Слайд 1
Философия европейского Средневековья
Слайд 2
Общая характеристика средневековой философии.
Основные направления:
2.1. патристика
2.2. схоластика
Философия европейского Средневековья и
эпохи Возрождения
Слайд 3Основные проблемы средневековой философии
Сотворен ли мир Богом или существует от
века?
Постижима ли воля и намерения Бога и сотворенный им мир?
Каково
место человека в мире и какова роль его в истории?
Как сочетаются свобода воли человека и божественная необходимость?
Если Бог есть истина, добро и красота, то откуда в мире зло и почему Творец его терпит?
Как соотносятся истины откровения, выраженные в Библии, и истины человеческого разума?
Слайд 4Характеристики философского мировоззрения эпохи Средневековья
Теоцентризм
Монотеизм
Креационизм
Провиденциализм
Персонализм
Слайд 5Теоцентризм
(от греч. θεός – Бог и лат. centrum
– центр)
Бог – абсолютное, совершенное, наивысшее
бытие.
Бог – абсолютный источник
жизни и блага.
Слайд 6Монотеизм
(букв. «единобожие» — от греч. μονος — один,
θεος — Бог)
учение о едином персонифицированном Боге
Слайд 7Креационизм
(от лат. creatio, род. п. creationis — творение)
Мир –
результат творения Бога
Единственный способ познания – вера.
Слайд 8Провиденциализм
(от лат. providentia – «провидение»)
Бог управляет миром.
История человечества
– исполнение его предначертаний.
Экзегетика – истолкование смысла Священного Писания
Эсхатология –
учение о конце света, искуплении и загробной жизни
Слайд 9Персонализм
(от лат. persona — личность)
Человек есть личность, поскольку он
сотворен по образу и подобию Бога.
Важнейший вопрос – отношения человека
и Бога.
Слайд 10Основные направления философии Средневековья
Патристика
II – VIII вв.
н.э.
Схоластика
IX – XV вв.
Номинализм
Реализм
Концептуализм
Слайд 11Патристика
(лат. pater — отец)
совокупность философских и
теологических доктрин христианства
II-VIII вв., созданных «отцами церкви»
В этот период
велико влияние Платона
Слайд 12Вера выше разума
Тертуллиан:
И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо.
И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно
Credo quia absurdum
est
(«верую, ибо абсурдно»)
Слайд 13Августин Блаженный (354-430 гг.)
«Исповедь», «О граде Божьем»
Град земной – жизнь
во плоти
Град Божий – жизнь по духу
Назначение человека: живя в
Граде Земном, полном греха, стремиться к Граду Божьему, обладающим высшим благом.
Учение о душе: душа – нематериальная субстанция, бессмертна и независима от тела, ее назначение – служить средством связи между человеком и Богом.
Доказательство существования Бога: знание о вечном, высшем и необходимом бытии человек может получать только от Бога.
О зле: зло существует из-за несовершенства всего, что не является Богом.
Объяснение социального неравенства (деление на рабов и господ): данное неравенство необходимо, так как оно отражает общую иерархию земного мира.
Слайд 14Схоластика
(от греч. scholastikos - ученый, школьный)
Совокупность философских учений,
в рамках которых осуществляется попытка рационально обосновать и систематизировать христианское
вероучение.
Главная проблема-отношение веры и знания
Основной тезис-вера выше разума
Основной философский вопрос – отношение общего к единичному
Влияние Аристотеля
Слайд 15Основные проблемы схоластики
Проблема веры и разума
способы познания
Проблема универсалий
(предельно общих понятий)
Как всеобщее существует в частном?
Слайд 16Проблема универсалий
роды и виды существуют ли в реальности или же
только в мысли?
если допустить, что они существуют реально, то телесны
они или бестелесны?
существуют ли они отдельно от чувственных вещей или же в самих вещах?
Слайд 17Проблема универсалий
Номинализм
(лат. nomen,
имя) –
философское учение,
утверждающее, что
реальны лишь
единичные вещи,
а универсалии
сами по
себе
(вне мышления
и речи)
не существуют.
Universalia sunt nomina.
Универсалии –
это имена (слова).
Реализм
(лат. realis,
действительный) –
философское учение,
утверждающее, что
универсалии
существуют реально
и независимо
от сознания.
Universalia sunt realia.
Универсалии –
реальные сущности.
Universalia sunt concepta.
Универсалии –
это понятия.
Концептуализм
(лат. conceptus, понятие)
философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что они воспроизводят сходные (общие) признаки единичных вещей.
Слайд 18Представители
Номинализм
Иоанн Росцелин
Вильгельм Оккам
Жан Буридан
Реализм
Альберт Великий
Фома Аквинский
Ансельм Кентерберийский
Концептуализм
Пьер Абеляр
Слайд 19Альберт Великий (1200-1280)
«Сумма о творениях», «О душе», «О причинах и
творении всего», «Метафизика»
изложил и прокомментировал почти все
работы Аристотеля
Разность двух путей познания Бога - философского и теологического
Философским путём мы следуем только при свете разума; путь веры - дальше и выше разума.
Философия отталкивается от предпосылок непосредственно очевидных, веру же сопровождает так называемый «люмен инфузум», то есть свет, осеняющий разум и открывающий ему горизонты в ином ракурсе невидимые.
Философия в своём опыте следует от сотворенного, в то время как вера - от Бога, явленного в откровении.
Разум не вникает, что есть Бог, но вера, в известных пределах, знает об этом.
Философия являет собой теоретический процесс, ясно, что вера интуитивно эмоциональна, поскольку размещает человеческое бытие в пространстве любви к Богу.
Слайд 20Фома Аквинский (1225 - 1274)
«Сумма теологии», «Сумма против язычников»
Христианские
идеи + учение Аристотеля
Учение о душе: душа – бестелесное,
вечное начало жизни, получаемое от Бога в момент рождения и продолжающая существовать после смерти тела.
Свойства Бога:
- Движение;
- Мир создан из Ничего.
- Мир будет существовать столько, на сколько хватит благодати Бога.
Проблема веры и разума
Пять доказательств бытия Бога: Бог существует, так как:
Бог – перводвигатель;
Бог – первая причина;
Бог – первая необходимость;
Бог – первое благо и совершенство;
Бог – первая цель
Томизм – официальная философия католичества
Слайд 21Домашнее задание
Горелов А.А. Основы философии: учеб. пособие для студентов сред.
проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. –
с. 69-76.
Канке В.А. Основы философии: учеб. пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос, 2009. – с. 46-51.