Олигополия без сговора – каждая из фирм, ориентируясь на действия конкурентов, самостоятельно максимизирует прибыль, управляя своей ценой и объемом поставок продукции.
Виды олигополии без сговора:
Количественная олигополия (более адекватна, когда фирмам после принятия плана относительно трудно изменить производственные мощности, а, следовательно, и объем поставок).
Ценовая олигополия (более адекватна, когда фирмы в состоянии за небольшое время существенно изменить объем поставок на рынок, в том числе, при возможности, завоевать весь рынок).
Гарантировать существование, в частности, можно вогнутостью функ-ции прибыли по выпуску, однако это предположение не выполняется даже при возрастающих предельных издержках, если функция спроса достаточно выпукла.
Равновесие Курно не всегда единственно!
Повышение цены пропорционально d и сложившемуся объему продаж.
Равновесие Штакельберга при одинаковых издержках :
если
если
если
Уход с рынка:
Эффекты, возникающие при различных функциях издержек:
Олигополия Штакельберга
Максимизация прибыли:
Кривые реакции:
Равновесие в модели «борьба за лидерство»:
Парадокс Бертрана:
Равновесие на рынке с небольшим количеством фирм достигается при продаже продукции по издержкам. Фирмы не в состоянии обеспечить себе положительную прибыль, производя однородную продукцию.
Выходы из парадокса Бертрана:
Динамическая ценовая конкуренция.
Модель Эджворта.
Модели с возрастающими предельными издержками.
Модели с дифференцированным продуктом.
ρ – заданная вероятность того, что игра будет продолжена.
Эмпирические исследования (Аксельрод). Требования к стратегиям:
Добрая – не должна предавать, пока этого не сделает оппонент.
Мстительная – не должна быть слепым оптимистом.
Прощающая – отомстив, должна вернуться к сотрудничеству.
Не завистливая – не должна пытаться выиграть больше оппонента.
Случайное, эффективное и анти-эффективное рационирование:
Цена p* находится из равенства и решения квадратного уравнения.
Замечание 1. В модели Эджворта нет статического равновесия!
Замечание 2. Первой поднимать цену, уходя на остаточный спрос, всегда
будет фирма с меньшими производственными мощностями!
Прибыли при 2 стратегиях поведения:
Снижение цены и захват рынка:
Повышение цены до монопольного уровня (на остаточном спросе):
Нахождение критической цены p*:
Транспортные издержки (модели Хотеллинга и Сэлопа).
Качество товара, обслуживания и сервиса.
Продукты не являются совершенно взаимозаменяемыми!
Простейшая модель:
При малой разнице цен часть клиентов остается у дорогой фирмы!
если цены товаров в обеих фирмах растут на одну и ту же величину, спрос в обеих фирмах сокращается.
если обе фирмы назначают цены на уровне предельных издержек, спрос на их товары будут положительными.
Модели олигополии со сговором:
Неявный сговор (ценовое лидерство).
Модель Форхаймера (доминирующая фирма)
Картель.
Картель + конкурентное окружение.
Замечание 2. Функции предельных издержек всех конкурентов должны иметь возрастающий участок. Иначе возможно значимое увеличение предложения конкурентов и захват рынка ими.
Вход на рынок новых последователей сокращает прибыли лидера!
Стратегии поведения лидера:
Максимизировать прибыль, не обращая внимания на вход конкурен-тов (используется при существенном преимуществе в издержках).
Устанавливать низкую цену, устраняющую стимулы входа в отрасль.
Картель не является устойчивым объединением производителей!
Каждой отдельной фирме выгодно получить двойную прибыль:
За счет высоких цен, которые устанавливаются благодаря картелю.
За счет превышения выпуска над установленными квотами.
Задачи, стоящие перед картелем и не имеющие простого решения:
Задача определения квот участников картельного соглашения.
Задача перераспределения полученной прибыли (особенно сложна при существенно различающихся издержках).
Задача сохранения и выполнения картельных соглашений (стремле-ние нарушить квоты усиливается с ростом рыночной доли картеля).
Задача блокирования появления новых фирм, пополняющих конку-рентное окружение.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть