Слайд 1ФИЛОСОФИЯ ИРРАЦИОНАЛИЗМА
план:
1. Генезис неклассической идеалистической философии
2. Понятие воли в философии
Шопенгауэра
3. Концепция «воли к могуществу» Ницше
Слайд 2Генезис неклассической идеалистической философии
Во второй половине XIX в. выделились два
главных направления, по которым шла критика немецкой классической философии, особенно
гегельянства:
"критика слева", представленная материалистической философией Л.Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса;
"критика справа", представленная так называемой неклассической идеалистической философией.
Слайд 3Представители неклассической философии пытались объяснить мир с позиций идеализма, но
идеализма старого, доклассического (платоновского)
и найти новые, оригинальные подходы в рамках
старого доклассического идеализма.
Двумя основными направлениями неклассической идеалистической философии XIX в. являлись иррационализм и "философия жизни", представленные творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.
Слайд 4Зарождение неклассической идеалистической философии было обусловлено новыми социальными и политическими
причинами, изменившими ситуацию в Европе.
Такой датой стала Великая Французская революция
1789 года. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию общества от проблем внешней жизни человека к проблемам духовной, эмоциональной жизни. Это также вызвало отказ от рационалистических принципов разума и интерес к поискам в области иррационального.
Слайд 5Это время зарождения романтизма
(от слова «роман» - повествования о чувствах
человека, его внутренних переживаниях, болях, сомнениях). Самое главное в романтизме
– внимание к внутреннему духовному миру человека. Романтический герой, как правило, стоит высоко над миром повседневности, это незаурядная личность, противопоставившая себя толпе, быту, обыденности. В таких произведениях описываются исключительные личности, необычные события, из ряда вон выходящие явления, странные обстоятельства и место действия.
Слайд 6Три имени объединяет романтизм – Р.Вагнер, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше.
Романтическое мироощущение объединяет
поэтов, философов, композиторов. Рихард Вагнер был поэтом, музыкантом, философом, изучавшим
древний германский эпос «Сказание о Нибелунгах», написавший 16 томов философских работ, разделявшим идеи А.Шопенгауэра, его эстетика отражена в операх Вагнера. Рихард Вагнер посвящает Шопенгауэру свой оперный цикл «Кольцо нибелунга».
Слайд 8Артур Шопенгауэр (1788 – 1860)
Слайд 9Артур Шопенгауэр (1788 – 1860)
Философ иррационализма, романтик, увлекался мистикой, очень
высоко оценивал основные работы Иммануила Канта, называя их «самым важным
явлением, какое только знает философия в течение двух тысячелетий», ценил философские идеи буддизма (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишад.
Слайд 10Иррационализм в философии
Иррационализм – философское направление, учение, отрицающее ведущую роль
разума, признающее основополагающее значение интуиции, инстинкта, воли в процессе познания.
Слайд 11Критиковал своих современников Гегеля и Фихте.
Называл существующий мир, «наихудшим из
возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».
Идеи разума
потерпели крушение, поэтому возникает недоверие к концепции разумного устройства мира, природы, общества.
Совершил «коперниканский» переворот в мышлении утверждением, что человек не только живет, воспринимает окружающую действительность, но творит мир на основе своих представлений.
Слайд 12Иррационализм Артура Шопенгауэра (1788-1860)
Основной труд: «Мир как воля и представление».
Критиковал
Гегеля за его диалектику и историзм, призывал вернуться к Канту.
Основываясь
на логическом законе достаточного основания, в качестве главного принципа жизни и познания рассматривает слепую волю, которая является сущностью всякой вещи;
окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;
мир явлений и мир сущности являются соответственно миром представлений и миром воли.
В учении о человеке заложил основы пессимизма.
Слайд 13Родители, семья
Отец философа, Генрих Флорис Шопенгауэр, был образованным человеком, ценителем
европейской культуры. Часто ездил по торговым делам в Англию и
Францию. Мать Артура, Иоганна, была моложе своего мужа на 20 лет. Она была писательницей и хозяйкой литературного салона.
