Слайд 3 Предмет эстетики
ПЛАН
1. Термин «эстетика».
2. Формулировка предмета эстетики.
3. Роль искусства
в процессе формирования человеческой чувствительности.
4. Прекрасное – предмет изучения эстетики.
5.
Факторы, влияющие на становление предмета эстетики.
Слайд 5Литература
1. Бычков В.В. Эстетика/ В.В. Бычков. – М. 2016.
2.
Гуревич Г. В. Эстетика: учебное пособие/Г. В. Гуревич. - М.
2015.
3. Баумгартен А.Г. Эстетика//История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. т. 2. М.: Искусство 1964.
Слайд 6Термин «эстетика» происх. от гр. слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие).
Впервые в обращение вводит немецкий философ эпохи Просвещения
А. Г.
Баумгартен
Слайд 7Александр Готлиб Баумгартен
(1714-1762)
Выделил три сферы духовного мира человека:
разум,
волю, чувство.
Первые две сферы изучались логикой и этикой.
Положил начало
традиции
сведения
чувственного восприятия к характеристике
2-х явлений –
прекрасного и искусства.
Слайд 8Эстетическая мысль
зародилась в народном творчестве, в мифологии, однако ее
активное формирование относится к VI-V вв. до н.э. и связано
было с античной философией, грамматикой, риторикой, историографией, математикой и географией.
Слайд 9Формирование эстетики как относительно самостоятельной частью философской науки
А.Баумгартен издает незавершенный
труд - «Эстетика» том.1 (1750) и том 2 (1758).
Г.Гегель в
1817 – 1819 гг. в Гейдельберге читает лекции по «Эстетике».
В дальнейшем эстетика в рамках философии занималась не конкретными явлениями того или иного вида искусства, а сущностью эстетического.
Слайд 10Предметом эстетики является человеческая чувствительность, ответственная за целостное, образное постижение
человеком мира.
Такое определение включает область прекрасного и возвышенного, комического
и трагического, и др. эстетических категорий характеризующих чувственное постижение человеком мира.
Слайд 11Эстетика
охватывает также сферу искусстава, которое развивает и воспитывает особую
область человеческого духа – чувствительность.
Человеческую чувствительность
И. Кант называл –
способностью суждений;
Э.В. Ильенков - образным мышлением, фантазией, силой воображения.
Слайд 12Эстетика – это философская наук, изучающая два взаимосвязанных круга явлений:
сферу эстетического как специфическое проявление ценостнного отношения человека к миру
и сферу художественной действительности людей.
Соотношение сфер (разделов) эстетики менялось на протяжении ее истории и понимается неодинаково – от попыток свести эстетику к «философии прекрасного» до ее трактовки как «философии искусства».
Являясь относительно самостоятельными эти разделы органически взаимосвязаны.
Слайд 13
Универсальность мышления в образах.
Выделяют две универсальные способности:
- Воображение, целостное восприятие
мира - Мышление в понятиях.
Мышление в образах, творческое воображение может
изначально присутствовать (врожденное) или воспитано, сформировано (приобретенное).
Простые формы этой способности формируются в индивиде вполне стихийно, высшие формы этой способности представлены в искусстве, в формах развитой человеческой чувственности.
Слайд 14Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979)
философ - психолог
Слайд 15Э.В. Ильенков считал:
- для развития способности мыслить на уровне диалектики
можно обойтись знаниями Истории философии и Истории развития логических категорий
, а для развития человеческой чувствительности необходим специально организованный процесс
«воспитания вкуса на сокровищах мирового искусства».
Слайд 16Воспитание -
принято рассматривать как единство,
во - первых систематического целенаправленного
воздействия на личность норм и принципов установленных обществом в области
социальных отношений;
во – вторых обеспечение наиболее благоприятного влияния среды,
и в – третьих , вовлечение человека в общественно-практическую деятельность.
Слайд 17СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Эстетическое воспитания не сводится к морально-этическому аспекту.
Некоторые произведения
массовой культуры несут в себе моральный аспект, в то время
как произведения подлинного (элитарного) искусства призваны учить видеть, слышать, чувствовать, т.е. призваны воспитывать человеческую чувствительность.
Слайд 18Роль искусства в процессе формирования человеческой чувственности
Главная черта развитой человеческой
чувственности – это способность видеть в индивидуальном, уникальном, единственном –
всеобщее.
“В одно мгновенье видеть вечность
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо в чашечке цветка “.
«Прорицание невинности» В.Блейк
Слайд 19Искусство и воспитываемая им чувственность не развиваются вне связи с
мышлением в понятиях, с логикой.
Слайд 20Философская эстетика призвана занимается проблемами человеческой чувственности – частью проблемы
сознания. Ни анатомия, ни физиология, ни психология не могут в
отдельности дать исчерпывающее представление об этом духовном феномене (человеческой чувствительности).
Слайд 21Прекрасное – традиционный предмет изучения эстетики
Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой
формы, идеал, в соответствии с которым рассматривают другие эстетические феномены.
В
обыденном представлении термин прекрасное – полисемантичен.
«Прекрасное» в эстетике характеризуется и употребляется смысловыми понятиями такими как
очень хорошо, отлично, превосходно и т.д.
Слайд 22Прекрасное исторически –конкретно.
Разные исторические периоды знают разные идеалы красоты.
Костюм
«тальер» под влиянием развития спорта появился в конце XIX века.
Предназначен для путешествий.
Слайд 23 Женский костюм состоящий из юбки и блузы. 1904 г.
Слайд 24Эпоха Возрождения. Италия. Мужской и женский костюм.
Слайд 25Древний Египт. Мужской и женский костюм.
Слайд 26Прекрасное всегда национально окрашено
Слайд 27У разных народов живущих в одну эпоху, представления о прекрасном
различны.
Слайд 28При рассмотрении категорий: возвышенное, трагическое, комическое и др. – прекрасное
выступает - мерой
Возвышенное – то, что эту меру превышает.
Трагическое
– то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, приводящее к страданиям, разочарованиям, гибели.
Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается – смехом.
Слайд 29М.С. Каган, Л. Столович выделяют наряду с положительными эстетическими ценностями
их антиподы – безобразное, низменное.
Основания – всякому положительному значению какого
– либо качества, предполагается существование противоположных.
Так, в сфере гносеологии и логики сталкиваются понятия «истинность» и «ложность», в сфере этики – понятия «добра и зла».
Слайд 30М.Ф. Овсяников и др. представители московской школы, утверждают, что такие
понятия, как безобразно и низменное, не могут считаться эстетическими категориями.
Основание
– качества, выражаемые этими категориями, не могут иметь положительного значения для человека, т.е. эти категории -
не могут являться положительными ценностями.
Слайд 31Факторы, влияющие на становление предмета эстетики.
1. Философия.
2. Искусство (художественная практика).
3.
Социальный заказ.
4. Внутренняя логика развития науки.
Все факторы естественно действуют сообща
в одну и ту же эпоху, но один из них всегда будет доминирующим.
Слайд 32Основные этапы истории эстетики
Первый этап – Древняя Греция в VIв.
до н.э. и завершается в Новое время, в начале XVIII
столетия.
Этот самый длительный этап распадается на несколько подпериодов:
- античность, средневековье, Возрождение, начало Нового времени (частично Просвещение).
Второй этап – с XVIII по средину XIX в. – насыщенный и емкий.
Именно на этом этапе эстетика утвердилась как относительно самостоятельная часть философии.
Слайд 33Третий этап истории эстетики- с средины XIX в. и по
настоящее время.
Для этого этапа, характерным является то, что позитивизм стремился
вывести эстетику за пределы философии, превратить ее в экспериментальную науку.
Слайд 34Теория эстетики – изучает эстетическую деятельность (ее виды), эстетическое сознание
(его структуру).
Особое место в разделе «Эстетическое сознание» занимает раскрытие
основных эстетических категорий.
В рамках эстетической деятельности главной установкой является деятельность
по законам красоты.
Искусство и дизайн являются самостоятельными формами эстетической деятельности.
Дизайн – сознательное художественное формообразование предметной среды
Слайд 35Специфика искусства
Искусство является традиционной, естественной, более старшей, чем дизайн,
формой эстетической деятельности.
Раздел, посвященный искусству, включает в себя:
- проблемы
художественной условности; особенности процесса художественного творчества; проблемы содержания и формы искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы эстетического восприятия.
Слайд 37Предмет, функции и основные
направления философии
1. Возникновение и сущность
философского мировоззрения
2. Структура и функции философии
3.
Основной вопрос философии и
основные философские направления
4. Диалектика и метафизика
Слайд 38
Возникновение и сущность
философского мировоззрения
ΦΙΛΟЅΟΦΙΑ – «любовь к мудрости»
(от греч. phileo – любовь и sophia – мудрость)
Предмет философии
– наиболее общие
законы развития
Объект философии – природа, общество,
мышление и познание
Слайд 39
Философия – наука о наиболее общих (всеобщих) законах и принципах
развития природы, общества, мышления и познания
Мировоззрение – система взглядов
на природу
и общество
и их взаимодействие
Слайд 40ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Религиозно-анимистическое
Мифологическое
Философское
Конкретно-научное (картины мира)
Обыденное
Слайд 41Философия – мировоззрение
классового общества.
Появилась почти одновременно
(около VII в. до н.э.) в Греции, Китае и Индии.
Слайд 42
Структура философии
Различение предмета и объекта философского знания дает возможность выделить
следующие его разделы:
1. Онтология (от греч. ontos – сущее и
logos – учение) – теория бытия, раздел философии связанный с изучение всеобщих законов развития природы, объективного мира.
Слайд 43
2. Философия общества (социальная философия) – раздел философии, посвященный изучению
наиболее общих законов развития общества
3. Логика – раздел философии, связанный
с изучением всеобщих законов становления и функционирования мышления
4. Гносеология (от греч. gnosis – знание) теория познания, раздел философии, посвященный изучению всеобщих законов познания
Слайд 44Функции философии
1. Мироззренческая функция
- рассматривает и объясняет мир
на уровне абстрактно-теоретическом и указывает на двойственный характер философских концепций
тяготеющих либо к научному знанию, объективной истине либо к псевдонауке.
Слайд 452. Методологическая функция –
философия выступает всеобщей методологией формирования знания,
на всех уровнях (обыденный, научно-теоретический) и во всех конкретных формах
(миф, сказка, досужее рассуждение,гипотеза, теория, концепция и т.п.).
Все конкретные методы познания так или иначе вытекают из общефилософской методологии.
Слайд 463. Прогностическая функция
Выполняет роль по формированию гипотез общих тенденций развития
материи и сознания, человека и мира.
Степень вероятности прогноза выше, чем
больше философия опирается на науку.
Слайд 474. Критическая функция
Принцип «подвергай все сомнению» с времен античных философов,
свидетельствует о важности данной функции о наличии скептицизма к существующему
знанию и социокультурным ценностям.
Выполняет антидогматическую роль в их развитии и является позитивной при наличии конструктивной критики, а не абстракным нигилизмом.
Слайд 485. Аксиологическая функция
От греч. axios – ценный.
Всякая философская система
содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения
самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.д.
Особенно остро проявляется в период революционных перемен.
Слайд 496. Социальная функция
Объясняет тенденции развития, формирует коллективные цели, способствует к
интеграции и консолидации людей.
Степень жизненности философской концепции определяется пониманием каждого
индивида проводимых в обществе реформ.
Слайд 507. Гуманитарная функция
Выполняет роль адаптационную и жизнеутверждающую.
Способствует формированию гуманистических
ценностей и идеалов, утверждает позитивный смысл и цель жизни.
В.Франкл вводит
понятие «логотерапия» (от греч. logos – смысл, и terapeia – лечение) “справляться с страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью”.
Слайд 51Основной вопрос философии
Общефилософские мировоззренческие
и методологические постулаты
определяются,
в свою очередь, тем или иным решением
основного вопроса философии.
В неявном виде он был сформулирован
еще древнегреческим мыслителем Платоном (V – IV в.в. до н.э). Однако, в наиболее совершенном виде он представлен Фридрихом Энгельсом (1820 — 1895)
Слайд 52 Основной вопрос философии –
вопрос об
отношении сознания к бытию,
духовного к материальному.
материальное идеальное
ЧТО ПЕРВИЧНО? Познаваем ли мир?
а) генетический аспект
б) функциональный аспект ДА НЕТ
y = f (x) (агностицизм)
ИДЕАЛИЗМ (СУБЪЕКТИВНЫЙ)
МАТЕРИАЛИЗМ ИДЕАЛИЗМ (ОБЪЕКТИВНЫЙ)
Слайд 53
ОБЪЕКТИВНОЕ – все, что существует
вне человеческого сознания, не принадлежит последнему.
СУБЪЕКТИВНОЕ
– все, что относится к человеческому сознанию, является его
Фактом.
Слайд 54
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
философская концепция, постулирующая в качестве генетического начала мира,
всей объективной реальности, нечто
сверхъестественное идеальное (бога,
абсолютную идею, мировой
разум, мировую волю, информационную матрицу и т.п.)
Слайд 55СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
философская доктрина, основывающаяся на идеи абсолютной функциональной (а
иногда и генетической) первичности человеческого сознания, желания, воли, концепции, плана
по отношению ко всякому моменту объективной реальности – от социального бытия, до природных явлений и процессов.
Слайд 56
АГНОСТИЦИЗМ
философская доктрина предполагающая либо абсолютную
невозможность познания объективной реальности, либо принципиальную ограниченность такого познания.
Слайд 57Диалектика и метафизика
Термин «диалектика» появился позже,
чем термин “философия”.
Сократ (V - IV в.в. н.э.) понимал диалектику как искусство
вести беседу, обнаружение истины путем столкновения противоположных мнений.
Гераклит (VI в. до н.э.) создал учение о
единстве противоположного, что и поныне является ядром диалектики.
«Раздор есть отец всего, царь всего».
Слайд 58Термин «МЕТАФИЗИКА» имеет искусственное происхождение.
Александрийский
библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.), стремившийся расположить
произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней содержательной связью, озаглавил «Metà a tà physiká» («после физики») его книгу о «первых родах сущего». Сам Аристотель называл науку, изложенную в этих книгах, то «первой философией», то «наукой о божестве», то просто «мудростью».
Наиболее распространенная современная интерпретация «метафизики» принадлежит Гегелю (1770 – 1831).
Слайд 59ДИАЛЕКТИКА –
Метод познания и преобразования действительности, связанный с представлением обо
всех моментах объективной и субъективной реальности как о единой системе
противоположностей (устойчивого и изменчивого, положительного и отрицательного, добра и зла и т.п.), борьба которых является причиной появления, развития и исчезновения всего в мире.
МЕТАФИЗИКА – метод познания и преобразования действительности, противоположный диалектике и заключающийся в мысленном отрыве и абсолютизации отдельных сторон, моментов, элементов единого целого, системы (общего от единичного, случайного от необходимого, устойчивого от изменчивого и т.п.)