Разделы презентаций


РУССКАЯ КУЛЬТУРА XI – XVII ВВ

Содержание

1. Культура Руси домонгольского периода (XI–XII вв.)Значение принятия христианства в кон. Х в. для развития культуры древней Руси– упрочение культурных контактов с Византией– заимствование из Византии приемов каменной храмовой архитектуры, церковной

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РУССКАЯ КУЛЬТУРА XI–XVII ВВ.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XI–XVII ВВ.

Слайд 21. Культура Руси домонгольского периода (XI–XII вв.)
Значение принятия христианства в кон.

Х в. для развития культуры древней Руси

– упрочение культурных контактов

с Византией
– заимствование из Византии приемов каменной храмовой архитектуры, церковной живописи и другого искусства
– перенимание славянского алфавита из христианской Болгарии
– перевод Святого Писания и других церковных книг на славянский язык
– создание оригинальных литературных произведений по образцам византийских церковных писателей
– развитие связей с европейскими христианскими государствами
1. Культура Руси домонгольского периода (XI–XII вв.)Значение принятия христианства в кон. Х в. для развития культуры древней

Слайд 3Кириллица – алфавит, созданный в VIII в. греческими просветителями Кириллом

и Мефодием для Великоморавского государства; на Русь принесен из Болгарии

Кириллица – алфавит, созданный в VIII в. греческими просветителями Кириллом и Мефодием для Великоморавского государства; на Русь

Слайд 4Литература XI–XII вв.
– произведения на древнерусском или церковнославянском (старославянском) языке

Русская

правда (1015 г.) – древнейший известный письменный памятник
«Слово о законе

и благодати» – автор: киевский митрополит Илларион (нач. XI в.) – первое произведение древнерусской литературы
«Поучение детям» Владимира Мономаха (1099 г.) – первый политический трактат на Руси
«Устав» Владимира Мономаха
«Повесть временных лет» – автор: киевский монах Нестор (нач. XII в.) – первая древнерусская летопись
«Слово о полку Игореве» (кон. XII в.) – рыцарский эпос

Былины – произведения устного народного творчества (записаны в XIX в.)
Литература XI–XII вв.– произведения на древнерусском или церковнославянском (старославянском) языкеРусская правда (1015 г.) – древнейший известный письменный

Слайд 5Берестяные грамоты (с XI в.) – свидетельство грамотности жителей древнерусских

городов
Великий Новгород – более 1000
«Новгородский кодекс» (нач. XI в.)
«Остромирово Евангелие»

(сер. XI в.)

цера – табличка для письма, покрытая воском
стиль («писало») – острая палочка для письма по воску

Берестяные грамоты (с XI в.) – свидетельство грамотности жителей древнерусских городовВеликий Новгород – более 1000«Новгородский кодекс» (нач.

Слайд 6Архитектура
– воспроизведение византийских канонов (до XII в.)
– возникновение собственных древнерусских

архитектурных стилей (с XII в.)

Крестовокупольный храм
купол
нефы
апсида

Архитектура– воспроизведение византийских канонов (до XII в.)– возникновение собственных древнерусских архитектурных стилей (с XII в.)Крестовокупольный храмкуполнефыапсида

Слайд 7Софийский собор в Новгороде (XI в.)
Десятинная церковь (Успения Богоматери) в

Киеве (кон. Х в.) – первая каменная церковь на Руси

(не сохранилась)

Софийский собор в Киеве (XI в.)

Софийский собор в Новгороде (XI в.)Десятинная церковь (Успения Богоматери) в Киеве (кон. Х в.) – первая каменная

Слайд 8Новгородская школа (XII в.)
– строгость и лаконичность форм

Никольский собор на

Ярославовом Дворище в Новгороде
Церковь Спаса на Нередице
Георгиевский собор Юрьева монастыря

Новгородская школа (XII в.)– строгость и лаконичность формНикольский собор на Ярославовом Дворище в НовгородеЦерковь Спаса на НередицеГеоргиевский

Слайд 9Владимиро-Суздальская школа (XII в.)
– использование местного белого камня для строительства

украшение рельефами фасадов
– более легкий нарядный тип храма
Успенский собор во

Владимире

Золотые ворота во Владимире

Владимиро-Суздальская школа (XII в.)– использование местного белого камня для строительства– украшение рельефами фасадов– более легкий нарядный тип

Слайд 10Владимиро-Суздальская школа (XII в.)
Церковь Покрова на Нерли (Боголюбово)
Дмитриевский собор во

Владимире

Владимиро-Суздальская школа (XII в.)Церковь Покрова на Нерли (Боголюбово)Дмитриевский собор во Владимире

Слайд 11Живопись
Фреска – роспись по сырой штукатурке

«Константин и Елена» – древнейшая

фреска в Софии Новгородской (древнейшая в современной России)
Фреска XI века

в Софии Киевской
ЖивописьФреска – роспись по сырой штукатурке«Константин и Елена» – древнейшая фреска в Софии Новгородской (древнейшая в современной

Слайд 12Живопись
Мозаика – изображение из кусочков смальты (цветного стекла)
Оранта в Софии

Киевской

ЖивописьМозаика – изображение из кусочков смальты (цветного стекла)Оранта в Софии Киевской

Слайд 13Живопись
Икона – изображение Бога и святых на деревянной основе
Богоматерь Владимирская
Ангел

Златые власы

ЖивописьИкона – изображение Бога и святых на деревянной основеБогоматерь ВладимирскаяАнгел Златые власы

Слайд 14Ювелирное искусство
Эмаль (перегородчатая эмаль) – нанесение тонкого цветного стекловидного покрытия

на ювелирное изделие.
Скань (филигрань) – на металлический фон наносится тончайший

узор из витых медных, серебряных или золотых проволочек.

Зернь – украшение крошечными металлическими шариками или звездочками, напаянными на узор.

Ювелирное искусствоЭмаль (перегородчатая эмаль) – нанесение тонкого цветного стекловидного покрытия на ювелирное изделие.Скань (филигрань) – на металлический

Слайд 152. Русская культура XIV–XV вв.
Литература

Сюжеты, связанные с историей борьбы с

татарами:
- «О битве на Калке»
- «Повесть о разорении Рязани Батыем»

– рассказ о Евпатии Коловрате
- «Житие святого Александра Невского»
О Куликовской битве:
- Софроний Рязанец. «Задонщина»
- «Сказание о Мамаевом побоище»

Жития – церковные повествования о жизни святых – составлены на руб. XIV–XV вв. Епифанием Премудрым и Пахомием Логофетом
– митрополит Петр
– Сергий Радонежский и др.

Описание путешествий – «хождения»
«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (XV в.)

Летописи – погодные описания событий
XIV в. – составление Общерусского летописного свода в Москве
1442 г. – «Хронограф»
2. Русская культура XIV–XV вв.ЛитератураСюжеты, связанные с историей борьбы с татарами:- «О битве на Калке»- «Повесть о

Слайд 16Архитектура
Северный стиль – Новгород и Псков
Церковь Спаса Преображения на Ильине

улице (расписана Феофаном Греком) (Новгород)
Церковь Федора Стратилата на Ручью (Новгород)

АрхитектураСеверный стиль – Новгород и ПсковЦерковь Спаса Преображения на Ильине улице (расписана Феофаном Греком) (Новгород)Церковь Федора Стратилата

Слайд 17Архитектура
Владимиро-суздальский стиль – Москва
Правление Дмитрия Донского – строительство белокаменного кремля
Правление

Ивана III (кон. XV в.) – строительство стен Кремля из

красного кирпича (длина – 2,25 км, 18 (позже – 20) башен)
Аристотель Фиораванти
АрхитектураВладимиро-суздальский стиль – МоскваПравление Дмитрия Донского – строительство белокаменного кремляПравление Ивана III (кон. XV в.) – строительство

Слайд 18Архангельский собор московского Кремля (Алевиз Новый, нач. XVI в.) усыпальница

московских князей
Успенский собор Московского Кремля. 1470-е гг.
Архитектор – Аристотель Фиораванти
Благовещенский

собор московского Кремля (псковские мастера)
Архангельский собор московского Кремля (Алевиз Новый, нач. XVI в.) усыпальница московских князейУспенский собор Московского Кремля. 1470-е гг.Архитектор

Слайд 19Живопись
Феофан Грек
фрески в ц. Спаса на Ильине улице Новгороде

ЖивописьФеофан Грекфрески в ц. Спаса на Ильине улице Новгороде

Слайд 20Живопись
Спас
Андрей Рублев: иконы и фрески (Успенский собор во Владимире)

«Троица»

ЖивописьСпасАндрей Рублев: иконы и фрески (Успенский собор во Владимире)«Троица»

Слайд 21Живопись
Дионисий
Николай Чудотворец. Фреска в Ферапонтовом монастыре
Икона Успение Пресвятой Богородицы

ЖивописьДионисийНиколай Чудотворец. Фреска в Ферапонтовом монастыреИкона Успение Пресвятой Богородицы

Слайд 223. Русская культура XVI в.
– усиление влияния церкви
– рост великокняжеской

и царской власти
– использование национальных мотивов
– привлечение европейских технических новинок

Литература

и публицистика

– роль и место России в мире
– назначение верховной (царской) власти

«Сказание о князьях владимирских» – преемственность российской верховной власти от древнего Рима и Византии
«Челобитные» Ивана Пересветова (1540–1550-е гг.)
Переписка Ивана Грозного с князем Курбским
«Беседа Валаамских старцев» – изложение программы нестяжателей
«Великие Четьи Минеи» – собрание житий святых, поучений, византийских законов, памятников церковного права, повестей и сказаний в 12 книгах – митрополит Макарий
«Домострой» (Сильвестр?)
3. Русская культура XVI в.– усиление влияния церкви– рост великокняжеской и царской власти– использование национальных мотивов– привлечение

Слайд 23Книгопечатание
1454 г. – появление книгопечатания в Европе (Иоганн Гутенберг)
1563 г.

– создание Печатного двора (типографии) в Москве

Первопечатники:
Иван Федоров
Петр Мстиславец

1564 г.

– «Апостол» – первая печатная книга в России
Книгопечатание1454 г. – появление книгопечатания в Европе (Иоганн Гутенберг)1563 г. – создание Печатного двора (типографии) в МосквеПервопечатники:Иван

Слайд 24Архитектура
– Строительство крепостей:

стены Китай-города в Москве
Кремли в ряде русских городов
Москва.

Китай-город. Архитектор - Пьетро Солари (Петр Фрязин)
Смоленский Кремль. Архитектор –

Федор Конь
Архитектура– Строительство крепостей:стены Китай-города в МосквеКремли в ряде русских городовМосква. Китай-город. Архитектор - Пьетро Солари (Петр Фрязин)Смоленский

Слайд 25Шатровый стиль

шатер – высокая кровля храма, поддерживающая главку с крестом
Церковь

Вознесения в селе Коломенском. Заложена при Василии III в честь

рождения сына Ивана

Собор Покрова на Рву в Москве (Храм Василия Блаженного). Заложен в честь взятия Казани. Зодчие Барма и Постник

Шатровый стильшатер – высокая кровля храма, поддерживающая главку с крестомЦерковь Вознесения в селе Коломенском. Заложена при Василии

Слайд 26Стоглавый собор 1551 г. – утверждение архитектурного канона для строительства

церквей
Успенский собор Троице-Сергиева монастыря

Стоглавый собор 1551 г. – утверждение архитектурного канона для строительства церквейУспенский собор Троице-Сергиева монастыря

Слайд 27Живопись
Утверждение канона церковной живописи:
– следование византийским образцам
– подражание стилю Андрея

Рублева
«Церковь воинствующая»
Свв. Борис и Глеб. Икона «строгановского письма»
Парсуна (портрет) Ивана

Грозного
ЖивописьУтверждение канона церковной живописи:– следование византийским образцам– подражание стилю Андрея Рублева«Церковь воинствующая»Свв. Борис и Глеб. Икона «строгановского

Слайд 284. Русская культура XVII в.
XVII век – время перехода от

древнерусских традиций к культуре «нового времени»

Характерные черты:
– появление и развитие

новых стилей искусства
– освобождение от идеологических запретов в литературе и публицистике
– развитие светского (внецерковного) образования
– «обмирщение» культуры – развитие светской культуры
– сохранение национальных традиций
– проникновение в российскую культуру многочисленных западноевропейских элементов
– отсутствие барьера между культурой верхушки общества и культурой широких народных масс

4. Русская культура XVII в.XVII век – время перехода от древнерусских традиций к культуре «нового времени»Характерные черты:–

Слайд 29Факторы развития культуры и появления в ней новых черт:
– борьба

между церковью и государством за влияние и власть над обществом

внутрицерковная борьба сторонников и противников реформ – никонианцев и старообрядцев
– споры о возможности сближения (унии) с католической церковью
– западноевропейское влияние


Немецкая слобода (Кокуй) на Яузе в Подмосковье (картина А. Бенуа)

Факторы развития культуры и появления в ней новых черт:– борьба между церковью и государством за влияние и

Слайд 30Литература, публицистика, образование
Хождение рукописных книг
Первая рукописная газета – «Куранты»
Увеличение числа

печатных книг
Появление книготорговли – 1672 г. – первая книжная лавка

в Москве
Литература, публицистика, образованиеХождение рукописных книгПервая рукописная газета – «Куранты»Увеличение числа печатных книгПоявление книготорговли – 1672 г. –

Слайд 31Образование
1634 г. – первое издание «Букваря» Василия Бурцева
Симеон Полоцкий –

сторонник европейского просвещения, воспитатель детей царя Алексея Михайловича
братья Лихуды (Иоанникий

и Софроний) – греческие ученые

1687 г. – открытие Славяно-греко-латинской академии в Москве – подобие университета со средневековым учебным курсом:
грамматика
пиитика
риторика
диалектика
философия
богословие

Симеон Полоцкий

Образование1634 г. – первое издание «Букваря» Василия БурцеваСимеон Полоцкий – сторонник европейского просвещения, воспитатель детей царя Алексея

Слайд 32Первые российские географические карты
Карта России царевича Федора Годунова

Первые российские географические картыКарта России царевича Федора Годунова

Слайд 33Литература, публицистика, историописание
– обращение к событиям Смуты
«Сказание Авраамия Палицына»

– исторические

песни
«Песня о взятии Смоленска» (о Смоленской войне)

– завершение летописной традиции
«Новый

русский летописец» (1630 г.)

– появление автобиографических сочинений
«Житие протопопа Аввакума, им же самим написанное»

– появление жанра бытовой или сатирической повести
«Повесть о Ерше Ершовиче»,
«Повесть о Шемякином суде»
«Повесть о Фоме и Ереме»

Театр

1672 г. – открытие первого театра при дворе Алексея Михайловича

Литература, публицистика, историописание– обращение к событиям Смуты«Сказание Авраамия Палицына»– исторические песни«Песня о взятии Смоленска» (о Смоленской войне)–

Слайд 34Архитектура
Казанский собор на Красной площади в Москве – памятник освобождения

Москвы от поляков.
Разрушен в 1930-е, восстановлен в 1990-е гг.

Московское

(нарышкинское) барокко
церковь Покрова в Филях

АрхитектураКазанский собор на Красной площади в Москве – памятник освобождения Москвы от поляков. Разрушен в 1930-е, восстановлен

Слайд 35Архитектура
Коломенский дворец Алексея Михайловича. Реконструкция XXI в.
Теремной дворец московского Кремля

(Бажен Огурцов) (стиль -«дивное узорочье»)
Перестройка и украшение башен Кремля.
Спасская

башня
АрхитектураКоломенский дворец Алексея Михайловича. Реконструкция XXI в.Теремной дворец московского Кремля (Бажен Огурцов) (стиль -«дивное узорочье»)Перестройка и украшение

Слайд 36Живопись
Церковный собор 1666–1667 гг. – повторное утверждение иконописного канона по

византийским образцам

Икона «Насаждение древа государства Российского»
Симон Ушаков (2-я пол. XVII

в.)

Икона «Спас нерукотворный»

ЖивописьЦерковный собор 1666–1667 гг. – повторное утверждение иконописного канона по византийским образцамИкона «Насаждение древа государства Российского»Симон Ушаков

Слайд 37Рембрандт ван Рейн
Парсуны
Парсунное изображение М.В. Скопина-Шуйского
Парсунное изображение царя Алексея

Михайловича
Парсунное изображение царя Федора Алексеевича
Голландская живопись XVII в.

Рембрандт ван Рейн ПарсуныПарсунное изображение М.В. Скопина-ШуйскогоПарсунное изображение царя Алексея МихайловичаПарсунное изображение царя Федора АлексеевичаГолландская живопись XVII

Слайд 38До следующей встречи!
Культура ближе, чем кажется!

До следующей встречи!Культура ближе, чем кажется!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика