Разделы презентаций


ФГОС «Оценка процесса достижения предметных, метапредметных, личностных результатов»

Содержание

Скрытые риски работы по ФГОСам

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ФГОС Оценка процесса достижения предметных, метапредметных, личностных результатов

ФГОС Оценка процесса достижения предметных, метапредметных, личностных результатов

Слайд 2Скрытые риски работы по ФГОСам

Скрытые риски работы по ФГОСам

Слайд 3Перегруженность отчётами
Обилие ЦУ
Разночтения ФГОСов
Настроение
Авторитарность
в преподавании
Неумение увязать
теорию с

практикой
Категоричность ЦУ
Ошибки в работе
Чувство неудовлетворённости
Незнание требований
ФГОСов
Учитель

Перегруженность отчётами Обилие ЦУРазночтения ФГОСовНастроениеАвторитарность в преподаванииНеумение увязать теорию с практикойКатегоричность ЦУОшибки в работеЧувство неудовлетворённостиНезнание требованийФГОСовУчитель

Слайд 4Неумение работать
с литературой
Риск перегрузок
Беспомощность в выборе путей
решения вопросов
Привычка

быть ведомым
Завышенный уровень
притязаний
Неумение формулировать
цели
Ученик

Неумение работать с литературойРиск перегрузокБеспомощность в выборе путей решения вопросовПривычка быть ведомымЗавышенный уровень притязанийНеумение формулировать целиУченик

Слайд 5
Метапредметные
Предметные
Личностные
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Результаты образования
Развитие «компетентности к

обновлению компетенций»

МетапредметныеПредметныеЛичностныеТребования к результатам освоения основной образовательной программыРезультаты образованияРазвитие «компетентности к обновлению компетенций»

Слайд 6 Предметные результаты образовательной деятельности
выражаются в усвоении обучаемыми

конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета

– знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей.

Предметные результаты образовательной деятельности  выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках

Слайд 7Метапредметные результаты
освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех

учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса,

так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в

Слайд 8Личностные результаты
Сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений

обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному

процессу и его результатам.
Личностные результаты  Сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного

Слайд 9Система образования должна
гарантировать всем учащимся возможность достижения образовательных результатов,

обеспечивающих их успешную социализацию;
гарантировать всем учащимся возможность достижения образовательных результатов,

обеспечивающих реализацию разных планов последующего профессионального образования, а также возможность реализации их творческого потенциала;
создавать условия для формирования у всех учащихся опыта достижения успехов в различных сферах деятельности.


Система образования должна гарантировать всем учащимся возможность достижения образовательных результатов, обеспечивающих их успешную социализацию;гарантировать всем учащимся возможность

Слайд 10Уровни образованности
Образованность – интегрированный результат общего образования,

выражающийся в способности личности самостоятельно решать определенный класс проблем на

основе использования освоенного социального опыта. Уровни образованности различаются классом проблем, которые способна решать личность.
Уровни образованности   Образованность – интегрированный результат общего образования, выражающийся в способности личности самостоятельно решать определенный

Слайд 12 Компоненты компетентности

Компоненты компетентности

Слайд 15Признание возрастной динамики в становлении ребенка для проблемы образовательных результатов

– это, прежде всего, необходимость отказаться от единой и универсальной

"всевозрастной" модели описания и измерения результатов и перейти к более сложной – многоступенчатой. Необходимо не просто количественно изменяющиеся показатели – а принципиально, качественно различные критериальные комплексы для каждого возрастного периода.
Степень соответствия реальных психологических особенностей детей с "возрастными нормами" по наиболее существенным показателям может рассматриваться как один из важнейших компонентов результата деятельности образовательного учреждения.

Признание возрастной динамики в становлении ребенка для проблемы образовательных результатов – это, прежде всего, необходимость отказаться от

Слайд 16ОПИСЫВАЕМ
Предметные результаты
Базовый принцип оценки достижения результата - деятельностный принцип, («обучение

через деятельность»).
Описание предметных результатов– через характеристику наличного опыта его учебной

деятельности.

ОПИСЫВАЕМПредметные результатыБазовый принцип оценки достижения результата - деятельностный принцип, («обучение через деятельность»).Описание предметных результатов– через характеристику наличного

Слайд 17Метапредметные образовательные результаты
К таким результатам можно

отнести сформированность у ученика следующих областей культуры:

Метапредметные образовательные результаты    К таким результатам можно отнести сформированность у ученика следующих областей культуры:

Слайд 18Личностные результаты образования

Личностные результаты образования

Слайд 19Отличие личностных результатов от индивидуальных
Личностные
содержат в себе ориентацию всего уклада

школьной жизни на возможность получения учеником своего, собственного, уникального опыта

переживания широкого многообразия событий и состояний, связанных со школой.

Индивидуальные

содержат в себе идею возможности достижения учеником индивидуальных целей обучения.

Отличие личностных результатов от индивидуальныхЛичностныесодержат в себе ориентацию всего уклада школьной жизни на возможность получения учеником своего,

Слайд 20Признаки образовательной деятельности, ориентированной на достижение учеником личностных результатов
наличие у

школьника возможности выбора форм, методов, средств учебной, познавательной, творческой деятельности,

а также их сочетаний, представленных в образовательных маршрутах, программах, культурных областях образовательного пространства;
интенсивная самооценочная деятельность и постоянная рефлексия, осуществляемые с целью самоопределения и самоактуализации личности;
распространение целеполагания за границы области освоения актуальной образовательной программы, выстраивание образовательной перспективы;
активное самообразование, понимаемое как расширение школьником границ, определяющих содержание и характер его прямого взаимодействия с образовательной системой.

Признаки образовательной деятельности, ориентированной на достижение учеником личностных результатовналичие у школьника возможности выбора форм, методов, средств учебной,

Слайд 21Система оценивания образовательных результатов

Система оценивания образовательных результатов

Слайд 22Границы и рамки применения новой системы оценки
1) Постепенное внедрение

всех нововведений по этапам, от простого к сложному. Для этого

мы разделяем все положения нашей системы на «минимум первого этапа», «минимум второго этапа» (обязательная часть) и «максимум» (часть, внедряемая по желанию и возможностям учителя).
2) Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.
3) Сокращение до минимума числа «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем. Для этого необходимо использовать два средства:
обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя;
внедрять новые формы отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу, что требует свободного доступа учителя к компьютеру, сканеру, принтеру (пока руководство не обеспечит учителя подобными техническим средствами, оно не вправе требовать частых и подробных отчётов; они в принципе возможны только один раз в учебный год).
Границы и рамки применения новой системы оценки 1) Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к

Слайд 23 4) Ориентир только на поддержание успешности

и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые

превращали бы систему оценки в «кнут»: нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками («Вы не справитесь с контрольными государственного стандарта!») и т. п.
5) Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Например, если ученик на контрольных работах выбирает только необходимый, а не повышенный уровень заданий, он имеет на это право, но можно предлагать: «Молодец, с этим справляешься, попробуй более сложные задания». Личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно, только по классу в целом. Нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил оценку: «у тебя «два» по нравственности, «незачёт» по патриотизму» и т.п.
4) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы

Слайд 25Группы результатов по методам оценивания
Объекты формальной оценки
Объекты неформальной оценки

Группы результатов по методам оцениванияОбъекты формальной оценки Объекты неформальной оценки

Слайд 26 ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?
В таблицах

образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
Таблицы образовательных

результатов составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:
таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?   В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в

Слайд 27Отметки заносятся в таблицы результатов:
Обязательно (минимум):
за метапредметные и

личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
за

предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).
По желанию и возможностям учителя (максимум):
за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению
учителя и образовательного
учреждения.

Группы результатов по методам оценивания

Отметки заносятся в таблицы результатов: Обязательно (минимум): за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в

Слайд 28Учебный портфель (портфолио)
Технология, которая может быть использована как

основа индивидуального маршрута обучения.
Набор материалов, которые учащийся собирает

по ходу работы над модулем (проектом, учебным исследованием, при подготовке к написанию сочинения, сдаче экзамена и т.д.), «накопитель» достижений - грамот, сертификатов, поздравлений, отличных контрольных работ и т.д.

«Накопительная» функция

Учебный портфель (портфолио)  Технология, которая может быть использована как основа индивидуального маршрута обучения.  Набор материалов,

Слайд 29Основные разделы «Портфеля достижений»:
показатели предметных результатов (контрольные работы, данные

из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по

разным предметам);
показатели метапредметных результатов;
показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном  обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно»
Основные разделы «Портфеля достижений»: показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и

Слайд 30Учебный портфель (портфолио)
Отражает динамику развития учащегося, его отношений, результатов

его самореализации;
демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся,
показывает

особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;
помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы, подготовки и обоснования будущей исследовательской работы;
служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося на зачете или итоговом занятии;
помогает учащемуся самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями.

Модельная функция – индивидуальный образовательный проект

Учебный портфель (портфолио) Отражает динамику развития учащегося, его отношений, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся,

Слайд 31КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?
Текущие – по желанию, за тематические проверочные

работы – обязательно.
За задачи, решённые при изучении новой темы,

отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может
отказаться от выставления этой
отметки, но имеет право пересдать
хотя бы один раз.
КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решённые при

Слайд 32ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?
По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень

(базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже

много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕобязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «превосходно».
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем,

Слайд 33КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам

предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка – на основе

всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов). Итоговая оценка

Слайд 34Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Результаты промежуточной аттестации,

представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.

Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой.

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования в соответствии со структурой планируемых результатов выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» всех изучаемых программ.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации

Слайд 35Какие нужны новые формы и методы оценки?
Приоритетными в диагностике (контрольные

работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации),

а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. (Предложенная «Школой 2100» диагностика метапредметных результатов является педагогической, ею может воспользоваться любой учитель (в отличие от психолого-педагогической диагностики, которую осуществляет школьный психолог).
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ: работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Какие нужны новые формы и методы оценки?Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания

Слайд 36 Привычная форма письменной контрольной работы теперь

дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
целенаправленное наблюдение (фиксация

проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
результаты учебных проектов,
результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки  несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

Слайд 37Удачи Вам, дорогие коллеги!
Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен"

Удачи Вам, дорогие коллеги!Егораева Г.Т., ведущий методист издательства

Слайд 38Литература:

1. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.
2.

Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших

образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.
3. Мальцева О.Н. Система оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку
4. Фёдорова С.Ш. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы)
5. Руденко С. «Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия»
6.ГРОМЫКО Н. В., ПОЛОВКОВА М. В. «Метапредметный подход как ядро российского образования»
 
 
 

Литература: 1. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика