идей (эйдосов). Мир идей - это вечно пребывающий, самотождественный перечень
абсолютных и неизменных эталонов конкретных вещей. Способом бытия идеи является ее воплощенность во множестве материальных предметов, существующих в качестве слепков с нее и запечатлевающих в себе ее образ.
Идея выступает у Платона одновременно и как сущность вещи, и как ее «гипотеза», т.е. проект, включающий в себя принцип ее существования.
Наряду с миром идей для становления вселенной необходимо и субстанциальное начало – материя как «воспреемница» и «кормилица вещей».
Возможность познавательного процесса обеспечивается у Платона концепцией припоминания душою идей, созерцаемых ею в невоплощенном состоянии. Познание есть приобщение к тем предметам, где эйдосы воплощены наиболее адекватно, т.е. к прекрасным. Узнавший отблеск идеи в прекрасном теле или душе испытывает непреодолимую тягу к ним, – такое состояние, по Платону, называется «эросом».
В области морально-психологической проблематики концепция Платона основывается на дифференциации трех составляющих души: аффективной, волевой и рассудочной, чему соответствуют такие фундаментальные добродетели, как воздержанность, мужество и мудрость.
Идеальное государство должно быть структурно изоморфно разумной душе и складывается, соответственно, из таких социальных групп, как ремесленники, воины и правители-стражи; в качестве последних – в идеальном варианте государственного устройства – выступают мудрецы-философы.
«Апология Сократа»
«Парменид»
«Тимей»
«Государство»
«Законы»