Разделы презентаций


ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Содержание

История – те изменения, которые переживало и переживает человечество с момента своего возникновения.Философия истории изучает общие закономерности и принципы исторического (общественного) развития.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
ФГБОУ ВО БГМУ Министерства здравоохранения РФ
Кафедра философии
Автор: доцент

кафедры философии
Зубаирова-Валеева А.С.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИФГБОУ ВО БГМУ Министерства здравоохранения РФКафедра философии Автор: доцент кафедры философии Зубаирова-Валеева А.С.

Слайд 2История – те изменения, которые переживало и переживает человечество с

момента своего возникновения.
Философия истории изучает общие закономерности и принципы исторического

(общественного) развития.
История – те изменения, которые переживало и переживает человечество с момента своего возникновения.Философия истории изучает общие закономерности

Слайд 3Критерии общественного (исторического) прогресса:
Количество и качество произведенных материальных и духовных

благ и соответствие их потребностям людей;
Уровень развития производительных сил и

соотношение их с производственными отношениями (степень конфликта);
Уровень научно-технического прогресса;
Наличие или отсутствие негативных последствий (глобальных, локальных);
Критерии общественного (исторического) прогресса:Количество и качество произведенных материальных и духовных благ и соответствие их потребностям людей;Уровень развития

Слайд 4Качество политико-правовой системы, уровень обеспеченности прав и свобод;
Уровень демократизма и

гуманизма (человек – главная ценность);
Развитие духовной сферы общества;
Уровень социальной защиты

граждан, гарантий получения образования, достойной работы и т.п.
Средняя продолжительность жизни (главный индикатор!).
Качество политико-правовой системы, уровень обеспеченности прав и свобод;Уровень демократизма и гуманизма (человек – главная ценность);Развитие духовной сферы

Слайд 5Концепции развития истории:
Циклическое развитие (представления древних цивилизаций)
Линейное развитие – история

имеет начало и конец, определенную направленность (христианская концепция истории, концепции

Гегеля, Маркса, позитивистская –О.Конт и др.)
Многолинейное развитие (концепции локальных цивилизаций, концепция «осевого времени» К.Ясперса)
Концепции развития истории:Циклическое развитие (представления древних цивилизаций)Линейное развитие – история имеет начало и конец, определенную направленность (христианская

Слайд 61) Циклические концепции истории
Наиболее распространены были в цивилизациях Древнего мира

и сохранились в представлениях таких религий, как индуизм и буддизм.
Индуизм:

существует 4 эпохи (юги) – Сатья, Трета, Двапара и Кали-юга, которые отличаются по степени нравственной чистоты и продолжительности жизни, после чего цикл повторяется. Вся вселенная также воссоздается и разрушается в соответствии с великими космическими циклами.
1) Циклические концепции историиНаиболее распространены были в цивилизациях Древнего мира и сохранились в представлениях таких религий, как

Слайд 72) Линейные концепции истории
Признают наличие у истории внутренней логики, направленности

и конечной цели развития.
Христианство: история человечества – движение от сотворения

Богом и грехопадения до Судного дня (второго пришествия Христа), от «Града земного» к «Граду небесному» (Царству Бога).

2) Линейные концепции историиПризнают наличие у истории внутренней логики, направленности и конечной цели развития.Христианство: история человечества –

Слайд 8Ж. Кондорсе: история – движение общества ко всё более совершенному

состоянию благодаря развитию человеческого разума, прорывам в познании.
Гегель: история –

процесс обретения человечеством всё большей разумности и свободы.

Ж. Кондорсе: история – движение общества ко всё более совершенному состоянию благодаря развитию человеческого разума, прорывам в

Слайд 94. Формационный подход К. Маркса:
Вся история рассматривается как закономерный

процесс смены общественно-экономических формаций.
Каждая формация является более совершенным типом

организации общества.
Типы формаций:
Первобытнообщинная;
Рабовладельческая;
Феодальная;
Капиталистическая;
Коммунистическая (социалистическая).
4. Формационный подход К. Маркса: Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая формация является

Слайд 105. Позитивистский подход
Автор – О. Конт и др..
В измененном,

доработанном виде (Э. Тоффлер, Д. Белл) имеет широкое распространение, особенно

в западных странах.
Элвин Тоффлер (1928-2016гг.):
концепция «Третьей волны».
Общество в своем развитии проходит ряд стадий («волн»):
5. Позитивистский подходАвтор – О. Конт и др.. В измененном, доработанном виде (Э. Тоффлер, Д. Белл) имеет

Слайд 11Традиционное общество (аграрный способ производства, феодальные отношения, авторитарное правление, традиционализм,

консерватизм в мышлении и поведении, главный регулятор – власть). Длилась

тысячелетия;
Индустриальное общество (промышленный способ производства, демократия, капитализм, главный регулятор – богатство (деньги). Длилась менее 300 лет.

Традиционное общество (аграрный способ производства, феодальные отношения, авторитарное правление, традиционализм, консерватизм в мышлении и поведении, главный регулятор

Слайд 12Постиндустриальное общество (= третья, информационно-компьютерная волна), современное общество.
Главная ценность и

регулятор – знания;
В экономике сфера услуг преобладает над производством

товаров;
У власти – элита специалистов.
Высокая социальная мобильность.
Базой для деления общества на слои (страты) становится не собственность, а профессиональные различия, уровень образования.
Постиндустриальное общество (= третья, информационно-компьютерная волна), современное общество.Главная ценность и регулятор – знания; В экономике сфера услуг

Слайд 13Разрушаются старые общественные отношения (в т.ч. семейные);
Падение роли бюрократии и

государственной власти;
Рост электронных коммуникаций
Интеграция человечества в единое целое
Рождение особой ответственности,

понимания угроз миру, безопасности, экологии.
Разрушаются старые общественные отношения (в т.ч. семейные);Падение роли бюрократии и государственной власти;Рост электронных коммуникацийИнтеграция человечества в единое

Слайд 143) Многолинейные концепции развития истории
История развития общества многовариантна, не существует

единой схемы и цели общественного развития.

Примеры:
концепции локальных

цивилизаций (Шпенглер, Тойнби, Данилевский), концепция этногенеза Л. Гумилёва,
концепция «осевого времени» К. Ясперса.
3) Многолинейные концепции развития историиИстория развития общества многовариантна, не существует единой схемы и цели общественного развития.Примеры:

Слайд 15Концепции локальных цивилизаций (культур)
Авторы – Шпенглер, Тойнби, Данилевский и др..
Главная

идея: единой истории человечества не существует. Это совокупность историй отдельных,

локально существующих цивилизаций (культур), каждая из которых проходит собственные стадии эволюции от возникновения, через расцвет – к закату и умиранию.
Концепции локальных цивилизаций (культур)Авторы – Шпенглер, Тойнби, Данилевский и др..Главная идея: единой истории человечества не существует. Это

Слайд 16Не западные цивилизации – не хуже и не лучше западной,

они просто ДРУГИЕ. С ними необходимо устанавливать диалог, а не

подгонять под западные мерки.
Не западные цивилизации – не хуже и не лучше западной, они просто ДРУГИЕ. С ними необходимо устанавливать

Слайд 17Н. Данилевский (1822 - 1885)
Русский философ, социолог, предшественник концепций локальных

цивилизаций XX века.
Главный труд – «Россия и Европа».
«Культурно-исторический тип» -

система культуры народа или близких по духу и языку народов.
Выделял ряд К.-И. типов: египетский, китайский, Вавилонский, греческий, Еврейский, славянский и т.д.

Н. Данилевский (1822 - 1885)Русский философ, социолог, предшественник концепций локальных цивилизаций XX века.Главный труд – «Россия и

Слайд 18Некоторые закончили свое существование, другие – вступили в одну из

фаз своего развития.
Фазы развития К.-И. типов:
Бессознательная
П-д становления (государства, социальных институтов)
П-д

расцвета
П-д упадка («апатии») и умирания.

Славянский КИТ, по Данилевскому, находится в стадии формирования.
Некоторые закончили свое существование, другие – вступили в одну из фаз своего развития.Фазы развития К.-И. типов:БессознательнаяП-д становления

Слайд 19Освальд Шпенглер (1880-1936)
Немецкий социальный философ, автор труда «Закат Европы».
Выделял восемь

Великих культур (Египетская, Вавилонская, Индийская, Китайская, Мексиканская, Античная, Арабская, Европейская

(фаустовская)).
Освальд Шпенглер (1880-1936)Немецкий социальный философ, автор труда «Закат Европы».Выделял восемь Великих культур (Египетская, Вавилонская, Индийская, Китайская, Мексиканская,

Слайд 20Каждая культура проходит этап зарождения, расцвета и упадка (стадию «цивилизации»

- когда духовный импульс исчезает и идет только развитие техники

и организационных образований), после чего возвращается к стадии крестьянства, земледелия.
Период жизни каждой культуры приблизительно 1000 лет.
Каждая культура проходит этап зарождения, расцвета и упадка (стадию «цивилизации» - когда духовный импульс исчезает и идет

Слайд 21Признаки стадии «цивилизации» (упадка культуры) по Шпенглеру:
Массовая урбанизация населения

(отток в большие города)
Главной ценностью становятся деньги, имущество.
Бурное

развитие техники
Резкое падение рождаемости

Европейская культура близится к своему закату. Русская (русско-сибирская, девятая) культура находится в процессе своего зарождения.
Признаки стадии «цивилизации» (упадка культуры) по Шпенглеру: Массовая урбанизация населения (отток в большие города) Главной ценностью становятся

Слайд 22Арнольд Тойнби (1889-1975)
Английский историк и социолог, автор многотомного труда «Исследование

истории».
Концепция локальных цивилизаций:
Выделял Шумерскую, Вавилонскую, Эллинскую (Греческую), Китайскую, Индийскую, Исламскую,

Христианскую и др. локальные цивилизации (более 30 шт.).
Арнольд Тойнби (1889-1975)Английский историк и социолог, автор многотомного труда «Исследование истории».Концепция локальных цивилизаций:Выделял Шумерскую, Вавилонскую, Эллинскую (Греческую),

Слайд 23М/у некоторыми цивилизациями – отцовско-сыновьи связи (Пример: Др.Греческая – Православно-христианская

русская и т.д.).
Все цивилизации влияют друг на друга
Гибель цивилизации

происходит тогда, когда утрачивается её культурно-творческое ядро и она становится неспособна ответить на очередной вызов современности.
М/у некоторыми цивилизациями – отцовско-сыновьи связи (Пример: Др.Греческая – Православно-христианская русская и т.д.). Все цивилизации влияют друг

Слайд 24К. Ясперс: «Осевое время»
К. Ясперс (1883-1969) – немецкий философ-экзистенциалист,

психиатр.
Во 8 – 2 вв. до н.э. («осевое время»)в истории

человечества произошел резкий интеллектуальный всплеск.
Именно в это время в Китае, Индии, Иране и Греции появились великие мыслители и идеи, заложившие фундамент и общие ценности современной цивилизации.
Благодаря этому возможно взаимопонимание м/у людьми, их объединение вне зависимости от их исторических, социальных, культурных корней.
К. Ясперс: «Осевое время» К. Ясперс (1883-1969) – немецкий философ-экзистенциалист, психиатр.Во 8 – 2 вв. до н.э.

Слайд 25Народы, не воспринявшие идей «осевого времени», остались как бы на

задворках цивилизации. Они очень медленно развиваются или деградируют

этом смысле развитие общества многолинейно, а история – своего рода пульсация).
Современная научно-техническая эпоха, возможно, приведет к новому осевому времени.
Народы, не воспринявшие идей «осевого времени», остались как бы на задворках цивилизации. Они очень медленно развиваются или

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика