Слайд 1ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России
Кафедра эпидемиологии
Лекция на тему:
Предмет, метод и
цель эпидемиологии.
Характеристика основных понятий общей патологии, составляющих основу современной эпидемиологии.
План
лекции:
1. Понятие о медико-социальных категориях здоровье и болезнь. Уровни изучения патологии медицинскими дисциплинами.
2. Этапы становления и развития эпидемиологии. Эволюция взглядов на предмет изучения эпидемиологии в разные этапы ее становления: эпидемия, эпидемический процесс, заболеваемость и их следствия.
3. Определение эпидемиологии с современных позиций, развития науки, ее место в структуре медицинских наук.
4. Предмет эпидемиологии. Место эпидемиологии в структуре медицинских наук, медицинского образования и практического здравоохранения.
5. Значение эпидемиологии для медицинской науки и здравоохранения.
6. Разделы эпидемиологии, ее задачи.
Слайд 3Эпидемиология — наука, изучающая закономерности возникновения и распространения любых патологических
состояний среди людей и разрабатывающая меры борьбы и профилактики.
Термин
«эпидемиология» происходит от Греческих слов epi (на) + demos (народ) + logos (наука), обозначая, таким образом, науку о том, что распространено среди народа, т. е. что с ним происходит.
Основоположником науки эпидемиологии считается Гиппократ.
До наших дней дошли сочинения Гиппократа «Семь книг об эпидемиях», «О воздухе, водах и местностях» и др.
В. А. Башенин в своем учебнике по общей эпидемиологии писал: «В течение почти 2000 лет по эпидемиологии не было высказано более оригинальных научных взглядов, чем взгляды Гиппократа».
Основы для понимания…
Слайд 4Исторические вехи и развитие эпидемиологии
как науки
Слайд 6 Со времен Гиппократа, т. е. около 2400 лет назад, под
словом «эпидемия» понимали массовые заболевания среди людей, которые могли включать
болезни инфекционной и неинфекционной природы. В древние и средние века эпидемии в основном являлись результатом распространения заразных заболеваний.
Первая теория, выдвинута Гиппократом, предполагала, что причиной эпидемий является проникновение в организм людей неких веществ — миазмов, находящихся в космосе или в почве, в частности, в болотистых местах.
Вдыхание миазм большим количеством людей приводит к возникновению массовой заболеваемости.
Эта точка зрения обосновывалась на наблюдениях, когда возможность заражения пострадавших от других больных проследить не удавалось.
Теории развития эпидемий
Слайд 7Вторая теория - Теория Аристотеля причина развития эпидемий является распространение
среди людей живого болезнетворного агента. Эту точку зрения высказал философ
Греции Аристотель (IV в. до н. э.), в дальнейшем она нашла последователей в Древнем Риме.
Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н. э.) назвал этого агента «Contagium vivum». Эта гениальная догадка предопределила весь ход развития эпидемиологии, базировалась она на очевидной заразности больных при имевших в те времена широкое распространение чумы, оспы и др. заболеваний
В эпоху Возрождения контагионистская гипотеза получила развитие в трудах итальянского врача Фракасторо (1478-1553). Он опубликовал книгу «Siphilides Libris III» (откуда и название болезни — сифилис), в которой сформулировал положение о заразности больного для других.
Слайд 8Поскольку при венерических заболеваниях проследить контакты с больным не трудно,
в книге были представлены неопровержимые доказательства в пользу контагионистской теории.
Это была важнейшая веха в понимании сути эпидемий.
Последовательным сторонником контагиозной гипотезы был Д. С. Самойлович (1724—1810). Труды Самойловича по чуме были признаны всеми учеными Европы, и он был избран членом различных иностранных Академий.
Д. С. Самойлович первый в мире пытался применить микроскоп для обнаружения предполагаемого возбудителя чумы.
Слайд 10Нет сомнения, что постоянная дискуссия контагионистов и сторонников миазматической теории
эпидемий послужила основой дальнейшего развития науки.
Решающим этапом в познании
внутренней сущности эпидемии стали великие микробиологические открытия и достижения второй половины XIX в., которым предшествовало открытие микробов (А. Левенгук, 1632—1723).
Исследования Л. Пастера (1822-1895), Р. Коха (1843-1910) и их многочисленных учеников определили не только торжество контагионистской теории эпидемий, но и привели к разработке множества практических мер в борьбе с заразными заболеваниями (современная диагностика заболеваний, использование дезинфекции, разработка и введение в широкую практику специфической профилактики с помощью вакцин и сывороток и т д )
Слайд 12Существенный вклад в изучение эпидемий и в борьбу с ними
внесли отечественные медики. Это было обусловлено историческими особенностями развития общества
в России: частые войны на территориях с природной очаговостью, низкий экономический уровень и даже нищета значительной части населения — неизбежно вели к возникновению и распространению эпидемий многих заразных заболеваний (паразитарных тифов, оспы, кишечных инфекций, в том числе холеры, так называемых «детских инфекций», трахомы и т. д.).
Например: по далеко не полным данным, заболеваемость (инцидентность) только сыпным тифом в 1919 г. составила 2743, в 1920 г. — 2550 на 100 тыс. населения
Слайд 13Именно в этих условиях в 1920 г. в Одессе (Новороссийский
университет) была создана первая в мире кафедра эпидемиологии.
Ее организатор
— выдающийся ученый и активный практический деятель Д.К. Заболотный (1866-1929), который еще до войны осуществил неоднократные успешные экспедиционные исследования в очагах чумы. Ему принадлежит открытие наличия природных очагов этой болезни.
Д. К. Заболотный написал первый учебник по эпидемиологии, создал школу отечественных эпидемиологов.
Русская школа эпидемиологии
Д. К. Заболотный., Л.В. Громашевский. Е. Н. Павловский
Слайд 15С 1897 году участвовал в командировках для изучения тропических болезней
(чумы и холеры) в Индию, Аравию, Китай, Персию (ныне — Иран).
Работал год в Институте Пастера в Париже. С 1899 года читал курс бактериологии слушательницам Женского медицинского института и состоял в качестве специалиста-бактериолога в Институте экспериментальной медицины.
Участвовал в ликвидации эпидемии чумы на Дальнем Востоке 1910—1911 годов.
Создал учение о природной очаговости чумы (1922).
В 1898 году организовал в Петербургском женском медицинском институте первую в России кафедру бактериологии (заведовал ею до 1928 года), в 1920 году в Одессе — первую в мире кафедру эпидемиологии.
Д.К. Заболотный
Слайд 16В 1921 году основал и был первым ректором Одесского медицинского
института.
Организовал в 1928 году в Киеве Украинский институт микробиологии
и вирусологии АН УССР, носящий ныне его имя.
Один из основателей Международного общества микробиологов. Руководил Санитарно-эпидемиологической комиссией Главного военно-санитарного управления Красной Армии, был членом Учёного медицинского совета Наркомздрава, организатором курсов военных и гражданских врачей-эпидемиологов. Д
Автор многочисленных научных работ о чуме, холере, малярии, сифилисе, дифтерии, сыпном тифе и др. заболеваниях.
Д. К. Заболотный по праву считается основоположником советской эпидемиологии.
Д.К. Заболотный
Слайд 17«О фосфоресценции живых организмов» («Записки Новороссийского Общества Естествоиспытателей», т. XVII);
«Исследования по холере» («Centralblatt für Bact.», т. XV, 1894; «Deutsche
Med. Woch.», 1893);
«Исследования по чуме» («Архив Патологии Подвысоцкого», т. III; «Annales Pasteur», 1900);
«Иммунитет при заразных болезнях» («Centralbl. für Bact.», т. XV, 1894 и «Архив Патологии Подвысоцкого», т. III);
«Агглютинация при тифе» («Архив Патологии Подвысоцкого», т. III);
«О внутриклеточных ферментах лейкоцитов» (ib., 1903).
Основные труды Д.К.Заболотного
Слайд 18Сложившаяся в стране эпидемическая ситуация нуждалась в фундаментальной теоретической базе
как для научных исследований, так и для практической работы.
Одним
из основных создателей теоретической базы эпидемиологии - Л. В. Громашевский (1887-1980), сформулировавший учение об эпидемическом процессе, в частности, о механизме передачи. В последующем большой вклад в развитие науки и практики внесли многие ученые и практические работники.
Слайд 20 Л.В. Громашевский- Великий украинский ученый, создатель отечественной научной эпидемиологии,
разработавший на ее основе принципы рациональной системы профилактики и борьбы
с инфекционными болезнями.
В 1918-28 гг. Л.В. Громашевский ассистент, профессор, заведующий кафедрой эпидемиологии и ректор Одесского медицинского института. В 1928 году работал в Днепропетровске, где организовал и возглавил кафедру эпидемиологии и социальной гигиены в медицинском институте.
Слайд 21Во время Великой Отечественной войны 1941-45гг. Громашевский Л.В.- главный эпидемиолог
Закавказского и Крымского фронтов и Московского военного округа. Затем работа
в Москве и создание ЦИЭМ, учреждения, ставшего центром советской эпидемиологической науки.
С 1948 года на протяжении 28 лет работа в Киеве. Под руководством Громашевского Л.В. были подготовлены многочисленные докторские и кандидатские диссертации. У него было много учеников и верных последователей.
Слайд 22Е. Н. Павловский (1884-1966) создал теорию природной очаговости ряда инфекционных
заболеваний, согласно которой обеспечивается стойкое сохранение возбудителя.
Е.Н. Павловский
Слайд 24Зоолог, паразитолог, специалист по гельминтозам, создатель учения о природной очаговости
трансмиссивных болезней человека, исследователь кровососущих двукрылых насекомых (гнуса).
Под его
руководством были проведены многочисленные комплексные экспедиции в Среднюю Азию, Закавказье, в Крым, на Дальний Восток и другие районы страны для изучения эндемичных паразитарных и трансмиссивных заболеваний (клещевого возвратного тифа, клещевого энцефалита, москитной лихорадки, лейшманиозов и др. болезней).
Е.Н.Павловский
Слайд 25Автор свыше 1200 научных публикаций и книги «Поэзия, наука и
ученые» (Издательство АН СССР, М-Л, 1958).
Курс паразитологии человека (с учением
о переносчиках инфекций и инвазий), 2 изд., Л.-М., 1934;
Краткий учебник биологии паразитов человека, М.-Л., 1941;
Руководство по паразитологии человека с учением о переносчиках трансмиссивных болезней, т. 1—2, 5 изд., М.-Л., 1946—1948;
Лихорадка папатачи и её переносчики, Л., 1947;
Гнус (кровососущие двукрылые), его значение и меры борьбы, Л., 1951;
Учебник паразитологии человека с учением о переносчиках трансмиссивных болезней, 6 изд., Л., 1951.
Природная очаговость трансмиссивных болезней в связи с ландшафтной эпидемиологией зооантропонозов М.; Л., 1964. 211с.
Основные научные труды Е.Н.Павловского
Слайд 26В. А. Башенин (1882—1977), соавтор открытия безжелтушного лептоспироза, рассматривал эпидемиологию
как науку, предназначенную для изучения всех заболеваний, а не только
инфекционных.
Создание противоэпидемической службы в России.
В. А. Башенин. А. А. Смородинцев. В. М. Жданов. В. Д. Беляков.
Слайд 27А. А. Смородинцев открыл очаги японского энцефалита в стране,
руководил изучением этиологии, клиники и эпидемиологии геморрагической лихорадки с почечным
синдромом в очагах, впервые обнаруженных в стране, установил вирусную природу заболевания, доказал роль мышевидных грызунов как источников инфекции.
Создал вакцины для специфической профилактики гриппа, клещевого и японского энцефалитов, кори, паротита, краснухи.
Слайд 28Жданов В.М. (1914-1987) - академик АМН СССР, выдающийся ученый вирусолог,
директор Института вирусологии АМН СССР им. Д.И.Ивановского.
В. М. Жданов сформулировал
систему понимания эволюции заразных заболеваний, изучал эпидемиологию вирусных инфекций. Разработал научно-обоснованную программу ликвидации оспы в мире, которая была выдвинута им как предложение Советского Союза на Генеральной Ассамблеи ВОЗ в 1958г.
Слайд 29
Последние годы жизни В.М. Жданов посвятил изучению ВИЧ-инфекции, которую считал
глобальной проблемой здравоохранения.
Под его руководством были разработаны отечественные диагностические
тест-системы, начата работа по получению генно-инженерной вакцины и моноклональных антител.
При его активном участии Советский Союз выступил с инициативой в ВОЗ об объединении усилий всех стран в наступлении на СПИД.
Слайд 30 В. Д. Беляков (1921 — 1997)
создал теорию саморегуляции
эпидемического процесса.
Слайд 31 Автор фундаментальной социально-экологической концепции эпидемического процесса, учений о
предпосылках и предвестниках осложнения эпидемиологической ситуации, об эпидемиологическом надзоре как
инструменте управления эпидемическим процессом, теоретических основ формирования эпидемиологических закономерностей инфекционных болезней под влиянием меняющихся социально-экономических условий жизни общества и др.
Академик Б.Л.Черкасский
Слайд 32Важнейшее теоретическое обобщение :
учение об эпидемическом процессе
Л.В. Громашевского
Эпидемиология как наука об эпидемическом процессе во всех его
проявлениях: от выраженных эпидемий до разрозненных случаев инфекционных заболеваний.
основной метод эпидемиологии - эпидемиологическое обследование очага инфекции, а не «игра в цифры».
Эпидемиология инфекционных болезней – русская наука
Слайд 33Понятие о медико-социальных категориях здоровье и болезнь
Медицинские дисциплины, изучающие
патологию оперируют такими медико–социальными категориями или понятиями как «болезнь» и
«здоровье».
Эти понятия необходимо рассматривать вместе.
Наличие «здоровья» воспринимается как отсутствие «болезни»,
Отсутствие «здоровья» как наличие «болезни».
Слайд 34 Существуют более 100 определений понятия «здоровья.
Определение данное
ВОЗ в учебном пособии «Основы эпидемиологии» (Женева, 1994) согласно которому:
«Здоровье – есть состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов».
Слайд 35 Определение понятия «болезнь»
Наиболее приемлемое на этот
счет определение приведено в «Словаре медицинских терминов» (1989), где сказано:
«Болезнь (патология) - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов»
Эти повреждения происходят на разных уровнях организации жизни и изучаются разными медицинскими дисциплинами.
Слайд 36 Патология субклеточного уровня изучается такими медицинскими дисциплинами как
биохимия и биофизика. Клеточный уровень патологии исследуется гистологией, медицинской цитологией.
Эти уровни в свою очередь является составляющими организменного уровня, который изучают клинические дисциплины.
Изучая проявления патологии у конкретного больного Вы изучаете ее проявления на организменном уровне.
Слайд 37
Встает вопрос, на каком же уровне
изучает патологию людей эпидемиология?
Корни ответа уходят в глубокую древность.
Слайд 38
Если рассматривать этимологию (от греческого etymon
– истина) термина эпидемиология то слово состоит из трех частей
epi – в, на, demos – народ, и logos – учение.
Смысл: учение об эпидемиях, возникавших среди народа, среди населения.
Народ (лат.)- популяция, т.е. эпидемиология изучает патологию на популяционном или надорганизменном уровне и этим принципиально отличается от медицинских дисциплин клинического профиля – педиатрии, терапии, хирургии, акушерства и гинекологии, изучающих патологию на организменном уровне.
Слайд 39 Для обозначения проявления патологии на популяционном уровне в
отличие от ее организменного уровня, а именно болезни с древних
пор используется такое понятие как заболеваемость.
Болезнь и заболеваемость - понятия разные.
О разной сущности этих понятий ученые древнего мира высказывались следующим образом:
«…целое больше, чем сумма частей и что судить о заболеваемости народа только на основе знаний об отдельных болезнях это значить за деревьями не увидеть леса»(цит. по Белякову И.Д. с соавт, 1995).
Слайд 40
Заболеваемость является
не просто отражением проявления суммы отдельных болезней, а представляет собой
совершенно иное по своему качеству и своей сущности явление.
Следовательно, если проявление патологии на организменном уровне, а именно болезнь является предметной областью изучения клинических дисциплин, то проявление патологии на популяционном уровне, а именно заболеваемость, является предметной областью изучения эпидемиологии.
Слайд 41Основные группы понятий общей патологии применительно к популяционному уровню организации
жизни
Современная эпидемиология применительно к популяционному уровню
проявления патологии используют пять групп основных понятий, существенно отличающиеся по своей сути от таковых, используемых в клинической медицине.
Слайд 42 Основные понятия общей патологии применительно к организменному и популяционному
уровням ее проявления
Слайд 43 Первые три группы понятий: проявления заболеваемости, болезнетворные факторы и условия,
а также механизм развития заболеваемости являются теоретическим разделом общей
эпидемиологии.
Среди них первая группа отвечает на вопрос как проявляется заболеваемость, т.е как она распределяется по территориям, среди различных групп населения и во времени; вторая группа отвечает на вопрос: каковы причины и условия формирования заболеваемости; третья – отвечает на вопрос как развивается заболеваемость, т.е формируются механизмы развития заболеваемости.
Четвертая и пятая группы понятий составляют практическую часть общей эпидемиологии.
Слайд 44Этапы развития эпидемиологии
(по академ.В.Д.Белякову, 1995 г.)
Слайд 45ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭПИДЕМИОЛОГИИ
Слайд 46 В толковании предметной области изучения эпидемиологии на
каждом этапе ее развития отмечались свои особенности.
В добактериологическом периоде становления эпидемиологии, продолжавшегося со времен древнего мира и до открытия мира микроорганизмов Луи Пастером заболеваемость отожествлялась с эпидемиями. Тогда полагали, что эпидемии возникают в результате воздействия на людей болезнетворных веществ (миазм), либо болезнетворных существ (контагий), либо сочетанным воздействием тех и других, а также недостаточностью питания.
Слайд 47 В понимании сегодняшнего дня миазмы это не что
иное как экологически вредные болезнетворные химические и физические факторы как
природного так и антропогенного происхождения, а контагии – биологические агенты (микробы, гельминты, простейшие и т.д.).
Следовательно в добактериологический период развития эпидемиологии предметом ее изучения с современных позиций была любая заболеваемость, обусловленная любыми болезнетворными факторами.
Поскольку во времена древнего мира болезни людей не дифферинцировали не только по рубрикам, но и классам болезней, то все заболевания (травмы, отравления, ожоги , обморожения, инфекционные болезни, сердечно-сосудистые заболевания и другие виды болезней), преследовавшие род людской именовали тогда одним обобщенным термином - эпидемия.
Слайд 48 Термин «эпидемия» (ее синонимы - полюдье,
поветрие, моровая болезнь и др.) был введен Гиппократом. Под эпидемией
Гиппократ понимал существенное по сравнению с общим уровнем нарастание заболеваемости в конкретном населении. Он отмечал, «…оборванные толпы раньше других становятся жертвами ангела смерти, а затем поражаются люди среднего достатка и в последнюю очередь зажиточные слои населения.» При этом Гиппократом было подмечено, что эпидемии возникают в определенных местах и в определенные годы. Это позволило ему обосновать концепцию эпидемической конституции мест и лет. Т.е. еще Гиппократ подчеркивал социальную обусловленность эпидемий и выделял территории риска и время риска их возникновения.
Слайд 49
В бактериологическом периоде развития эпидемиологии предметом
ее изучения также являлась заболеваемость, но только инфекционная, являющаяся результатом
взаимодействия популяции болезнетворных микроорганизмов (контагий) с популяцией восприимчивых людей.
В бактериологический период эпидемиология как наука об эпидемическом процессе сделала значительные успехи, которые выразились в эпидемиологическом и демографическом сдвигах.
Слайд 50
Эпидемиологический сдвиг характеризовался значительным
снижением уровня заболеваемости и смертности от таких инфекционных болезней как
чума, холера, натуральная оспа и т.д. В следствие этого в ряду причин смертности инфекционная патология уступила лидерство сердечно-сосудистой патологии, злокачественным новообразованиям и травмам, высвятив тем самым необходимость изучения как и в добактериологическом периоде эпидемиологию любых видов патологии.
Слайд 51ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ СДВИГ (demographic transition) — цикл роста населения, связанный с экономическим
развитием страны. В слаборазвитых странах (т. е. в странах с
аграрной экономикой) и рождаемость, и смертность высоки, поэтому общая численность населения растёт довольно медленно. С развитием экономики (т. е. в ходе индустриализации) доход на душу населения начинает расти, а коэффициент смертности падает (в результате улучшения питания, санитарных условий, медицинского обслуживания и т. д.), и наступает период быстрого роста населения. При устойчивом опережении темпов экономического роста по сравнению с темпами роста населения доход на душу населения продолжает увеличиваться, что постепенно приводит к сокращению рождаемости (в обществе «нормой» становятся небольшие семьи, так как люди стремятся сохранить свой растущий достаток). В этот период темпы роста населения замедляются и, в конце концов, даже падают (рисунок). Развивается демографическая ловушка.
Слайд 53Эпидемиология в бактериологический период в отличие от добактериологического стала именоваться
как наука об эпидемическом процессе, занимающейся изучением причин, условий возникновения
и распространения инфекционных заболеваний. Т.е. предметной областью изучения эпидемиологии в бактериологический период была не вся заболеваемость, как в добактериологическую эру, а только заболеваемость инфекционная.
Слайд 54 В современный период развития эпидемиологии понятие эпидемического
процесса введенного Л.В.Громашевским для обозначения процесса взаимодействия популяции людей с
популяцией паразитов широко используется также и для обозначения процесса взаимодействия популяции людей с болезнетворнми факторами химической, физической и ятрогенной природы. (Л.И. Шляхтенко., 1994)
Предметной областью изучения эпидемиологии на сегодняшний день является не только заболеваемость обусловленная инфекционными агентами, но и обусловленная, болезнетворными факторами не живой природы.
Слайд 55 То есть сегодня, как и в добактериологическом периоде,
изучается вся патология населения, но дифференцированная уже на классы, рубрики
и подрубрики.
Поэтому эпидемиологию современного периода как науку определяют следующим образом: Эпидемиология это наука изучающая причины, условия возникновения и механизмы формирования любых заболеваний среди населения путем анализа ее распределения по территориям, среди различных групп населения и во времени и использующая эти данные для разработки способов профилактики любых заболеваний.
В этом определении отражены три особенности изучения медицинских проблем.
Слайд 56 Первая особенность: для эпидемиологического изучения
важна не природа патологии (инфекционная или неинфекционная), а популяционный
уровень ее проявления.
Вторая особенность: метод познания – изучение путем анализа распространения заболеваемости по территории, среди различных групп населения и во времени.
Третья особенность: результаты изучения используются не для лечения, а профилактики заболеваемости.
Слайд 57Минобрнауки России доводит до сведения, что экспертными советами Высшей аттестационной
комиссии Минобрнауки России в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников
(утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г № 59 (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2009 г., регистрационный «13561) разработаны паспорта научных специальностей.
Паспорта научных специальностей размещены на сайте Министерства для использования в практической деятельности образовательными учреждениями и научными организациями, имеющими аспирантуры и докторантуры по адресу: http://mon.gov.ru/work/nti/dok/
О паспортах научных специальностей
Слайд 58Эпидемиология – фундаментальная медицинская наука, относящаяся к области профилактической медицины
и включает два раздела с единой методологией исследования: эпидемиологию инфекционных
и эпидемиологию неинфекционных болезней.
Оба эти раздела идентичны по своей сути: они имеют общий предмет изучения - заболеваемость (популяционный уровень организации патологии), единый научный метод (эпидемиологический) и общую цель - профилактику заболеваемости
Шифр специальности: 14.02.02 - Эпидемиология
Формула специальности:
Слайд 59
Определение по ВОЗ, 1994 г.
«Эпидемиология - наука,
изучающая в конкретных популяциях состояние здоровья и болезни, а также
факторы, обусловливающие их, и применяющая полученные знания для борьбы с патологическими состояниями»
Слайд 60 Кроме указанных определений есть и другие определения предмета эпидемиологии. В
учебнике «Эпидемиология» для студентов медико-профилактического дела под редакцией Зуевой Л.П.
и Яфаева Р.Х. от 2005 г. написано
«Эпидемиология - наука, изучающая закономерности возникновения и распространения любых патологических состояний среди людей и разрабатывающая меры борьбы и профилактики».
Слайд 61 В.В. Власов в учебном пособии «Эпидемиология» от 2005 г. приводит
следующее определения предмета эпидемиологии: «Эпидемиология изучает распространение всех болезней и
состояний, их проявления и происхождение».
Вот еще одно определение, которое В.В.Власов приводит в вышеупомянутом учебном пособии по эпидемиологии:
Слайд 62 «Эпидемиология является пропедевтической дисциплиной и содержит основы понимания медицинской
реальности, эффективности вмешательств и методов исследования в медицине».
В этом
определении указывается, что эпидемиология является методической базой по оценке эффективности медицинских вмешательств (лечения, диагностики, профилактики и т.д.), базой клинической эпидемиологии, основой доказательной медицины. Т.е. диссертационные работы выполненные по клинической эпидемиологии могут быть также защищены под шифром – 14.02.02
Слайд 63
Все эти определения несут одну и ту же смысловую нагрузку
и в полной мере соответствует паспорту номенклатуры
специальностей научных работников (медицинские работники) ВАК РФ по шифру специальности: 14.02.02 – эпидемиология, областью исследования которой являются инфекционные и массовые неинфекционные заболевания, т.е. любая заболеваемость и их исходы.
Слайд 64Место эпидемиологии в структуре медицинских наук наглядно отражено на схеме,
предложенной в свое время академиком В.Д. Беляковым (1986).
Слайд 65Популяционный уровень проявления патологии (эпидемиология, гигиена, общественное здоровье)
Организменный уровень проявления
патологии (терапия, хирургия, педиатрия и т. д.)
Клеточный уровень организации патологии
(гистология, цитология и т. д.)
Субклеточный уровень организации патологии (биохимия, биофизика и т.д.)
Современная структура медицинских наук
Параллельные плоскости – общемедицинские науки
Вертикальные линии – это частные медицинские науки, изучающие патологию отдельных органов и систем.
Места пересечения – это пограничные области знаний (клиническая биохимия, клиническая иммунология, эпидемиология злокачественных новообразований, сердечно-сосудистая патологии, инфекционных заболеваний и т.д.)
Слайд 66Предмет, метод и цель современной эпидемиологии
Слайд 67 Предметом общей эпидемиологии является заболеваемость населения (патологические состояния) и ее
следствия;
Методом предмета является эпидемиологический метод
или эпидемиологическая диагностика заболеваемости населения;
Целью общей эпидемиологии является профилактика заболеваемости населения и ее следствий.
Слайд 68Кроме заболеваемости, к предметам эпидемиологии относятся явления, отражающие исходы болезни
– смертность, летальность, инвалидизация, временная утрата трудоспособности и даже выздоровление.
Все вместе они формируют предметную область эпидемиологии. В последнее время предметом эпидемиологических исследований все чаще становятся, так называемые «состояния предболезни».
Предмет эпидемиологии
Слайд 69Заболева́емость — медико-статистический показатель, определяющий число (частоту) заболеваний, зарегистрированных за календарный
год среди населения, проживающего на какой-то конкретной территории.
Является одним
из критериев оценкиздоровья населения.
Слайд 70 Заболеваемость населения любыми видами патологии и их неблагоприятные
исходы (инвалидность, смертность и др.) характеризуются определенной группой симптомов или
признаков.
Слайд 71 Они в отличии от симптомов болезни
представлены всего четырьмя группами симптомов:
уровень (или интенсивность)
динамика (или изменение интенсивности
во времени)
пространственная характеристика (или изменение интенсивности в пространстве т.е. по территориям)
структура (или распределение заболеваемости по различным группам населения, по нозологическим формам и т. д.).
Слайд 72Заболеваемость ОКИ среди различных групп населения исследуемых территорий в 1997-2010
гг.
Слайд 73Динамика заболеваемости различными ОКИ среди населения исследуемых территорий в 1997-2010
гг.
ОКИНЭ
ОКИУЭ
Слайд 75Удельный вес заболевших ОКИУЭ и ОКИНЭ среди населения исследуемых территорий
в 1997-2010 гг.
РБ
Уфа
Слайд 76 Группа показателей, отражающих уровень нарушения здоровья, определяют показатели
заболеваемости (интенсивности), которые подразделяются на интервальные и моментные.
Интенсивность процесса при
различных видах патологии может быть изучена с помощью интенсивных показателей за определенный интервал времени, которые называются - интервальными.
Интервальные показатели отражают инцидентность (заболеваемость). Многие болезни могут характеризоваться острым и хроническим течением, поэтому существует необходимость изучать заболеваемость острой и хронической формами ( например гепатитом В).
Слайд 77Первичная заболеваемость острой формой - это количество впервые заболевших острой
формой инфекции в течение календарного года на определенной территории (в
расчете на 100 000 населения и т.д.)
Первичная заболеваемость хронической патологией - количество впервые выявленных хронических больных (определенной патологией) в течение календарного года на определенной территории.(в расчете на 100 000 населения и т.д.).
Первичная заболеваемость с временной утратой трудоспособности -отражает частоту заболеваний, по которым выдавались листки нетрудоспособности, (в расчете на 100 000 населения и т.д.)
Слайд 78 Моментные показатели - это есть показатели превалентности.
К этой группе показателей относится: болезненность, частота скрытой зараженности (инфицированности),
пораженность, распространенность, частота обнаружения антител.
Болезненность - общее количество больных (отрой формой + хронической формой), состоящих на учете на определенной территории на конкретный день (чаще 1 января) в расчете на 100 000 населения.
Частота скрытой зараженности (инфицированность) - количество лиц с бессимптомной инфекцией, выявленных в результате активного лабораторного обследования конкретной группы населения; определяется на 100 обследованных, на день взятия исследуемого материала.
Слайд 79
Частота обнаружения антител у здорового не вакцинированного
населения - доля лиц, имеющих антитела к возбудителю, из числа
обследованных; определяется на день взятия материала для лабораторного обследования. Этот показатель отражает процесс естественного проэпидемичивания населения. Который формируется в результате перенесения населением манифестных форм болезни, скрытых форм и особенно бессимптомных.
Пораженность - показатель, определяемый в результате суммирования болезненности и частоты скрытой зараженности; определяется на день взятия исследуемого материала для лабораторного обследования в расчете на 100, 1000 лиц, находившихся под наблюдением.
Распространенность - показатель, определяемый в результате суммирования пораженности и частоты обнаружения антител, в расчете на 100, 1000 наблюдавшихся ранее и обследованных; вычисляется на день взятия материала для серологического обследования.
Слайд 80
Эпидемиологический метод - это совокупность
методических приемов и способов позволяющих изучить особенности проявления заболеваемости и
ее следствий по территориям, во времени и группам населения т.е. определить территории риска, группы риска, время риска, а также факторы риска, и следовательно выявить причины, условия возникновения и распространения заболеваемости, и установить механизмы ее формирования.
Поэтому применение эпидемиологического метода в практическом здравоохранении называют эпидемиологической диагностикой.
Слайд 81Профилактические мероприятия
По определению ВОЗ стратегия профилактики заболеваний среди населения, является
многоуровневой.
Различают следующие уровни профилактики:
первичный,
вторичный,
третичный
Слайд 82Профилактика первичная
(primary prevention) —
комплекс медицинских и немедицинских мероприятий,
направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний,
общих для всего населения отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов (например, формирование здорового образа жизни, проведение иммунопрофилактики в различных группах населения и др.).
Слайд 83Профилактика вторичная (secondary prevention) —
комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и
иных мер, направленных на раннее выявление и замедление развития заболевания
у больных (например, целевое санитарно-гигиеническое воспитание, связанное с конкретным Заболеванием; проведение медицинских осмотров, курсов профилактического лечения и целевого оздоровления и др.).
Слайд 84 Профилактика третичная
(tertiary prevention)
комплекс медицинских, социальных, психологических и
других мер, направленных на предотвращение ухудшения течения и предупреждение обострений,
осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизацию и преждевременную смертность (проведение соответствующих лечебных, реабилитационных иоздоровительных мероприятий, направленных на более полное восстановление социального и профессионального статуса).
Слайд 85Структура современной эпидемиологии
Слайд 86
Частная эпидемиология
Эпидемиология отдельных классов, групп болезней и отдельных
нозоформ составляет частный раздел эпидемиологии. Если раньше частная эпидемиология касалась
в основном только первого класса болезней, то в настоящее время она касается 19 классов из 21, приведенных в МКБ 10. В любом частном разделе эпидемиологии предметной областью ее изучения будет являться заболеваемость конкретной патологией и ее следствия.
Слайд 88
Следовательно, целью эпидемиологии инфекционных заболеваний, как и при
всех других видах патологии, является их профилактика, основанная на эпидемиологическом
диагнозе, содержащей сведения о причинах, условиях возникновения и распространения групп или отдельных нозологических форм инфекционных заболеваний.
Слайд 89
Контрольный вопрос по лекции:
Что является предметом изучения эпидемиологии?