Слайд 1философия эпохи Нового времени
Слайд 2Предпосылки возникновения
европейской философии
Нового времени
Модернизация: от аграрной -
к индустриальной цивилизации
Научная революция
Буржуазные революции
Утверждение свободомыслия и атеизма:
«Поместить веру в границы разума!»
Слайд 3Основные понятия философии
Нового времени
Эмпиризм (от греч. emperia – опыт) –
направление в гносеологии, которое основным источником знания считает чувственный опыт
(эмпирию)
Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) - метод познания посредством органов чувств, выводящий любые знания из ощущений
Рационализм (от лат. ratio – разум, rationalis – разумный) – совокупность философских концепций, основывающихся на признании приоритета разума в познании
Слайд 4Главные направления
в философии Нового времени
XVII-XVIII вв.
Учение о методе
научного познания
(эмпиризм, сенсуализм, рационализм)
Учение о субстанции (монизм, дуализм, плюрализм)
Социально-политические теории
(
теория естественного права и «общественного договора)
Слайд 5Эмпиризм и сенсуализм(Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм)
Главный
источник знаний - опыт
Связь со средневековым номинализмом
Против концепции «врожденных идей»
как источника познания
Против категории «субстанция» как чисто абстрактного понятия
Индуктивный метод, опытное познание
Индукция -(inductio – от лат. наведение) восхождение от частного к общему
Слайд 6Ф. Бэкон
«Знание – сила»
Факторы, препятствующие познанию –
«Идолы познания»:
«идол
пещеры»
«идол театра»
«идол площади»
«идол рода»
Слайд 7Рационализм
(Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц)
Главный источник знаний - разум
Связь
со средневековым реализмом
Основа познания - уяснение «врожденных идей»
«Субстанция» -
одна из основных категорий
Дедуктивный метод, теоретическое познание
Дедукция (от лат. deductio – выведение) - выведение частного из общего
Слайд 8Декарт
«Я мыслю, следовательно, я существую»
«Врожденные идеи» - обобщенные истинные
знания в сознании мыслящего субъекта, привнесенные человеческой душой из иного
мира
Метод «радикального сомнения»,
Интеллектуальная интуиция и дедукция
Слайд 9Учение о субстанции
Субстанция (от лат. substanzia – нечто, лежащее в
основе) – предельное основание, является причиной единства многообразных вещей, процессов,
явлений; нечто вечное, самодостаточное, существующее в самом себе и благодаря самому себе
Три основных подхода: дуализм (Р. Декарт), монизм (Б. Спиноза), плюрализм (Г. Лейбниц)
Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – исходит из признания двух равноправных начал – духа и материи
Р. Декарт: мир- две равноправные субстанции (материальная и духовная). Атрибут духовной – мышление, материальной – протяженность
.
Слайд 10Б. Спиноза
Монизм (от греч. mones – один) – принцип рассмотрения
многообразия явлений из единого начала, единой основы
Признание одной субстанции
– Бога,
понимаемого как природа (пантеизм)
Слайд 11Г. Лейбниц
Плюрализм (от лат. pluralis- множественный) – признание существования множества
независимых и несводимых друг к другу начал бытия
Монады – духовные
неделимые частицы мира
Монадология – учение о бессмертных монадах, координирующихся высшей монадой – Богом
Слайд 12Социально-политические теории (Т. Гоббс, Дж. Локк)
Теории государства и общественного договора
Развитие
юридического мировоззрения
Установление юридического «равенства без уравнивания»- равенства возможностей разных личностей
Подчинение
всех людей одним и тем же юридическим законам
Юридическое обоснование отношений собственности
Слайд 13Т. Гоббс
Мир – единая материальная субстанция
Теория государства как «договора между
людьми»
«Без общественного договора люди в силу своей естественной вражды
друг с другом не способны к мирному сосуществованию»
Слайд 14Дж. Локк
В разуме нет ничего, чего раньше не было бы
в наших чувствах
Личность от рождения обладает тремя основными правами: на
жизнь, свободу и собственность (естественные и неотчуждаемые права человека)
Слайд 15Просвещение
Просвещение – эпоха XVII-XVIII вв. в Англии и Франции, породившая
движение по распространению научных знаний в обществе и идеологию, основанную
на преобразовательной роли разума
Естественное = разумное = полезное = благое = законное = познаваемое = осуществимое
Просвещение – совокупность философских и культурно-идеологических концепций, отличающихся: рационализмом и историческим оптимизмом; ориентацией на развитие естествознания; либерализмом и радикализмом
Слайд 16Субъективный идеализм
(Дж. Беркли, Д. Юм)
Ощущения – основа познания.
Идеи – это ощущения или результаты воздействия разума на ощущения
Существовать – быть воспринимаемым
Мир есть комплекс моих ощущений
(Д. Юм)
Слайд 17Материализм и атеизм
(П. Гольбах)
Труд «Система природы» - «библия материализма»:,
обоснование вечности и несотворенности материи
«Природа есть причина всего»
Отвергал идею
существования Бога
Слайд 18Механицизм (Ж.-О. Ламетри)
Механицизм – метод познания, признающий механические формы движения
материи единственно объективными
Человек - самозаводящаяся машина
Слайд 19Деизм (Вольтер)
Свобода вероисповедания: и «естественная религия» (Бог –Творец, но не
более)
«Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»
Призыв
к уничтожению церкви: «Раздавите гадину!»
Слайд 20Утопический социализм
(Г. Бабеф, К. Сен-Симон)
Теория идеального общества на основе
равенства и социальной справедливости
Утверждение нового христианства, без священников и догм
Интернационализм
и братская любовь
Слайд 21Натурализм Ж.-Ж.Руссо
«Все является прекрасным, когда только выходит из рук Творца,
но вырождается под руками человека»
Концепция «естественного» человека: «Назад к природе!»
Слайд 22Основные черты философии
эпохи Нового времени
Учение о субстанции: монизм, дуализм, плюрализм
(онтология)
Признание разума высшей инстанцией (гносеология)
Учение о методе научного познания: эмпиризм,
сенсуализм, рационализм (гносеология)
Деизм и атеизм (философия религии)
Принцип автономного мыслящего субъекта (антропология)
Обоснование и защита прав гражданина и человека (политика и этика)