Слайд 1Организация медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.
ФГБОУ ВО КубГМУ МИНЗДРАВА
РОССИИ
КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ №1
Лектор:
заведующая кафедрой педиатрии № 1
профессор Шашель В.А.
Слайд 2ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ
Мероприятия для облегчения адаптации к посещению ДОУ
в соответствии с инструкцией по приему детей:
Принимать нового ребенка в
часы бодрствования. Новый для ребенка режим вводят постепенно, сдвигая его по сравнению с домашним на 10-15 минут в день
В первые 1-2 дня не отпускать родителей, если ребенок сильно плачет, отказывается есть и спать
Укороченный день назначают детям всех возрастов. Время пребывания ребенка в группе увеличивают постепенно на 1-2 ч в день в зависимости от его поведения
В первые дни кормить и укладывать спать так, как ребенок привык дома. Кормить осторожно, не настаивать в случае отказа от еды, компенсировать недоедание дома.
Нового ребенка необходимо тепло одевать, следить, чтобы не переохлаждался, чтобы ручки и ножки были теплыми. Чаще предлагать ребенку теплое питье, учитывая повышенное мочеиспускание, слезоотделения и сухость слизистых оболочек
Слайд 3ПРОДОЛЖЕНИЕ
Разговаривать с ребенком необходимо ласково, все объяснять, предупреждать отрицательные эмоции,
не давать ребенку долго плакать
В первые дни организовать деятельность нового
ребенка в стороне от детей до тех пор,пока он сам не проявит интерес и желание играть рядом с детьми
В период адаптации нужно держать нового ребенка поближе к себе, общаться с ним каждые 2-3 мин взглядом, чтобы успокоить и привлечь к игре
Поведение нового ребенка отмечают в листе адаптации. О трудных случаях адаптации информировать педагога,врача
На физкультурных занятиях следить за реакцией ребенка, не настаивать на обязательном выполнении упражнений. Использовать музыкальные занятия, как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка
Направлять в ДОУ ребенка, перенесшего какое-либо заболевание, можно не ранее, чем чрез 2 нед.
Вакцинацию ребенка можно проводить не позднее, чем за месяц до поступления в ДОУ или не ранее, чем через месяц после окончания периода адаптации
Слайд 4продолжение
За состоянием ребенка наблюдают врач, старшая медсестра, педагог и воспитатель
группы. Они отмечают адаптацию ребенка в специальном листе адаптации, в
котором указывают фамилию, имя ребенка, возраст, дату, день адаптации. Выполняют балльную оценку каждой эмоционально-поведенческой реакции (гнев, страх, отрицательные эмоции, положительные эмоции, социальные контакты, познавательную деятельность, сон, аппетит). Контроль и регистрацию результатов наблюдения за детьми в ДОУ осуществляет воспитатель. У детей раннего и ясельного возраста эмоционально-поведенческие реакции регистрируют ежедневно, у дошкольников — 1 раз в 3 дня.
Слайд 5ДЕЗАДАПТАЦИЯ
Дезадаптация может сопровождаться разнообразными отклонениями в состоянии здоровья. Основной формой
дезадаптации у детей раннего возраста выступают ОРВИ, а у дошкольников
чаще наблюдают невротические реакции. Дезадаптацию классифицируют по трем степе-ням тяжести: легкую, среднетяжелую и тяжелую (табл. 6-3). Основными параметрами оценки служат сроки нормализации поведения, частота и длительность заболеваний ребенка.
При легкой степени дезадаптации нарушения в поведении отмечают в течение 10-20 дней. Незначительно снижается аппетит, объем съедаемой пищи до возрастной нормы увеличивается в течение 10 дней. Дома сон ребенка, как правило, не нарушен, а в условиях дошкольного учреждения восстанавливается обычно в течение 7-10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность, взаимоотношения с детьми нормализуются в течение 15-20 дней, а иногда и раньше.
Слайд 6ПРОДОЛЖЕНИЕ
Дезадаптацию средней тяжести регистрируют обычно у детей, поступающих в дошкольное
учреждение в возрасте от 9 мес до 1,5 лет. либо
у детей любого возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или неправильные воспитательные воздействия в семье (неблагопрнятный социальный анамнез). При этой степени адаптации все нарушения в поведении ярко выражены и более длительны. Нарушения сна и аппетита нормализуются, как правило, не ранее 20-30 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем, 20 дней, так же как и нарушение контактов с детьми. Речевая активность не восстанавливается 20-40 дней, эмоциональное состояние неустойчиво в течение первого месяца.
Отмечают значительную задержку двигательной активности, которая восстанавливается после 30-35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения с взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо. Острые заболевания при адаптации средней тяжести возникают в виде респираторных инфекций, протекающих без осложнений.
Слайд 7ПРОДОЛЖЕНИЕ
Адаптацию считают законченной при стабилизации эмоционально-поведенческих р-й на
высоком положительном уровне при отсутствии других отклонений в состоянии здоровья.
По окончании периода адаптации врач оформляет эпикриз, где оценивает тяжесть этого состояния у ребенка, указывает проведенные мероприятия и намечает план дальнейшего наблюдения и оздоровления.
Важнейшей задачей в период адаптации рассматривают медико-педагогическую, санитарно-просветительную работу с родителями по вопросам преемственности и достижения единства воспитания и ухода за ребенком в условиях семьи и ДОУ.
Слайд 8ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДОМОВ РЕБЕНКА
Одним из специализированных учреждений
охраны материнства детства служит дом ребенка. Помимо домов ребенка обоего
типа существуют специализированные дома ребенка для детей с дефектами умственного и физического развития.
Номенклатура специализированных ломов ребенка представлена следующими видами учреждений: для детей с органическим поражением ЦНС и нарушениями психики: с органическими поражениями ЦНС без нарушений психики, в том числе ДЦП: с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата н другими дефектами физического развития без нарушений психики; с нарушениями слуха и речи (глухонемых, оглохших, тугоухих): с нарушениями речи (заикающихся, с алалией и другими нарушениями): с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих); с туберкулезной интоксикацией, малыми и затухающими формами туберкулеза. Основную часть воспитанников домов ребенка составляют дети из социально неблагополучных семей.
Слайд 9ПРОДОЛЖЕНИЕ
Помещение дома ребенка, твердый и мягкий инвентарь, медицинское
и хозяйственное оборудование должны отвечать санитарно-гигиеническим, медицинским и педагогическим требованиям,
соответствовать имеющимся возрастным нормативам. Дом ребенка должен быть обеспечен необходимыми методическими пособиями и игрушками в соответствии с возрастом и психическим развитием детей.
В доме ребенка существует карантинная группа для вновь поступающих детей и изолятор для детей с инфекционными заболеваниями, не требующими стационарного лечения. Число коек в изоляторе дол быть не менее 10% от штатного числа мест в доме ребенка.
Слайд 10ПРОДОЛЖЕНИЕ
Во главе дома ребенка стоит главный врач, который
является распорядителем кредитов, имеет право приема и увольнения персонала дома
ребенка, отвечает за постановку медицинской, воспитательной, правовой и административно-хозяйственной работы в учреждении, обеспечивает работу данного учреждения в экстремальных условиях. Дом ребенка пользуется нравом юридического лица, имеет самостоятельную смету, круглую печать, штамп учреждения с указанием своего полного наименования.
Нормативными документами определена наполняемость групп в до-ме ребенка: от рождения до 1,5 лет (10 детей), от 1,5 до 2-х лет (13 де-тей), от 2-х до 4-х лет (15 детей). Независимо от возраста количество де¬тей в группах с патологией ЦНС не должно превышать 10 человек.
Слайд 11Документы, необходимые при оформлении в дом ребенка.
• Заявление одного или двух
родителей или лиц, их заменяющих, о временном устройстве ребенка.
• Путевка соответствующего
органа здравоохранения (МЗ респуб-лики, края, области и так далее). Путевку выдают на основании решения исполнительных органов по месту жительства ребенка о необходимости его помещения в дом ребенка и предоставления ему жилой площади при выходе из учреждения общественного воспитания. Путевка фиксируется в специальном журнале учреждения, ее выдавшего; сигнальный листок подлежит возврату;
• Свидетельство о рождении ребенка.
• Выписка из истории развития (медицинской карты стационару го больного, истории развития новорожденного). Для детей, наблюдавшихся в поликлинике, оформляют выписку из истории развития. В выписке должны быть отражены: социальный анамнез семьи, течение беременности и родов у матери, особенности раннего неонатального периода, перенесенные заболевания, данные осмотров специалистами риноларинголога, офтальмолога, ортопеда, хирурга, невролога), результаты проведенных параклинических исследований. Прилагают подлинники анализов на вирусный гепатиты В и С, ВИЧ-инфекцию, сифилис, обследования на кишечную группу, дифтерию, результаты анализов крови и мочи.
Слайд 12ПРОДОЛЖЕНИЕ
• Справка о состоянии здоровья матери (в случае направления ре-бенка из
родильного дома)
• Справка об отсутствии инфекционных заболеваний в квартире или учреждении,
из которых поступил ребенок.
• Справка с места работы (с указанием заработной платы), учебы родителей или лиц, их заменяющих, в случае временного помещения ребенка в дом ребенка.
• Сведения о родителях и близких родственниках (братья, сестры, дедушки, бабушки), т.е. справка из домоуправления о составе семьи;
• Документы, подтверждающие отсутствие родителей пли невозможность воспитания ими своих детей (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав или отобрании ребенка, приговор суда, акт о подкидывании, согласие родителей на усыновление, отказ от родительских прав, справка об отъезде, болезни родителей и др.).
Слайд 13ОФОРМЛЕНИЕ ПОДКИНУТЫХ ДЕТЕЙ В ДОМ РЕБЕНКА
Подкинутых детей принимают в дом
ребенка по акту, составленному в органах правопорядка, с последующим оформлением
путевки в органах здравоохранения в трехдневный срок. Копию акта о подкидывании, составленного в доме ребенка, направляют в органы правопорядка. Подкинутым детям дом ребенка присваивает фамилию, имя, отчество и в трехдневный срок на основании вышеуказанного акта о приеме регистрирует ребенка в органах записи актов гражданского состояния. В случае оставления ребенка родителями в стационаре составляется со-ответствующий акт, заверенный печатью.
Слайд 14ПЕРЕДАЧА ДЕТЕЙ НА УСЫНОВЛЕНИЕ
Передачу детей на усыновление осуществляют на основании
«Правил передачи детей на усыновление (удочерение)» от 29.03.2000 № 275.
При передаче детей на усыновление в журнале приема детей в дом ребенка делают отметку о передаче ребенка на усыновление без указания фамилии и адреса усыновителей. Эти данные хранят у главного врача дома в установленном порядке и предъявляют только следственным и судебным органам по их официальному запросу.
Слайд 15МЕДИЦИНСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ РЕБЕНКА
При усыновлении принимают во
внимание возраст ребенка, предпочтение отдают усыновлению детей в раннем возрасте.
Усыновлению подлежат, как правило, здоровые дети. Ребенок должен быть физически и психически здоров, иметь предпосылки к нормальному развитию. Для освидетельствования детей и подростков в городе, районе и области создаются персонально утвержденные медицинские комиссии по усыновлению.
В состав комиссии, осматривающей детей до трехлетнего возраста, входят: педиатр, детский невролог, детский психиатр. Детей, подлежащих усыновлению, представляют на комиссию в максимально ранние сроки, но не моложе возраста 14 дней. До осмотра комиссии ребенок должен быть обследован врачами: офтальмологом, ортопедом, дерматовенерологом, по показаниям — другими специалистами. В состав комиссии, осматривающей детей старше 3-х лет, входят врачи: педиатр, детский невропатолог, детский психиатр, логопед и другие специалисты (по показаниям).
Слайд 16ПРОДОЛЖЕНИЕ
Результаты осмотра ребенка и заключение о состоянии его
здоровья записывают в историю развития (болезни). В Министерство просвещения представляется
заключение о состоянии здоровья ребенка и отсутствии противопоказаний к усыновлению с приложением анализов (в том числе результатов исследования на фенилкетонурию), заключение психиатра и других специалистов.
Дальнейшее медицинское наблюдение за усыновленным ребенком осуществляют по месту его нового жительства на общих основаниях.
Слайд 17ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСЫНОВЛЕНИЯ:
краткая биография
справка с места работы с
указанием должности и заработной платы либо декларация о доходе;
•
копия финансового лицевого счета и выписки из домовой книги с места жительства с подтверждением права собственности на жилое помещение;
• справка из органов внутренних дел об отсутствии судимости;
• медицинское заключение о состоянии здоровья;
• копия свидетельства о браке (если состоит в браке),
Слайд 18МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Направления организации медицинского обеспечения дошкольников:
• Организация необходимых профилактических, оздоровительных
и лечебных мероприятий,
• Предупреждение инфекционных заболеваний среди детей, профилактика травматизма и
несчастных случаев,
• Контроль, начиная с периода адаптации, за всесторонним развитием и здоровьем детей, их подготовкой к школе,
• Организация и контроль выполнения комплекса гигиенических мероприятий, необходимых для правильной постановки режима, оздоровительной, воспитательной и учебной работы в учреждении.
• Ознакомление детей и их родителей с основами гигиены, распространение санитарных знаний среди персонала и родителей.
Слайд 19ТИПЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ:
• Детские сады, ясли-сады общего типа.
• Ясли-сады санаторного типа для
детей с виражом туберкулиновых проб, имевших контакт с больными туберкулезом.
• Дома
ребенка для детей без существенных отклонений в состоянии здоровья.
• Дома ребенка для детей с грубыми органическими поражениями цнс.
• Дошкольные детские дома общего типа.
Создаваемые образовательные учреждения нового типа для детей от 3-х до 10 лет.
• Детский сад-начальная школа;
• Детский сад-начальная школа компенсирующего вида для коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся.
• Прогимназия с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).
Слайд 20ПРОДОЛЖЕНИЕ
Основные цели таких учреждений: обеспечение преемственности между дошкольным
и начальным общим образованием, создание оптимальных условий для охраны и
укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся.
Медицинское обслуживание детей в школах, детских садах обеспечивается медперсоналом, который наряду с администрацией учреждения несет ответственность за здоровье и физическое воспитание детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания.
Лечебно-профилактическую работу в ДОУ обеспечивает детская поликлиника, в районе деятельности которой оно расположено, а также медработниками ДОУ. Организационно-методическое руководство медицинского обеспечения детей осуществляют специальные отделения поликлиник-отделения организации медицинской помощи детям и подросткам (ООМПДП).