Разделы презентаций


философия античности

Содержание

философия античностиПериоды в развитии античной философии:3. Эллинистический (конец IV-II вв. до н. э.) период упадка греческой культуры и философии. Преобладает интерес к этической проблематике, развиваются идеи философских течений предыдущих

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 философия античности
Периоды в развитии античной философии:

1. Натурфилософский (VI в. до

н. э.) – в центре внимания мыслителей находятся проблемы изучения

природы, происхождения и устройства космоса. Заканчивается появлением философии Сократа, поэтому его также называют периодом досократиков. Милетская (Фалес), Элейская (Парменид), Пифагорейская (Пифагор) школы и др.

2. Классический (V-IV вв. до н. э.), связан в первую очередь с именами Сократа, Платона и Аристотеля. Натурфилософская проблематика дополняется философским исследованием этических, политических и антропологических проблем. Создаются первые целостные философские системы.
философия античностиПериоды в развитии античной философии:1. Натурфилософский (VI в. до н. э.) – в центре

Слайд 2 философия античности
Периоды в развитии античной философии:

3. Эллинистический (конец IV-II вв.

до н. э.) период упадка греческой культуры и философии. Преобладает

интерес к этической проблематике, развиваются идеи философских течений предыдущих этапов. Основные школы: стоицизм (Зенон), эпикуреизм (Эпикур), скептицизм (Пиррон), кинизм (Антисфен) и др.
4. Римский (I в. до н. э. – IV в. н. э.) в общих чертах совпадает с предыдущим периодом. Римская философия формируется под влиянием греческой. Наибольшее развитие получают: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик), неоплатонизм (Плотин).

философия античностиПериоды в развитии античной философии:3. Эллинистический (конец IV-II вв. до н. э.) период упадка

Слайд 3 философия античности
Главная проблема натурфилософского периода – поиск соотношения множественности мира

с его субстанциальным единством или проблема архэ (от греч. «начало»)

– единая основа мироздания, понимаемая в трех аспектах:
генетическом
структурном
иерархическом
Течения в ранней натурфилософии:
эмпирико-сенсуалистическое (Ионийское), ориентирующееся на материально-вещественный аспект бытия (Милетская школа, Гераклит)
логико-рационалистическое (Италийское), фокусирующее внимание на формальных и числовых закономерностях (Пифагорейская и Элейская школы)

философия античности	Главная проблема натурфилософского периода – поиск соотношения множественности мира с его субстанциальным единством или

Слайд 4Родоначальники «материалистической» традиции
Фалес (предположительно 625-545 гг. до н.э.). Утверждал, что


«начало всего есть вода»
Анаксимандр (610-540 до н.э.)
архэ – это

нечто беспредельное (апейрон)
Анаксимен (585-525 до н.э.)
архэ – это воздух

Гераклит (предположительно 540-480 гг. до н.э.)
Космос – это вечно живой огонь
Родоначальники «материалистической» традицииФалес (предположительно 625-545 гг. до н.э.). Утверждал, что «начало всего есть вода»Анаксимандр (610-540 до н.э.)

Слайд 5Родоначальники «идеалистической» традиции
Пифагор (предположительно 570-500 гг. до н.э.)
Считал сущностью и

основой всех вещей число. Бог при этом понимался как «число

чисел». Осмысление мира в понятиях чисел и их соотношений привело к признанию закономерности бытия.


Парменид (вторая пол. 6 – начало 5 в. до н.э.). Утверждал, что небытия не существует, ибо оно немыслимо и невыразимо. Бытие же есть и наделяется рядом характеристик:
не возникло и не подвержено гибели;
целокупно;
единородно;
неподвижно;
законченно или совершенно.

Родоначальники «идеалистической» традицииПифагор (предположительно 570-500 гг. до н.э.)Считал сущностью и основой всех вещей число. Бог при этом

Слайд 6Основоположник классической философии Сократ (около 470-399 гг. до н.э.).
Впервые

поставил вопрос о том, каким образом может строиться человеческое знание

о мире, дополнив традиционную для натурфилософии онтологическую проблематику гносеологической.
Главным для человека считал познание самого себя, а также добродетели и справедливости.
Считал, что процесс поиска истины может быть осуществлен только в ходе диалога при сопоставлении различных мнений об одном и том же предмете.
Поднял проблему соотношения родовых сущностей с частными явлениями. В понимании Сократа универсальное основание мироздания выступает как его всеобщая объективная родовая сущность, которая может быть рационально и логически выражена в определенных закономерностях.
Центральный тезис сократовской этики: «ничего сверх меры». Нравственный, «лучший» – тот, кто знает, что именно есть добродетель, так как знающей благо поступает в соответствии с этим знанием.

Основоположник классической философии Сократ (около 470-399 гг. до н.э.). 	Впервые поставил вопрос о том, каким образом может

Слайд 7Платон (427-347 до н.э.)

Ядром философии Платона является концепция мира

идей (эйдосов). Мир идей - это вечно пребывающий, самотождественный перечень

абсолютных и неизменных эталонов конкретных вещей. Способом бытия идеи является ее воплощенность во множестве материальных предметов, существующих в качестве слепков с нее и запечатлевающих в себе ее образ.
Идея выступает у Платона одновременно и как сущность вещи, и как ее «гипотеза», т.е. проект, включающий в себя принцип ее существования.
Наряду с миром идей для становления вселенной необходимо и субстанциальное начало – материя как «воспреемница» и «кормилица вещей».
Возможность познавательного процесса обеспечивается у Платона концепцией припоминания душою идей, созерцаемых ею в невоплощенном состоянии. Познание есть приобщение к тем предметам, где эйдосы воплощены наиболее адекватно, т.е. к прекрасным. Узнавший отблеск идеи в прекрасном теле или душе испытывает непреодолимую тягу к ним, – такое состояние, по Платону, называется «эросом».
В области морально-психологической проблематики концепция Платона основывается на дифференциации трех составляющих души: аффективной, волевой и рассудочной, чему соответствуют такие фундаментальные добродетели, как воздержанность, мужество и мудрость.
Идеальное государство должно быть структурно изоморфно разумной душе и складывается, соответственно, из таких социальных групп, как ремесленники, воины и правители-стражи; в качестве последних – в идеальном варианте государственного устройства – выступают мудрецы-философы.

«Апология Сократа»

«Парменид»

«Тимей»

«Государство»

«Законы»

Платон (427-347 до н.э.) 		Ядром философии Платона является концепция мира идей (эйдосов). Мир идей - это вечно

Слайд 8Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)

Предметом «первой философии» как

науки особого рода считал «сущее как таковое» в аспекте его

четырех причин: формы, материи, начала движения и цели. Эти четыре начала определяются, исходя из более общих понятий возможности и действительности, двух основных состояний сущего. Материя и начало движения выражают понятие возможности, а форма и цель - понятие действительности.
Аристотель подверг критике платоновскую теорию идей, показав, что идеи – либо действительность без возможности, либо возможность без действительности.
Одно из основных понятий Аристотеля – «перводвигатель», Бог или «последняя форма». Сущность «последней формы» – вечная актуальность и чистая деятельность, лишенная пассивного начала материальной причины. В «перводвигателе» действительность совпадает с возможностью, поэтому он неподвижен, однако сам является источником всякого изменения, возникновения и уничтожения.
«Последней форме» противостоит чистая материальная причина, возможность как таковая. Материя лежит в основе всех противоположностей, главные из которых образуют четыре элемента: огонь (теплое и сухое), воздух (теплое и влажное), вода (холодное и влажное), земля (холодное и сухое). Всякая случайность есть проявление материального начала, то есть переход от одной противоположности к другой (возникновение и уничтожение). Комбинации из четырех элементов образуют весь предметный мир.



«Метафизика»

«Политика»

«Никомахова этика»

«О душе»

«О небе»


Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)	Предметом «первой философии» как науки особого рода считал «сущее как таковое»

Слайд 9Стоицизм
Зенон из Китиона (приблизительно 336-264 до н.э.)

Натурфилософия стоиков в общих чертах

соответствовала учению Гераклита. В ее основе лежала идея о Логосе

как все определяющей субстанции – разумной мировой душе или Боге. Природа считалась воплощением всеобщего закона, который одновременно выступал в качестве закона человеческой жизни. Таким образом, Логос был неразрывно связан с представлением о судьбе (фатализм).
Главной частью учения стоиков была этика, центральным элементом которой стало понятие добродетели. Жить согласно природе и Логосу – основное назначение человека, которого он достигает посредством усилия воли. Только такую жизнь можно назвать добродетельной, и только она делает человека по-настоящему свободным.
Этическим идеалом стоиков являлся мудрец как истинный хозяин своей судьбы, достигший полной добродетели и бесстрастия (апатии), ибо никакая внешняя сила не способна лишить его добродетели в силу независимости его от каких бы то ни было внешних обстоятельств. Он действует в гармонии с природой, добровольно следуя судьбе.

СтоицизмЗенон из Китиона (приблизительно 336-264 до н.э.)		Натурфилософия стоиков в общих чертах соответствовала учению Гераклита. В ее основе лежала

Слайд 10Эпикуреизм
Эпикур (341-270 до н.э.)

Учение Эпикура о природе утверждает бесчисленность и разнообразие

спонтанно развивающихся миров, являющих собой результат столкновения и разъединения атомов,

помимо которых существует лишь пустота. Пытаясь преодолеть тезис Демокрита о безраздельном господстве необходимости постулировал возможность случайного отклонения атома от закономерной прямой линии движения в пустом пространстве. Душа и живые существа состоят из легчайших, тончайших и наиболее подвижных атомов.
Вопреки классическим представлениям античной философии, ощущения, по Эпикуру, всегда истинны, так как обусловлены объективной реальностью. Ошибочным может быть истолкование ощущений. Согласие с чувственными восприятиями и с основанными на них общими представлениями – подлинный критерий истинности знания.
Познание природы, философские искания – не самоцель, они освобождают людей от суеверия, страха перед смертью и религиозных предрассудков. Это является необходимой предпосылкой обретения человеком счастья и блаженства, в основании которых лежит духовное удовольствие – более устойчивое, чем простые чувственные удовольствия, т.к. не зависит от внешних обстоятельств.
Разум людей – бескорыстный дар богов, полагающий приведение человеческих устремлений к согласию. Результат последнего – удовольствие вкупе со спокойствием и невозмутимостью, не нарушаемыми никакими неприятными эмоциями. Именно сочетанием этих душевных качеств и достигается подлинное благочестие, более ценное для человека чем деятельность. К общественности (культовым традициям и государственным учреждениям) необходимо относиться дружественно и сдержанно.

ЭпикуреизмЭпикур (341-270 до н.э.)	Учение Эпикура о природе утверждает бесчисленность и разнообразие спонтанно развивающихся миров, являющих собой результат столкновения

Слайд 11Философия средних веков
Формальными датами начала средних веков можно считать раздел

Римской империи на Западную и Восточную в 395 г. и

разграбление Рима варварами в 410 г. Конец эпохи относится к XV в., когда в европейской культуре возобладали идеалы Ренессанса.

Этапы в развитии средневековой философии
1. Патристика (II-VIII) вв. Различают апологетическую (борьба с гностицизмом, манихейством и др. культами) и систематическую патристику (обоснование христианского вероучения), которая формировалась на основе учения Платона. Апологеты: Юстин Философ, Тертуллиан. Представители систематического богословия: Климент Александрийский, Ориген.
Основные проблемы философии данного периода:
обоснование тринитарных и христологических догматов (Василий Великий, Григорий Нисский)
учение о способах богопознания (Псевдо-Дионисий Ареопагит)

Философия средних веков	Формальными датами начала средних веков можно считать раздел Римской империи на Западную и Восточную в

Слайд 12Философия средних веков
2. Схоластика (IX-XIV вв.).
Обращение к рациональным методам

познания при рассмотрении сверхрациональных предметов, стремление к всеохватывающим системам. В

основе – философия и формальная логика Аристотеля.
Представители схоластики: Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр, Уильям Оккам, Роджер Бэкон

Ключевые проблемы схоластики:
проблема универсалий (реализм и номинализм)
доказательства существования Бога (априорные и апостериорные доказательства)
Философия средних веков2. 	Схоластика (IX-XIV вв.). 	Обращение к рациональным методам познания при рассмотрении сверхрациональных предметов, стремление к

Слайд 13Августин Блаженный (354-430 гг.)
Важнейшим моментом учения Августина выступает концепция соотношения

веры с рациональным знанием: в русле общей тенденции патристики он

осуществляет синтез христианской веры и античного рационализма, постулируя веру в качестве исходного основания любого знания: «верую, дабы понимать».
Является основоположником системной философии истории и автором релятивистской теории времени, его работы сыграли существенную роль в оформлении христианского понимания предопределения и провиденциализма. Разработал концепцию исторического процесса как учение о двух «градах» – земном и небесном, основанных, соответственно, на любви к себе (персонифицированной в фигуре Каина) и на любви к Богу (персонифицированной в фигуре Авеля). История мыслится как процесс, конечной целью которого является достижение «вечного мира в Боге», когда «церковь воинствующая» превратится в «церковь торжествующую». Два града в настоящее время взаимно перемешаны. Град божий составляют те, кто предопределен к спасению, а град земной – те, кто проклят Богом. При этом все заслуживают проклятия поскольку являются злыми по своей падшей природе.

«Исповедь»

«О граде Божьем»

Августин Блаженный (354-430 гг.)	Важнейшим моментом учения Августина выступает концепция соотношения веры с рациональным знанием: в русле общей

Слайд 14Фома Аквинский (1226-1274)
Выделял три иерархически соподчиненных типа мудрости: мудрость Благодати,

мудрость богословская (мудрость веры, использующей разум), мудрость метафизическая. Для метафизической

мудрости объектом является не Бог, а бытие. Некоторые истины Откровения могут быть доказаны рационально, а некоторые нет. Поэтому необходимо различать теологию сверхъестественную, основанную на истинах Откровения; и теологию рациональную, основанную на «естественном свете разума».
Главный принцип – истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу. Между ними существует гармония. Мудрость, таким образом, состоит в стремлении постичь Бога, наука же – способствующее этому средство.
По проблеме универсалий придерживался позиции умеренного реализма. Универсалии существуют трояко: в божественном интеллекте до всяких вещей, как архетипы; в субстанциях или вещах, как их сущность; в нашем уме, как абстрагированная форма.
Отстаивал тезис о примате существования над сущностью, так как именно первое связывает творение с Богом. Человек обладает двойной сложностью; в нем различаются не только сущность и существование, но также материя и форма.

«Сумма против язычников»

«Сумма теологии»

Фома Аквинский (1226-1274)	Выделял три иерархически соподчиненных типа мудрости: мудрость Благодати, мудрость богословская (мудрость веры, использующей разум), мудрость

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика