Слайд 1ФИЛОСОФИЯ
Лекция 1:
Введение в дисциплину
Лектор –
Мосиенко Лилия Ивановна, к.филос.н,
доцент кафедры
«История, философия и социальные коммуникации»
Слайд 2Учебный план:
аудиторные занятия
Лекции – 8 часа (4 лекции)
Практические (семинарские) занятия
- 4 часа (2 занятия)
ВСЕГО: 12 аудиторных
часов (4 занятия)
Слайд 3Учебный план: СРС
Самостоятельная проработка отдельных разделов курса – 86 часов
ДЗ (эссе) – 10 часов
Итого СРС – 96 ч.
Слайд 4Итоговая отчетность:
ЗАЧЕТ
(тэст в Прометее)
ВСЕГО на изучение дисциплины – 108
часов
ДЗ должно быть зачтено и выложено в портфолио ДО зачета
Слайд 5Учебная литература:
Философия: учебное пособие – ОмГТУ, 2016
Философия: МУ к ПЗ
и СРС – ОмГТУ, 2016
Философия: хрестоматия – ОмГТУ, 2008 (2012)
Человек
и мир: хрестоматия в 2-х ч. _ ОмГТУ, 2001
Слайд 6Лекция 1:
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
1.Место философии в культуре
2. Сущность и предмет
философии
3. Разделы философского знания
Слайд 7
Темы на самостоятельное изучение:
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
(Учебное пособие: гл.1.3 –1.4.)
Слайд 81. Место философии в культуре
Где и когда возникает философия?
Почему она
возникает?
Роль философии в культуре (зачем нужна философия)?
Слайд 9Где и когда возникает философия:
Древняя Индия (середина 1 тыс. до
н. э.)
Первые философские тексты – «упанишады» (заключительные части Вед)
Название
философии на санскрите – «атмавидья»: видение первоосновы (узрение сущности)
Слайд 10Древний Китай
Философия возникает в 7-6 вв. до н. э.
Эпоха –
«чжаньго» (сражающиеся царства)
Первые философские системы – конфуцианство и даосизм (основатели
– Конфуций и Лао-цзы)
Слайд 11Древняя Греция
Философия возникает в тот же период.
Эпоха – переход от
аристократической формы правления к демократии.
Первые философы – милетская школа (Фалес,
Анаксимандр, Анаксимен)
Слайд 12Появление самобытной философии в России
30 годы 19 века – спор
славянофилов и западников о русском «пути».
Эпоха - начало промышленного переворота
в России
Слайд 13Вывод:
Философия возникает в кризисные, переходные эпохи развития общества и культуры.
Возникновение
философии связано с кризисом традиционных устоев общества и, следовательно, с
кризисом патриархального сознания и мифологического мировоззрения.
Слайд 14В. С. Соловьев о роли философии в культуре
… философия освобождает
личность от внешнего насилия и дает ей внутреннее содержание.
Слайд 15Роль философии в культуре
Вывод: возникновение философии связано с вызреванием в
культуре личностного начала.
Философия – ЭТО САМОСОЗНАНИЕ КУЛЬТУРЫ.
Слайд 162. Сущность и предмет философии
«Философия» - в переводе с греческого:
«любовь к мудрости».
Философия – одна из форм мировоззрения
Слайд 17Мировоззрение
Мировоззрение – это целостное представление о мире, человеке и о
месте человека в мире.
система обобщённых взглядов на взаимодействие с миром
.
Слайд 19Философия в системе мировоззрения:
«Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную
картину мира и места человека в нем.
Она является теоретическим
ядром мировоззрения»
Степин В.С. Философия // Новая философская энциклопедия : в 4 т. – М., 2010. – Т. 4. – С. 195.
Слайд 20Определение сущности философии:
Философия – это особая форма
духовной деятельности,
отличительной
чертою
которой является
рефлексия
над предельными основаниями
бытия,
мышления,
человеческого
существования,
общества и культуры.
Слайд 21Примечания к определению:
1. Философию нельзя отождествлять ни с наукой, ни
с мифологией, ни с искусством, ни с религией.
2. Рефлексия
– процесс обоснования, доказательства, предполагающий всегда движение к основам.
3. Рефлексии нет в мифе и искусстве, но есть в религии и науке.
4. Сущностной чертой религии является не рефлексия, а вера (вера в сверхъестественное)
5. Научная рефлексия не доходит до предельных оснований. (Аристотель: наука изучает причины, философия - первопричины)
Слайд 22Философия и искусство,
Философия и миф:
Общее :
формы познания человеком мира
«Философия
– искусство мышления»
Разница:
Искусство и миф – образное, нерефлексивное (чувственное), философия
– понятийное, рефлексивное познание (рациональное)
Слайд 23Философия и религия
Общее:
– формы познания человеком мира, формы мировоззрения
Развитые
религии включают в себя философию (теологию)
Ряд философских учений (Востока) трансформировались
в религиозные
Различие:
Философия основана на рациональном мышлении, религия – на вере в сверхъественное.
Слайд 24Философия и наука
Общее
Рефлексивность
Системность
Обоснованность
Специализированный язык (понятия и категории)
Различие
Наука не доходит до
первооснов (первопричин)
У них разный предмет изучения
Философия сущностно субъективна, идеал науки
- объективность
Слайд 25Что изучает философия?
Объект
Предмет
философии
Слайд 26Объект философии –
мир как целое (универсум)
Философия же дает систему
знания о мире как целом.
Она не занимается простым сложением
научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и строит систему знания о мире как целом
Слайд 27Предмет философии
Чело
век
мир
Предметом изучения
философии является
сфера субъект-объектных
отношений человек – мир.
Слайд 28Примечания:
1. В отличие от наук, философия изучает не мир и
не человека, а их взаимодействие.
2. В отличие от наук,
которые рассматривают человека как объект («он-человек»), философия строится на человеке как субъекте («Я – человек»).
Слайд 29Разделы философии
Основные проблемы
Слайд 30Онтология –учение о бытии
что есть? Что существует? Что есть бытие?
Существует ли небытие?
Как соотносятся материальное и идеальное начала бытия,
душа и тело?
Развивается ли мир или остается в основе своей неизменным?
Что есть время? Существует ли вечность?
Многообразен мир или един?
Все ли в нем причинно обусловлено или существует случайность? …
Слайд 31Гносеология – раздел философии, изучающий проблемы познания:
познаваем ли мир?
каковы формы и методы истинного познания?
что есть истина?
Что такое
наука? Как она разивается?
Слайд 32Философская антропология – учение о человеке
Откуда человек произошел?
В чем
его сущность?
В чем смысл жизни человека?
…..
Слайд 33Социальная философия – философское учение об обществе
что есть общество?
на
основе чего оно возникло?
каковы движущие факторы его развития?
Слайд 34Этика – философское учение о морали и нравственности
Как возникли моральные
нормы?
Что такое добро и зло?
….
Слайд 35Эстетика – учение о прекрасном, и о воплощении прекрасного в
искусстве
Что такое красота?
Как и почему возникло искусство?
…
Слайд 36Разделы философии и их проблемы
Аксиология – учение о ценностях. Как
особый раздел философии появился только в 19 веке
включил в
себя большинство проблем этики и эстетики, а также некоторые разделы философской антропологии.
Слайд 37ДЗ на семинар 1:
Учебное пособие: гл.1.3 –1.4
Хрестоматия:
С.3-13 (тексты Эпикура, И.
Канта, Х.Ортеги-и-Гассета)
Слайд 38Доклад по статье В. С. Соловьева
Человек и мир: хрестоматия по
философии. ОмГТУ, 2001.
Кн. 1.
С 16-26.
Доклад готовят старосты групп
Докладчики
НЕ готовят основное задание