Слайд 1 Тема 1.
Характеристика процесса обучения.
Слайд 2
Обучение – передача человеку конкретных знаний, умений и навыков (ЗУН).
Это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучающимся, в результате
которого и формируются ЗУНы.
Слайд 3В процессе обучения необходимо решать следующие задачи:
Стимулирование учебно-познавательной активности
учащихся.
Организация познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и умениями.
Развитие
мышления, памяти, творческих способностей.
Совершенствование учебных умений и навыков.
Выработка научного мировоззрения и эстетической культуры
Слайд 4А для этого педагогу необходимо:
Поставить цель учебной деятельности на занятии.
Формировать
потребности обучаемых в овладении новым материалом.
Определить содержание материала, подлежащего усвоению.
Организовать
учебно-познавательную деятельность.
Придать деятельности эмоционально-положительный характер.
Регулировать и контролировать деятельность.
Оценивать результаты деятельности и подводить итоги
Слайд 5Учебная деятельность включает в себя:
• овладение системами знаний и оперирование
ими;
• овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов)
учебной работы;
• развитие мотивов учения;
• овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).
Слайд 6Процесс усвоения знаний
Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со
следующими уровнями:
различения или узнавания предмета (явления, события, факта);
запоминания и воспроизведения
предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.
Слайд 7Цепочка усвоения знаний:
*восприятие
*осмысление ?
*запоминание
*применение
*обобщение.
Слайд 8Уровни усвоения:
репродуктивный,
конструктивный,
творческий.
Слайд 9Факторы, способствующие учебно-творческой деятельности учащихся
Личность преподавателя.
Творческие ситуации.
Сам. работа.
Эвристические методы
обучения.
Общение с преподавателем.
Благоприятный климат в группе.
Колл.формы работы.
Общение с товарищами.
Типовые ситуации
с элементами творчества.
Хорошо оборудованный кабинет.
Типовые ситуации.
Традиционные формы работы.
Слайд 10Учитель должен выполнять ряд специфических ролей и функций:
Режиссёр-сценарист. Учитель пишет
сценарий занятия, распределяет роли.… Учитель-режиссёр не должен быть жёстким!
Педагог. Учитель
учит учащихся оценивать свои возможности. Формирует их сознание.
Психолог. Учитель опирается на психологические особенности учащихся. Умеет сопереживать.
Терапевт. Учитель стремится так организовать учебно-познавательную деятельность, чтобы учащиеся не переживали болезненных ситуаций.
Лидер. Учитель управляет групповыми процессами на уроке.
Слайд 11
Закономерности процесса обучения –
ЭТО???
Слайд 12 Закономерности процесса обучения -
объективные, существенные, общие, устойчивые и
повторяющиеся при определённых условиях взаимосвязи.
Слайд 13Общие закономерности процесса обучения
Цели обучения (Ц.О.)зависят от уровня и
темпов развития общества, потребностей и возможностей общества, уровня развития и
возможностей педагогической науки и практики.
Содержание обучения (С.О.) зависит от темпов социального развития, развития научно-технического процесса, общественных потребностей и целей обучения, возрастных возможностей учащихся, уровня развития теории и практики обучения, материально-технической базы и экономических возможностей учебного заведения.
Качество обучения (К.О.) зависит от характера и объёма учебного материала, от продуктивности предыдущих этапов обучения, от организационно-педагогического воздействия на обучающихся, обучаемости учащихся, времени обучения.
Слайд 14
Общие закономерности процесса обучения
Эффективность методов обучения (М.О.) зависит от
знаний и умений учителя в применении методов обучения, от целей
и содержания обучения, возраста и обучаемости учащихся, материально-технической базы, организации учебного процесса.
Эффективность управления процессом обучения (ЭУПО) зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения и от обоснованности коррекции на уроке. Эта закономерность касается управления обучением.
Продуктивность обучения (П.О.) зависит от мотивов обучения и от внешних стимулов. Эта закономерность касается стимулирования обучения.
Слайд 15
Дидактические закономерности
(содержательно-процессуальные)
Если детей обучать путём «делания», то они усвоят
материал в 6, а то и в 7 раз лучше,
чем, если бы их обучали путём «слушания».
Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения.
Результативность усвоения заданного объёма умений и знаний обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого материала.
Результативность усвоения заданного объёма умений и знаний обратно пропорциональна объёму изучаемого материала.
Слайд 16Дидактические закономерности
Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от
мастерства преподавателя.
«Результаты обучения зависят от способа включения учащихся в учебную
деятельность». (Л.В.Занков)
Результаты обучения прямо пропорциональны значимости для учащихся усваиваемого учебного материала.
Слайд 17Психологические закономерности
Результативность обучения прямо пропорциональна уровню познавательной деятельности учащихся.
Чем больше
количество и интенсивность тренировочных упражнений, тем выше продуктивность обучения.
Прочность запоминания
изученного материала зависит от способа его воспроизведения.
Чем выше сила, уровень, интенсивность и особенность мышления, а также уровень развития памяти, тем выше продуктивность обучения, и наоборот.
Процент сохранения заученного учебного материала обратно пропорционален его объёму.
В подростковом возрасте процент успеваемости ухудшается. Это связано с переходным периодом, который как раз приходится на этот возраст. Например, замечено, что в 11-15 лет успеваемость на 25% ниже, чем в возрасте 6-9 лет.
Слайд 18Социологические закономерности
Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми
он находится в прямом или непрямом общении.
Продуктивность обучения зависит от
объёма и интенсивности познавательных контактов.
Эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуальности среды», интенсивности взаимообучения.
Эффективность обучения повышается в условиях познавательной напряжённости, вызванной соревнованием.
Престиж учащихся в классе зависит от: а) позиции, которую он занимает, б) роли, которую он исполняет, в) академических успехов и достижений, г) индивидуальных качеств.
Эффективность обучения зависит от качества общения учителя с учащимися.
Дидактогения (грубое отношение учителя к учащимся) ведёт к снижению эффективности обучения класса в целом и каждого учащегося в отдельности.
Слайд 19Принципы обучения
основные положения, на которые следует опираться при преподавании основ
наук на всех степенях обучения
это исходные положения, определяющие содержание
обучения, методы обучения, формы организации познавательной деятельности в соответствии с триединой дидактической целью (ТДЦ).
Слайд 20Принцип сознательности и активности
лекция (без привлечения учащихся) –5% материала;
самостоятельное
чтение – 10%;
аудио-видео обучение – 20%; демонстрация – 30%;
дискуссия – 50%;
практика в процессе деятельности -75%;
обучение других – 90%.
Слайд 21Принцип доступности
Отрегулировать объём учебного материала.
Определить степень теоретической сложности.
Определить время на
изучение.
Совершенствовать учебники и мастерство преподавателя.
Слайд 22Принцип учёта индивидуальных особенностей
и дифференцированного подхода
?Какие индивидуальные особенности надо
учитывать?
Слайд 23Принцип учёта индивидуальных особенностей
и дифференцированного подхода
Выносливость.
Пластичность (лёгкость перехода с
одного материала на другой).
Эмоциональная чувствительность.
Темп, ритм, скорость (с темпераментом связано).
Какое
место занимает учащийся в структуре межличностных отношений.
Недостатки биологического развития.
Недостатки психического развития.
Слайд 24ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ
Видит символы, буквы, слова.
Преуспевает в чтении, алгебре, языке.
Любит информацию в
письменной форме.
Испытывает дискомфорт с незавершёнными, неясными инструкциями.
Любит проверять работу.
Сфокусирован вовнутрь.
Анализирует
от части к целому.
Предпочитает сначала чтение, затем фильм.
Сосредоточен.
Реагирует на словесные замечания
Слайд 25ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ
Видит конкретные объекты.
Преуспевает в геометрии.
Любит информацию в виде графиков, карт,
демонстраций.
Не принимает авторитарность.
Не любит проверять работу.
Сфокусирован на внешнее.
Анализирует от целого
к части.
Предпочитает смотреть фильм до чтения книги.
Отвлекается. Реагирует на невербальные сообщения при дисциплинировании
Слайд 28Принцип наглядности
В основе принципа наглядности лежат строго зафиксированные научные закономерности:
органы чувств у человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям.
Визуал
Аудиал
Кинестетик
компьютер
Слайд 29«Репрезентативная система»
Понятие нейролингвистического
Программирования (НЛП), означающее
преимущественный способ получения человеком информации из
внешнего мира.
Слайд 30Визуал
не контролирует свой голос, эмоции;
считывает информацию с глаз;
жесты применяет везде,
рисующие жесты;
выражение: «Я знаю, что ты имеешь в виду», «Вот
смотрите…»;
одежда: по настроению;
время: завтра. Что было вчера – не важно.
Слайд 31Кинестетик
речь: плавная;
ему необходимо щупать, трогать собеседника;
жесты: от тела, побуждающие движения;
выражения:
«Эти события давят на меня!», «То, о чем вы говорите
– меня задело»;
общение- это самое главное;
сплачивает коллектив;
время: прошлое – это настоящее.
Слайд 32Аудиал
распространены среди начальников;
тембр голоса: чистый;
речь: малоэмоциональная;
расстояние: чтобы было хорошо слышно;
жесты:
мало используются;
всё отвлекает;
главное, чтобы было хорошо слышно.
Слайд 33Дискрет
речь: монотонная;
взгляд: смотрят в сторону и вниз;
не любят: когда до
них дотрагиваются;
масса ненужных слов;
постоянно контролируют себя;
не понимают шуток;
выражение: «Давайте
будем кратки»
Слайд 34Органы зрения пропускают в мозг в 5 раз больше информации,
чем органы слуха,
в 13 раз больше, чем тактильные органы.
Информация, пропускаемая через органы зрения, не требует значительного перекодирования, запечатлевается в памяти легко и прочно.
Слайд 35ВОПРОС
Какая группа учащихся автоматически попадает в разряд неуспевающих?
У
кого таких шансов больше в 5, в 13 раз?
Кто
чаще попадает в коррекционные классы?
?
Слайд 36Принцип прочности
«Упражнения памяти должны практиковаться беспрерывно…», «Основательно внедряется в ум
только то, что хорошо понято и тщательно закреплено памятью»
(Я.А.Коменский).
Слайд 37Принцип прочности
На прочность запоминания влияют критические точки усвоения.
1-4 минута урока
– усваивается до 60% материала
5 – 23 мин. – до
80%
24 – 34 мин. – до 45 – 60%
35 – 45 мин. – до 6%
Слайд 38! ! ! ! !
Ведущая идея урока должна быть прокручена
пять раз.
Ведущая идея урока должна быть прокручена пять раз
Ведущая идея
урока должна быть прокручена пять раз
Ведущая идея урока должна быть прокручена пять раз
Ведущая идея урока должна быть прокручена пять раз
Слайд 39Правила-запреты:
- нельзя унижать достоинство человека, так как даже лучшие педагогические
находки пройдут мимо обиженного человека, и нельзя найти ситуацию, оправдывающую
нарушение этого запрета;
- урок не должен быть скучным. Наблюдайте за лицами учащихся, пусть не всегда у них горят глаза, но Ваш рассказ, лекция, общий поиск истины должны вызывать живой интерес, а самостоятельная работа – сосредоточенную деятельность, приносящую удовлетворение;
- не превращать урок в театр одного актёра – учителя;
- не критиковать других педагогов в присутствии учеников;
- не останавливаться на достигнутом.
Слайд 40Принципы, определяющие то, как учатся взрослые (Малькольм Ноулз )
2. Человек
накапливает растущий запас опыта, который становится постоянно расширяющимся источником обучения.
3.
Его готовность учиться все больше ориентирована на выполнение ролей и задач, возлагаемых на него обществом.
Слайд 41Принципы, определяющие то, как учатся взрослые (Малькольм Ноулз )
4. В
плане временных установок он переходит от отсроченного применения полученных знаний
к их немедленному применению,
а в плане ориентации его обучение направлено уже не на предмет, а на решение той ли иной проблемы.
Слайд 42Доминирующее положение занимает обучающий.
Именно он определяет все параметры процесса:
цели,
содержание,
формы
методы,
средства
Ц
Слайд 43В процессе обучения необходимо решать следующие задачи:
Стимулирование учебно-познавательной активности
учащихся.
Организация познавательной деятельности
учащихся по овладению научными знаниями и умениями.
Развитие мышления,
памяти, творческих способностей.
Совершенствование учебных умений и навыков.
Выработка научного мировоззрения и эстетической культуры
Слайд 44А для этого педагогу ??необходимо:
Организовать учебно-познавательную деятельность.
Придать деятельности эмоционально-положительный характер.
Регулировать
и контролировать деятельность.
Оценивать результаты деятельности и подводить итоги
Поставить цель
учебной деятельности на занятии.
Формировать потребности обучаемых в овладении новым материалом.
Определить содержание материала, подлежащего усвоению.
Слайд 45Системность обучения.
Этот принцип предусматривает соблюдение
соответствия целей, содержания, форм, методов, средств
обучения и оценивания результатов обучения.
ЦЕЛЬ
Слайд 46Принцип актуализации результатов обучения.
Предполагает безотлагательное применение
на практике
приобретенных
обучающимся знаний, умений, навыков, качеств.
Слайд 47Принцип осознанности обучения
осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса
обучения и своих действий по
организации процесса обучения.
Слайд 48Правила-советы:
- стремиться к полной раскрепощённости мысли и слова своих учеников;
-
дать каждому право на личное отношение к различным явлениям в
науке, искусстве…;
- уметь слышать и слушать своих учеников;
- поощрять учеников говорить доказательно, аргументировано;
- изучать своих учеников;
- постоянно приводить своих учеников к проблемным ситуациям, учить их ставить вопросы;
- ежедневно подталкивать учеников к маленьким открытиям;
- учить детей точно формулировать цели, задачи, планировать свою деятельность;
- используй рационально время урока.
Слайд 49Владимир Наумович Липник ввёл три золотые правила урока:
урок должен обучать,
развивать и воспитывать;
урок должен быть радостным, коллективным познанием;
идея, заявленная в
начале урока как основная, должна прозвучать на уроке не менее пяти раз.
Слайд 50Принципы формирования содержания образования (СО):
гуманистичности (приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека),
научности
(соответствие школьных знаний НТП),
последовательности,
историзма (освещение истории развития отрасли науки),
систематичности,
связи с
жизнью,
соответствие возрастным особенностям,
доступности.
Слайд 51Проблема целеполагания в дидактике.
Цель – это предельно конкретный, охарактеризованный
качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого результата,
которого ученик, ОУ реально могут достичь к строго определённому моменту времени.
Слайд 52Цель преподавания
создание условий для усвоения учащимися знаний на оптимальном
уровне для того, чтобы подготовить его к жизни так, чтобы
он смог максимально реализовать свои возможности.
Слайд 53Развитие мышления.
Что значит мыслить?
Уметь анализировать, видеть главное, сравнивать, строить
аналогии, обобщать, систематизировать, доказывать, опровергать, ставить и решать проблемы.
Слайд 54Развитие сенсорной сферы
– развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во
времени, точности в различении формы, цвета эмоций.
Слайд 55Развитие двигательной сферы
– двигательных качеств:
сноровки, ловкости, быстроты, силы
выносливости, соразмерности
движений. Развитие мелкой моторики….
Слайд 56Формы организации познавательной деятельности
ФОПД – это система средств, с
помощью которой учитель добивается включения каждого учащегося в активную учебно-познавательную
деятельность в зоне его ближайшего развития на основе сочетания индивидуальной, групповой, фронтальной и парной работы.
Слайд 57ФОПД
Статическая пара (1↔2)
Динамическая пара 1↔2, 3↔4,
1↔3, 2↔4,
3↔2, 1↔4.
Вариационная пара
1А↔2Б,
3В↔4Г, 1Б↔3Г, 2А↔4В,
1Г↔2В,
3Б↔4А, 1В↔3А, 2Г↔4Б.
Слайд 58Выбор ФОПД зависит от:
- возраста учащихся,
- уровня обучаемости, обученности, общеучебных
умений и навыков, воспитанности учащихся,
- системы работы учителя,
- СУМ,
- МО,
-
времени, отведённого на изучение этой темы,
- времени у учителя на подготовку к занятию,
- оборудования кабинета…
Слайд 59Оценка правильности выбора ФОПД:
- обеспечение включённости каждого учащегося в активную
учебно-познавательную деятельность,
- формирование ЗУН должно идти по самому короткому пути,
-
соответствие ФОПД триединой дидактической цели, методам обучения, содержанию учебного материала.
Слайд 60Самостоятельная работа включает в себя: учебную познавательную деятельность, которую студенты
выполняют в часы, когда нет аудиторных занятий,
самостоятельную работу, которую
они осуществляют во время лекций, семинаров, практических занятий.
Различают репродуктивную, познавательно-поисковую и творческую самостоятельную работу.
Особенность организации учебного процесса по стандартам третьего поколения - повышение роли самостоятельной работы студентов.
Слайд 61Репродуктивная самостоятельная работа осуществляется в следующих формах:
1.Работа с раздаточным
материалом (конспект лекции). Студенты по заданию преподавателя выделяют ключевые моменты
лекции, осмысливают и запоминают определения.
2.Работа с учебной литературой – конспектирование.
Слайд 62Познавательно-поисковая самостоятельная работа.
1.Выступление на семинарах. Для ведения семинара выбирается
группа экспертов, которые организуют всю работу, побуждают студентов задавать вопросы,
оценивают качество подготовки сообщений, активность студентов.
За время, отпущенное на изучение курса, каждый студент имеет
возможность выступить в роли эксперта.
Преподаватель выступает в роли консультанта.
2. Подготовка раздаточного материала. Студенты готовят
сообщения для выступления на семинарах, которые выступают в
качестве раздаточного материала для работы в группах.
3. Составление словаря по предмету.
Это облегчает процесс подготовки к экзамену, помогает при
написании курсовой и выпускной квалификационной работы.
Слайд 63Творческая самостоятельная работа.
# Написание эссе на заданную тему, рефератов, например:
«Философия кайдзен в России», «Особенности Российской модели качества» и т.д.
Педагогические
мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами (Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.).
Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует студента к постановке множества вопросов.
Слайд 64Case-метод
В переводе с английского Case означает: портфель, чемодан,
сумка, папка, пакет документов.
Case-метод предполагает изучение большого числа ситуаций
в запланированном отрезке времени.
Слайд 65В США это метод ситуационного анализа, применяемый для получения навыков
в поиске решений и основывающийся на реальных ситуациях.
Логика решения:
ознакомление с описанием организационной проблемы,
самостоятельный анализ ситуации,
диагностика проблемы
представление своих находок и решений в дискуссии с другими обучающимися.
Слайд 66Преимущества Case-метода
нет однозначного ответа на проблемный вопрос, а есть
несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
акцент образования здесь
переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя.
результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
Слайд 67Технология «Обучение в сотрудничестве».
уделяется внимание достижению целей и успеху всей
группы в ходе самостоятельной работы над какой-либо темой или проблемой.
Важно, чтобы каждый член команды овладел какими-либо знаниями, умениями и навыками, и вся группа заинтересована в этом, поскольку от вклада каждого зависит успех всей команды.
Слайд 68
Эта технология сводится к трём основным принципам:
1.Награду команда получает
одну на всех :баллы, сертификат, значки отличия, похвала и др.
2. Индивидуальная ответственность каждого за свои собственные успехи и успехи членов команды. Это стимулирует участников следить за успехами друг друга, приходить на помощь друг другу.
3. Равные возможности для достижения успеха (каждый приносит очки команде, зарабатывая их путём улучшения предыдущих результатов). Сравнение результатов происходит со своими собственными результатами. Это стимулирует к учению.
Слайд 69Контент-анализ -
метод анализа текста, основанный на статистических подсчётах тех или
иных дескрипторов, оборотов, позволяющих выявить авторские особенности, типичные и уникальные
черты текста, сравнить различные фрагменты….
(дескриптор – «знаковое» слово или словосочетание, более или менее отражающее тематику текста)
Слайд 70Новые формы организации самостоятельной работы студентов
Задания на поиск и обработку
информации:
рецензия на сайт по теме;
анализ существующих рефератов в сети
на данную тему, их оценивание;
написание своего варианта плана лекции;
написание фрагмента лекции;
составление библиографического списка;
ознакомление с профессиональными телеконференциями, анализ обсуждения актуальных проблем.
Слайд 71Новые формы организации самостоятельной работы студентов
Задания на организацию взаимодействия в
сети:
• обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции;
• консультации с преподавателем и
другими студентами;
• консультации со специалистами;
• консультации с методистом через электронную почту.
Слайд 72Новые формы организации самостоятельной работы студентов
Выполнение тематических проектов:
• работа по
проектам, предложенным преподавателем (использование всего комплекса возможностей телекоммуникационных сетей: поиск
информации, диалог в сети);
• разработка и презентация собственных проектов.
Слайд 73Функции преподавателя не исчерпываются традиционным изложением учебной информации.
Он знакомит
студентов с целями, задачами и
проблемами дисциплины,
определяет ее место
в ООП.
______________________________________
Далее -
студент добывает знания самостоятельно, используя созданные для этого преподавателем и вузом необходимые условия (библиотека, читальные залы, кабинеты, лаборатории, современные информационные технологии, учебные и учебно-методические пособия и др.).
Слайд 75Методы обучения (МО)
- это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся
по достижению конкретных целей обучения, воспитания и развития учащихся
Методы обучения
(МО) - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных целей обучения, воспитания и развития учащихся
Слайд 76Каким МО пользуется учитель на уроке?
Слайд 77Критерии оптимальности результатов обучения на уроке
(по Ю.К.Бабанскому):
достижение каждым учеником реально
возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и
развитости, но не ниже удовлетворительного в соответствии с принятыми нормами оценок (то есть усвоение обязательных результатов обучения);
соблюдение учениками и учителями установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу, то есть временные затраты должны быть в соответствии с общепринятыми нормами.
Слайд 78Признаки эффективной системы контроля на уроке:
оптимальность сочетания контроля, взаимоконтроля и
самоконтроля на уроке для установления правильности выполнения задания и коррекции
пробелов;
получение достоверной и своевременной информации о достижении учащимися планируемых результатов обучения;
адекватность самооценки учащегося оценке учителя;
получение учащимися информации о реальных результатах учения.