Несмотря на то, что Шопенгауэр родился в обеспеченной семье, материальные блага не защитили его от страданий. Семейные ссоры родителей, а затем смерть горячо любимого им отца, непонимание и холодность со стороны матери, неудачи на службе и в личной жизни породили в нем недоверие к миру людей, в котором доминировало зло.
Слайд 14Формирование мировоззрения
Благодаря матери Артур смог освободиться от занятий коммерцией и
обратиться к изучению древних языков в гимназиях Готы и Веймара.
Артур был обязан матери и тем, что в Веймаре она познакомила его с Гёте, Виландом, Фридрихом Шлегелем, Рейнгольдом и другими тогдашними знаменитостями.
Общению с Гёте Шопенгауэр был обязан тем, что углубился в естественнонаучные изыскания и написал свой собственный трактат «О зрении и цветах» (опубликован в 1816 г.), не совпадающий по своей направленности с соответствующим сочинением самого Гёте.
Слайд 15Основной философский труд, написал в 30 лет — «Мир как
воля и представление» (1818)
комментировал всю жизнь.
метафизический анализ воли, взгляды
на человеческую мотивацию (именно он впервые употребил этот термин) и желания, афористичный стиль письма оказали влияние на многих известных мыслителей, включая Фридриха Ницше, Рихарда Вагнера, Людвига Витгенштейна, Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Льва Толстого.
Слайд 16Волюнтаризм
Волюнтаризм - безосновательное преувеличение значения воли человека; концепции или течения,
игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой
воле.
Слайд 17Награды
В 1812 году Йенский университет заочно удостоил его звания доктора
философии.
В 1839 году получил премию Королевского норвежского научного общества за
конкурсную работу «О свободе человеческой воли».
Слайд 18Отличался резкостью суждений
Свободно владел немецким, латинским, английским, французским, итальянским и
испанским языками.
Был старым холостяком, славился своей внутренней и душевной
свободой.
Был крайне честолюбив и мнителен. Отличался недоверием к людям и крайней подозрительностью.
Честолюбие и тщеславное стремление к известности долгие годы оставались у Шопенгауэра не удовлетворенными, и многие страницы его сочинений несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всего в виде резко отрицательных характеристик, которые он дает своим соперникам или тем, кого он своими соперниками считал.
Слайд 19В 1819 г. Шопенгауэр объявил свой курс в стенах Берлинского
университета
Успеха она не имела.
Спустя пять лет автор новой философской
системы попробовал в Берлине свои силы как лектор. Университетский курс читался им в 1826--1832 гг., но его посещало менее десятка слушателей.
Студенты предпочитали слушать Гегеля, который читал свои лекции в те же самые часы, которые Шопенгауэр назначил вполне преднамеренно и для своего курса.
Не помогло молодому приват-доценту и то обстоятельство, что осенью 1831 г. эпидемия холеры унесла жизнь Гегеля. Шопенгауэр покинул университет и вообще Берлин и никогда больше к преподавательской деятельности не возвращался.
Вывод, который он сделал для себя в 1844 г.: «А чтобы моя философия стала сама способна занять кафедру, нужно чтобы наступили совершенно иные времена». Слова эти оказались пророческими.
Слайд 20Теория познания (гносеология)
изложена Шопенгауэром в его диссертации: «О четверояком законе
достаточного основания».
Начинает в духе Канта – в мире все
закономерно, существуют причинно-следственные связи. Люди вырабатывают объективное знание. Кант говорил: «Если бы предметы находились в беспорядочных отношениях, то не было бы законов».
Слайд 21Шопенгауэр отказался от материалистического варианта значения «вещи в себе» в
теории познания Канта
существенно сблизил чувственность и рассудок, утверждая их бессознательное
иррациональное единство. Разуму Шопенгауэр придал собственно рассудочные функции, отбросив его антиномичность, внутреннюю противоречивость, утверждавшуюся Кантом.
Из числа признававшихся Кантом категорий Шопенгауэр принял только одну «причинность».
Слайд 22Выделяет 4 вида оснований:
1.закон причинности – чувственное познание, опыт, ограничиться
ими нельзя
2.закон логического основания – логика, рассудочное познание (у Канта
высшее)
3.закон бытия – своеобразный синтез, озарение, интуиция
4.закон увидеть невозможно, нет аналогов – мотивация – помогает выстроить свой мир.
Слайд 23Делает вывод, что разум не является регулирующим началом.
Также как и
Кант, Шопенгауэр ставит самый важный вопрос: «Что такое человек?». По
Канту, именно человек придает миру цельность, осмысленность, т.е. подходит с рациональных позиций.
Шопенгауэр считает, что разуму нечто предшествует.
Предшествует разуму интуитивно-волевое начало. Фундаментальным регулятором является мировая воля.
Слайд 24Влияние философии Древней Индии
Желанной находкой для Шопенгауэра стали древнеиндийские ведические
«Упанишады», в которых с большой силой обрисовывалась противоположность высшего сущностного
мирового начала, Брахмана, или Атмана, и порожденной им сферы видимости (она получила в «Упанишадах» название «майя» - «покров обмана»). Последняя, распадаясь, возвращает всех нас в бездну бессознательного.
Слайд 25Человек, по Шопенгауэру, страдает манией величия, возвышая себя в 3-х
сферах:
1.в космологической, мнит себя явлением вселенского масштаба
2.в биологической сфере –
представляет себя венцом природы
3.симптом психологический – человек считает себя хозяином мира.
Ничего этого на самом деле нет
Слайд 26Учение о воле есть смысловой стержень философской системы Шопенгауэра.
Ошибкой всех
философов, провозгласил он было то, что основу человека они видели
в интеллекте, тогда как на самом деле она — эта основа, лежит исключительно в воле, которая совершенно отлична от интеллекта, и только она первоначальна. Более того, воля не только есть основа человека, но она является и внутренним основанием мира, его сущностью. Она вечна, не подвержена гибели и сама по себе безосновна, т. е. самодостаточна.
Слайд 27Мировая воля – сила, управляющая миром, она зла.
У нее 2
ключевых свойства:
1. Желание быть, т.е. инстинкт самосохранения, 4 ступени
объективации: неживая природа, растения, животные, человек.
2.инстинкт продолжения рода.
Слайд 28Можно ли побороть волю?
Можно – а)суицид. Но уйдя добровольно, ты
проблему не решишь, т.к. существует метемпсихоз – реинкарнация. Самоубийство бессмысленно.
б)
Мировую волю можно победить путем отказа от продолжения рода. Ты сам страдаешь, но не умножай страдания.
Слайд 29Шопенгауэр все проявления природы объяснял бесконечным дроблением мировой воли, множество;
её “объективаций”. Среди них находится и человеческое тело.
То, что
традиционно называлось знанием есть не что иное, как представление! Другими словами, мы не знаем мир, мы имеем только представление о мире.
Мы еще можем сказать, что мы знаем свой глаз, руку, ухо, но не можем сказать, что мы знаем мир.
Мир в его пространственно-временном измерении, во всем его многообразии есть только форма представления, способ представления представляющего мир человека.
Слайд 30В Философии Шопенгауэра обычно выделяют два момента: это учение о
воле и пессимизм (пессимус – наихудший).
Откуда проистекает пессимизм? Стержень человека
слаб по отношению к мировой воле. Попытки отдельного человека бесполезны. Он не может противостоять системе, истории, обществу. Пессимизм вызывает противоречие между тем каков человек и каким он хочет себя видеть. Противоречие – источник страданий. Человек постоянно испытывает желание, жажду другого. Невозможность его достижения также источник страдания.
Слайд 31Пессимизм
Пессимизм (от лат. pessimum наихудший, самое плохое) мироощущение, проникнутое унынием,
безнадежностью, неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете.
Слайд 32Страдание и желание – две стороны бесконечного процесса.
Если желание удовлетворяется,
то наступает скука. Человек всегда между страданием и скукой. Мировая
воля дает человеку определенный уровень страдания (так же в христианстве). Не дается такое страдание, которое человек не может вынести. Чем более развиты в интеллектуальном и эмоциональном отношении люди, тем сильнее их нравственные коллизии и страдания.
Слайд 33Наше желание проистекает из актов воления нашего тела
но желание —
это страдание по поводу отсутствия желаемого.
Удовлетворённое желание неизбежно рождает
другое желание (или несколько желаний), и опять мы вожделеем и т. д.
Значит, не наслаждение, а страдание — вот то постоянное, неизменное, всегда присутствующее, в мире, наличность чего нами ощущается.
Слайд 35Философия жизни Фридриха Ницше (1844-1900)
Основные труды: «Так говорил Заратустра», «По
сторону добра и зла» ; «Веселая наука.
Является предшественником ряда западных
концепция, в основе философии которых лежат проблемы человека.
Ввел понятия «воля к жизни», «воля к власти»;
Учение о сверхчеловеке основано на отрицании христианских ценностей, провозглашении смерти Бога.
Сверхчеловек – это человек будущего, поставивший себя на место Бога, у него врожденная аристократичность, благородство и доброжелательность по отношению к равным себе и превосходство и презрение к «серой массе».
Слайд 36Фридрих Ницше (1844 – 1900)
Творчество Ницше называют философией жизни. Главное
понятие философии жизни – «жизнь» - неопределенно и многозначно. В
зависимости от его истолкования можно различать варианты этого течения. Жизнь понимается и биологически – как живой организм, и психологически – как поток переживаний, культурно-исторически – как «живой дух», и метафизически – как исходное начало всего мироздания.
Слайд 37Очень яркая, двойственная личность
С одной стороны экспрессивная хлестскость, эпатаж, с
другой – болезненный человек, всю жизнь мучавшийся головными болями.
С
одной стороны высокопрофессиональное творчество, а с другой – карнавализация, парадоксальность мышления.
Лейтмотив «белокурой бестии» использовал А.Гитлер. Стиль работ Ницше антинаучный, антифилософский, афористичный.
Пользовался славой при жизни. Его книги были в каждом немецком доме. Написанные в полухудожественном стиле с философскими афоризмами, являлись чтивом на ночь.
Слайд 38Ницше – один из самых блестящих умов европейской философии
. Умерший
на рубеже веков, он целиком принадлежит новому столетию. Проявивший необычайную
одаренность в поэзии и музыке, филолог по образованию, в 25 лет получил место профессора в университете Базеля. Его книги великолепны с точки зрения языка, увлекательны для чтения, полны потрясающих по новизне идей.
Слайд 39Ницше является последователем Шопенгауэра
который повлиял на него книгой «Мир как
воля и представление».
Но творчество Ницше более последовательно и непротиворечиво.
В его Воле увидел вечную пламенную волю к свободе, а творческого гения –в лице композитора Р.Вагнера. Живя в Базеле, он постоянно общался с Вагнером, перед творчеством которого преклонялся. Вагнеру посвящена первая книга Ницше – «Рождение трагедии из духа музыки»
Слайд 40Судьба философа уникальна
т.к. вначале жизни не помышлял о философии, но
получил филологическое образование. Будучи студентом 3 курса написал ради шутки
работу «Последняя редакция элегий Феогнида», которая получила высокую оценку профессора, рекомендовавшего вскоре на должность преподавателя университета.
В 24 года без защиты диссертации получает место профессора в городе Базеле.
В 26 лет пошел санитаром на фронт, заболел дизентерией и еле выжил.
В 35 лет выходит в отставку, начинает писать философские работы.
Слайд 41«Антихристианин» - важнейшая мировоззренческая работа
В работе «Антихристианин» главной задачей видел
произвести переоценку всего того мировоззрения, которое освещалось христианством.
Критикует Христианство.
Для Ницше – это своеобразная кость в горле. Что же не нравится Ницше?
Слайд 42Он задается вопросом – может ли быть равенство между людьми?
– Нет.
– Все люди разные. По Ницше можно разделить людей
на людей с сильной волей к власти и слабой волей к власти.
Христианство – идеология слабых людей, которых большинство.
Одна из главных заповедей христианства – «Возлюби ближнего». Этот ближний может быть ленив, глуп. С какой стати его любить? Уж если я буду кого любить, так это дальнего. Потому что, чем ближе я знаком с кем-то, то больше разочаровываюсь.
Слайд 43Другая идея – знаменитое христианское милосердие.
Это лицемерная маска с целью
пропагандировать, защищать нежизнеспособные элементы.
Сострадая ты сам старишься, что превращает
тебя в них. Оказывая поддержку умирающему, ты противоречишь природе.
Тем самым Ницше поднимает самую сложную этическую проблему: как быть с больными людьми, которые не могу себя обеспечивать.
Вся западно-европейская культура будет ослаблена из-за своей доброты.
Слайд 44Парадоксальность мышления
Одна из знаменательных фраз – Бог умер. Бог, которому
мы поклоняемся – мертвый Бог, его распяли соплеменники. Но Бог
умер и во второй раз – в наших сердцах, потому что нравственность мы заменяем торгашеством – ты мне – я тебе. Если и есть Бог, то он должен быть в сердце
Слайд 45«Что есть человек?»
Итак, ключевая проблема – «Что есть человек?» (то
же что у Канта, у Шопенгауэра).
Ницше отвечает: «Человек – это
канат, натянутый между зверем и сверхчеловеком. Труден путь…Легко упасть в пропасть».
Слайд 46Разум – это болезнь человеческого рода
Характерна оппозиционность к разуму, рациональное
начало рассматривается как особого рода болезнь, свойственная роду человеческому; заметна
склонность к примитиву и культу силы. Любая идея сводится к инстинктам индивида или группы.
Инстинкт – самое важное, то, что идет от биологии
Добро и зло, истина и ложь объявляются «красивыми иллюзиями»; в прагматическом духе добром и истиной оказывается то, что усиливает жизнь, злом и ложью, то, что ее ослабляет.
Слайд 47Немецкий философ проповедует имморализм
Это возвращение к первозданной свободе, соединение с
природой посредством освобождения инстинктов из-под гнета морали и норм общественного
порядка.
Для этого варианта философии жизни характерна подмена личностного начала индивидуальным, а индивида – родом (тотальностью). Понимание жизни характеризуется внеисторическим подходом, сущность жизни всегда одинакова. Протекание во времени жизни – лишь внешняя форма, не имеющая отношения к самому содержанию жизни.
Слайд 48Понятие воли к власти наследует от Шопенгауэра, выделяет 4 вида:
Воля
к жизни (инстинкт самосохранения)
Воля внутренняя (внутренний стержень, когда чужое не
подходит, самоидентификаця
Бессознательная воля (неосознаваемые аффекты)
Воля к власти.
Слайд 49Учение о сверхчеловеке.
Сверхчеловек - это человек обладающий сильной волей, хозяин
своей судьбы и жизни, носитель новых установок, норм, мышления, лишен
милосердия. Это высочайшая ступень развития человека, свободного от христианских оков. Он также свободен от оков совести. Это человек, поступающий аморально, его не мучает совесть, значит он сверхчеловек.
Слайд 50Основные черты сверхчеловека:
Творчество, полный контроль жизнедеятельности, формулировка цели, сверхиндивидуализм, неприятие
толпы, яркая индивидуальность, значительный внутренний мир, бесконечное самосовершенствование, четкая жизненная
позиция, противопоставленность себя бездумным людям.
Это высший биологический тип, который так соотносится с человеком, как человек с обезьяной. Господство сверхчеловека возможно только в сфере духа (не в политике, экономике или в праве). Разделение морали на мораль господ и мораль рабов.
Слайд 51Самая замечательная книга – «Так говорил Заратустра» (1883-1885).
Образ Заратустры –
это образ человека, идущего по пути становления сверхчеловека. Благая весть,
которую несет Заратустра – весть о том, что невзирая на трагизм жизни, в ней есть смысл.
Самоотречение от радостей жизни недостойно человека, также как и закрывать глаза на страдание. Человек имеет цель внутри себя – это жизнь, отсюда идея абсолютной ценности человеческой жизни.
Идеальный человек – это сверхчеловек. Бал жизни будут править «хозяева» жизни – люди, представляющие собой совершенство в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными предрассудками, а потому будут свободными.
Слайд 52Противоречие морали и жизни
Итак, необходимо уничтожить мораль, чтобы освободить жизнь:
такую задачу сможет выполнить только сильный человек («сверхчеловек», живущий по
принципам свободы и аристократизма). Это и предопределило появление образа сверхчеловека в творчестве Ницше (в работе “Так говорил Заратустра”).
Слайд 53Идеал Ницше наиболее подробно раскрывает в своей работе «Так говорил
Заратустра» (1883-1886).
«По форме эта большая страстная книга является рассказом о
странствиях Заратустры – персонажа, основанного на образе иранского пророка шестого века до нашей эры Зороастра (Заратустра – латинизированная форма этого имени), но сообразованного с поэтическим и философским замыслом Ницше». Исследователи отмечают, что данная книга «строится как своего рода травестийное Евангелие: достаточно вслушаться в стиль и обороты речи Заратустры, его обращения к ученикам, разговор притчами и образами, загадками и ответами, и пр. То есть Заратустра выступил как новый Христос, точнее, анти-Христос, подменяя Его и выдвигая новые ценности».
Слайд 54Своей философской целью
Ницше ставит великий критический поход на мораль и
ценности прежней эпохи. Созданные им произведения («Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя
заря», «Веселая наука», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» и др.) посвящены двуединой цели.
В начале - подвергнуть сомнению и низложению моральные устои общества, религию, искусство и саму «доницшеанскую философию» с тем, чтобы
расчистить место новой философии жизни, новой морали, новому «сверхчеловеку».
Слайд 55Существенное различие между людьми, по мнению Ницше
состоит в том, что
некоторые из них от природы слабы, другие – сильны. Соответственно
различается и их мораль.
Сильные («хозяева жизни») ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении цели.
Слабые ценят сострадательность, милосердие, альтруизм, рассудительность. Философ восстает против рабской морали, осознавая себя хозяином жизни. Собственная моральная позиция хозяина жизни прямо противоположна господствующей в обществе. Свобода принадлежит только тому, кто имеет достаточно сил, чтобы завоевать и отстоять ее.
Слайд 56Главная заслуга Ницше
переоценка всех ценностей.
Вместо мнимых ценностей необходимо поставить
истинные ценности.
Обычная мораль всегда заключена в рамки, противоположные стороны
которой составляют противоречие добра и зла.
Подлинная мораль выходит за эти пределы, поэтому философ называет себя имморалистом.
Слайд 57Имморализм
Имморализм - отрицание обязательности принципов и предписаний морали (аморализм), направление
в этике, отрицающее мораль и какие бы то ни было
нравственные нормы, связывающие волю индивида.
Слайд 58Неоязычество Ницше
Неоязыческое мироощущение Ницше вырастает из его неприятия христианства. Ницше
отвергает христианскую мораль любви и сострадания;
эта мораль, как он
убежден, направлена против здоровых витальных инстинктов и порождает бессилие души и упадок.
Жизнь есть борьба, в которой побеждает сильнейший. В лице Ницше европейское сознание обратилось против своих христианских корней, обретя остроту и трагичность миросозерцания
Слайд 59Жизненная воля
По представлению Ницше воля первична не только в плане
метафизическом, но и в этическом. Разрушение традиционных ценностей обернулось саморазрушением.
Наследие Ницше ассоциируется с фашизмом, где образ сверхчеловека искажается. Сверхчеловек Ницше безжалостен, прежде всего, к себе, он сомневается и подвергает пересмотру имеющиеся у него ценности и установления. «В человеке тварь и творец соединены воедино». Философия Ницше – уникальный и всей жизнью осуществленный эксперимент по разрушению внутри себя «твари» и взращивания «творца».