Разделы презентаций


Философия и эстетика

Содержание

Э С Т Е Т И К А

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философия и эстетика

Философия и эстетика

Слайд 2Э С Т Е Т И К А

Э С Т Е Т И К А

Слайд 3 Предмет эстетики
ПЛАН
1. Термин «эстетика».
2. Формулировка предмета эстетики.
3. Роль искусства

в процессе формирования человеческой чувствительности.
4. Прекрасное – предмет изучения эстетики.
5.

Факторы, влияющие на становление предмета эстетики.
Предмет эстетикиПЛАН1. Термин «эстетика».2. Формулировка предмета эстетики.3. Роль искусства в процессе формирования человеческой чувствительности.4. Прекрасное –

Слайд 5Литература
1. Бычков В.В. Эстетика/ В.В. Бычков. – М. 2016.
2.

Гуревич Г. В. Эстетика: учебное пособие/Г. В. Гуревич. - М.

2015.
3. Баумгартен А.Г. Эстетика//История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. т. 2. М.: Искусство 1964.
Литература1. Бычков В.В. Эстетика/ В.В. Бычков. – М. 2016. 2. Гуревич Г. В. Эстетика: учебное пособие/Г. В.

Слайд 6Термин «эстетика» происх. от гр. слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие).

Впервые в обращение вводит немецкий философ эпохи Просвещения А. Г.

Баумгартен
Термин «эстетика» происх. от гр. слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие).  Впервые в обращение вводит немецкий философ

Слайд 7Александр Готлиб Баумгартен (1714-1762)
Выделил три сферы духовного мира человека:
разум,

волю, чувство.
Первые две сферы изучались логикой и этикой.
Положил начало

традиции
сведения
чувственного восприятия к характеристике
2-х явлений –
прекрасного и искусства.
Александр Готлиб Баумгартен  (1714-1762)Выделил три сферы духовного мира человека: разум, волю, чувство.Первые две сферы изучались логикой

Слайд 8Эстетическая мысль зародилась в народном творчестве, в мифологии, однако ее

активное формирование относится к VI-V вв. до н.э. и связано

было с античной философией, грамматикой, риторикой, историографией, математикой и географией.
Эстетическая мысль  зародилась в народном творчестве, в мифологии, однако ее активное формирование относится к VI-V вв.

Слайд 9Формирование эстетики как относительно самостоятельной частью философской науки
А.Баумгартен издает незавершенный

труд - «Эстетика» том.1 (1750) и том 2 (1758).

Г.Гегель в

1817 – 1819 гг. в Гейдельберге читает лекции по «Эстетике».

В дальнейшем эстетика в рамках философии занималась не конкретными явлениями того или иного вида искусства, а сущностью эстетического.
Формирование эстетики как относительно самостоятельной частью философской наукиА.Баумгартен издает незавершенный труд - «Эстетика» том.1 (1750) и том

Слайд 10Предметом эстетики является человеческая чувствительность, ответственная за целостное, образное постижение

человеком мира. Такое определение включает область прекрасного и возвышенного, комического

и трагического, и др. эстетических категорий характеризующих чувственное постижение человеком мира.
Предметом эстетики является человеческая чувствительность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира.  Такое определение включает область

Слайд 11Эстетика охватывает также сферу искусстава, которое развивает и воспитывает особую

область человеческого духа – чувствительность. Человеческую чувствительность И. Кант называл –

способностью суждений; Э.В. Ильенков - образным мышлением, фантазией, силой воображения.
Эстетика  охватывает также сферу искусстава, которое развивает и воспитывает особую область человеческого духа – чувствительность.

Слайд 12Эстетика – это философская наук, изучающая два взаимосвязанных круга явлений:

сферу эстетического как специфическое проявление ценостнного отношения человека к миру

и сферу художественной действительности людей. Соотношение сфер (разделов) эстетики менялось на протяжении ее истории и понимается неодинаково – от попыток свести эстетику к «философии прекрасного» до ее трактовки как «философии искусства». Являясь относительно самостоятельными эти разделы органически взаимосвязаны.
Эстетика – это философская наук, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценостнного отношения

Слайд 13 Универсальность мышления в образах. Выделяют две универсальные способности: - Воображение, целостное восприятие

мира - Мышление в понятиях. Мышление в образах, творческое воображение может

изначально присутствовать (врожденное) или воспитано, сформировано (приобретенное). Простые формы этой способности формируются в индивиде вполне стихийно, высшие формы этой способности представлены в искусстве, в формах развитой человеческой чувственности.
Универсальность мышления

Слайд 14Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979) философ - психолог

Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979) философ - психолог

Слайд 15Э.В. Ильенков считал: - для развития способности мыслить на уровне диалектики

можно обойтись знаниями Истории философии и Истории развития логических категорий

, а для развития человеческой чувствительности необходим специально организованный процесс «воспитания вкуса на сокровищах мирового искусства».
Э.В. Ильенков считал: - для развития способности мыслить на уровне диалектики можно обойтись знаниями Истории философии и

Слайд 16Воспитание - принято рассматривать как единство, во - первых систематического целенаправленного

воздействия на личность норм и принципов установленных обществом в области

социальных отношений; во – вторых обеспечение наиболее благоприятного влияния среды, и в – третьих , вовлечение человека в общественно-практическую деятельность.
Воспитание - принято рассматривать как единство,  во - первых систематического целенаправленного воздействия на личность норм и

Слайд 17СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Эстетическое воспитания не сводится к морально-этическому аспекту. Некоторые произведения

массовой культуры несут в себе моральный аспект, в то время

как произведения подлинного (элитарного) искусства призваны учить видеть, слышать, чувствовать, т.е. призваны воспитывать человеческую чувствительность.
СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Эстетическое воспитания не сводится к морально-этическому аспекту.  Некоторые произведения массовой культуры несут в

Слайд 18Роль искусства в процессе формирования человеческой чувственности Главная черта развитой человеческой

чувственности – это способность видеть в индивидуальном, уникальном, единственном –

всеобщее. “В одно мгновенье видеть вечность Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти - бесконечность И небо в чашечке цветка “. «Прорицание невинности» В.Блейк
Роль искусства в процессе формирования человеческой чувственности Главная черта развитой человеческой чувственности – это способность видеть в

Слайд 19Искусство и воспитываемая им чувственность не развиваются вне связи с

мышлением в понятиях, с логикой.

Искусство и воспитываемая им чувственность не развиваются вне связи с мышлением в понятиях, с логикой.

Слайд 20Философская эстетика призвана занимается проблемами человеческой чувственности – частью проблемы

сознания. Ни анатомия, ни физиология, ни психология не могут в

отдельности дать исчерпывающее представление об этом духовном феномене (человеческой чувствительности).
Философская эстетика призвана занимается проблемами человеческой чувственности – частью проблемы сознания. Ни анатомия, ни физиология, ни психология

Слайд 21Прекрасное – традиционный предмет изучения эстетики
Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой

формы, идеал, в соответствии с которым рассматривают другие эстетические феномены.
В

обыденном представлении термин прекрасное – полисемантичен.
«Прекрасное» в эстетике характеризуется и употребляется смысловыми понятиями такими как
очень хорошо, отлично, превосходно и т.д.


Прекрасное – традиционный предмет изучения эстетикиПрекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматривают

Слайд 22Прекрасное исторически –конкретно. Разные исторические периоды знают разные идеалы красоты. Костюм

«тальер» под влиянием развития спорта появился в конце XIX века.

Предназначен для путешествий.
Прекрасное исторически –конкретно. Разные исторические периоды знают разные идеалы красоты.   Костюм «тальер» под влиянием развития

Слайд 23 Женский костюм состоящий из юбки и блузы. 1904 г.

Женский костюм состоящий из юбки и блузы. 1904 г.

Слайд 24Эпоха Возрождения. Италия. Мужской и женский костюм.

Эпоха Возрождения. Италия. Мужской и женский костюм.

Слайд 25Древний Египт. Мужской и женский костюм.

Древний Египт. Мужской и женский костюм.

Слайд 26Прекрасное всегда национально окрашено

Прекрасное всегда национально окрашено

Слайд 27У разных народов живущих в одну эпоху, представления о прекрасном

различны.

У разных народов живущих в одну эпоху, представления о прекрасном различны.

Слайд 28При рассмотрении категорий: возвышенное, трагическое, комическое и др. – прекрасное

выступает - мерой
Возвышенное – то, что эту меру превышает.
Трагическое

– то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, приводящее к страданиям, разочарованиям, гибели.
Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается – смехом.
При рассмотрении категорий: возвышенное, трагическое, комическое и др. – прекрасное выступает  - меройВозвышенное – то, что

Слайд 29М.С. Каган, Л. Столович выделяют наряду с положительными эстетическими ценностями

их антиподы – безобразное, низменное.
Основания – всякому положительному значению какого

– либо качества, предполагается существование противоположных.
Так, в сфере гносеологии и логики сталкиваются понятия «истинность» и «ложность», в сфере этики – понятия «добра и зла».

М.С. Каган, Л. Столович выделяют наряду с положительными эстетическими ценностями их антиподы – безобразное, низменное. Основания –

Слайд 30М.Ф. Овсяников и др. представители московской школы, утверждают, что такие

понятия, как безобразно и низменное, не могут считаться эстетическими категориями.
Основание

– качества, выражаемые этими категориями, не могут иметь положительного значения для человека, т.е. эти категории -
не могут являться положительными ценностями.
М.Ф. Овсяников и др. представители московской школы, утверждают, что такие понятия, как безобразно и низменное, не могут

Слайд 31Факторы, влияющие на становление предмета эстетики.
1. Философия.
2. Искусство (художественная практика).
3.

Социальный заказ.
4. Внутренняя логика развития науки.
Все факторы естественно действуют сообща

в одну и ту же эпоху, но один из них всегда будет доминирующим.
Факторы, влияющие на становление предмета эстетики.1. Философия.2. Искусство (художественная практика).3. Социальный заказ.4. Внутренняя логика развития науки.Все факторы

Слайд 32Основные этапы истории эстетики
Первый этап – Древняя Греция в VIв.

до н.э. и завершается в Новое время, в начале XVIII

столетия.
Этот самый длительный этап распадается на несколько подпериодов:
- античность, средневековье, Возрождение, начало Нового времени (частично Просвещение).
Второй этап – с XVIII по средину XIX в. – насыщенный и емкий.
Именно на этом этапе эстетика утвердилась как относительно самостоятельная часть философии.
Основные этапы истории эстетикиПервый этап – Древняя Греция в VIв. до н.э. и завершается в Новое время,

Слайд 33Третий этап истории эстетики- с средины XIX в. и по

настоящее время. Для этого этапа, характерным является то, что позитивизм стремился

вывести эстетику за пределы философии, превратить ее в экспериментальную науку.
Третий этап истории эстетики- с средины XIX в. и по настоящее время. Для этого этапа, характерным является

Слайд 34Теория эстетики – изучает эстетическую деятельность (ее виды), эстетическое сознание

(его структуру). Особое место в разделе «Эстетическое сознание» занимает раскрытие

основных эстетических категорий. В рамках эстетической деятельности главной установкой является деятельность по законам красоты. Искусство и дизайн являются самостоятельными формами эстетической деятельности. Дизайн – сознательное художественное формообразование предметной среды
Теория эстетики – изучает эстетическую деятельность (ее виды), эстетическое сознание (его структуру).  Особое место в разделе

Слайд 35Специфика искусства Искусство является традиционной, естественной, более старшей, чем дизайн,

формой эстетической деятельности. Раздел, посвященный искусству, включает в себя: - проблемы

художественной условности; особенности процесса художественного творчества; проблемы содержания и формы искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы эстетического восприятия.
Специфика искусства  Искусство является традиционной, естественной, более старшей, чем дизайн, формой эстетической деятельности.  Раздел, посвященный

Слайд 36Ф И Л О С О Ф И Я

Ф И Л О С О Ф И Я

Слайд 37Предмет, функции и основные направления философии

1. Возникновение и сущность


философского мировоззрения
2. Структура и функции философии
3.

Основной вопрос философии и
основные философские направления
4. Диалектика и метафизика
Предмет, функции и основные направления философии 1.  Возникновение и сущность    философского мировоззрения 2.

Слайд 38
Возникновение и сущность
философского мировоззрения
ΦΙΛΟЅΟΦΙΑ – «любовь к мудрости»


(от греч. phileo – любовь и sophia – мудрость)

Предмет философии

– наиболее общие
законы развития

Объект философии – природа, общество,
мышление и познание

Возникновение и сущность философского мировоззренияΦΙΛΟЅΟΦΙΑ – «любовь к мудрости» (от греч. phileo – любовь и sophia

Слайд 39 Философия – наука о наиболее общих (всеобщих) законах и принципах

развития природы, общества, мышления и познания Мировоззрение – система взглядов на природу

и общество и их взаимодействие
Философия – наука о наиболее общих (всеобщих) законах и принципах

Слайд 40ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Религиозно-анимистическое
Мифологическое
Философское
Конкретно-научное (картины мира)
Обыденное

ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯРелигиозно-анимистическоеМифологическоеФилософскоеКонкретно-научное (картины мира)Обыденное

Слайд 41Философия – мировоззрение классового общества. Появилась почти одновременно

(около VII в. до н.э.) в Греции, Китае и Индии.

Философия – мировоззрение классового общества.     Появилась почти одновременно  (около VII в. до

Слайд 42 Структура философии Различение предмета и объекта философского знания дает возможность выделить

следующие его разделы: 1. Онтология (от греч. ontos – сущее и

logos – учение) – теория бытия, раздел философии связанный с изучение всеобщих законов развития природы, объективного мира.
Структура философии  Различение предмета и объекта философского знания дает возможность выделить следующие его разделы:

Слайд 43 2. Философия общества (социальная философия) – раздел философии, посвященный изучению

наиболее общих законов развития общества 3. Логика – раздел философии, связанный

с изучением всеобщих законов становления и функционирования мышления 4. Гносеология (от греч. gnosis – знание) теория познания, раздел философии, посвященный изучению всеобщих законов познания
2. Философия общества (социальная философия) – раздел философии, посвященный изучению наиболее общих законов развития общества

Слайд 44Функции философии
1. Мироззренческая функция
- рассматривает и объясняет мир

на уровне абстрактно-теоретическом и указывает на двойственный характер философских концепций

тяготеющих либо к научному знанию, объективной истине либо к псевдонауке.
Функции философии1. Мироззренческая функция - рассматривает и объясняет мир на уровне абстрактно-теоретическом и указывает на двойственный характер

Слайд 452. Методологическая функция –
философия выступает всеобщей методологией формирования знания,

на всех уровнях (обыденный, научно-теоретический) и во всех конкретных формах

(миф, сказка, досужее рассуждение,гипотеза, теория, концепция и т.п.).
Все конкретные методы познания так или иначе вытекают из общефилософской методологии.
2. Методологическая функция – философия выступает всеобщей методологией формирования знания, на всех уровнях (обыденный, научно-теоретический) и во

Слайд 463. Прогностическая функция
Выполняет роль по формированию гипотез общих тенденций развития

материи и сознания, человека и мира.
Степень вероятности прогноза выше, чем

больше философия опирается на науку.
3. Прогностическая функцияВыполняет роль по формированию гипотез общих тенденций развития материи и сознания, человека и мира.Степень вероятности

Слайд 474. Критическая функция
Принцип «подвергай все сомнению» с времен античных философов,

свидетельствует о важности данной функции о наличии скептицизма к существующему

знанию и социокультурным ценностям.
Выполняет антидогматическую роль в их развитии и является позитивной при наличии конструктивной критики, а не абстракным нигилизмом.
4. Критическая функцияПринцип «подвергай все сомнению» с времен античных философов, свидетельствует о важности данной функции о наличии

Слайд 485. Аксиологическая функция
От греч. axios – ценный.
Всякая философская система

содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения

самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.д.
Особенно остро проявляется в период революционных перемен.
5. Аксиологическая функцияОт греч. axios – ценный. Всякая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта

Слайд 496. Социальная функция
Объясняет тенденции развития, формирует коллективные цели, способствует к

интеграции и консолидации людей.
Степень жизненности философской концепции определяется пониманием каждого

индивида проводимых в обществе реформ.
6. Социальная функцияОбъясняет тенденции развития, формирует коллективные цели, способствует к интеграции и консолидации людей.Степень жизненности философской концепции

Слайд 507. Гуманитарная функция
Выполняет роль адаптационную и жизнеутверждающую.
Способствует формированию гуманистических

ценностей и идеалов, утверждает позитивный смысл и цель жизни.
В.Франкл вводит

понятие «логотерапия» (от греч. logos – смысл, и terapeia – лечение) “справляться с страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью”.


7. Гуманитарная функцияВыполняет роль адаптационную и жизнеутверждающую. Способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждает позитивный смысл и

Слайд 51Основной вопрос философии
Общефилософские мировоззренческие
и методологические постулаты

определяются,
в свою очередь, тем или иным решением
основного вопроса философии.

В неявном виде он был сформулирован
еще древнегреческим мыслителем Платоном (V – IV в.в. до н.э). Однако, в наиболее совершенном виде он представлен Фридрихом Энгельсом (1820 — 1895)



Основной вопрос философии    Общефилософские мировоззренческиеи методологические постулаты определяются,в свою очередь, тем или иным решением

Слайд 52 Основной вопрос философии –
вопрос об

отношении сознания к бытию,
духовного к материальному.


материальное идеальное

ЧТО ПЕРВИЧНО? Познаваем ли мир?
а) генетический аспект
б) функциональный аспект ДА НЕТ
y = f (x) (агностицизм)

ИДЕАЛИЗМ (СУБЪЕКТИВНЫЙ)

МАТЕРИАЛИЗМ ИДЕАЛИЗМ (ОБЪЕКТИВНЫЙ)

Основной вопрос философии –  вопрос об отношении сознания к бытию,   духовного

Слайд 53
ОБЪЕКТИВНОЕ – все, что существует
вне человеческого сознания, не принадлежит последнему.

СУБЪЕКТИВНОЕ

– все, что относится к человеческому сознанию, является его
Фактом.

ОБЪЕКТИВНОЕ – все, что существуетвне человеческого сознания, не принадлежит последнему.СУБЪЕКТИВНОЕ – все, что относится к человеческому сознанию,

Слайд 54
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

философская концепция, постулирующая в качестве генетического начала мира,

всей объективной реальности, нечто
сверхъестественное идеальное (бога,
абсолютную идею, мировой

разум, мировую волю, информационную матрицу и т.п.)
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ	 философская концепция, постулирующая в качестве генетического начала мира, всей объективной реальности, нечто сверхъестественное идеальное (бога,

Слайд 55СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

философская доктрина, основывающаяся на идеи абсолютной функциональной (а

иногда и генетической) первичности человеческого сознания, желания, воли, концепции, плана

по отношению ко всякому моменту объективной реальности – от социального бытия, до природных явлений и процессов.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ философская доктрина, основывающаяся на идеи абсолютной функциональной (а иногда и генетической) первичности человеческого сознания, желания,

Слайд 56
АГНОСТИЦИЗМ

философская доктрина предполагающая либо абсолютную

невозможность познания объективной реальности, либо принципиальную ограниченность такого познания.

АГНОСТИЦИЗМ философская доктрина предполагающая либо абсолютную невозможность познания объективной реальности, либо принципиальную ограниченность такого

Слайд 57Диалектика и метафизика
Термин «диалектика» появился позже,
чем термин “философия”.


Сократ (V - IV в.в. н.э.) понимал диалектику как искусство

вести беседу, обнаружение истины путем столкновения противоположных мнений.
Гераклит (VI в. до н.э.) создал учение о
единстве противоположного, что и поныне является ядром диалектики.
«Раздор есть отец всего, царь всего».
Диалектика и метафизика Термин «диалектика» появился позже,чем термин “философия”. Сократ (V - IV в.в. н.э.) понимал диалектику

Слайд 58Термин «МЕТАФИЗИКА» имеет искусственное происхождение.
Александрийский

библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.), стремившийся расположить

произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней содержательной связью, озаглавил «Metà a tà physiká» («после физики») его книгу о «первых родах сущего». Сам Аристотель называл науку, изложенную в этих книгах, то «первой философией», то «наукой о божестве», то просто «мудростью».
Наиболее распространенная современная интерпретация «метафизики» принадлежит Гегелю (1770 – 1831).

Термин «МЕТАФИЗИКА» имеет искусственное происхождение.    Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.),

Слайд 59ДИАЛЕКТИКА –
Метод познания и преобразования действительности, связанный с представлением обо

всех моментах объективной и субъективной реальности как о единой системе

противоположностей (устойчивого и изменчивого, положительного и отрицательного, добра и зла и т.п.), борьба которых является причиной появления, развития и исчезновения всего в мире.

МЕТАФИЗИКА – метод познания и преобразования действительности, противоположный диалектике и заключающийся в мысленном отрыве и абсолютизации отдельных сторон, моментов, элементов единого целого, системы (общего от единичного, случайного от необходимого, устойчивого от изменчивого и т.п.)
ДИАЛЕКТИКА –Метод познания и преобразования действительности, связанный с представлением обо всех моментах объективной и субъективной реальности как

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика