Слайд 1Институт экономики, управления и права
Дидактические цели в структуре технологии
обучения.
Во время этого доклада может возникнуть дискуссия с предложениями конкретных
действий. Используйте PowerPoint для записи предложений по ходу обсуждения:
Во время демонстрации
щелкните правой кнопкой мыши
Выберите Записная книжка
Выберите вкладку Действия
Вводите замечания по мере поступления
Нажмите кнопку ОК по завершении доклада
В результате в конец презентации автоматически будет добавлен слайд Действия со списком внесенных предложений.
Слайд 2Институт экономики, управления и права
Деятельность учителя по конструированию педагогической технологии
можно представить следующей схемой:
Слайд 3Институт экономики, управления и права
1. Анализ содержания учебного материала предметной
темы с целью выявления ее потенциальных возможностей в осуществлении определенных
сдвигов в приращении знаний и умений школьников.
Слайд 4Если технология предусматривает включение элементов творческой деятельности или расширение ее
возможностей путем реализации воспитательных, развивающих и побуждающих функций обучения, то
составляется тематический каталог и всех других возможных приращений в сформированности определенных личностных качеств, отношений и др.
Слайд 5Институт экономики, управления и права
2. Формулирование конечной (она может быть
комплексной) цели, которая должна быть достигнута в результате реализации технологии.
Слайд 6Институт экономики, управления и права
3. Повторный анализ содержания учебного
материала с целью определения его возможностей привести к конечной цели,
вычленение его фрагментов, позволяющих достичь конкретных промежуточных целей.
Слайд 7Институт экономики, управления и права
4. Оценка необходимости и достаточности возможностей
материала для достижения конечной цели, выявление возможных разрывов в цепи
управления деятельностью школьника, недостаточности информации для осуществления надежного перехода школьника к следующему действию.
Слайд 8Институт экономики, управления и права
5. Замена, дополнение необходимых информационных и
управленческих фрагментов, окончательное выделение фрагментов учебного материала, на базе которых
будет строиться управленческий блок. В основе подхода к выделению таких фрагментов будет лежать возможность достижения на этом отрезке учебного материала конкретной цели, о достижении которой можно однозначно судить, т.е. переводимой на язык наблюдаемых, внешне выраженных действий и результатов.
Слайд 9Институт экономики, управления и права
6. Составление точных описаний внешних признаков
сдвигов в структуре обученности, воспитанности, развитости учащегося, по которым можно
судить о достижении промежуточных целей.
Слайд 10Институт экономики, управления и права
7. Уточнение управляющих элементов, формулировок указаний,
требований, отбор образцов и иллюстраций.
Слайд 11Институт экономики, управления и права
8. Анализ и определение технологических переходов,
в которых наиболее вероятны затруднения школьника, прогнозирование характера этих затруднений,
конструирование способов выхода из «технологических тупиков».
Слайд 12Институт экономики, управления и права
9. Выбор способов обратной связи с
учащимися по завершению каждого шага технологии, реализующего очередную целевую установку.
Слайд 13Институт экономики, управления и права
10. Разработка проверочных заданий – определителей
достижения оценки к стандартному виду: «справился», «не справился».
Слайд 14Институт экономики, управления и права
11. Выбор критериев оценки полного усвоения,
т.е. достижения главной цели технологий.
Слайд 15Институт экономики, управления и права
Достижение итоговой цели:
Слайд 16Институт экономики, управления и права
а) системой проверочных знаний;
Слайд 17Институт экономики, управления и права
б) по результатам промежуточных проверок.
Слайд 18Институт экономики, управления и права
Набор возможных целей можно описать следующим
образом.
Слайд 19Институт экономики, управления и права
1. Цель: провести разграничение.
Слайд 20Институт экономики, управления и права
Например: «Из представленных выражений выбери неравенства».
Слайд 21Институт экономики, управления и права
2. Цель: провести узнавание.
Слайд 22Институт экономики, управления и права
Например: «Какой персонаж изображен на данном
рисунке?»
Слайд 23Институт экономики, управления и права
3. Цель: научить давать определение термина.
Слайд 24Институт экономики, управления и права
Учитель дает несколько известных учащимся терминов
и предлагает составить их определение, после чего учащийся должен зачитать
определение, не произнося самого термина. Проверяется умение школьника давать определение, но деятельность остальных – это узнавание термина по его определению.
Слайд 25Институт экономики, управления и права
4. Цель: научить давать описание предмета
или явления.
Слайд 26Институт экономики, управления и права
Например: «Опишите зимний лес».
Слайд 27Институт экономики, управления и права
5. Цель: научить составлять план деятельности
и решении учебной задачи:
Слайд 28Институт экономики, управления и права
«Составьте план ответа на вопрос…»
Слайд 29Институт экономики, управления и права
6. Цель: научить иллюстрировать свои мысли
и утверждения.
Слайд 30Институт экономики, управления и права
Например: «Приведи примеры щелочей».
Слайд 31Институт экономики, управления и права
7. Цель: научить аргументировать свои мысли,
сроить доказательство.
Слайд 32Институт экономики, управления и права
Например: «Докажи, что сила трения вредна».
Слайд 33Институт экономики, управления и права
8. Цель: добиться понимания учащимися…
Слайд 34Институт экономики, управления и права
Сюда входит целый блок целей: понимать
причины поступка героя…, письменный или устный текст, способ решения задачи,
понимать связь между явлениями, устройство прибора, принцип действия, причины возникновения явления и суть самого явления, понимать иностранный язык, состояние и настроение другого человека, язык мимики и жестов и понимать «язык леса» и др.
Слайд 35Институт экономики, управления и права
Каждая из этих целей требует дополнительной
конкретизации.
Слайд 36Институт экономики, управления и права
1. Выделить сведения, содержащиеся в тексте
в явном виде:
Слайд 37Институт экономики, управления и права
а) подчеркнуть конкретные детали (имена, даты,
события);
Слайд 38Институт экономики, управления и права
б) выбрать высказывания, наиболее полно передающие
смысл текста;
Слайд 39Институт экономики, управления и права
в) перечислить факты, подтверждающие основные мысли.
Слайд 40Институт экономики, управления и права
2. Выделить главную мысль текста или
отрывка:
Слайд 41Институт экономики, управления и права
а) подчеркнуть предложение, отражающее главную мысль;
Слайд 42Институт экономики, управления и права
б) выбрать подзаголовок для отрывка.
Слайд 43Институт экономики, управления и права
3. Подытожить мысли, содержащиеся в отрывке:
Слайд 44Институт экономики, управления и права
а) написать конспективное изложение отрывка.
Слайд 45Институт экономики, управления и права
4. Вывести из содержания отрывка те
идеи и соотношения, которые не раскрыты в нем в явном
виде:
Слайд 46Институт экономики, управления и права
а) назвать мысли и действия, события,
которые не названы, но предполагаются содержанием отрывка;
Слайд 47Институт экономики, управления и права
б) перечислить обозначенные в отрывке действия
или события в их наиболее вероятной последовательности;
Слайд 48Институт экономики, управления и права
в) назвать наиболее вероятные последствия описанных
в отрывке действий или событий;
Слайд 49Институт экономики, управления и права
г) объяснить, что связывает и объединяет
между собой идеи, явления и предметы, представленные в данном отрывке.
Слайд 50Институт экономики, управления и права
Все перечисленное является показателями ее достижения.
Это возможно, если учитель:
Слайд 51Институт экономики, управления и права
а) разработает к данной схеме эталон
ответа, в котором будет отражено, сколько и каких деталей должен
отметить учащийся, чтобы усвоение по этому признаку считалось полным;
Слайд 52Институт экономики, управления и права
б) составит перечень фактов, о которых
необходимо упомянуть школьнику,… и т.д. по каждому пункту.
Слайд 53Институт экономики, управления и права
Анализ глаголов, выражающих суть поставленной учителем
или принятой учеником цели: выбрать, назвать, перечислить, описать, дать определение,
проиллюстрировать, аргументировать, доказать, вычислить, подсчитать, проанализировать, высказать мнение или отношение, продемонстрировать, знать, понять, усвоить, применить, использовать, оценить, понимать, создавать, интерпретировать, преобразовать, сформулировать, вывести, сконструировать, изобразить, подготовить, отобрать и др.
Слайд 54Институт экономики, управления и права
Для целей, связанных с поисковой деятельностью:
варьировать, видоизменить, модифицировать, перегруппировать, перестроить, предсказать, поставить вопрос, реорганизовать, синтезировать,
систематизировать, обобщить, упростить.
Слайд 55Институт экономики, управления и права
Для целей, связанных с формированием и
отработкой речи: выделить, выразить, записать, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, продекламировать,
произнести, прочесть, разделить на слоги, рассказать, дать характеристику, дать определение, описание, подобрать термин, подобрать синоним, пояснить смысл высказывания, … и т.д.
Слайд 56Институт экономики, управления и права
Для постановки целей в сфере межличностных
отношений: выразить мысль, высказать согласие или несогласие, извиниться, обратиться, приветствовать,
поблагодарить, высказать одобрение или неодобрение в этически приемлемой форме, оказать помощь, пригласить, присоединиться, сотрудничать, улыбнуться, выразить отношение, принять участие, понравиться, вызвать симпатию.
Слайд 57Институт экономики, управления и права
Достижение промежуточной цели может оцениваться текущей
оценкой, но она не должна учитываться при выставлении оценки итоговой,
ибо оценивается конечный результат.
Слайд 58Институт экономики, управления и права
Цель промежуточных проверок – внести коррективы
в процесс обучения или оказать помощь.
Слайд 59Институт экономики, управления и права
Показатели достижения поставленных целей:
Слайд 60Институт экономики, управления и права
- умение воспроизводить и читать символы,
графики;
Слайд 61Институт экономики, управления и права
- читать карту и схему;
Слайд 62Институт экономики, управления и права
- составлять карту и схему;
Слайд 63Институт экономики, управления и права
- по заданной карте давать прогноз
погоды;
Слайд 64Институт экономики, управления и права
- правильно решать задачу;
Слайд 65Институт экономики, управления и права
- выдвигать несколько альтернативных способов решения
задачи;
Слайд 66Институт экономики, управления и права
- количество правильных решений из нескольких
заданных (80-85%);
Слайд 67Институт экономики, управления и права
- качественный уровень решений, оцениваемый на
основе экспертной оценки преподавателя;
Слайд 68Институт экономики, управления и права
- способность указывать сходство и различия
между отдельными явлениями и событиями;
Слайд 69Институт экономики, управления и права
- выдвигать предположения, объясняющие или предсказывающие
какие-то события и явления, (60% соответствуют истине);
Слайд 70Институт экономики, управления и права
- умение обосновать свои предположения;
Слайд 71Институт экономики, управления и права
- соотносить согласные звуки и буквы
с 75% точностью (начальные классы).
Слайд 72Институт экономики, управления и права
Показателями достижения цели
«Научить навыкам критического
мышления» считают:
Слайд 73Институт экономики, управления и права
- умение проводить различия между фактами
и предположениями;
Слайд 74Институт экономики, управления и права
- между фактическими сведениями и оценочными
суждениями;
Слайд 75Институт экономики, управления и права
- выделять причинно-следственные связи;
Слайд 76Институт экономики, управления и права
- улавливать ошибки в рассуждениях;
Слайд 77Институт экономики, управления и права
- отличать существенные доводы от не
относящихся к делу;
Слайд 78Институт экономики, управления и права
- проводить разграничения между обоснованными и
необоснованными оценками;
Слайд 79Институт экономики, управления и права
- формировать обоснованные заключения и выводы;
Слайд 80Институт экономики, управления и права
- вычленять предпосылки, обосновывающие справедливость выводов.
Слайд 81Институт экономики, управления и права
Критериями развития умственных способностей школьника могут
быть:
Слайд 82Институт экономики, управления и права
- способность абстрагироваться от частных случаев
и улавливать общие закономерности;
Слайд 83Институт экономики, управления и права
- способность к выявлению главного;
Слайд 84Институт экономики, управления и права
- способность к систематизации, объединению свойств
и различий;
Слайд 85Институт экономики, управления и права
- способность к предсказанию, прогнозу;
Слайд 86Институт экономики, управления и права
- способность к моделированию;
Слайд 87Институт экономики, управления и права
- логичность рассуждений;
Слайд 88Институт экономики, управления и права
- полнота описаний… и др.
Слайд 89Институт экономики, управления и права
Признаки усвоения:
Слайд 90Институт экономики, управления и права
- знание: знает и правильно употребляет
термины, факты, основные понятия, принципы, законы, правила, процедуры, может их
воспроизвести в ситуациях, соответствующих заданному уровню усвоения знания;
Слайд 91Институт экономики, управления и права
- понимание: может преобразовывать материал из
одной формы в другую, переводить «на другой язык» (пересказ, изображение
в виде схемы и формулы и наоборот), объяснить другому, подобрать примеры и аналогии, объяснить причины и описать возможные последствия;
Слайд 92Институт экономики, управления и права
- применение: правильное использование законов, теорий
и способов в практических ситуациях;
Слайд 93Институт экономики, управления и права
- анализ: умение разбить материал на
составные части, выделить его структуру, взаимосвязи, понимание целостности, состава, строения;
видит ошибки и упущения в рассуждениях и действиях; понимает различия между фактами и следствиями; может оценить значимость данных;
Слайд 94Институт экономики, управления и права
- синтез: умеет скомбинировать элементы для
получения целого (доклад, сочинения, схемы, планы); может использовать для решения
познавательной задачи или проблемы сведения из разных областей;
Слайд 95Институт экономики, управления и права
- оценка: может выделить главное, оценить
значимость данных для достижения цели; суждения основаны на четких критериях,
в том числе и на самостоятельно выбранных;
Слайд 96Институт экономики, управления и права
- осознанность: способность обосновать выбор действия;
Слайд 97Институт экономики, управления и права
- прочность: воспроизведение через некоторое время
или в ситуациях с наличием дополнений;
Слайд 98Институт экономики, управления и права
- Степень автоматизации усвоения: количество и
уровень сформированных навыков.
Слайд 99Институт экономики, управления и права
Формулировка целей ведет через результат обучения,
выраженный в действиях школьников, что обеспечивает возможность оценки их достижения.