Разделы презентаций


Теории и аспекты литературного канона

Главные вопросы (и в теории и в истории)Почему в списке классики/каноне именно такие тексты?Кто это решает?Справедливо ли, что список именно такой? Не является ли он нерепрезентативным?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теории и аспекты литературного канона
Социология литературы

Теории и аспекты литературного канонаСоциология литературы

Слайд 2Главные вопросы (и в теории и в истории)

Почему в списке

классики/каноне именно такие тексты?
Кто это решает?
Справедливо ли, что список именно

такой? Не является ли он нерепрезентативным?
Главные вопросы  (и в теории и в истории)Почему в списке классики/каноне именно такие тексты?Кто это решает?Справедливо

Слайд 3Что такое классика=канон?
школьная программа (список), классика (изучали в классах)


корпус текстов какой-то эпохи / национальной традиции
canon formation как процесс

циркуляции (репликации) текстов/ценностей в культуре [текст = ген = мем]
Что такое классика=канон?школьная программа (список), классика (изучали в классах)  корпус текстов какой-то эпохи / национальной традицииcanon

Слайд 4Эстетическая теория канона (традиционная)
Frank Kermode. The Classic (1975); Forms

of Attention (1985):
Открытость для интерпретации
Сложность структуры
Условие: постоянная реинтерпретация
Harold Bloom.

Western Canon (1994)
Канон – лучшие тексты всех времен и народов;
искусство Памяти (частной, личной), мнемоническая система против смерти
Критерии каноничности текста:
Странность/самобытность
Требует перечитывания
Цитируемость самими писателями

Эстетическая теория канона (традиционная) Frank Kermode. The Classic (1975); Forms of Attention (1985):Открытость для интерпретацииСложность структурыУсловие: постоянная

Слайд 5Социологическая теория канона (John Guillory)
Канон = культурный капитал
Доступ к нему

– через образование
Школа как социальный институт, где возникает канон
Исторически

изменчив (исключение женщин, бедных, меньшинств)
Какова школьная техника интерпретации текстов?

Социологическая теория канона (John Guillory)Канон = культурный капиталДоступ к нему – через образованиеШкола как социальный институт, где

Слайд 62 типа литературного образования (Ian Hunter)
Домодерный тип (pre-modern literary education)
Ср.века

– 1800-е годы
Элитарность, частные учебные заведения, домашнее обучение
Центрированы на древних

языках, античной литературе и всеобщей истории
Дескриптивный тип изучения языков и литератур
Комментирование текстов
Заучивание наизусть
2 типа литературного образования  (Ian Hunter)Домодерный тип (pre-modern literary education)Ср.века – 1800-е годыЭлитарность, частные учебные заведения,

Слайд 72 тип – модерное литературное образование
1800 – по сей день

(?)
Идея всеобщего доступного образования
Национализация (центрированы на нац. языке, истории

и литературе)
Унификация стандартов и программ (в России – с 1871 г.)
Формализация методов и контроля (система экзаменов, аттестации и т.п.).
Критика текста
Обучение + воспитание через интерпретацию текстов (нравственное либо эстетическое)

2 тип – модерное литературное образование1800 – по сей день (?)Идея всеобщего доступного образования Национализация (центрированы на

Слайд 8Структура школьного канона (Martin Guiney)

Структура школьного канона  (Martin Guiney)

Слайд 9Какие страны раньше всех перешли к модерной системе?
1810-40-е - Пруссия,

Бавария
1852-1871 – Российская империя
Сер. 1880-х – Франция
1880-90-е - США
1904/05 –

Великобритания




Какие страны раньше всех перешли к модерной системе?1810-40-е - Пруссия, Бавария1852-1871 – Российская империяСер. 1880-х – Франция1880-90-е

Слайд 10Самые острые проблемы модерной системы лит. образования
Недостаток часов на гум.

предметы и языки (рост часов на естеств. Науки)
Какова цель –

знания или компетенции личности? (например, рефлексия, критич. мышление?)
Включать ли современность в курс истории, литературы? (почему сомнения?)

Самые острые проблемы модерной системы лит. образованияНедостаток часов на гум. предметы и языки (рост часов на естеств.

Слайд 11Проблема современной нац. лит. в программе (5 стран)
Франция: до 1885

года – только тексты до 1750-х годов
Россия:
1852-1871 – изучаются

тексты до 1840-х годов
С 1871 по 1905 – только тексты до 1842 (до «Мертвых душ»)
Германия: с 1871 до 1930-х: только тексты, написанные до 1820 г.
Проблема современной нац. лит. в программе (5 стран)Франция: до 1885 года – только тексты до 1750-х годовРоссия:

Слайд 12Кто решает?

Кто решает?

Слайд 13Что сейчас и дальше?
1980-е – войны против школьного и университетского

канона в США (почему?)
1990-е – отмена жестких список и вариативность

в программах многих европейских стран
В университете - глобальный канон мультикультурализма (world literature)?

Что сейчас и дальше?1980-е – войны против школьного и университетского канона в США (почему?)1990-е – отмена жестких

Слайд 14Мировая литература VS национальный канон
МЛ как процесс и/или как

результат канонизации
Если отважиться провозгласить европейскую, даже всеобщую мировую

литературу, то речь пойдет не о том, что различные нации будут узнавать друг о друге и произведениях друг друга - ведь в этом смысле она уже давно существует, развивается и более или  менее обновляется. Нет! Речь здесь идет скорее о том, что живые и целеустремленные литераторы будут знакомиться друг с другом и благодаря приязни и общим чувствованиям обнаружат желание действовать как сообщество. Все это может происходить скорее через путешествия, чем по переписке, ведь одно только личное присутствие позволяет  установить и укрепить между людьми правильные отношения. (Гете, Die Zusammenkunft der naturgorscher in Berlin, 1827)

А в сегодняшней реальности:
Литературные столицы, мир конкуренции (Паскаль Казанова «Мировая республика словесности»)
Мировая литература – литература в переводе на английский (David Damrosch vs Amily Apter)




Мировая литература VS национальный канон МЛ как процесс и/или как результат канонизации Если отважиться провозгласить европейскую, даже

Слайд 15Советский опыт создания «мировой литературы»:

- Актуальный литературный процесс/

современные левые писатели
«сокровищница мировой литературы»
Серии переводных книг
Мастерство

перевода (сильнейшая ориентация на принимающий язык и культуру)
Итог: очень специальный канон «мировой литературы»


Советский опыт создания «мировой литературы»:   - Актуальный литературный процесс/ современные левые писатели «сокровищница мировой литературы»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика