Разделы презентаций


Философия Аристотеля: теория познания и логика презентация, доклад

Содержание

Философия Аристотеля Теория познания и логика Теория познанияРоль чувственного опыта в познанииРоль мышления в познанииКонцепция истины Логика – наука о формах мышленияСодержание и формы мышленияПонятиеСуждениеУмозаключениеНепосредственные умозаключенияСиллогизмЗаконы мышленияЗакон [запрета] противоречияЗакон исключённого третьегоЗакон

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Философия Аристотеля

Теория познания и логика
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии
Prezentacii.com

Философия АристотеляТеория познания и логикаМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ  Кафедра философииPrezentacii.com

Слайд 2Философия Аристотеля Теория познания и логика
Теория познания
Роль чувственного опыта в

познании
Роль мышления в познании
Концепция истины
Логика – наука о формах

мышления
Содержание и формы мышления
Понятие
Суждение
Умозаключение
Непосредственные умозаключения
Силлогизм
Законы мышления
Закон [запрета] противоречия
Закон исключённого третьего
Закон тождества
Философия Аристотеля Теория познания и логика Теория познанияРоль чувственного опыта в познанииРоль мышления в познанииКонцепция истины Логика

Слайд 3Философия Аристотеля Теория познания и логика
Метафизика
Органон
Категории
Об истолковании
Первая аналитика
Вторая аналитика
Топика
О софистических опровержениях
Аристотель (384-322)
Основные

сочинения

Философия Аристотеля Теория познания и логикаМетафизикаОрганонКатегорииОб истолкованииПервая аналитикаВторая аналитикаТопикаО софистических опроверженияхАристотель (384-322)Основные сочинения

Слайд 4Теория познания Аристотеля Роль чувственного опыта и мышления в познании
Единичное «первично

для нас», хотя «вторично по природе».
Общее (причины и начала) «первично

по природе», но «вторично для нас».
Познающая мысль восходит от частного к общему.
Познание начинается с чувственного восприятия единичных вещей.
Задача мышления – выявить общее и объяснить через его посредство единичное.
Теория познания Аристотеля Роль чувственного опыта и мышления в познанииЕдиничное «первично для нас», хотя «вторично по природе».Общее

Слайд 5Теория познания Аристотеля Концепция истины
… Говорить о сущем, что его нет, или

о не-сущем, что оно есть, – значит говорить ложное; а говорить, что

сущее есть и не-сущее не есть, – значит говорить истинное.

Аристотель. «Метафизика».

Теория познания Аристотеля Концепция истины… Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть,

Слайд 6Теория познания Аристотеля Концепция истины
... Истина определяется как согласованность между интеллектом и вещью.
Фома Аквинский. «Сумма

теологии».

Теория познания Аристотеля Концепция истины... Истина определяется как согласованность между интеллектом и вещью. Фома Аквинский. «Сумма теологии».

Слайд 7Логика – наука о формах мышления
Логика (греч. λογική, наука о мышлении, от

λόγος, слово, понятие) – наука о законах, формах и приёмах мыслительной познавательной

деятельности. (Термин «логика» ввели, по-видимому, стоики. Сам Аристотель своё логическое учение называл «аналитикой»).
Логика – наука о формах мышленияЛогика (греч. λογική, наука о мышлении, от λόγος, слово, понятие) – наука

Слайд 8Логика – наука о формах мышления Содержание и формы мышления
Бузина
растение
Киев
город
Гаврила
хлебопёк
Луна
спутник Земли
Киев
столица Украины
Шекспир
автор «Отелло»
В

огороде
бузина
В Киеве
дядька
В Москве
дождь

Логика – наука о формах мышления Содержание и формы мышленияБузинарастениеКиевгородГаврилахлебопёкЛунаспутник ЗемлиКиевстолица УкраиныШекспиравтор «Отелло»В огородебузинаВ КиеведядькаВ Москведождь

Слайд 9




Логика Аристотеля Формы мышления
Формы мышления
Понятие
Суждение
Умозаключение
Лошадь
Животное
Лошадь
животное

Луна
Спутник

Луна

спутник Земли

Все животные

нуждаются в пище
Лошади

животные
След., лошади

нуждаются в пище

Логика Аристотеля Формы мышленияФормы мышленияПонятиеСуждениеУмозаключениеЛошадьЖивотноеЛошадьживотноеЛунаСпутникЛунаспутник ЗемлиВсе животныенуждаются в пищеЛошадиживотныеСлед., лошадинуждаются в пище

Слайд 10Формы мышления Понятие
Понятие, по Аристотелю, – это то общее, что присуще

всем предметам данного вида или рода.
Общим у предметов одного вида

(рода) является форма, тогда как материя предмета выступает как принцип индивидуации.
Материя есть возможность вещи; форма выражает её сущность, т.е. то, что в вещи представляется необходимым.
Таким образом, в аристотелевской концепции понятия прочно увязываются:
общее,
существенное,
необходимое.

... То, что сказывается в сути, есть общее (а общее есть необходимое)…

Аристотель. «Вторая аналитика».

Формы мышления ПонятиеПонятие, по Аристотелю, – это то общее, что присуще всем предметам данного вида или рода.Общим

Слайд 11Формы мышления Понятие
Понятие применяется, таким образом, к множеству предметов.
На языке логики

это множество именуется классом; мощность множества характеризует объём понятия.
Если с

точки зрения объёма, понятие относится к совокупности предметов (предицируется им), то с точки зрения содержания, его можно охарактеризовать как совокупность признаков (предицируемых данному понятию).
Чем больше признаков мыслится в понятии, тем меньше его объём, т.е. тем меньше предметов в классе, обозначаемым данным понятием, и наоборот.
Отвлекаясь от каких-то признаков, мы получаем более общее понятие; эта операция называется «обобщением».
Обратная операция, заключающаяся в добавлении признаков к общему понятию, именуется «ограничением понятия».
Операция предицирования лежит в основе формы мышления, именуемой суждением.
Формы мышления ПонятиеПонятие применяется, таким образом, к множеству предметов.На языке логики это множество именуется классом; мощность множества

Слайд 12Формы мышления Суждение
Суждение – это такая форма мысли, в которой утверждается

или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей

и отношений.
Элементарное суждение можно представить в виде формулы:
Суждение выражает либо истину, либо ложь.

(не) есть

S

P

Имена же и глаголы сами по себе подобны мысли без связывания или разъединения, например «человек» или «белое»; когда ничего не прибавляется, нет ни ложного, ни истинного, хотя они и обозначают что-то: ведь и «козлоолень» что-то обозначает, но ещё не истинно и не ложно, когда не прибавлен [глагол] «быть» или «не быть» – либо вообще, либо касательно времени.

Формы мышления СуждениеСуждение – это такая форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и

Слайд 13Формы мышления Суждение
Суждения делятся, таким образом, на истинные и ложные.
Мы уже

видели, что их можно разделить на утвердительные и отрицательные (классификация

суждений по качеству).
Аристотель подразделяет суждения также на общие, частные и неопределённые (классификация суждений по количеству).

Общей я называю [посылку] о присущем всем или не присущем ни одному, частной – о присущем или не присущем некоторым или присущем не всем, неопределённой – о присущем или не присущем без указания того, общая ли она или частная, как, например, <…> удовольствие не есть благо.

Аристотель. «Первая аналитика».

Формы мышления СуждениеСуждения делятся, таким образом, на истинные и ложные.Мы уже видели, что их можно разделить на

Слайд 14есть
лошадь
Животное
есть
животное
Лошадь
Формы мышления Умозаключение
Все эти подразделения необходимы для понимания следующей формы мышления

– умозаключения.
Умозаключение – это такое логическое действие, в результате которого

из одного или нескольких – определённым образом связанных – суждений (именуемых посылками) получается новое суждение (вывод), в котором содержится новое знание.
Элементарное умозаключение исходит из одной посылки (такое умозаключение называется непосредственным).

P

S

P

S

естьлошадьЖивотноеестьживотноеЛошадьФормы мышления УмозаключениеВсе эти подразделения необходимы для понимания следующей формы мышления – умозаключения.Умозаключение – это такое логическое

Слайд 15Формы мышления Умозаключение
Достоверным может считаться лишь необходимый вывод, а необходимое связано

с существенным и общим.
Общее знание выражается в общих суждениях, т.е.

в суждениях в которых утверждается присущность признака всем предметам данного класса (вида, рода) или их неприсущность ни одному.
Но в общем суждении во всём объёме берётся (на языке логики это называется распределённостью) субъект суждения. А что можно сказать о предикате? Количественная характеристика предиката остаётся неопределённой.
Зато предикаты распределены в отрицательных суждениях, всё равно – общих или частных: отрицая наличие признака у предмета (субъекта высказывания), мы кое-что утверждаем обо всех предметах, обладающих этим признаком, а именно: в их число наш субъект не входит.
Формы мышления УмозаключениеДостоверным может считаться лишь необходимый вывод, а необходимое связано с существенным и общим.Общее знание выражается

Слайд 16Формы мышления Умозаключение
Теперь мы можем сформулировать первое правило логического вывода:
Если термин не

распределён в посылке, он не может быть распределён в выводе.

Формы мышления УмозаключениеТеперь мы можем сформулировать первое правило логического вывода:Если термин не распределён в посылке, он не

Слайд 17Учение об умозаключении Силлогизм
Главной своей заслугой в логике Аристотель считал разработку

учения о силлогизме.
Силлогизм (греч. συλλογισμός) – разновидность умозаключения, посредством которого устанавливается логическое отношение между двумя

понятиями на основании их отношения к некоему третьему понятию.
Учение об умозаключении СиллогизмГлавной своей заслугой в логике Аристотель считал разработку учения о силлогизме.Силлогизм (греч. συλλογισμός) –

Слайд 18есть
есть
есть
есть
Учение об умозаключении Силлогизм
S
P
Следовательно,
средний термин
P
S
M
M

естьестьестьестьУчение об умозаключении СиллогизмSPСледовательно, средний терминPSMM

Слайд 19есть
есть
есть
есть
Силлогизм Первая фигура
S
P
Следовательно,
средний термин
Если три термина так относятся между собой, что

последний термин целиком содержится в среднем, а средний целиком содержится в первом или вовсе не

содержится в нём, то для этих крайних терминов необходимо имеется совершенный силлогизм.

M

P

S

M

Аристотель. Первая аналитика

естьестьестьестьСиллогизм Первая фигураSPСледовательно, средний терминЕсли три термина так относятся  между собой, что  последний термин целиком

Слайд 20Правила силлогизма Правила терминов и правила посылок
Правила терминов
В силлогизме имеется

три термина – не больше и не меньше.
Термины, не распределённые

в посылках, не могут быть распределены в выводе.
Средний термин должен быть распределён хотя бы в одной из посылок.
Правила посылок
Из двух частных посылок нельзя получить никакого вывода.
Если одна из посылок – частное суждение, то и вывод (если он вообще возможен) может быть только частным.
Из двух отрицательных посылок нельзя получить никакого вывода.
Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и вывод должен быть отрицательным.
Правила силлогизма Правила терминов и правила посылок Правила терминовВ силлогизме имеется три термина – не больше и

Слайд 21есть
есть
есть
есть
Правила силлогизма Правила первой фигуры
Меньшая посылка должна быть суждением утвердительным.
Большая посылка

должна быть суждением общим.
BARBARA
CELARENT
DARII
FERIO
S
P
Следовательно,
средний термин
M
P
S
M

естьестьестьестьПравила силлогизма Правила первой фигурыМеньшая посылка должна быть суждением утвердительным.Большая посылка должна быть суждением общим.

Слайд 22Силлогизм Модусы первой фигуры
P
M
S
P
P
P
M
M
M
S
S
S
BARBARA
CELARENT
DARII
FERIO

Силлогизм Модусы первой фигурыPMSPPPMMMSSSBARBARACELARENTDARIIFERIO

Слайд 23(не) есть
(не) есть
не есть
Силлогизм Вторая фигура
S
P
Следовательно,
Если же одно и то же одному

всему присуще, а другому вовсе не присуще или и тому и

другому всему присуще или вовсе не присуще, то такую фигуру я называю второй.

P

M

S

M

средний термин

не есть

Аристотель. Первая аналитика

(не) есть(не) естьне естьСиллогизм Вторая фигураSPСледовательно,Если же одно и то же одному всему присуще, а другому вовсе

Слайд 24(не) есть
(не) есть
не есть
Правила силлогизма Правила второй фигуры
S
P
Следовательно,
P
M
S
M
средний термин
Одна из посылок должна

быть отрицательной.
Следовательно, отрицательным будет и вывод.
Большая посылка должна быть суждением

общим.
CESARE
CAMESTRES
FESTINO
BAROKO
(не) есть(не) естьне естьПравила силлогизма Правила второй фигурыSPСледовательно,PMSMсредний терминОдна из посылок должна быть отрицательной.Следовательно, отрицательным будет и

Слайд 25Силлогизм Модусы второй фигуры
M
P
S
M
M
M
P
P
P
S
S
S
CESARE
CAMESTRES
FESTINO
BAROKO

Силлогизм Модусы второй фигурыMPSMMMPPPSSSCESARECAMESTRESFESTINOBAROKO

Слайд 26есть
есть
есть
Силлогизм Третья фигура
Некоторые S
P
Следовательно,
Если же одному и тому же одно присуще всему, а другое вовсе не

присуще или и то и другое присущи ему всему или вовсе не присущи, то

такую фигуру я называю третьей.

M

P

M

S

средний термин

есть

Аристотель. Первая аналитика

естьестьестьСиллогизм Третья фигура Некоторые SPСледовательно,Если же одному и тому же одно присуще всему, а другое вовсе не

Слайд 27есть
есть
есть
Правила силлогизма Правила третьей фигуры
Некоторые S
P
Следовательно,
M
P
M
S
средний термин
Меньшая посылка должна быть утвердительным суждением.
Вывод –

частное суждение.
DARAPTI
DISAMIS
DATISI
FELAPTON
BOCARDO
FERISON

естьестьестьПравила силлогизма Правила третьей фигуры Некоторые SPСледовательно,MPMSсредний терминМеньшая посылка должна быть утвердительным суждением.Вывод – частное суждение.

Слайд 28P
Силлогизм Модусы третьей фигуры
P
S
M
P
P
P
S
S
S
M
M
M
DARAPTI
FELAPTON
DISAMIS
BOCARDO
P
S
S
M
M
DATISI
FERISON

PСиллогизм Модусы третьей фигурыPSMPPPSSSMMMDARAPTIFELAPTONDISAMISBOCARDOPSSMMDATISIFERISON

Слайд 29Законы мышления Закон запрета противоречия
А самое достоверное из всех начал – то,

относительно которого невозможно ошибиться,
ибо такое начало должно быть наиболее очевидным (ведь

все обманываются в том, что не очевидно)
и свободным от всякое предположительности.
Действительно, начало, которое необходимо знать всякому постигающему что-либо из существующего, не есть предположение; а то, что необходимо уже знать тому, кто познаёт хоть что-нибудь, он должен иметь, уже приступая к рассмотрению.
Таким образом, ясно, что именно такое начало есть наиболее достоверное из всех; а что это за начало, укажем теперь. А именно: невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении (и всё другое, что мы могли бы ещё уточнить, пусть будет уточнено во избежание словесных затруднений) – это, конечно, самое достоверное из всех начал, к нему подходит данное выше определение.

Аристотель. «Метафизика».

Законы мышления Закон запрета противоречияА самое достоверное из всех начал – то, относительно которого невозможно ошибиться,ибо такое

Слайд 30Законы мышления Закон запрета противоречия
А самое достоверное из всех начал –

то, относительно которого невозможно ошибиться,
ибо такое начало должно быть

наиболее очевидным (ведь все обманываются в том, что не очевидно)
и свободным от всякое предположительности.
Действительно, начало, которое необходимо знать всякому постигающему что-либо из существующего, не есть предположение;
а то, что необходимо уже знать тому, кто познаёт хоть что-нибудь, он должен иметь, уже приступая к рассмотрению.
Таким образом, ясно, что именно такое начало есть наиболее достоверное из всех; а что это за начало, укажем теперь. А именно:
невозможно, чтобы одно и то же
в одно и то же время
было и не было присуще
одному и тому же
в одном и том же отношении
(и всё другое, что мы могли бы ещё уточнить, пусть будет уточнено во избежание словесных затруднений) –
это, конечно, самое достоверное из всех начал, к нему подходит данное выше определение.
Законы мышления Закон запрета противоречияА самое достоверное из всех начал –  то, относительно которого невозможно ошибиться,

Слайд 31Законы мышления Закон запрета противоречия
Невозможно, чтобы одно и то же в одно и

то же время было и не было присуще одному и тому же в

одном и том же отношении.

Аристотель. «Метафизика».

Законы мышления Закон запрета противоречияНевозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было

Слайд 32Равным образом не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно

чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо

отрицать.

Аристотель. «Метафизика».

Законы мышления Закон исключённого третьего

Равным образом не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что

Слайд 33Законы мышления Закон исключённого третьего
Если же ложное есть не что иное, как

отрицание истины, то всё не может быть ложным, ибо один

из двух членов противоречия должен быть истинным.

Аристотель. «Метафизика».

Законы мышления Закон исключённого третьегоЕсли же ложное  есть не что иное, как отрицание истины,  то

Слайд 34Логика Аристотеля Законы мышления
Законы мышления
Закон тождества
Закон [запрета] противоречия
Закон исключённого третьего
A ≡ A
~ [A Λ

(~A)]
Не могут быть одновременно истинными два противоположных высказывания об одном и том же предмете.
A

V (~A)

Из двух противоположных высказываний об одном и том же предмете одно непременно истинно.

Логические выводы надёжны лишь при условии, что все понятия (термины) в пределах рассуждения имеют один и тот же смысл.

Логика Аристотеля Законы мышленияЗаконы мышленияЗакон тождестваЗакон [запрета] противоречияЗакон исключённого третьегоA ≡ A~ [A Λ (~A)]Не могут быть

Слайд 35Вопросы?

Вопросы?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика