Слайд 1Философия русской духовности
1. Специфические особенности русской духовности. Исторический путь философской
мысли в России.
2. Философские идеи XVIII века: М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, П.Л.Чаадаев.
3.
Западники и славянофилы.
4. Русская религиозная идеалистическая философия. В.Соловьёв.
5. Специфика философского русского космизма (Н.Ф.Фёдоров, Э.К.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.).
Слайд 2Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается
в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо
от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Слайд 3Характерные черты русской философии
сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и
язычеству;
специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика,
публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
большая роль проблем морали и нравственности;
конкретность;
Слайд 4Основы предмета русской философии
проблема человека;
космизм (восприятие космоса как единого целостного
организма);
проблемы выбора исторического пути развития России - между Востоком и
Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
проблема власти;
проблема государства;
проблема социальной справедливости
проблема идеального общества;
проблема будущего.
Слайд 5основные этапы русской философии
1.период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии
Руси;
2.философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского
государства (Московской Руси и России);
3. философия XVIII в.;
4. философия XIX в.;
5.русская и советская философия XX в.
Слайд 6Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси
Основными темами
ранней русской философии были:
моральные и нравственные ценности;
объяснение христианства, попытки соединить
его с язычеством;
государство;
право;
природа.
Слайд 7Наиболее яркие представители философии указанного периода :
Иларион (основное произведение –
«Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется
христианство,
его роль в настоящем и будущем Руси);
Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а такжедругие морально-нравственные вопросы);
Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания);
Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
Слайд 8Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития
централизованного Русского государства
Главные темы для данного периода философии:
сохранение русской
духовности;
христианство;
борьба за освобождение;
устройство государства;
познание.
Слайд 9Видные философы данного периода:
Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основными
идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства;
консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
Филофей (XVI в.) – также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим-Константинополь-Москва;
Максимилиан Грек (1475-1556) – отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;
Слайд 10Андрей Курбский (1528-1583) – был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал
за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию,
Нил Сорский,
Вассиан Патрикеев – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» - сторонников сохранения прежних церковных устоев);
Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум — за сохранение старых обрядов;
Слайд 11Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем
развитии:
философию эпохи петровских реформ;
материалистическую философию середины и второй половины XVIII
в.
Слайд 12К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича,
В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.
Основной направленностью их философии была социально-политическая:
вопросы устройства
монархии;
императорской власти, ее божественности и нерушимости;
прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);
войны и мира.
Слайд 13Представителями материалистического направления:
М.В. Ломоносовым (1711-1765) была заложена материалистическая традиция в
русской философии, где был сторонником механистического материализма;
им была выдвинута атомическая
теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц – материальных монад.
отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое.
в философии М.В. Ломоносова большая роль уделяется этике, морали, нравственности.
На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 - 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание А.Н. Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
Слайд 14Направления русской
философии XIX в.
декабристское;
монархическое;
западническое и славянофильское;
революционно-демократическое;
атеистическое;
теологическое;
философия космизма.
Слайд 15Декабристская философия
Представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина,
М. Лунина, И.Киреевского, В. Кюхельбекера и других.
Основная направленность философии -
социально-политическая. Ее опорные идеи:
приоритет естественного права;
отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
личная свобода человека;
ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.
Слайд 16Историческая философия
представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 - 1856). Основные
ее направления:
философия человека;
философия истории.
Человек, по П.Я. Чаадаеву, есть соединение материальной
и духовной субстанций;
Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в обществе, человек становится человеком, вырастает как личность.
Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе – основной фактор, отличающий человека от животных.
П.Я.Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.
Слайд 17Согласно П.Я. Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение.
Воплощение Божественной воли – христианство; христианство – стержень, двигатель истории;
Россия
«выпала» из мирового исторического процесса. Будущее России, по П.Я. Чаадаеву, - вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада;
Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, философ считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.
Слайд 18Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских
направлений
«западников» и славянофилов.
Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П.
Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.
По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России - освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы. Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).
Слайд 19Ранние славянофилы
И. В. Киреевский
(1806-1856)
А. С. Хомяков
(1804-1860)
К. С. Аксаков
(1817‑1860)
Ю. Ф. Самарин
(1819‑1876)
Слайд 20Западники
В. Г. Белинский (1811‑1848)
А. И. Герцен (1812‑1870)
Т. Н. Грановский
(1813-1855)
Н. В. Станкевич
(1813-1840)
М. А. Бакунин
(1814-1876)
К. Д. Кавелин
(1818-1885)
Слайд 21В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся
с официальной идеологией, возникла ортодоксально-монархическая философия.
Ее цели – отстоять
существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность».
Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев. Основные темы этой философии:
единство мира;
проблема жизни и смерти;
проблема морали и правильного (морального) образа жизни.
Слайд 22Ф.М. Достоевский (1821 -1881) будущее России видел не в капитализме
и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную
почву» обычаи, традиции.
Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. ;
путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках.
Слайд 23Русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 – 1910), создал особую религиозно-философскую
доктрину – толстовство:
многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и
отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;
Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть;
смысл жизни – самосовершенствование;
главное зло на Земле – смерть и насилие;
необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;
государство – отживающий институт, оно как аппарат насилия не имеет права на существование;
всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.
За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
Слайд 24Представителями революционно-демократического направления
русской философии ХХ в. были:
Н.Г. Чернышевский;
народники -
Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев;
анархист П. Кропоткин;
марксист
Г.В. Плеханов.
Общая черта данных направлений – социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.
Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» , личной свободе и общинном укладе жизни.
Народники ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор.
В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство источником всех бед.
Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
Слайд 25Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление. Наиболее ярким его
представителем являлся русский философ B.C. Соловьев (1853 - 1900).
Основными идеалами
его философии были:
идея всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия;
идея нравственности как главного аспекта жизни человека;
идея прогресса – как всеобщей связи поколений;
идея воскрешения всех, как живых, так и мертвых, как главная цель, к которой должно стремиться человечество;
идея Бога как выражения добра;
идея «богочеловека» – жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;
идея Софии – всеобщей Божественной мудрости;
русская идея, состоящая, по В.С. Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).
Слайд 26Русская (и советская) философия XX в. представлена:
философией марксизма-ленинизма;
философией космизма;
естественно-научной философией;
философией
«русского зарубежья
(на самостоятельное изучение)