Слайд 1Философия и методология исследовательской деятельности
Преподаватель:
Ерофеева Тамара Ивановна
Кандидат педагогических наук,
профессор кафедры дошкольной педагогики МПГУ
Слайд 2
Электронный адрес для заданий, и результатов контрольных работ
h-educ@mail.ru
Слайд 3
1. Введение в методологию психолого-педагогического исследования
Слайд 4Сущность психолого-педагогического исследования:
в понимании роли науки и научного исследования
в развитии общества и сферы образования;
в овладении формами и методами
научного познания;
Слайд 5Сущность психолого-педагогического исследования:
в умении использовать профессиональный язык предметной
области знания.
Слайд 6Понятие методологии
Методология науки – это учение об исходных
положениях, принципах, способах познания и преобразования действительности.
Слайд 7Теоретическая сторона методологии
характеризуется как определенный подход к явлениям действительности,
установление основных закономерностей как исходных посылок научного поиска.
Слайд 8Нормативная сторона методологии
понимается как учение о принципах применения мировоззрения
к процессу познания и преобразования мира,
Слайд 9Нормативная сторона методологии
как изучение общих принципов подхода к
различным объектам действительности,
изучение общих и частных методов и
приемов научного исследования.
Слайд 10Методология педагогики:
- это учение об исходных положениях, основании
и структуре педагогической теории.
Слайд 11
Методология педагогики включает следующие положения:
Учение о структуре и функции педагогического
знания.
Исходные, ключевые, фундаментальные философские и педагогические положения (теории, концепции,
гипотезы), имеющие общенаучные смысл.
Слайд 12
Методология педагогики включает следующие положения:
Учение о методах педагогического исследования.
Учение о формах и способах использования полученных научных знаниях для
совершенствования практики.
.
Слайд 13Принципы научного исследования
представляют собой основные
философские мировоззренческие положения, с позиции которых ведется научное исследование,
определяется стратегия подходов в исследовании,
выбор методов и интерпретация его результатов.
Слайд 14Принцип объективности требует:
всестороннего учета факторов и условий, порождающих то
или иное явление;
рассмотрение внутренних противоречий, взаимосвязи и взаимозависимости явлений;
Слайд 15Принцип объективности требует:
адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих
получить истинные знания об объекте;
Слайд 16Принцип объективности требует:
предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости
в подборе и оценке факторов
Слайд 17Принцип объективности требует:
требование доказательности, т.е. обоснованности исходных посылок, логики
исследования и его выводов
Слайд 18Принцип объективности требует:
требование альтернативности научного поиска, т.е.
необходимости выделить и оценить все возможные варианты решения
Слайд 19Научность или принцип сущностного анализа
требует соотнесения общего, особенного и
единичного в педагогических явлениях,
раскрытие законов их функционирования, условий и
факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения.
Слайд 20Научность или принцип сущностного анализа
Этот принцип предполагает движение исследовательской
мысли от описания к объяснению, а от него – к
прогнозированию развития педагогических явлений и процессов.
Слайд 21учет естественного изменения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в
целом
Функции многих элементов в процессе развития существенно
меняются. Некоторые из них переходят в свою противоположность.
Слайд 22выделения основных факторов, влияющих на педагогический процесс
Установление субординации,
взаимосвязи между ними позволяет исследователю перейти от уровня изучения явлений
к уровню познания сущности, раскрытие диалектики процесса, понимание противоречивости изучаемого предмета или явления
Слайд 23Генетический принцип
предполагает рассмотрение изучаемого факта или явления
на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления смены
одного уровня функционирования другим
Слайд 24Генетический принцип
исследуется механизм возникновения уже сложившихся психических
свойств,
выявляются тенденции зарождающихся особенностей в психике детей;
Слайд 25Генетический принцип
позволяет предвидеть возможности развития, целенаправленно организовать
педагогический процесс.
Слайд 26Принцип единства логического и исторического
предполагает
изучение истории объекта (его генезис) и его теории (структуры, функций,
связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив развития.
Слайд 27Принцип концептуального единства
предполагает единство и логическую непротиворечивость подходов
и оценок
Слайд 28Системный подход
Исследование выделенного объекта (или явления) не исчерпывается рассмотрением
отдельно взятых составляющих. Важен характер взаимодействия между элементами, механизмы связей
и отношений, причины явлений.
Слайд 29Принцип сочетания сущего и должного
заключается в обязательном соотнесении плана
должного и плана сущего (существенного)
Слайд 30Деятельностный подход
. Сущность его в том, что исследуется реальный процесс
взаимодействия человека с окружающим миром,
включенность человека в решение задач
осуществляемой деятельности, выявление и описание тех способов, которые он использует.
Слайд 31Единство исследовательской и практической учебно-воспитательной работы
Необходимо прогнозирование хода
и результатов работы, сильных и слабых факторов, способных оказать существенное
влияние на итог работы.
Слайд 32
Сущность психолого-педагогического исследования
Психолого-педагогическое исследование – это сложный сознательный
и целенаправленный процесс изучения какого-либо педагогического явления или объекта.
Слайд 33Психолого-педагогическое исследование направлено
на определение особенностей протекания педагогического явления;
выявление
некоторых закономерностей его развития;
Слайд 34Психолого-педагогическое исследование направлено
поиск путей
совершенствования педагогического процесса или изучаемого объекта.
Слайд 35Задания
Изучить основные понятия методологии.
Познакомиться с принципами педагогического исследования (подготовка к
итоговому тесту)
Подготовиться к обсуждению содержания этапов работы (по таблице)