бытия и коммуникации вокруг текста
Основные приложения: аналитика запроса; интерпретация, коммуникация, новые формы
Критерии качества – новая текстуальность и новые гуманитарные практики
НАЗАД
Слайд 29СПЕЦИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИННОВАЦИЯМ
Технологизация = проектирование + организация +
рефлексия. Диалектика: технология – схема – опыт.
Основные положения: проблематизация практики,
создание «вспомогательных средств», анализ эффективности.
Критерии эффективности: оптимизация практики
НАЗАД
Слайд 30СПЕЦИКА ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОДХОДА К ИННОВАЦИЯМ
Фундаментальность поля возможностей (НЕ процесс, НО
поле!)
Категориальный аппарат: со-бытия, траектории, поля, альтернативы, институты.
Основные положения: стимулирование трансакций,
создание альтернатив, анализ динамики, сопровождение траекторий
Критерии эффективности: нелинейность, плотность взаимодействий, формирование сообществ
НАЗАД
Слайд 3110 ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИННОВАЦИЙ (по данным «Открытого университета Великобритании»)
Массовое открытое социальное
обучение (массовые открытые онлайн-курсы(MOOC),
Разработка педагогических методик на основе аналитики данных («большие
данные» в образовании – индивидуализация образовательных траекторий)
Перевёрнутый класс (flipped class) – тип обучения, при котором вся теоретическая и лекционная программа изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме.
BYOD (Bring your own devices) — принцип использования смартфоны, ноутбуки, планшеты и всё что угодно.
Метаучёба – процесс получения знаний, при котором само обучение подвергается рефлексии (как мы учимся, как следует учиться, что для этого надо делать?).
Динамическое оценивание – индивидуальная оценка прогресса в изучении предмета в целом.
Событийное образование – обучение через образовательные фестивали и праздники
Пороговые знания – использование (в том числе, проблематизация) ярких метафор.
Новый взгляд на повседневность
Бриколаж - использование для учёбы всего, что угодно, кроме специально созданных инструментов вроде учебников.
Слайд 32ВЫВОДЫ К МОДУЛЮ 3:
Смысл личностного подхода в инновационных процессах заключается
в …
Смысл семиотического (текстуального) подхода в инновационной деятельности заключается
в …
Смысл технологического подхода в инновационных процессах заключается в …
Смысл пространственного подхода в инновационной деятельности заключается в …
НАЗАД
Слайд 33РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА К МОДУЛЮ 3:
Трушников Д.Ю., Епишева О.В. Инновационные
процессы в образовании http://lit.lib.ru/t/trushnikow_d_j/text_0180.shtml
Специализированный интернет-портал «Инновации в образовании»: http://www.sinncom.ru/
Российский образовательный портал: http://www.school.edu.ru/default.asp
Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/
Информационно-коммуникативные технологии в образовании http://www.ict.edu.ru/
Всероссийский Интернет-педсовет: http://pedsovet.org/
НАЗАД
Слайд 34СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Бермус Александр Григорьевич,
E-mail: bermous@sfedu.ru
bermous@donpac.ru
www.facebook.com/bermous