Слайд 1Факторы развития когнитивных способностей
в процессе обучения
доцент кафедры гуманитарных
и
социально-экономических дисциплин
Пермской государственной
фармацевтической академии
к.ф.н. Вотинцева Наталья Николаевна
Слайд 2Когнитивные способности – это свойства, присущие всем людям как биологическому
виду, например, способность к овладению родным языком, и как свойства,
варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к другим, например, вербальная (словесная) или мыслительная способность.
Слайд 3ЭЛЕМЕНТЫ МЫШЛЕНИЯ
наглядно-действенное
наглядно-образное
словесно-логическое
Слайд 4«…высшей степенью абстрагирования выступает символизация, которая и должна рассматриваться в
качестве главной отличительной черты словесно-логического мышления».
Савенков А.И. Педагогическая психология.
2014
Слайд 5ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
процесс обучения студентов вуза
2) в рамках изучения «философии»
3) методика игровой формы «АРГУМЕНТАРИУМ»
Слайд 6…мы играем, следовательно, мы суть нечто
большее, нежели всего только разумные
существа…
Хейзинга Й. «Homo Ludens»
Слайд 7Способность
к определению значения слов
продуцировать слова в соответствии с их
буквенным составом (скорость)
строить рассуждения от предпосылок к точным выводам (дедукция)
выводить
правила на основе конкретных наборов слов и их связей (индукция)
к пониманию речи и оперированию вербальными отношениями (коммуникация)
Слайд 8Методика игры:
игра представляет собой «игру в карты», на картах
указаны понятия и категории (80)
тема задаётся на усмотрение ведущего
количество карт,
оставшихся «на руках» зависит от умения аргументации
побеждает игрок с наименьшим количеством карт
простота ведения – «следующая игра за победителем»
Слайд 9Цель:
формирует и совершенствует умение аргументации
выявляет слабые и сильные стороны умения
аргументации
формирует гибкость мышления
учит слышать и слушать собеседников - уважительно относиться
к позиции оппонента (диалог, полилог)
стимулирует пополнять и обновлять знания в смежных областях, обращаясь к словарям различных дисциплин
позволяет углубиться в философские вопросы, не выходя за рамки игры, т.е. теоретически-абстрактно
расширяет кругозор, углубляет мировоззрение, учит «заглядывать» в суть вещей
Слайд 10Наш опыт
2012 - старт
2 сентября 2014 – предложение (фильм+игра) ПИЭФ
22
октября 2014 – первая игра «Матрица»
24 марта 2015 – «Информационные
технологии в менеджменте»
22 апреля 2015 – ONLINE ИГРА НИУ «БелГУ»
18 июня 2015 – методика для ФЭК
24 июня 2015 – акт внедрения (ПИ ФСИН)
24 сентября 2015 – в рамках СНО ПИЭФ
с 2016 – студенческие игры ПГФА + «предложения»…
19 сентября 2019 – ПГНИУ (СИЯЛ), Кафедра англ. языка и межкультурной коммуникации «лингводидактические ресурсы игры»
https://vk.com/natalivotintseva
https://vk.com/argumentarium.perm
Слайд 13От руководителя (отзывы + наблюдения)
относительно «развлекательный характер»
привлекает заинтересованную аудиторию
«пролонгированная
включённость»
тренировка ума
умение слушать и слышать
разнообразие и вариативность
понимания
высокий уровень требовательности
работа над уровнем культуры
перспектива научной деятельности
Слайд 14«ТВОРЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА» «УМСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ»
соотнесение «текстов» с культурно-историческими факторами
их возникновения;
анализ жизненной позиции автора текста;
объективирование исторического опыта, прожитого и
принятого интерпретатором (участником игры) как своего собственного, что выражается в понимании;
понимание «текста» как показатель общефилософского отношения к бытию.
Благодаря этим методам происходит интериоризаця опыта при формировании и поддержании именно внутренней мотивации.
Мухачева О.М. Герменевтический аспект «АРГУМЕНТАРИУМА»
// Вестник ПГФА, №23, 2019. С.280-281.
Слайд 15
«АРГУМЕНТАРИУМ» как личностно-ориентированная форма обучения»
личность является активным субъектом познания задаваемых
извне образцов, чьи познавательные способности развиваются посредством учебной деятельности, в
которую она вовлечена;
личность является активным субъектом творения предметного мира, умственной активности, стремления самостоятельно добывать новые знания;
личность как субъект саморазвития, самосозидания, самосовершенствования, способная осуществлять свободный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Павлова Д.А., Представления студента-провизора об интеллектуальной азартной игре
«АРГУМЕНТАРИУМ» как личностно-ориентированной форме обучения: анализ случая.
Доклад на конференции «Актуальные вопросы современной фармацевтической науки». ПГФА, 24.04.2019. (статья готовиться к печати).
Никодимова Е.А. Методика выбора и оценки сравнительной эффективности личностно-ориентированных технологий обучения: Научно-методическое пособие. – Вологда, 2004. – 56 с.
Слайд 16Транссемиотические и транслингвистические компетенции
- выход в иные, чем язык,
пространства деятельности…
«Базовым понятием для рассмотрения транслингвистических компетенций является семиотическая
деятельность профессиональной личности, выражающаяся в процессах образования и развития языковых знаков».
Мишланова Л.М., Алексеева Л.М.
Понятие транссемиотических компетенций
Евразийский гуманитарный журнал. – Пермь: Изд-во: Пермский гос. нац. исслед. ун-т», 2017. № 2. С. 83-88.
Слайд 17УМ – СОЗНАНИЕ - РЕЧЬ
«живое мышление»
«пролонгированная включеннсть»
«устойчивая позитивная зависимость»
презентация
данной формы и методики как игры всегда срабатывает в сознании
участников как что-то развлекательное, весёлое и лёгкое.
Вотинцева Н.Н., Хорошева Е.И.
Интеллектуальная игра как фактор развития когнитивных способностей в процессе обучения.
Евразийский гуманитарный журнал. – Пермь: Изд-во: Пермский гос. нац. исслед. ун-т», 2019. № (в печати)