Разделы презентаций


УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАГИСТОРОВ презентация, доклад

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ1. Структура и функции рыночного механизма2. Микроэкономический анализ производственной деятельности3. Модели поведения фирмы в условиях различий отраслевых рыночных структур

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАГИСТОРОВ
ВЛАСЕНКО РАИСА ДМИТРИЕВНА

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАГИСТОРОВВЛАСЕНКО РАИСА ДМИТРИЕВНА

Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Структура и функции рыночного механизма
2. Микроэкономический анализ производственной

деятельности
3. Модели поведения фирмы в условиях различий отраслевых рыночных структур


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ1. Структура и функции рыночного механизма2. Микроэкономический анализ производственной деятельности3. Модели поведения фирмы в условиях различий

Слайд 3 «Научите попугая произносить слова «спрос» и «предложение» и перед

вами готовый экономист»
А. Маршал


Тема 1. Структура и функции рыночного механизма

«Научите попугая произносить слова «спрос» и «предложение» и перед вами готовый экономист» А. Маршал

Слайд 4План занятия по теме «Структура и функции рыночного механизма»
1.1. Принципы

функционирования конкурентных рынков
1.2 Спрос как основной элемент рыночного механизма и

характеристика поведения покупателя. Роль цены в изменении объёма спроса: закон спроса, ценовая эластичность спроса.
1.3 Неценовые факторы спроса, практическое значение неценовой эластичности спроса.
1.4. Факторы формирования индивидуального и рыночного предложения.
1.5. Рыночное равновесие и функции рынка
1.6. Цели и инструменты государственного регулирования условий рыночного равновесия
План занятия по теме «Структура и функции рыночного механизма»1.1. Принципы функционирования конкурентных рынков1.2 Спрос как основной элемент

Слайд 51.1. Принципы функционирования конкурентных рынков

1.1. Принципы функционирования конкурентных рынков

Слайд 6 Основные институты рыночной экономики
Частная собственность
Конкуренция
“Homo economicus”(экономический человек)

как модель поведения предпринимателя
Рыночный механизм регулирования хозяйственной деятельности

Основные институты рыночной экономики Частная собственностьКонкуренция “Homo economicus”(экономический человек) как модель поведения предпринимателяРыночный механизм регулирования хозяйственной

Слайд 7Роль частной собственности
является условием личной свободы и самостоятельности
служит основой повышения

уровня доходов и благосостояния собственника
ведет к принятию тщательно взвешенных решений,

стимулирует экономическую инициативу , ответственность и производительность
способствует сохранению и приумножению экономических ценностей

порождает угрозы достижения личной свободы за счёт ограничения свободы других
усиливает экономическую и социальную дифференциацию населения
в условиях взаимозависимости экономических агентов увеличивает степень риска в хозяйственной деятельности
создаёт предпосылки формирования класса рантье, живущего на доходы от наследства

Преимущества

Недостатки

Роль частной собственностиявляется условием личной свободы и самостоятельностислужит основой повышения уровня доходов и благосостояния собственникаведет к принятию

Слайд 8Распределение предприятий по формам собственности в России

Распределение предприятий по формам собственности в России

Слайд 9Конкуренция – это соперничество, борьба между субъектами рыночной экономики за

большую долю рынка, за лучшие условия сделки, за материальные, трудовые

и финансовые ресурсы.
Конкуренция – это соперничество, борьба между субъектами рыночной экономики за большую долю рынка, за лучшие условия сделки,

Слайд 10Виды конкуренции

Виды конкуренции

Слайд 11Преимущества
Недостатки
способствует эффективному распределению ограниченных производственных ресурсов
обеспечивает взаимодействие спроса и предложения,

формирование рыночных цен
стимулирует снижение издержек производства
вынуждает производителей постоянно следить за

изменением потребностей покупателей, изменяя ассортимент
обеспечивает суверенитет потребителя, гарантируя защиту от диктата производителей.

является одной из причин безработицы, концентрации производства и образования монополий
делает не доступными для покупателей с низкими доходами дорогие товары
создаёт предпосылки для снижения качества товара
порождает заинтересованность в агрессивных методах продвижения товара, сокрытии или распространении недостоверной информации, производитель готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической
порождает необходимость поиска и анализа информации о потенциальных поставщиках

Анализ роли конкуренции в рыночной экономике

ПреимуществаНедостаткиспособствует эффективному распределению ограниченных производственных ресурсовобеспечивает взаимодействие спроса и предложения, формирование рыночных ценстимулирует снижение издержек производствавынуждает производителей

Слайд 12Оценка бизнесом уровня конкуренции в РФ (2015 г.) По данным Аналитического

центра при правительстве

Оценка бизнесом уровня конкуренции в РФ (2015 г.) По данным Аналитического центра при правительстве

Слайд 13Идеология “Homo economicus”

Индивидуализм - ориентация индивидуума на собственные интересы, стремление

к личной выгоде.
Стратификация сохраняющееся во времени социальное неравенство, как основа

социальной структуры общества
Свобода - самостоятельность и независимость действий социальных субъектов от действий других лиц, невмешательство их в дела друг друга.
 

Идеология “Homo economicus” Индивидуализм - ориентация индивидуума на собственные интересы, стремление к личной выгоде.Стратификация сохраняющееся во времени

Слайд 15Принципы принятия управленческих решений в условиях рыночной экономики

Свобода выбора –

предприниматель свободен в выборе товара, технологии производства, поставщиков, условий контрактов,

выборе рыночных сегментов и цен реализации; при этом он вынужден учитывать правовые, этические и пр. неэкономические ограничения.
Конкуренция – соперничество с поставщиками, покупателями, прямыми конкурентами влияет на выбор сферы деятельности, на прогноз экономических и финансовых результатов.
Риск – вероятность не получить ожидаемый результат по причине возникновения непредвиденных обстоятельств учитывается при прогнозировании сроков реализации и результатов принятых решений.
Приоритет личного интереса учитывается при определении условий заключаемых контрактов на закупку и поставку товара, при разработке системы стимулирования труда сотрудников

Принципы принятия управленческих решений в условиях рыночной экономикиСвобода выбора – предприниматель свободен в выборе товара, технологии производства,

Слайд 161.2 Спрос как основной элемент рыночного механизма и характеристика поведения

покупателя

1.2 Спрос как основной элемент рыночного механизма и характеристика поведения покупателя

Слайд 17Основные понятия теории спроса
Объем спроса – это количество товара, которое

готовы приобрести покупатели при сложившемся уровне цен (измеряется в штуках,

тоннах, метрах и т.п)
Спрос – это зависимость, существующая между объемом спроса и влияющими на него факторами, представляет собой характеристику поведения покупателей на рынке (представляется в виде таблицы, математической функции и графика)
Индивидуальный спрос - это спрос определённого потребителя.
Рыночный спрос - сумма индивидуальных спросов на товар со стороны всех потенциальных потребителей

Основные понятия теории спросаОбъем спроса – это количество товара, которое готовы приобрести покупатели при сложившемся уровне цен

Слайд 18Представление спроса в виде таблицы

Представление спроса в виде таблицы

Слайд 19Определение закона спроса

Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой

(Р) и объемом спроса (Qd)
P QD или Р QD




Определение закона спроса  Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой (Р) и объемом спроса (Qd)

Слайд 20Обоснование закона спроса
Эффект дохода: повышение цены на товар снижает покупательную

способность дохода, снижение цены, наоборот, повышает её, при том же

уровне дохода покупатель может приобрести меньшее или большее количество товара
Эффект замещения: при повышении цены товара покупатель может найти замену подорожавшему товара и переключиться на покупку товара – заменителя.

Обоснование закона спроса Эффект дохода: повышение цены на товар снижает покупательную способность дохода, снижение цены, наоборот, повышает

Слайд 21Исключения из закона спроса
при дефиците товаров и ажиотажном спросе спрос

на товар растёт независимо от динамики цены
в отношении редких и

дорогостоящих товаров, приобретение которых является средством сбережения
для «товаров Гиффена», занимающих значительную долю в доходах малоимущих потребителей

Исключения из закона спросапри дефиците товаров и ажиотажном спросе спрос на товар растёт независимо от динамики ценыв

Слайд 22Графическое представление спроса

Р
Q
QD
QD

120
100
80
60
100
140

Графическое представление спроса          Р QQDQD1201008060100140

Слайд 23Определение эластичности спроса по цене

Эластичность спроса по цене характеризует степень

зависимости изменения объема спроса от изменения цены, показывает, на сколько

процентов изменится спрос при изменении цены на один процент.
Формула для расчета точечной эластичности

Еd= ΔQd%
ΔP%
Определение эластичности спроса по ценеЭластичность спроса по цене характеризует степень зависимости изменения объема спроса от изменения цены,

Слайд 24Дуговая эластичность спроса по цене
Дуговая эластичность показывает эластичность спроса по

цене на определённом отрезке функции спроса, при заданном диапазоне изменения

цены.
Процентные изменения объёма спроса и цены определяются не к их первоначальному значению, а к среднему.
Формула для расчёта коэффициента дуговой эластичности:

Дуговая эластичность спроса по ценеДуговая эластичность показывает эластичность спроса по цене на определённом отрезке функции спроса, при

Слайд 25Возможные значения коэффициента эластичности спроса по цене

Значение коэффициента эластичности спроса

по цене, как правило, будет отрицательным числом, для оценки и

сравнения эластичности спроса по цене принято использовать значение коэффициента по модулю, т.е. как положительное число.
Эластичный спрос , если |Еpd | > 1,чем больше по модулю коэффициент эластичности, тем эластичнее спрос.
Неэластичный спрос, если |Еpd| <1
Спрос единичной эластичности, если |Еpd| =1
Абсолютно эластичный спрос, если Еpd= ∞
Абсолютно неэластичный спрос, если Еpd=0

Возможные значения коэффициента эластичности спроса по ценеЗначение коэффициента эластичности спроса по цене, как правило, будет отрицательным числом,

Слайд 26ВИДЫ ГРАФИКА СПРОСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭЛАСТИЧНОСТИ ПО ЦЕНЕ
1. График

а) – более крутой, соответствует неэластичному спросу.
2. График б) более

пологий- соответствует эластичному спросу.
3. На графике в) представлены графики спроса единичной эластичности(D₁), абсолютно неэластичного спроса (D₀) и абсолютно эластичного спроса (D∞)
ВИДЫ ГРАФИКА СПРОСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭЛАСТИЧНОСТИ ПО ЦЕНЕ1. График а) – более крутой, соответствует неэластичному спросу.2.

Слайд 27Факторы ценовой эластичности спроса
чем больше заменителей имеет товар, тем более

эластичен спрос на него;
товары первой необходимости, практически не имеющие заменителей,

являются товарами неэластичного или абсолютно неэластичного спроса;
эластичность спроса на один и тот же товар выше при более высоких ценах и понижается при снижении цены;
чем большую долю в доходах потребителей составляют расходы на товар, тем более эластичен спрос на него;
при увеличении спроса эластичность его по цене падает;
эластичность товарной группы ниже, чем эластичность отдельного товара из этой группы.

Факторы ценовой эластичности спросачем больше заменителей имеет товар, тем более эластичен спрос на него;товары первой необходимости, практически

Слайд 28Изменение эластичности спроса на товар при изменении его цены
При линейной

функции спроса на товар эластичность выше при более высоких ценах

и снижается при снижении цены.
Изменение эластичности спроса на товар при изменении его ценыПри линейной функции спроса на товар эластичность выше при

Слайд 29Примеры ценовой эластичности спроса на рынках США

Примеры ценовой эластичности спроса на рынках США

Слайд 30Вопросы для обсуждения данных по ценовой эластичности
1. Назовите товар, обладающий

самой высокой эластичностью спроса по цене.
2. Почему такие товары, как

сырая нефть и электроэнергия имеют низкую эластичность спроса по цене?
3. Почему чувствительность потребителей к цене выше в долгосрочном периоде?
Вопросы для обсуждения данных по ценовой эластичности 1. Назовите товар, обладающий самой высокой эластичностью спроса по цене.2.

Слайд 31Показатели эластичности (по модулю)на товарную группу и товар, предлагаемый типичной

фирмой

Показатели эластичности (по модулю)на товарную группу и товар, предлагаемый типичной фирмой

Слайд 32Практическое значение определения эластичности спроса по цене
При выработке ценовой политики

фирмы: если спрос на товар эластичен, то выгодно работать от

оборота, снижая цену, это приведёт к увеличению выручки. При неэластичном спросе на товар выручка увеличивается при повышении цены.
При прогнозировании последствий изменения косвенных налогов (НДС, акцизы, налог с продаж, пошлины): при эластичном спросе на товар большая часть налогового бремени ложится на продавца товара, при неэластичном спросе основная часть налогового бремени ложится на покупателя товара.
При оценке фактической выручки от реализации: при линейной функции спроса выручка продавца будет максимальной при равенстве коэффициента эластичности спроса по цене единице по (модулю)

Практическое значение определения эластичности спроса по ценеПри выработке ценовой политики фирмы: если спрос на товар эластичен, то

Слайд 33Эластичность спроса по цене и выручка от реализации

Эластичность спроса по цене и выручка от реализации

Слайд 34Задача 1.4.1
Издательство обнаружило, что при исходной цене книги $12 оно

смогло продать 100 экз. в неделю, а после того как

цены поднялись до $16 - только 90 экз. Какова эластичность спроса по цене? Имеются ли у товара заменители? Правильно ли поступил продавец книги, повысив цену? Какую ценовую политику должна проводить фирма-продавец, чтобы увеличить выручку от реализации?
 

Задача 1.4.1Издательство обнаружило, что при исходной цене книги $12 оно смогло продать 100 экз. в неделю, а

Слайд 35Решение задачи 1.4.1
Еpd = ΔQd% : ΔP% - формула коэффициента

эластичности спроса по цене
1. Определим изменение объёма спроса в %:
ΔQd%=

(90 – 100):100 = - 0,1×100% = -10% - спрос сократился на 10%
2. Определим изменение цены товара в %:
ΔP% = (16-12):12 = 0,33×100% = 33% - рост цены составил 33%
3. Подставим в формулу коэффициента эластичности полученные данные:
Еpd = (-10%) : 33% = - 0, 3 – спрос неэластичен.
Заменителей у товара практически нет, т.к. покупатель не чувствителен к изменениям цены. – см. факторы эластичности.
Для увеличения выручки продавец будет повышать цену.- см. практическое значение эластичности.

Решение задачи 1.4.1 Еpd = ΔQd% : ΔP% - формула коэффициента эластичности спроса по цене1. Определим изменение

Слайд 36Задача 1.4.2
Коэффициент эластичности спроса по цене на сок «Добрый» равен

-3 при цене 40 рублей.
Как изменится спрос фирмы, если

рыночные цены повысятся на 10%?
Как изменится эластичность спроса по цене на данный товар, если производитель активизирует рекламную кампанию?

Задача 1.4.2Коэффициент эластичности спроса по цене на сок «Добрый» равен -3 при цене 40 рублей. Как изменится

Слайд 37Решение задачи 1.4.2

Еpd = ΔQd% : ΔP% - формула коэффициента

эластичности спроса по цене.
1. Подставим в формулу коэффициента эластичности спроса

по цене данные из условия задачи:
-3 = ΔQd% : 10% ,
2. Выразим и определим значение изменения объёма спроса:
ΔQd% = (-3)×10% = - 30%, спрос упадёт на 30%

Реклама повышает спрос, а при повышении спроса эластичность снижается – см. факторы ценовой эластичности.

Решение задачи 1.4.2Еpd = ΔQd% : ΔP% - формула коэффициента эластичности спроса по цене.1. Подставим в формулу

Слайд 381.3.Неценовые факторы спроса, практическое значение неценовой эластичности спроса

1.3.Неценовые факторы спроса, практическое значение неценовой эластичности спроса

Слайд 39Неценовые факторы спроса

А. Предпочтения потребителей
Б. Доходы покупателей
В.Цены на взаимозаменяемые и

взаимодополняющие товары
Г.Ожидания потребителей

Неценовые факторы спросаА. Предпочтения потребителейБ. Доходы покупателейВ.Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товарыГ.Ожидания потребителей

Слайд 40Сдвиг графика спроса под воздействием неценовых факторов


QD1

QD2

Р

Q

QD

QD

120

100

80

60

100

140

QD1

QD2

Сдвиг графика спроса под воздействием неценовых факторов

Слайд 41Понятие и механизм формирования предпочтений

Понятие и механизм формирования предпочтений

Слайд 42Модели потребительского поведения в зависимости от предпочтений
Эффект "бэндвэгон" (эффект присоединения)

- товар покупается не в силу необходимости, а в силу

желания не отстать от других, быть как все.
Эффект "сноба" выражает, наоборот, стремление отличаться от других, выделяться из "толпы.
Эффект Веблена свойственен показательному демонстративному потреблению.
Эффект "цена-качество", опирающийся на заключение о том, что более высокая цена всегда соответствует более высокому качеству.
Эффект "верность качеству", вызванный устойчивой предрасположенностью к определенной фирме или торговой марке.
Модели потребительского поведения в зависимости от предпочтенийЭффект

Слайд 45Влияние на спрос доходов потребителей
Изменение доходов потребителей оказывает неодинаковое влияние

на спрос на различные группы товаров:
Товары нормального качества характеризуются тем,

что изменение доходов потребителей вызывает аналогичное изменение спроса на эти товары, например, бытовая техника, туристические путёвки, овощи и фрукты.
Y   Qd  или Y   Qd 

Товары первой необходимости: при увеличении доходов потребительский спрос на данные товары увеличивается, но незначительно, затем становится стабильным, например, соль, хлеб, лекарства Y    Qd const

Товары низшего качества: увеличение дохода вызывает незначительное увеличение спроса, после чего спрос начинает сокращаться, например, картофель, пельмени
Y  Qd  Y   Qd 
Влияние на спрос доходов потребителейИзменение доходов потребителей оказывает неодинаковое влияние на спрос на различные группы товаров:Товары нормального

Слайд 46Изменение продаж некоторых товаров в 2009 г.

1. Назовите товары, спрос

на которые в кризис сократился существенно? Почему в эту группу

попал сахар?


2. Спрос на какие товары сократился незначительно? Почему?
3. Продажи каких товаров увеличились в кризис? Почему?

Изменение продаж некоторых товаров в 2009 г.1. Назовите товары, спрос на которые в кризис сократился существенно? Почему

Слайд 47Определение коэффициента эластичности спроса по доходу

Коэффициент эластичности спроса по доходу

показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении дохода на

один процент
Формула для расчета:
Еyd = ΔQd%
ΔY%
Определение коэффициента эластичности спроса по доходуКоэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос при

Слайд 48Возможные значения коэффициента эластичности спроса по доходу

Если Еyd > 0

– товар нормального качества
(жильё, мебель, бытовая техника и др.)


Если Еyd< 0 - товар низшего качества
(картофель, макароны, пельмени и др.)

Если 0< Еyd< 1 – товар первой необходимости (хлеб, молоко, соль и др.)
Возможные значения коэффициента эластичности спроса по доходуЕсли Еyd > 0 – товар нормального качества (жильё, мебель, бытовая

Слайд 49Примеры эластичности спроса по доходу на российском продовольственном рынке
1.На основе

приведённых данных назовите товары нормального, низшего качества и товары первой

необходимости.
2. Спрос на какие товары существенно не изменится при снижении доходов потребителей?


Товар Коэффициент
эластичности
Хлеб, хлебопродукты 0,278
Мясо, мясопродукты 1,934
Рыба, рыбопродукты 0,496
Масло растительное - 0,642
Сахар 0,651
Кондитерские изделия 2,625
Картофель 0,258
Водка и ЛВИ 6,512

Примеры эластичности спроса по доходу на российском продовольственном рынке1.На основе приведённых данных назовите товары нормального, низшего качества

Слайд 50Практическое значение определения эластичности спроса по доходу
При прогнозировании изменения спроса

на товар под воздействием таких макроэкономических факторов, как циклические колебания

экономики, инфляция, курс валюты, изменение налогообложения и др.
При формировании ассортиментной матрицы с учётом текущей экономической ситуации приоритет следует отдавать товарам определённого экономического качества.
При определении направлений инвестирования учитываются перспективы изменения спроса на товары, производимые предприятием или отраслью, в которые планируется вкладывать финансовые ресурсы.

Практическое значение определения эластичности спроса по доходуПри прогнозировании изменения спроса на товар под воздействием таких макроэкономических факторов,

Слайд 51Влияние на спрос изменения цен на взаимосвязанные товары
Взаимозаменяемые товары удовлетворяют

аналогичные потребности и потому являются конкурентами для основного товара, например,

чай - кофе, апельсины - мандарины, личный и общественный транспорт.
При повышении цены на один из них спрос на него падает, но увеличивается спрос на другой, и наоборот.
Рc   Qd  или Рc   Qd 
Взаимодополняющие товары - это совместно потребляемые товары, и спрос на один из них обусловлен спросом на другой, например, автомобили - бензин, компьютеры - расходные материалы.
При изменении цены одного из них спрос на другой изменяется в противоположном направлении.
Рк   Qd  или Рк   Qd 

Влияние на спрос изменения цен на взаимосвязанные товарыВзаимозаменяемые товары удовлетворяют аналогичные потребности и потому являются конкурентами для

Слайд 52Пример ценообразования на линейку товаров: Бритва Gillette с двумя сменными кассетами

стоит 280 руб., а две кассеты отдельно 110 руб.

Пример ценообразования на линейку товаров: Бритва Gillette с двумя сменными кассетами стоит 280 руб., а две кассеты

Слайд 53Определение коэффициента перекрёстной эластичности спроса

Коэффициент перекрестной эластичности показывает на

сколько процентов изменится спрос на товар А, если цена товара

В изменилась на один процент.
Формула для расчета:
Ed=ΔQdB%
ΔPA%

Определение коэффициента перекрёстной эластичности спроса Коэффициент перекрестной эластичности показывает на сколько процентов изменится спрос на товар А,

Слайд 54Возможные значения коэффициента перекрёстной эластичности спроса

если Ехd > 0, то

товары А и В являются субститутами, т.е. взаимозаменяющими друг друга;

если

Ехd < 0, то товары А и В – взаимодополняющие;

если Ехd = 0, то товары А и В являются независимыми, конкуренция между ними не возможна.

Возможные значения коэффициента перекрёстной эластичности спросаесли Ехd > 0, то товары А и В являются субститутами, т.е.

Слайд 55Перекрёстная эластичность спроса на американском рынке

Перекрёстная эластичность спроса на американском рынке

Слайд 56Вопрос для обсуждения кейса Кейс «Повторит ли британская Rexam

успех американской DuPont?»
Каким должен быть коэффициент перекрёстной эластичности между банками,

пластиковыми и стеклянными бутылками, а также пивом в разной таре, чтобы снять претензии антимонопольной службы к компании Rexam ?

Вопрос для обсуждения кейса Кейс  «Повторит ли британская Rexam успех американской DuPont?» Каким должен быть коэффициент

Слайд 57Практическую значимость имеют коэффициенты эластичности спроса по расходам на рекламу,

по площади прилавков, витрин и другим количественно измеримым факторам, влияющим

на спрос
Практическую значимость имеют коэффициенты эластичности спроса по расходам на рекламу, по площади прилавков, витрин и другим количественно

Слайд 58Условие задачи 1.4.3
Эластичность спроса на спортивные тренажёры, продаваемые фирмой, равна:

- 1,4 по цене и 3,5 по доходу.
Как изменится

объём продаж, если при прочих равных условиях доходы потенциальных покупателей возрастут на 10%, а цены на тренажёры фирма увеличит на 3%.
Правильно ли поступила фирма, приняв решение о повышении цены?
Условие задачи 1.4.3Эластичность спроса на спортивные тренажёры, продаваемые фирмой, равна: - 1,4 по цене и 3,5 по

Слайд 59Решение задачи 1.4.3
Объём продаж изменится в результате одновременного действия двух

факторов:
- изменения цен и изменения доходов.
1.Сначала определим изменение спроса под

воздействием изменения цены:
Еpd = ΔQd% : ΔP%, - 1.4 = ΔQd% : 3%, ΔQd% = 3%×(-1.4) = - 4,2% - из-за повышения цены спрос на тренажёры сократится на 4,2%.
2. Определим изменение спроса на тренажёры в результате изменения доходов покупателей:
Еyd = ΔQd%: ΔY% , 3,5 = ΔQd%: 10%, ΔQd% = 3,5 ×10% = 35% - из-за повышения доходов спрос на тренажёры повысится на 35%
3. Теперь определим общий результат: сложим предполагаемые изменения:
(-4,2%) + 35% = 30,8%
В результате совместного действия двух факторов спрос повысится на 30,8%.
 

Решение задачи 1.4.3Объём продаж изменится в результате одновременного действия двух факторов:- изменения цен и изменения доходов.1.Сначала определим

Слайд 60Показатели эластичности спроса на электроэнергию в России в программе прогнозирования

спроса на электроэнергию до 2010 г.: - для страны в целом; -

для населения; - для региона (следующие три слайда)
Показатели эластичности спроса на электроэнергию в России в программе прогнозирования спроса на электроэнергию до 2010 г.: -

Слайд 63Оценка эластичности спроса на электроэнергию по регионам

Оценка эластичности спроса на электроэнергию по регионам

Слайд 64Ожидания потребителей являются мощным фактором спроса на любые товары

Ожидания потребителей являются мощным фактором спроса на любые товары

Слайд 65Индекс потребительской уверенности в России и некоторых странах ЕС

Индекс потребительской уверенности в России и некоторых странах ЕС

Слайд 66Вопросы к кейсу «Спрос на детские игрушки в условиях кризиса»

1. Почему спрос на игрушки в нашей стране ниже, чем

в среднем в мире?
2. Почему в структуре спроса на игрушки преобладает доля кукол?
3. Какой из факторов рыночного спроса влияет на рост продаж конструкторов?
4. Почему в условиях кризиса покупатели игрушек отдают предпочтения лицензионным товарам?
5. Как используется воздействие рынков взаимодополняющих товаров на спрос на игрушки?
6.К какому фактору рыночного спроса следует отнести развитие сервиса по прокату игрушек?
7. Что даёт основания продавцам завышать цены на детские игрушки?
8. На чём основаны оптимистические прогнозы развития рынка детских товаров в целом и рынка игрушек в частности?
Вопросы к кейсу «Спрос на детские игрушки в условиях кризиса» 1. Почему спрос на игрушки в нашей

Слайд 67Особенности спроса на услуги
Услуга не имеет материальной формы существования, поэтому

потребитель не может создать запас услуг, он регулярно испытывает потребность

в ней.
 
Услуга неотделима от человека, который её оказывает, поэтому коммуникабельность, профессионализм сотрудника становятся фактором спроса, в отличие от продукта, производителя которого покупатель не видит и не знает.
 
Услуга существует только в момент её оказания, поэтому для потребителя приобретают особую важность такие факторы как место её оказания и технологии.

Особенности спроса на услугиУслуга не имеет материальной формы существования, поэтому потребитель не может создать запас услуг, он

Слайд 71Представление спроса в виде таблицы

Представление спроса в виде таблицы

Слайд 72Аналитическое представление спроса

Общий вид линейной функции спроса:QD=k×p + b,
где

«k» и «b» - параметры линейной функции.
Определив параметры линейной функции

получаем:
QD = 300 – 2p,
где Q – объём спроса, Р – цена реализации товара

Количество переменных в функции может быть любым, соответствующим количеству известных факторов спроса.

Аналитическое представление спросаОбщий вид линейной функции спроса:QD=k×p + b, где «k» и «b» - параметры линейной функции.Определив

Слайд 73Примеры функций спроса от нескольких переменных
Функция спроса на автомобили в

США:
ΔR = a0 + a1 Δ Y + a2 Δ

P/ M + a3 Δ S + a4 Δ X, где
R – розничные продажи автомобилей, Y – реальный располагаемый доход
P – розничная цена нового автомобиля, M – средние сроки кредита
S – имеющийся запас автомобилей, X – фиктивная переменная
Функция ежедневного спроса на газ американской компании Colambia Gas of Ohio: Qd = (1+G) (a+b1 T+ b2 P + b3 W), где
G - темп роста экономики, T – прогнозируемая температура
P – температура предыдущего дня, W – прогнозируемая скорость ветра
Функция спроса на электроэнергию в Великобритании:
Qd = 2000 – 500P + 0,4 Y + 200 Pg, где
Р – тариф на электроэнергию, Y - потребительские доходы, Pg – тариф на газ
Функция спроса на баранину в Великобритании:
Qd = 170,2 – 0,197PL – 0,069 PB + 0,28PP – 0,0094Y, где
PL - цена на баранину, PB – цена на говядину, PP – цена на свинину, Y – доходы покупателей

Примеры функций спроса от нескольких переменныхФункция спроса на автомобили в США:ΔR = a0 + a1 Δ Y

Слайд 74 Использование функции спроса для прогнозирования параметров реализации товара
 
1.

Определение потенциального спроса при заданной цене: предложим, имея функцию спроса


QD = 300 – 2p, предприниматель планирует установить цену 110, чтобы определить, каким будет объём
спроса при этой цене, он должен подставить выбранную цену в функцию спроса: QD = 300 – 2×110= 80
– это и будет прогнозируемая величина спроса,
2. Определение необходимой цены для реализации заданного объёма продукции: если возникает необходимость продать определённое количество товара, то нужно определить, по какой цене можно продать заданный объём товара. Для ответа на этот вопрос необходимо в уравнение спроса подставить вместо QD это количество товара, например, 80 единиц товара: 80 = 300 – 2Р, решая это простое уравнение, получаем, что цена(Р) будет равна 110.
3. Определение цены, при которой спроса на товар не будет, т.е. объём спроса будет равен 0. Для заданной функции спроса это будет цена, равная 150 – данную цену следует рассматривать, как предельную. 
 4. Определение объёма спроса, который зависит от неценовых факторов, т.е. р=0. Для рассматриваемой функции объём спроса, зависящий от неценовых факторов равен 300.
 5. Определение степени зависимости изменения объёма спроса от изменения цены, которую показывает коэффициент «к»
K= ΔQD : Δp. Для полученной функции спроса коэффициент «к» равен (-2), это значит, что при изменении цены на одну денежную единицу (1 руб.), объём спроса изменится на 2 ед., но в противоположном направлении.
 
 

Использование функции спроса для прогнозирования параметров реализации товара

Слайд 751.4. Факторы формирования индивидуального и рыночного предложения

1.4. Факторы формирования индивидуального и рыночного предложения

Слайд 76Основные понятия теории предложения
 
Объем предложения - это количество товара, которое

готовы реализовать продавцы при определенном уровне цен. 
Предложение товаров характеризует поведение

продавцов, выражая зависимость между количеством товаров, которое они готовы продать при различных уровнях рыночных цен. 
Индивидуальное предложение - это предложение одного из продавцов.
Рыночное предложение - это сумма индивидуальных предложений всех продавцов. 
Закон предложения выражает прямую зависимость между рыночной ценой и объёмом предложения.
 

Основные понятия теории предложения Объем предложения - это количество товара, которое готовы реализовать продавцы при определенном уровне цен. Предложение

Слайд 77Закон предложения
Закон предложения выражает прямую зависимость между рыночной ценой и

объёмом предложения

Закон предложения не действует в следующих случаях:
при повышении

цены товара продавцы могут сокращать предложение, чтобы добиться еще большего роста цен
предложение сезонных товаров будет увеличиваться, даже при снижении цен
 

Закон предложенияЗакон предложения выражает прямую зависимость между рыночной ценой и объёмом предложения Закон предложения не действует в

Слайд 78График предложения






S

Р

Q

120

100

80

100

140

S

График предложения

Слайд 79Неценовые факторы предложения
Цены на производственные ресурсы
Налоги на бизнес

Технологии производства
Количество производителей и продавцов товара
Ожидания продавцов относительно

изменения спроса и уровня цен
Неценовые факторы предложения Цены на производственные ресурсы Налоги на бизнес Технологии производства Количество производителей и продавцов товара

Слайд 81Факторы ценовой эластичности предложения
Как правило, эластичность предложения по цене ниже

в краткосрочном периоде и выше в долгосрочном периоде, т.к. продавцу

сложнее быстро отреагировать на изменение цены;
Эластичность предложения по цене для скоропортящихся товаров ниже, чем для товаров длительного хранения, запасы которых можно хранить на складе
Технически и технологически сложные товары имеют меньшую эластичность предложения по цене, чем простые для производства товары
При наличии резерва производственных мощностей эластичность предложения по цене выше, т.к. производитель может увеличить выпуск товара при повышении его рыночной цены
 

Факторы ценовой эластичности предложения Как правило, эластичность предложения по цене ниже в краткосрочном периоде и выше в

Слайд 82Эластичность предложения труда от заработной платы членов семьи

Эластичность предложения труда от заработной платы членов семьи

Слайд 861.5. Рыночное равновесие и функции рынка

1.5. Рыночное равновесие и функции рынка

Слайд 87Определение рыночного равновесия
Рыночное равновесие – это такое состояние рынка ,

при котором спрос равен предложению, цена спроса равна цене предложения.

Все покупатели, кто готов купить товар, смогут это сделать, все продавцы, кого устраивает рыночная цена, продадут товар.

На графике точка равновесия является точкой пересечения графиков спроса и предложения

Условиями рыночного равновесия являются цена (Ре) и равновесный объём реализации(Qе).

Определение рыночного равновесияРыночное равновесие – это такое состояние рынка , при котором спрос равен предложению, цена спроса

Слайд 88Паутинообразная модель механизма установления рыночного равновесия
Если фактическая цена на

товар будет меньше равновесной(Р0

на рынке возникнет дефицит товаров, появятся очереди, что создаст условия для повышения цены товара
Если фактическая цена будет выше равновесной(Р₁> РЕ ), то предложение превысит спрос, возникнут проблемы сбыта товара, что возможно преодолеть понижением цены.
Поиски цены равновесия будут происходить до тех пор, пока цена не придёт в точку равновесия.

Паутинообразная модель механизма установления рыночного равновесия Если фактическая цена на товар будет меньше равновесной(Р0 РЕ ), то

Слайд 89а) Соответствует модели устойчивого равновесия: при отклонении рынка от условий

равновесия они восстанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения. Условием

устойчивости равновесия являются высокая ценовая эластичность предложения и низкая ценовая эластичность спроса.
б) Соответствует ситуации неустойчивого равновесия: при отклонении рынка от условий равновесия их восстановление не произойдёт. Условием неустойчивости равновесия являются низкая ценовая эластичность предложения и высокая ценовая эластичность спроса.
в) Соответствует ситуации отсутствия возможности установления равновесия на рынке при равной ценовой эластичности спроса и предложения

Оценка устойчивости рыночного равновесия

а) Соответствует модели устойчивого равновесия: при отклонении рынка от условий равновесия они восстанавливаются в результате взаимодействия спроса

Слайд 90Выигрыши продавцов и покупателей

Выигрыши продавцов и покупателей

Слайд 91Графическое представление выигрышей продавцов и покупателей

Графическое представление выигрышей продавцов и покупателей

Слайд 92Формулы для расчёта выигрышей продавцов и покупателей
Выигрыш всех покупателей

в условиях равновесия равен площади треугольника и определяется по формуле:





где

Qe –равновесный объём реализации;
Pe - цена равновесия;
Рmax – максимальная цена спроса (из таблицы)
Выигрыш покупателей – это тот доход, который продавец мог бы получить при более гибком ценообразовании.


Выигрыш покупателя

Выигрыш продавца

где Qe –равновесный объём реализации;
Pe - цена равновесия;
Рmin – минимальная цена предложения

Выигрыш продавцов получают те из них, кто эффективно работает, снижает издержки и готов был продать товар дешевле, чем рыночная цена.

Формулы для расчёта выигрышей продавцов и покупателей Выигрыш всех покупателей в условиях равновесия равен площади треугольника и

Слайд 93Влияние изменений спроса и предложения на условия равновесия 1
а) увеличение

предложения приводит к увеличению равновесного объёма реализации и снижению цены

товара;
б) сокращение спроса приводит к снижению равновесного объёма и рыночной цены товара
Влияние изменений спроса и предложения на условия равновесия 1а) увеличение предложения приводит к увеличению равновесного объёма реализации

Слайд 94Влияние изменений спроса и предложения на условия равновесия 2
в) сокращение

предложения приводит к снижению равновесного объёма и повышению рыночной цены

товара;
г) увеличение спроса приводит к увеличению равновесного объёма и рыночной цены товара
Влияние изменений спроса и предложения на условия равновесия 2в) сокращение предложения приводит к снижению равновесного объёма и

Слайд 96Содержание функций рынка
Интегрирующая – рынок приводит в соответствие спрос

и предложение, устраняя дефициты и затоваривания;
Регулирующая – рынок регулирует распределение

производственных ресурсов( труда, капитала, финансов), направляя их в те отрасли и компании, которые могут использовать их максимально эффективно.
Стимулирующая – реализация товара, получение прибыли зависит от соответствия предлагаемых благ потребностям людей, от уровня затрат на их производство и реализацию, поэтому продавцы заинтересованы в удовлетворении потребностей покупателей, в создании новых товаров, совершенствовании технологий, снижении затрат и т.п.
Ценообразующая – рыночная цена формируется в условиях конкуренции, отражает соотношение спроса и предложения, т.е. конъюнктуру рынка.
Контролирующая - необходимость контролировать ассортимент и объём предложения, издержки обусловлены стремлением предпринимателя продать товар и получить прибыль.
Информационная- рынок дает участникам через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг.
Посредническая – рынок является местом, где встречаются продавцы и покупатели, чтобы продать или купить товар
Санирующая – рынок приводит к банкротству не конкурентоспособных участников
Содержание функций рынка Интегрирующая – рынок приводит в соответствие спрос и предложение, устраняя дефициты и затоваривания;Регулирующая –

Слайд 97Фиаско рынка

Фиаско рынка

Слайд 981.6. Цели и инструменты государственного регулирования условий рыночного равновесия

1.6. Цели и инструменты государственного регулирования условий рыночного равновесия

Слайд 99Методы государственного регулирования рыночных цен

Централизованное установление цен
Замораживание цен
Определение квот на

производство и поставку товара
Установление предельно допустимого уровня цен
Регулирование уровня рентабельности
Использование

механизма косвенного налогообложения
Введение субсидий
Методы государственного регулирования рыночных ценЦентрализованное установление ценЗамораживание ценОпределение квот на производство и поставку товараУстановление предельно допустимого уровня

Слайд 100Последствия государственного регулирования цен
Ι. Устанавливая максимально допустимую цену реализации товара(цену

потолка), которая ниже цены равновесия, государство стремится обеспечить доступность товара

для большинства покупателей. В результате, на рынке образуется дефицит товара.
ΙΙ. Устанавливая минимально возможную цену реализации товара(цену пола), которая выше цены равновесия, государство стремится обеспечить прибыль производителям товара. В результате, на рынке образуется перепроизводство.
ΙΙΙ. Стимулирование объёма производства товара сверх равновесного приводит к тому, что цена предложения выше цены спроса – возникает проблема сбыта.
ΙV. Ограничение объёма производства товара ниже равновесного приводит к тому, что цена предложения становится ниже цены спроса – возникает дефицит товара
Последствия государственного регулирования ценΙ. Устанавливая максимально допустимую цену реализации товара(цену потолка), которая ниже цены равновесия, государство стремится

Слайд 101Виды налогов и их влияние на функции спроса и предложения

Виды налогов и их влияние на функции спроса и предложения

Слайд 102Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями, если потоварный налог

платит покупатель
Потоварный налог на покупателя влияет на функцию спроса:

= k(P+T) + b, что приводит к сдвигу графика спроса вниз и влево – спрос уменьшается.
Равновесная цена снижается с Р₁ до Р¯, равновесный объём продаж сокращается с Q₁ до Q₂
Налоговое бремя продавцов:(Р₁ –Р¯) – разница между первоначальной ценой равновесия (Р1) и новой ценой равновесия (Р¯).
Покупатель с новой цены равновесия платит налог Т, для него цена товара становится равной Р⁺ = Р¯+Т
Налоговое бремя покупателей:(Р⁺- Р₁) – разница между новой ценой равновесия с налогом и исходной ценой равновесия
Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями, если потоварный налог платит покупатель Потоварный налог на покупателя влияет

Слайд 103Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями, если потоварный налог

платит продавец
Потоварный налог на продавца влияет на функцию предложения:
S²=k(P-T)+b, что

приводит к сдвигу графика предложения вверх и влево – предложение сокращается.
Равновесная цена увеличивается с Р₁ до Р⁺, равновесный объём продаж сокращается с Q₁ до Q₂.
Продавец платит налог Т с каждой единицы товара, для него цена реализации становится равной Р¯= Р⁺+Т
Налоговое бремя продавцов:(Р₁ – Р¯) – разница между первоначальной равновесной ценой и новой ценой равновесия.
Налоговое бремя покупателей:(Р⁺-Р₁) – разница между новой ценой равновесия с налогом и исходной ценой равновесия

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями, если потоварный налог платит продавецПотоварный налог на продавца влияет на

Слайд 104Зависимость распределения налогового бремени от эластичности спроса и предложения
а) Спрос

менее эластичный(более крутой график), чем предложение(более пологий график).
При введении

потоварного налога Т на продавца предложение снижается с S1 до S2. Равновесная цена снижается с Р₁ до Р¯, равновесный объём продаж сокращается с Q₁ до Q₂
Налоговое бремя продавцов: (Р₁ –Р¯) – разница между исходной ценой и новой ценой равновесия.
Налоговое бремя покупателей:(Р⁺- Р₁) – разница между новой ценой равновесия с налогом и исходной ценой равновесия.
Налоговое бремя на покупателя больше, чем на продавца, т.к. покупатель слабо реагирует на изменение цены.

Зависимость распределения налогового бремени от эластичности спроса и предложенияа) Спрос менее эластичный(более крутой график), чем предложение(более пологий

Слайд 105Зависимость распределения налогового бремени от эластичности спроса и предложения
б) Спрос

более эластичный(более пологий график), чем предложение(более крутой график).
При введении потоварного

налога Т на продавца предложение снижается с S1 до S2.
Равновесная цена снижается с Р₁ до Р¯, равновесный объём продаж сокращается с Q₁ до Q₂
Налоговое бремя продавцов: (Р₁ –Р¯) – разница между исходной ценой и новой ценой равновесия.
Налоговое бремя покупателей:(Р⁺- Р₁) – разница между новой ценой равновесия с налогом и исходной ценой равновесия.
Налоговое бремя на покупателя меньше, чем на продавца, т.к. покупатель чувствителен к измененю цены.


Зависимость распределения налогового бремени от эластичности спроса и предложенияб) Спрос более эластичный(более пологий график), чем предложение(более крутой

Слайд 106Влияние дотаций производителям на условия рыночного равновесия
Дотации производителям изменяют

функцию предложения: S²=k(P+d)+b.
Предложение товара увеличивается с S1 до S2.
Равновесная цена

снижается с Р₁ до Р¯ , равновесный объём реализации увеличивается с Q₁ до Q₂.
Распределение выгоды от дотации между продавцом и покупателем:
Выгода продавца – это разница между первоначальной ценой равновесия (Р1) и новой ценой равновесия с дотацией (Р⁺).
Выгода покупателя – это разница между прежней (Р1) и новой ценой равновесия (Р¯)
Влияние дотаций производителям на условия рыночного равновесия Дотации производителям изменяют функцию предложения: S²=k(P+d)+b.Предложение товара увеличивается с S1

Слайд 107Условие задачи 1.5.1.

 
А.Определите линейную функцию спроса.

Б. Определите условия рыночного

равновесия.
В.Определите состояние рынка, если цена товара равна 60.
Г. Определите объём реализации товара, если цена товара будет равна 60.
Д. Определите выигрыши продавцов и покупателей.
Е. Определите эластичность спроса и предложения по цене в точке равновесия.
Ж. Определите, при какой цене и объёме реализации выручка продавца будет максимальной. Рассчитайте максимально возможную выручку.
З. Определите изменения условий равновесия и выигрышей продавцов и покупателей, если в результате успешной рекламной кампании спрос увеличился на 10%.
И. Определите изменение условий равновесия, если прогнозируется увеличение доходов покупателей на 15%, эластичность спроса по доходу равна 2.
К.Определите изменение условий равновесия, выручки продавцов и доходов государственного бюджета, если будет установлен налог с продаж в размере 20% от цены товара.
Л. Определите изменение условий равновесия, выручки продавцов и доходов государственного бюджета, если будет введён акциз в размере 20% от цены товара, который платит продавец
М. Определите изменение условий равновесия, выручки продавцов и расходов государственного бюджета, если будет введена дотация покупателям в размере 20% от цены товара.
Н. Определите изменение условий равновесия, выручки продавцов и расходов государственного бюджета, если будет введена дотация продавцам в размере 20% от цены товара.

Условие задачи 1.5.1. А.Определите линейную функцию спроса.           Б.

Слайд 108Условие задачи 1.5.2
Функция предложения товара имеет вид: Qs =2р -

50. Спрос представлен следующей функцией: QD = 150 – 3P

А.

Определите условия равновесия.
Б.Определите состояние рынка, если цена товара равна 35.
В. Определите объём реализации товара, если цена товара будет равна 30.
Г. Определите выигрыши продавцов и покупателей.
Д. Определите эластичность спроса и предложения по цене в точке равновесия.
Е. Определите при какой цене и объёме реализации выручка продавца будет максимальной. Рассчитайте максимально возможную выручку.
Ж. Как изменятся условия равновесия и выигрыши продавцов и покупателей, если в результате сезонного фактора спрос сократился на 20%?
З. Как изменятся условия равновесия, если конкуренты повысили цену на аналогичный товар на 5%, а коэффициент перекрёстной эластичности равен4?
И.Определите изменение условий равновесия, выручки продавцов и доходов государственного бюджета, если будет установлен налог с продаж в размере 10% от цены товара.
К. Определите изменение условий равновесия, выручки продавцов и доходов государственного бюджета, если будет введён акциз в размере 10% от цены товара, который платит продавец
Л. Определите изменение условий равновесия, выручки продавцов и расходов государственного бюджета, если будет введена дотация покупателям в размере 10% от цены товара.
М. Определите изменение условий равновесия, выручки продавцов и расходов государственного бюджета, если будет введена дотация продавцам в размере 10% от цены товара

Условие задачи 1.5.2Функция предложения товара имеет вид: Qs =2р - 50. Спрос представлен следующей функцией: QD =

Слайд 109Тема3. Микроэкономический анализ производственной деятельности фирмы

Тема3. Микроэкономический анализ производственной деятельности фирмы

Слайд 110План занятия по теме «Микроэкономический анализ производственной деятельности фирмы»
3.1. Содержание

процесса производства. Виды производственных функций и экономический смысл их параметров.
3.2.

Анализ показателей результатов производственной деятельности на основе функции Кобба-Дугласа для краткосрочного периода.
3.3. Определения оптимальных комбинаций факторов производства в долгосрочном периоде. Эффекты масштаба производства.
3.4. Экономический подход к определению издержек, учёт неявных издержек.
3.5. Соотношение постоянных и переменных издержек, операционный рычаг и определение стратегии сбыта.
3.6. Сравнительная динамика средних и предельных издержек, определение минимально эффективного объёма выпуска.

План занятия по теме «Микроэкономический анализ производственной деятельности фирмы»3.1. Содержание процесса производства. Виды производственных функций и экономический

Слайд 1113.1. Содержание процесса производства. Виды производственных функций и экономический смысл

их параметров

3.1. Содержание процесса производства. Виды производственных функций и экономический смысл их параметров

Слайд 112Производство – это процесс создания материальных благ и услуг на

основе использования факторов производства
Факторы производства:
Труд(L) – личный фактор(количество людей,

отработанных часов)
Капитал(K) – вещественный фактор (машины, станки, сырьё, материалы)
Земля(N) – природный фактор (земля, вода),
Предпринимательские способности(способность человека брать риск и нести ответственность)
Организация – распределение работников по видам деятельности
Технология – определённые комбинации факторов производства
Информация – данные о технологиях, рынках, товарах.

Производство – это процесс создания материальных благ и услуг на основе использования факторов производства Факторы производства:Труд(L) –

Слайд 113Факторы производства фермерского хозяйства с.10

Фермер, имея участок земли площадью 2 га, выращивает рожь и

картофель. Часть выращенного урожая он продаёт, другую
использует на корм скоту и оставляет на семена.
В хозяйстве фермеру помогает его семья: жена, сын и дочь. Сын
работает на тракторе, принадлежащем семье. Дочь с
удовольствием помогает матери ухаживать за домашними
животными и, получив соответствующее образование,
занимается бухгалтерией семейного предприятия.
Залогом успешной работы хозяйства является строгое
соблюдение сроков полевых работ, забота об условиях
содержания и кормах для животных, а также использование
новейших методов ведения сельского хозяйства, о которых глава семьи
узнаёт из специальной литературы.
Факторы производства фермерского хозяйства с.10      Фермер, имея участок земли площадью 2 га,

Слайд 114Ответы на вопросы к кейсу

Ответы на вопросы к кейсу

Слайд 115Понятие производственной функции
Производственная функция – это зависимость объёма производства от

количества и качества используемых факторов производства:
Q = f (X1, X2,X3……Xn),

где
Q – максимально возможный объём выпуска при заданной комбинации факторов производства;
X1, X2,X3……Xn – объёмы используемых факторов производства (труда, капитала и т.п.)

Понятие производственной функцииПроизводственная функция – это зависимость объёма производства от количества и качества используемых факторов производства:Q =

Слайд 116Виды производственной функции

Виды производственной функции

Слайд 117Сравнительный анализ свойств производственных функций

Сравнительный анализ свойств производственных функций

Слайд 118Свойства производственной функции Кобба-Дугласа

Свойства производственной функции Кобба-Дугласа

Слайд 119Эффект масштаба производства
Эффект масштаба – это соотношение увеличения количества производственных

ресурсов и количества готовой продукции
Положительный эффект масштаба наблюдается, если

при увеличении количества факторов производства, например, в 2 раза, выпуск увеличивается больше, чем в 2 раза
Отрицательный эффект масштаба наблюдается если при увеличении количества факторов производства, например, в 2 раза, выпуск увеличивается меньше, чем в 2 раза
Если увеличение выпуска составило 2 раза, значит, имеет место постоянный эффект масштаба.
Сумма α и β показывает эффект масштаба производства: если сумма больше единицы, то наблюдается положительный эффект масштаба производства, при равенстве суммы единице – эффект масштаба постоянный, при значении меньше нуля – эффект масштаба производства отрицательный.

Эффект масштаба производстваЭффект масштаба – это соотношение увеличения количества производственных ресурсов и количества готовой продукции Положительный эффект

Слайд 121Показатели деятельности фирмы в микроэкономике
Общий(ТР), средний(АР) и предельный продукт(МР)

Общие(ТС),

средние(АС), предельные(МС), постоянные(FC) и переменные издержки(VC)

Совокупный(ТR), средний(AR) и предельный

доход(MR)
Показатели деятельности фирмы в микроэкономике Общий(ТР), средний(АР) и предельный продукт(МР)Общие(ТС), средние(АС), предельные(МС), постоянные(FC) и переменные издержки(VC) Совокупный(ТR),

Слайд 122Формулы для определения показателей результата экономической деятельности фирмы

Формулы для определения показателей результата экономической деятельности фирмы

Слайд 123Периоды анализа динамики показателей деятельности фирмы
Краткосрочный период времени характеризуется

тем, что в нём переменным является только один фактор производства

– Труд, фактор Капитал остаётся неизменным.
Долгосрочный период времени имеет длительность, достаточную для того, чтобы изменить фактор капитал.
Продолжительность каждого из периодов зависит от особенностей отрасли экономической деятельности.

Периоды анализа динамики показателей деятельности фирмы Краткосрочный период времени характеризуется тем, что в нём переменным является только

Слайд 124Закон убывающей предельной отдачи (закон убывающей предельной производительности)
В краткосрочном периоде

при последовательном увеличении одного из факторов производства происходит убывание предельного

продукта этого фактора вследствие ограниченного количества другого фактора производства, который не может быть изменён в краткосрочном периоде..
Закон убывающей предельной отдачи  (закон убывающей предельной производительности)В краткосрочном периоде при последовательном увеличении одного из факторов

Слайд 125Динамика показателей результатов выпуска

Динамика показателей результатов выпуска

Слайд 126Признаки стадий развития производства

Признаки стадий развития производства

Слайд 127Условие задачи 2.3.1. стр.11

Условие задачи 2.3.1. стр.11

Слайд 128Эластичность объёма выпуска по фактору труд
Эластичность выпуска по труду (labor

elasticity of product, ) — показывает изменение выпуска (общего продукта)

в % при изменении количества труда на 1%.



Эластичность объёма выпуска по фактору трудЭластичность выпуска по труду (labor elasticity of product, ) — показывает изменение

Слайд 129Решение задачи 2.3.1. стр.11

Решение задачи 2.3.1. стр.11

Слайд 130Вопросы к задаче 2.3.1
1).Сравните численности персонала, при которых фирма будет

иметь максимальный совокупный выпуск, максимальную среднюю производительность труда и максимальный

предельный продукт? Максимум какого показателя достигается при наименьшей численности персонала?
2). Чему равен предельный продукт труда при численности персонала, макимизирующей совокупный выпуск?
3). Чему равен предельный продукт при численности персонала, максимизирующей производительность труда?
4). Как соотносятся средний и предельный продукт при изменении численности персонала от 0 до 5 ?
5). При какой численности персонала начал действовать закон убывающей отдачи?
6). Выделите интервалы изменения численности персонала, при которых эластичность выпуска по фактору труд положительна, равна единице, отрицательна, равна нулю.
7). Какую численность персонала следует выбрать фирме?

Вопросы к задаче 2.3.11).Сравните численности персонала, при которых фирма будет иметь максимальный совокупный выпуск, максимальную среднюю производительность

Слайд 131Ответы на вопросы к задаче 2.3.1.
1).Максимальный совокупный выпуск фирма будет

иметь при численности персонала 8.
Максимальная среднюю производительность труда достигается при

численности персонала 5,5.
Максимальный предельный продукт достигается при численности персонала 4.
Максимум предельного продукта труда достигается при наименьшей численности персонала?
2). Максимальный совокупный выпуск достигается при численности персонала 8, при этой численности персонала предельный продукт труда равен 0.
3). Максимум производительности труда достигается при численности персонала 5,5, при данной численности предельный продукт труда равен максимуму производительности труда.
4). При изменении численности персонала от 0 до 5 чел предельный продукт труда больше среднего продукта или средней производительности труда.
5). Закон убывающей отдачи начал действовать с численности персонала, равной 4.
6). Эластичность выпуска по фактору труд положительна при численности персонала от 1 до 7, равна единице при численности персонала, равной 5,5 (максимум производительности труда), отрицательна при максимальной численности, равной 9, равна нулю при численности персонала 8 (максимизирующей выпуск).
7). Фирме следует нанять 8 единиц персонала, т.к. при этой численности достигается максимальный выпуск.
Ответы на вопросы к задаче 2.3.1.1).Максимальный совокупный выпуск фирма будет иметь при численности персонала 8.Максимальная среднюю производительность

Слайд 132Условие задачи 2.3.3 стр.12

Условие задачи 2.3.3 стр.12

Слайд 133Выбор оптимальных комбинаций факторов производства в долгосрочном периоде

Выбор оптимальных комбинаций факторов производства в долгосрочном периоде

Слайд 134Задача 2.4.1 стр. 12
Производственная функция фирмы описывается уравнением Кобба –

Дугласа:
Q=K0.4 L0.5. Бюджетное ограничение фирмы равно 108 долларов при

цене капитала Pk = 3 и цене труда PL= 4. Определить:
1) Какое количество труда и капитала наймет фирма, чтобы максимизировать объем производства;
2) С каким масштабом производства столкнулась фирма при производстве товара?
3) На сколько процентов изменится выпуск фирмы, если она наймет дополнительно 10 единиц труда?
4) Как изменится выпуск, если количество капитала сократится на 5 единиц?
Задача 2.4.1 стр. 12Производственная функция фирмы описывается уравнением Кобба – Дугласа: Q=K0.4 L0.5. Бюджетное ограничение фирмы равно

Слайд 135Решение задачи 2.4.1 стр. 12
1)При выборе комбинации факторов производства фирма

стремится максимизировать выпуск, но вынуждена учитывать бюджет, т.е. финансовые ограничения.

Комбинация факторов производства считается рациональной, если отношение предельных продуктов факторов к их ценам будут равны между собой по всем факторам производства, т.е. будет выполняться следующее равенство:


Кроме того, фирма может потратить на приобретение факторов производства ограниченную сумму. Запишем эти два условия для задачи:
0,4L0,5/3K0,6 = 0,5K0,4/ 4L0,5
1,6K=1,5L, L = 1,6K/1,5
108=3K+4L, L=(108-3K)/4. Приравняем оба полученные выражения:
L=1,6K/1,5 = (108-3K)/4. Решаем уравнение и получаем: К=16, L= 15.
2) Фирма столкнулась с отрицательным эффектом масштаба производства, т.к. сумма показателей степени у капитала и труда меньше единицы.
3) Если фирма дополнительно наймёт 10 чел., численность её персонала увеличится:
ΔL = 10/15=0,7×100%=70%. Прирост выпуска определяем на основе коэффициента:
α = ΔQ%/ΔL%, отсюда ΔQ%=α×ΔL%=0,5×70%=35% - такой прирост выпуска фирма получит, если наймёт дополнительно 10 рабочих.





Решение задачи 2.4.1 стр. 121)При выборе комбинации факторов производства фирма стремится максимизировать выпуск, но вынуждена учитывать бюджет,

Слайд 136Задача 2.4.2, стр.13
Производственная функция фирмы Q = 10 K0.7 L0.1.

Фирма может затратить на покупку факторов производства 4000 денежных единиц

(B=4000) при цене капитала, равной 28 (Pk=28 ) и цене труда PL= 10. Определить:
1) с каким масштабом производства столкнулась фирма при производстве товара?
2) какое количество труда и капитала позволяет фирме выпускать наибольшее количество продукции?
3) на сколько процентов изменится выпуск фирмы, если она наймет дополнительно 10 единиц труда ( )?
4) как изменится выпуск, если количество капитала сократится на 25 единиц ( )?
Задача 2.4.2, стр.13Производственная функция фирмы Q = 10 K0.7 L0.1. Фирма может затратить на покупку факторов производства

Слайд 137Экономические и бухгалтерские издержки

Экономические и бухгалтерские издержки

Слайд 138Задача 2.5.1 стр. 13
Пекарь Иванов организует кондитерский цех. Он арендует

помещение за 12 тыс. ден. ед. в год, приглашает кондитера,

заработная плата которого составляет 24 тыс. ден. ед. в год, и покупает сырья на 40 тыс. ден. ед. в год. Закупки сырья производятся за счёт собственных сбережений предпринимателя. Стоимость необходимого производственного оборудования составляет 80 тыс. ден. ед. , оборудование приобретено в кредит, процент по кредиту 20% годовых. Годовая амортизация оборудования составляет 10 тыс. ден. ед. Проценты по банковским депозитам 10% годовых.
До этого Иванов, работая на хлебозаводе, получал заработную плату 30 тыс. ден. ед. в год. В первый год работы цеха выручка достигла 144 тыс. ден. ед.

Задача 2.5.1 стр. 13Пекарь Иванов организует кондитерский цех. Он арендует помещение за 12 тыс. ден. ед. в

Слайд 139Классификация бухгалтерских издержек

Материальные затраты – стоимость сырья и материалов
Затраты на

оплату труда
Отчисления на социальные нужды
Амортизация – часть стоимости основных

фондов, которая включается в издержки текущего периода = Стоимость основного капитала/ Срок службы
Прочие затраты – проценты по кредиту, расходы на рекламу и т.п.
Классификация бухгалтерских издержекМатериальные затраты – стоимость сырья и материаловЗатраты на оплату трудаОтчисления на социальные нужды Амортизация –

Слайд 140Решение задачи 2.5.1 стр. 13
1).Определим годовые бухгалтерские издержки кондитерского цеха:

БИ= Амортизация оборудования + Арендная плата за помещение + Затраты

на сырьё + Заработная плата наёмного работника + Проценты по кредиту = 10+12+40+24+80×0,2= 102.
2) Определим бухгалтерскую прибыль -= Выручка – Бухгалтерские издержки = 144-102=42
3) Определим экономические издержки = Бухгалтерские издержки + Неявные издержки = 102+ Заработная плата Иванова + Проценты по вкладу на ту сумму, которую он затратил на сырьё = 102+ 30 + 40×0,1=136
4) Экономическая прибыль = 144 – 136 =8 – положительная экономическая прибыль свидетельствует, что проект выгодный.


Решение задачи 2.5.1 стр. 131).Определим годовые бухгалтерские издержки кондитерского цеха: БИ= Амортизация оборудования + Арендная плата за

Слайд 142Постоянные издержки
Постоянные издержки (FC) не зависят от объёма производства продукта

или количества оказанных услуг
Примеры:- амортизация основных фондов,

- зарплата АУП,
- расходы на рекламу,
- проценты по кредиту и др.
Средние постоянные издержки (AFC) – постоянные издержки в расчёте на единицу произведённого результата

Постоянные издержкиПостоянные издержки (FC) не зависят от объёма производства продукта или количества оказанных услугПримеры:- амортизация основных фондов,

Слайд 143Переменные издержки
Переменные издержки (VC) – это затраты, величина которых

меняется при изменении объёма производства
Примеры: - сдельная заработная плата;
- стоимость

сырья, материалов, комплектующих;
- транспортные расходы;
силовая электроэнергия.
Средние переменные издержки (AVC) – это переменные издержки в расчёте на единицу произведённого результата

Переменные издержки Переменные издержки (VC) – это затраты, величина которых меняется при изменении объёма производстваПримеры: - сдельная

Слайд 144Совокупные издержки

Совокупные издержки- общие затраты на весь объём выпуска
TC=FC+VC

Средние совокупные

издержки (ATC)-общие затраты на единицу выпуска
ATC=TC/Q=FC/Q + VC/Q=AFC+AVC

Совокупные издержкиСовокупные издержки- общие затраты на весь объём выпускаTC=FC+VCСредние совокупные издержки (ATC)-общие затраты на единицу выпускаATC=TC/Q=FC/Q +

Слайд 145Сравнительная динамика, постоянных (FC), переменных(VC) и совокупных(TC) издержек
1. График постоянных

издержек представляет собой горизонтальную линию, т.к. при относительно любых объёмах

выпуска их величина остаётся неизменной, даже при нулевом выпуске.
2. График переменных издержек имеет сложную динамику: при небольших объёмах выпуска переменные издержки растут пропорционально объёму выпуска, затем их относительный прирост меньше, чем прирост объёма выпуска, затем, при значительных объёмах выпуска, прирост переменных издержек больше, чем прирост выпуска, т.к. начинает действовать закон убывающей отдачи.
3. График совокупных издержек по форме повторяет график переменных издержек, но начинается на уровне постоянных издержек.
Сравнительная динамика, постоянных (FC), переменных(VC) и совокупных(TC) издержек1. График постоянных издержек представляет собой горизонтальную линию, т.к. при

Слайд 146Предельные издержки

Предельные издержки (MC) – это прирост совокупных издержек при

увеличении объёма производства на 1 единицу
Формула для расчёта:
MC = ΔTC

/ ΔQ или МС =Δ VC : ΔQ, т.е. предельные издержки являются производной функции совокупных издержек по Q.

Предельные издержкиПредельные издержки (MC) – это прирост совокупных издержек при увеличении объёма производства на 1 единицуФормула для

Слайд 147Сравнительная динамика, средних постоянных (АFC), средних переменных(АVC), средних совокупных(АTC) и

предельных(МС) издержек
1.График AFC – демонстрирует снижение средних постоянных издержек при

увеличении объёма выпуска, но он не пересекает оси координат, т.к. эти издержки не могут быть равны нулю.
2. График AVC демонстрирует снижение средних переменных издержек при небольших объёмах выпуска, пока MCAVC/
3. MC – увеличиваются при увеличении выпуска, практически, сразу – действует закон убывающей отдачи.
4. График МС пересекает графики средних издержек в точке их минимума.

Сравнительная динамика, средних постоянных (АFC), средних переменных(АVC), средних совокупных(АTC) и предельных(МС) издержек1.График AFC – демонстрирует снижение средних

Слайд 148Задача 2.5.2, стр.13

Задача 2.5.2, стр.13

Слайд 149Решение задачи 2.5.2, стр.13

Решение задачи 2.5.2, стр.13

Слайд 150Задача 2.5.3, стр.13

Задача 2.5.3, стр.13

Слайд 151Практическое значение деления затрат на постоянные и переменные
Расчёт показателя

маржинальной прибыли (валовой прибыли, величины покрытия)

Маржинальная прибыль =
=(выручка от

реализации) – (переменные издержки) = (постоянные издержки) + (прибыль)

Формула для расчёта: Mi = TR – VC = FC + Pf

Маржинальная прибыль на единицу результата:
mi = Mi/Q = (TR – VC)/Q = P – AVC = AFC + Pf
Практическое значение деления затрат на постоянные и переменные Расчёт показателя маржинальной прибыли (валовой прибыли, величины покрытия)Маржинальная прибыль

Слайд 152Определение точки безубыточности
Точка безубыточности (ВЕР- break-even-point) - это минимальное

количество продукции, которое необходимо произвести и продать, чтобы покрыть все

затраты(TC)
Формулы для расчёта в натуральных единицах и в денежном выражении:


Определение точки безубыточности Точка безубыточности (ВЕР- break-even-point) - это минимальное количество продукции, которое необходимо произвести и продать,

Слайд 153Рычаг надёжности

Рычаг надёжности (финансовой безопасности)показывает, на сколько процентов фактический

объём производства и реализации больше безубыточного, или,на сколько процентов максимально

можно сократить объём реализации, чтобы фирма не стала убыточной.

Формула для расчёта:
Ls = ((Qфакт - ВЕР)/(Qфакт))*100%


Рычаг надёжности Рычаг надёжности (финансовой безопасности)показывает, на сколько процентов фактический объём производства и реализации больше безубыточного, или,на

Слайд 154Операционный рычаг (натуральный)
Натуральный операционный рычаг показывает степень зависимости прибыли

фирмы от объёма реализации, т.е. от рынка. Чем выше операционный

рычаг, тем рискованнее бизнес, но при увеличении объёма реализации прибыль будет расти быстрее
Формула для расчёта :






Эффект операционного рычага показывает изменение прибыли в процентах при изменении выручки от реализации в процентах.


Операционный рычаг (натуральный) Натуральный операционный рычаг показывает степень зависимости прибыли фирмы от объёма реализации, т.е. от рынка.

Слайд 155Операционный рычаг (ценовой)
Ценовой операционный рычаг (Рц) вычисляется по формуле:
Рц =

В/П, где, В - выручка от продаж; П - прибыль от продаж. 
Ценовой

операционный рычаг характеризует коммерческий риск. 
Операционный рычаг (ценовой)Ценовой операционный рычаг (Рц) вычисляется по формуле:Рц = В/П, где, В - выручка от продаж;

Слайд 156Виды прибыли в российском бухгалтерском учёте

Валовая прибыль = Выручка от

продажи – Себестоимость

Прибыль от продаж = Валовая прибыль – Коммерческие

и управленческие расходы

Прибыль до налогообложения = Прибыль от продаж + Сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов

Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения – Налог на прибыль
Виды прибыли в российском бухгалтерском учётеВаловая прибыль = Выручка от продажи – СебестоимостьПрибыль от продаж = Валовая

Слайд 157Распределение чистой прибыли
1.Выплата дивидендов собственникам фирмы
2. Нераспределённая прибыль – источник

собственного капитала:
- инвестиции;
- социальный

пакет для сотрудников;
- погашение кредита.
Распределение чистой прибыли1.Выплата дивидендов собственникам фирмы2. Нераспределённая прибыль – источник собственного капитала:   - инвестиции;

Слайд 158Показатели рентабельности

Показатели рентабельности

Слайд 159Задача

Задача

Слайд 160Рассчитать показатели рентабельности

Рассчитать показатели рентабельности

Слайд 161Задача 2.6.1, стр.14
Фирма работает на рынке совершенной конкуренции. Рыночная цена

товара равна 100. Переменные издержки на весь объём выпуска равны

200, средние переменные издержки – 25. Постоянные издержки составляют 400, предельные издержки – 80.
Определить:
1) Объём производства
2) Выручку от реализации товара
3) Прибыль или убытки фирмы
4) Маржинальный доход совокупный и на единицу товара
5) Точку безубыточности
6) Рычаг финансовой безопасности
7) Операционный рычаг
8) Рентабельность продаж
9) Рентабельность производства
Какие решения на основе имеющихся данных следует принять менеджерам фирмы:
Прекратить деятельность
Продолжить деятельность
Увеличить объём производства
Сократить объём производства
Не менять объём производства
Задача 2.6.1, стр.14Фирма работает на рынке совершенной конкуренции. Рыночная цена товара равна 100. Переменные издержки на весь

Слайд 162Решение задачи 2.6.1, стр.14
1) Объём производства = VC/AVC= 200/25=8
2)

Выручка от реализации товара = P×Q = 100×8=800
TC = FC+VC=200+400=600
3)

Прибыль или убытки фирмы = TR-TC = 800-600=200
4)Маржинальный доход совокупный и на единицу товара: MI = TR-VC= 800-200=600
mi = p-AVC=100-25=75
5)Точка безубыточности = FC/mi=400/75 = 5,3
6)Рычаг финансовой безопасности = (8-5,3)/8=0,34×100%=34%
7)Операционный рычаг= MI/Pf=600/200=3
8)Рентабельность продаж= Pf/TR=200/800=0,25×100%=25%
9) Рентабельность производства (операционной деятельности)=Pf/TC=200/600=0,333×100%=33,3%
Какие решения на основе имеющихся данных следует принять менеджерам фирмы:
Продолжить деятельность, т.к. фирма имеет прибыль и резервы её увеличения
Увеличить объём производства, т.к. МС<Р
Решение задачи 2.6.1, стр.141) Объём производства = VC/AVC= 200/25=8 2) Выручка от реализации товара = P×Q =

Слайд 163Задача 2.6.2, стр.14
Фирма работает на рынке совершенной конкуренции. Рыночная цена

товара равна 20, а объём производства и реализации товара –

40. Средние переменные издержки – 5, средние постоянные издержки составляют 10, предельные издержки – 18. Определить:
1) Выручку от реализации товара
2)Прибыль или убытки фирмы
3) Маржинальный доход совокупный и на единицу товара
4)Точку безубыточности
5) Рычаг финансовой безопасности
6)Операционный рычаг
7)Рентабельность продаж
8)Рентабельность производства(операционную рентабельность)
Какие решения на основе имеющихся данных следует принять менеджерам фирмы:
Прекратить деятельность
Продолжить деятельность
Увеличить объём производства
Сократить объём производства
Не менять объём производства

Задача 2.6.2, стр.14Фирма работает на рынке совершенной конкуренции. Рыночная цена товара равна 20, а объём производства и

Слайд 164Тема 3. «Модели поведения фирмы в условиях различий отраслевых рыночных

структур»

Тема 3. «Модели поведения фирмы в условиях различий отраслевых рыночных структур»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика