Разделы презентаций


Философия русской духовности

Содержание

Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философия русской духовности
1. Специфические особенности русской духовности. Исторический путь философской

мысли в России.
2. Философские идеи XVIII века: М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, П.Л.Чаадаев.
3.

Западники и славянофилы.
4. Русская религиозная идеалистическая философия. В.Соловьёв.
5. Специфика философского русского космизма (Н.Ф.Фёдоров, Э.К.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.).

Философия русской духовности1. Специфические особенности русской духовности. Исторический путь философской мысли в России.2. Философские идеи XVIII века:

Слайд 2Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается

в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо

от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно

Слайд 3Характерные черты русской философии
сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и

язычеству;
специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика,

публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
большая роль проблем морали и нравственности;
конкретность;

Характерные черты русской философиисильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;специфическая форма выражения философских мыслей – художественное

Слайд 4Основы предмета русской философии
проблема человека;
космизм (восприятие космоса как единого целостного

организма);
проблемы выбора исторического пути развития России - между Востоком и

Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
проблема власти;
проблема государства;
проблема социальной справедливости
проблема идеального общества;
проблема будущего.
Основы предмета русской философиипроблема человека;космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);проблемы выбора исторического пути развития России -

Слайд 5основные этапы русской философии
1.период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии

Руси;
2.философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского

государства (Московской Руси и России);
3. философия XVIII в.;
4. философия XIX в.;
5.русская и советская философия XX в.
основные этапы русской философии1.период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;2.философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и

Слайд 6Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси
Основными темами

ранней русской философии были:
моральные и нравственные ценности;
объяснение христианства, попытки соединить

его с язычеством;
государство;
право;
природа.
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси Основными темами ранней русской философии были:моральные и нравственные ценности;объяснение

Слайд 7Наиболее яркие представители философии указанного периода :

Иларион (основное произведение –

«Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство,

его роль в настоящем и будущем Руси);
Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а такжедругие морально-нравственные вопросы);
Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания);
Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
Наиболее яркие представители философии указанного периода :Иларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором

Слайд 8Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития

централизованного Русского государства
Главные темы для данного периода философии:
сохранение русской

духовности;
христианство;
борьба за освобождение;
устройство государства;
познание.
Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства Главные темы для данного

Слайд 9Видные философы данного периода:
Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основными

идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства;

консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
Филофей (XVI в.) – также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим-Константинополь-Москва;
Максимилиан Грек (1475-1556) – отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;
Видные философы данного периода:Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность

Слайд 10Андрей Курбский (1528-1583) – был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал

за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию,
Нил Сорский,

Вассиан Патрикеев – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» - сторонников сохранения прежних церковных устоев);
Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум — за сохранение старых обрядов;
Андрей Курбский (1528-1583) – был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право,

Слайд 11Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем

развитии:

философию эпохи петровских реформ;
материалистическую философию середины и второй половины XVIII

в.
Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:философию эпохи петровских реформ;материалистическую философию середины и

Слайд 12К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича,

В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

Основной направленностью их философии была социально-политическая:

вопросы устройства

монархии;
императорской власти, ее божественности и нерушимости;
прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);
войны и мира.
К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.Основной направленностью их философии

Слайд 13Представителями материалистического направления:

М.В. Ломоносовым (1711-1765) была заложена материалистическая традиция в

русской философии, где был сторонником механистического материализма;
им была выдвинута атомическая

теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц – материальных монад.
отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое.
в философии М.В. Ломоносова большая роль уделяется этике, морали, нравственности.

На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 - 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание А.Н. Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
Представителями материалистического направления:М.В. Ломоносовым (1711-1765) была заложена материалистическая традиция в русской философии, где был сторонником механистического материализма;им

Слайд 14Направления русской
философии XIX в.
декабристское;
монархическое;
западническое и славянофильское;
революционно-демократическое;
атеистическое;
теологическое;
философия космизма.

Направления русской философии XIX в. декабристское;монархическое;западническое и славянофильское;революционно-демократическое;атеистическое;теологическое;философия космизма.

Слайд 15Декабристская философия
Представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина,

М. Лунина, И.Киреевского, В. Кюхельбекера и других.
Основная направленность философии -

социально-политическая. Ее опорные идеи:
приоритет естественного права;
отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
личная свобода человека;
ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.
Декабристская философия Представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И.Киреевского, В. Кюхельбекера и других.Основная

Слайд 16Историческая философия
представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 - 1856). Основные

ее направления:
философия человека;
философия истории.
Человек, по П.Я. Чаадаеву, есть соединение материальной

и духовной субстанций;
Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в обществе, человек становится человеком, вырастает как личность.
Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе – основной фактор, отличающий человека от животных.
П.Я.Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.

Историческая философия представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 - 1856). Основные ее направления:философия человека;философия истории.Человек, по П.Я. Чаадаеву,

Слайд 17Согласно П.Я. Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение.



Воплощение Божественной воли – христианство; христианство – стержень, двигатель истории;
Россия

«выпала» из мирового исторического процесса. Будущее России, по П.Я. Чаадаеву, - вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада;
Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, философ считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.
Согласно П.Я. Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение. Воплощение Божественной воли – христианство; христианство –

Слайд 18Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских

направлений
«западников» и славянофилов.

Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П.

Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.
По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России - освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы. Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).
Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений «западников» и славянофилов.Видными представителями западников являлись

Слайд 19Ранние славянофилы
И. В. Киреевский (1806-1856)
А. С. Хомяков (1804-1860)
К. С. Аксаков (1817‑1860)
Ю. Ф. Самарин (1819‑1876)

Ранние славянофилыИ. В. Киреевский  (1806-1856)А. С. Хомяков  (1804-1860)К. С. Аксаков  (1817‑1860)Ю. Ф. Самарин  (1819‑1876)

Слайд 20Западники
В. Г. Белинский (1811‑1848)
А. И. Герцен (1812‑1870)
Т. Н. Грановский (1813-1855)
Н. В. Станкевич (1813-1840)
М. А. Бакунин

(1814-1876)
К. Д. Кавелин (1818-1885)

ЗападникиВ. Г. Белинский (1811‑1848) А. И. Герцен (1812‑1870) Т. Н. Грановский  (1813-1855)Н. В. Станкевич  (1813-1840)М. А. Бакунин  (1814-1876)К. Д. Кавелин

Слайд 21В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся

с официальной идеологией, возникла ортодоксально-монархическая философия.
Ее цели – отстоять

существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность».
Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев. Основные темы этой философии:
единство мира;
проблема жизни и смерти;
проблема морали и правильного (морального) образа жизни.
В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла ортодоксально-монархическая философия. Ее

Слайд 22Ф.М. Достоевский (1821 -1881) будущее России видел не в капитализме

и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную

почву» обычаи, традиции.

Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. ;
путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках.




Ф.М. Достоевский (1821 -1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре

Слайд 23Русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 – 1910), создал особую религиозно-философскую

доктрину – толстовство:

многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и

отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;
Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть;
смысл жизни – самосовершенствование;
главное зло на Земле – смерть и насилие;
необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;
государство – отживающий институт, оно как аппарат насилия не имеет права на существование;
всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.

За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
Русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 – 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство:многие религиозные догмы должны быть

Слайд 24Представителями революционно-демократического направления
русской философии ХХ в. были:
Н.Г. Чернышевский;
народники -

Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев;
анархист П. Кропоткин;
марксист

Г.В. Плеханов.

Общая черта данных направлений – социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.
Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» , личной свободе и общинном укладе жизни.

Народники ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор.

В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство источником всех бед.

Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
Представителями революционно-демократического направления русской философии ХХ в. были:Н.Г. Чернышевский;народники - Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н.

Слайд 25Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление. Наиболее ярким его

представителем являлся русский философ B.C. Соловьев (1853 - 1900).
Основными идеалами

его философии были:
идея всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия;
идея нравственности как главного аспекта жизни человека;
идея прогресса – как всеобщей связи поколений;
идея воскрешения всех, как живых, так и мертвых, как главная цель, к которой должно стремиться человечество;
идея Бога как выражения добра;
идея «богочеловека» – жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;
идея Софии – всеобщей Божественной мудрости;
русская идея, состоящая, по В.С. Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).
Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление. Наиболее ярким его представителем являлся русский философ B.C. Соловьев (1853

Слайд 26Русская (и советская) философия XX в. представлена:

философией марксизма-ленинизма;
философией космизма;
естественно-научной философией;
философией

«русского зарубежья

(на самостоятельное изучение)

Русская (и советская) философия XX в. представлена:философией марксизма-ленинизма;философией космизма;естественно-научной философией;философией «русского зарубежья(на самостоятельное изучение)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика