Слайд 1Методическая система
Методическая система обучения представляет собой совокупность пяти
иерархически взаимосвязанных компонентов:
целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения.
Методическая система обучения
– это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств
планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения обучающихся.
Слайд 2Характерные черты современной
методической системы
научно обоснованное планирование процесса обучения;
единство и
взаимопроникновение теоретической и практической подготовки;
сложность содержания и быстрый темп изучения
учебного материала;
максимальная активность и достаточная самостоятельность обучающихся;
сочетание индивидуальной и коллективной деятельности;
насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения;
комплексный подход к изучению различных предметов - дисциплин.
Слайд 3Метод – это система алгоритмизированных логических действий, которые обеспечивают достижение
намеченной цели.
Прием - элемент метода, его составная часть, разовое действие
Приемы
и методы обучения
Слайд 4ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИЕМА И МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
- Прием обучения — это составная
часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие
по отношению к общему понятию «метод».
- Отдельные приемы могут входить в состав различных методов
- Один и тот же способ в одном случае выступает как самостоятельный метод, в другом – как прием обучения
Прием и метод могут меняться местами
Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой.
Слайд 6РОЛЬ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
Метод - сердцевина учебного процесса, связующее
звено между запроектированной целью и конечным результатом.
Слайд 7Метод обучения – это…
– это способ педагогически целесообразной организации учебно-познавательной
деятельности учащихся. (В.А.Сластенин, И.Ф.
Исаев)
- способ работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков.
(М. А. Данилов, Б. П. Есипов).
— это способ взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю. К. Бабанский).
— это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся (И. Ф. Харламов).
— это способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. (Л.П. Крившенко)
Слайд 8Методы преподавания (деятельность педагога) – способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
и руководства данной деятельностью.
Разграничение понятий
Методы учения (деятельность учащегося) –
способы, при помощи которых учащиеся под руководством учителя идут от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному.
Методы обучения
Под методами обучения следует понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, при помощи которых достигается выполнение поставленных задач.
(Н.А. Сорокин)
Слайд 9ФУНКЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Обучающая
2. Развивающая
3. Воспитывающая
4. Мотивационная (выступают как средство побуждения
к учению)
5.Контрольно-коррекционная (диагностика и управление процессом обучения учеников)
Слайд 10Формы взаимодействия педагога и учащихся
Схема 1 Традиционная форма обучения
(метод пассивного взаимодействия)
Педагог
Учащийся
Учащийся
Учащийся
Слайд 11Формы взаимодействия педагога и учащихся
Схема 2 Традиционная форма обучения с
применением развивающих методов (метод активного взаимодействия)
Педагог
Учащийся
Учащийся
Учащийся
Слайд 12Формы взаимодействия педагога и учащихся
Схема 3 Инновационная форма обучения (метод
интерактивного взаимодействия)
Педагог
Учащийся
Учащийся
Учащийся
Слайд 13Классификация методов обучения
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному
признаку их система.
Слайд 14Методы обучения
Целостный подход (Ю.К. Бабанский)
Слайд 151 Методы мотивации и стимулирования
Учебно-познавательной деятельности (УПД)
Слайд 162 Методы организации и осуществления УПД
Слайд 172.1. По источнику знаний, перцептивные методы формирования умений и навыков
Перцептивный
подход (Н.М.Верзилин, Е.И. Петровский) за основание берется источник передачи информации
и характер ее восприятия
рассказ
объяснение
-беседа
дискуссия, лекция
работа с книгой
метод демонстраций
метод иллюстраций
упражнения
практические и лабораторные работы
Перцепция - (лат. perceptio — представление, восприятие, от percipio — ощущаю, воспринимаю), в совр. психологии то же, что восприятие.
Слайд 181. Рассказ – монологическое повествовательное изложение материала (описательного характера или
исторического), которое не требует пояснений и аргументации.
2. Объяснение –
используется, когда учебный материал требует пояснений, аргументированных подтверждений, выявления тенденций, закономерностей и причинно-следственных связей. На практике распространен комбинированный метод в виде рассказа и объяснения, сочетающегося с элементами наглядности.
3. Беседа (эвристическая) - это открытие новости для учащихся, способ добывания знаний. Под беседой понимают вопросно-ответный метод, где вопросы составлены таким способом, что, последовательно отвечая на них, учащиеся синтезируют новое знание. Метод является очень трудоемким для педагога в части подготовки (на 1 час занятий затрачивается 12 часов) и не прост в осуществлении. Чаще всего эвристическая беседа применяется как фрагмент урока.
4. Лекция - монологическое изложение большого объема материала, посвященное ключевым вопросам программы, охватывающее большой раздел. Лекция бывает вводная, тематическая, заключительная, обзорная. Лекция широко применяется в высшей школе. Для повышения доступности лекции в учреждениях системы СПО сопровождают большим количеством наглядности, примерами и индуктивной логикой построения.
5. Работа с книгой - преимущественно используется при выполнении домашнего задания, но учащиеся должны быть подготовлены к этому. Работа менее результативна из-за того, что большинство учащихся не умеют работать с книгой. Данный метод применим для самостоятельной работы учащихся.
Слайд 191. Демонстрация наглядных пособий (натуральных, изобразительных, описательных) для показа скрытых
статистических и динамических объектов. Пособия - это графики, рисунки, статистические
изображения, плакаты, диаграммы, кинофильмы, гистограммы, схемы, таблицы, чертежи, эскизы, планы. Например, квадратичную функцию нельзя потрогать, а в виде графика она более понятна.
2. Демонстрационный эксперимент. Сюда входят лабораторные опыты для иллюстрации какого-либо положения, что вызывает интерес у учащихся за счет чувства причастности. Опыты должны получаться, поэтому любой эксперимент заранее подготавливается и репетируется.
3. Показ трудовых приемов. В основном эта подгруппа методов используется на уроках ПО для тренировки и отработки двигательных, сенсорных, интеллектуальных навыков. В зависимости от характера трудовых движений, методика нацелена на точность, ловкость, скорость, координацию, темп.
Слайд 201. Упражнения для формирования навыков и умений и получения знаний.
2.
Лабораторно-практические методы. Как правило, это исследовательские работы, которые так же
являются источником получения знаний и формируют навыки исследовательской деятельности.
3. Упражнения на тренажерах используются для формирования и закрепления новых навыков и умений.
Слайд 212.2. По способу изложения (логические методы)
Логический подход (А.Н. Алексюк) предусматривает
логику изложения материала педагогом и логику восприятия его учащимися
Слайд 222.3. По способу организации познавательной деятельности учащихся (гностические)
Гносеоло́гия (от др.-греч.
γνῶσις — «знание» и λόγος — «учение, наука») - теория познания
Гностический подход
(И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) основанием является характер познавательной деятельности учащихся
Слайд 232.3.1. Репродуктивные методы
1. Объяснительно-иллюстративные методы. В основном они ориентированы на
восприятие, повышение доступности и улучшение понимания изучаемого материала.
2. Репродуктивные. Помогают
запоминать материал, а потом воспроизводить его (системное изложение, обобщение и выводы после каждого отрезка учебных сведений, методы сравнения, обнаружения закономерностей).
Слайд 242.3.2. Продуктивные методы (проблемно-поисковые)
1. Проблемное изложение. Принцип метода в том,
что педагог ставит перед аудиторией проблему и решает ее, демонстрируя
способы решения. Инициатива здесь на стороне преподавателя и он редко использует помощь учащихся, а чаще всего формирует тезис или антитезис, а учащиеся осуществляют логический вывод.
Разновидности проблемного изложения: при диалогическом изложении преподаватель постепенно вовлекает учащихся в ход объяснений и «центр тяжести» смещается в их сторону. Большую часть вопросов в итоге решает аудитория, и работа переходит уже в частично-поисковые методы.
2. Проблемное обучение.
Поисковые методы (исследовательские). Суть таких методов заключается в том, что педагог не формулирует проблему перед учащимися, а сами обучаемые находят ее и решают.
Частично-поисковые методы.
Слайд 252.4. Методы управления учением и самостоятельной работой учащихся
Управленческий подход (М.А.Данилов,
Б.П.Есипов).
имеет своим основанием дидактические цели, решаемые на том или
ином этапе обучения.
Слайд 261. Методы подготовки к восприятию учебного материала. В обучении важно
получить положительный результат, что бы усвоение произошло на 100%. В
этом помогает актуализация опорных знаний, которую проводят перед изучением новой темы.
2. Методы оказания помощи в восприятии, осмыслении, понимании и запоминании учебных сведений.
3. Методы оперативной диагностики. С помощью них возможно быстро выявлять и исправлять недостатки хода аудиторной работы. Назовем некоторые способы: наблюдение и учет, устный опрос, риторические вопросы
4. Методы коррекции используют обязательно, поскольку не все во время занятия проходит по плану, по конспекту урока и что-нибудь происходит не запланировано.
Слайд 271. Методы устного инструктирования во время вводного, текущего, заключительного инструктажа.
Сюда относятся и методы индивидуального и группового инструктирования.
2. Методы письменного
инструктирования. Объяснять задания можно с помощью методических указаний к выполнению лабораторных, контрольных и других видов работ, инструкционных карт, инструкционно-технологических карт.
3. Методы инструктирования с помощью технических средств обучения (ТСО) и средств вычислительной техники (ВТ). Так инструктаж может быть снят на видео или быть в анимационном виде. Перед выполнением работ, отработкой трудовых операций инструктаж демонстрируется учащимся.
Самостоятельной работой учащиеся заняты не только дома, но и в учебном заведении.
Это учебная деятельность в лабораторных кабинетах, в мастерских, классе, после инструктажей учащиеся приступают к самостоятельному выполнению заданий.
Слайд 281) Методы выдачи домашнего задания (устные и письменные).
2) Методы заочного
консультирования в виде методических рекомендаций по выполнению домашних заданий или
методические издания под названием «Типичные ошибки при выполнении домашних работ».
Педагог не участвует в выполнении работы учащимися, но в процессе выдачи осуществляется их взаимодействие с помощью методов.
Слайд 29Линейный
1
2
3
4
5
6
К
К
1, 2, 3 и т.д. – учебные элементы (порции,
кадры, кванты, дозы);
К – контрольное мероприятие
Слайд 30Разветвленный
1
2
3
К
К
К
К
26
13
17
14
18
27
Схема программированного обучения:
1-ый путь. В первом случае обучение продолжают
те, кто на 100%, т.е. отлично, усвоили порции материала под
номерами 1, 2 и 3.
2-ой путь. По пути №2 следуют обучаемые, совершившие некоторые ошибки в изучении трех предыдущих порциях материала. Если кто-то не на должном уровне освоил только один из трех элементов, например 2, он продолжает обучение по индивидуальному варианту.
3-ий путь. По этой траектории продолжают осваивать образовательную программу учащиеся, плохо изучившие только третий квант.
Слайд 313 Методы закрепления результатов
обучения, совершенствования знаний, умений, навыков
Слайд 323.1.1. Беседа катехизическая
Необходимо соблюдать оптимальное количество, что бы охватить
все узловые элементы учебного наполнения. По построению вопросы должны звучать
кратко, логично и четко и не предполагать односложных ответов, типа ДА или НЕТ.
3.1.2. Обзор – применяется в тех случаях, когда времени для проведения беседы нет, а новый материал очень большой по объему и трудный в восприятии. Преподаватель подводит итог или краткий обзор пройденного в «ярких красках», с использованием раздаточного материала, что требует мастерства от него. При использовании данного метода учащиеся пассивны, отсутствует возможность провести диагностику усвоения материала, в чем и заключается недостаток
3.1.3. Демонстрация видео сюжета. С помощью демонстрационного метода закрепление материала происходит через средства наглядности (видеофильмы). Это очень привлекает учащихся. Перед занятием в обязательном порядке выдается задание, ответы на которое можно пучить в ходе просмотра ролика
Слайд 333.2.1. Методы начального повторения.
Используются перед началом изучения предмета или темы
для подготовки к восприятию материала (актуализация опорных знаний, видео сюжет,
обзор, подойдут методы входного контроля).
3.2.2. Методы текущего повторения.
Применяются по ходу изучения курса на каждом занятии (экскурсия, беседа, сочетание повторения с контролем).
3.2.3. Методы заключительного повторения (обобщающего, повторения по завершении изучения темы). Это могут быть обзорная лекция, подготовка к контрольной работе, конкурсу, олимпиаде, викторине, самостоятельная работа обобщающего характера.
3.2.4. Методы итогового повторения.
К ним относятся подготовка к зачетам и экзаменам.
Слайд 374 Методы контроля и самоконтроля результатов обучения и эффективности учебного
процесса
Слайд 384.1.1. Текущее наблюдение. Осуществляется на каждом занятии и является достаточно
информативным для педагога. Наблюдение в ходе урока за группой учащихся
дает множество разнообразных сведений.
4.1.2. Методы устного контроля.
1. Опрос. Опрос применяется чаще всего, бывает фронтальный и индивидуальный. При фронтальном опросе можно охватить многих обучаемых. Сведения о получаемых результатах усвоения бывают достаточно надежными. Отрицательной стороной назовем то, что ответы учащихся очень краткие, а значит, не происходит развития устной речи. Из психологии известно, что речь и мышление человека взаимосвязаны. При сжатых ответах трудно оценить мышление учащегося.
2. Доклад. Метод позволяет сделать вывод об эффективности обучения, о познавательных возможностях учащихся.
3. Коллоквиум. Это индивидуальное собеседование, чаще всего организуемое перед лабораторной работой, в середине семестра или полугодия. Зачет в устной форме. Устный экзамен.
4.1.3. Методы письменного контроля.
К ним относятся: письменный экзамен или зачет, проверочная работа (как правило, на 5 минут), контрольная работа (в основном занимает целое занятие), тесты, реферат.
4.1.4. Методы лабораторно-практического контроля.
1. На уроках теоретического обучения – это лабораторная работа.
2. На уроках производственного обучения лабораторно-практическим контролем является контрольная учебно-производственная работа.
4.1.5. Методы без машинного и машинного программированного контроля.
Слайд 394.2.1. Вопросно-ответный метод предполагает, что учащийся должен уметь находить ответы
в тексте учебника. Такая самостоятельная работа позволяет выработать у них
привычку отвечать на контрольные вопросы.
4.2.2. Решение качественных и количественных задач. В качестве источника заданий используются сборники вопросов и задач. Решив задачу, учащийся всегда может сверить свой ответ с правильным, без помощи педагога.
4.2.3. Программированные материалы. К ним относятся средства вычислительной техники, программы для изучения материала с элементами программированного контроля, билеты программированного контроля для самопроверки.
Слайд 404.3.1. Традиционные методы
правильность выполнения заданий;
самостоятельность учащегося при работе;
качество работы;
выполнение
всех технологических инструкций;
соблюдение нормативов времени;
выполнение требований техники безопасности (без этого
пункта положительная оценка вообще не может быть поставлена), которые в учебных заведениях иногда дополняются.
4.3.2 Нетрадиционные методы оценки и учета
Рейтинговый лист - это список, где учащиеся расположены в порядке убывания рейтинговых баллов.
Кредитная система не применяется в НПО, но распространена в европейских университетах и некоторых вузах России
Слайд 41Критерии выбора методов обучения (по Ю.К. Бабанскому)
Определить задание изучения темы
после ознакомления с программой и методическими указаниями по теме (задание
формирования знаний, умений, навыков общенаучного и политехнического характера, приемов учебно-познавательной деятельности)
Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделив основные научные и воспитательные идеи, понятия, законы, умения, навыки, которые должны быть усвоены учащимися в соответствии с поставленными заданиями
Обосновать логику раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, принципами систематичности, последовательности, связи обучения с жизнью, теории с практикой, научности и доступности, а также определить, на каком этапе раскрытия темы какие именно виды уроков нужны, а какие вопросы можно будет перенести на самостоятельное изучение
Конкретизировать количество и последовательность всех уроков и других занятий по теме в соответствии со временем, отведенным программой на ее изучение
Определить тематику каждого занятия, урока, сформулировать их основные задачи, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса заданий изучения темы
Конкретизировать задачи данного урока на основании изучения особенностей учащихся данного класса
Отобрать наиболее рациональное содержание обучения на данном уроке и выделить в нем главное, существенное
Выбрать оптимальное соединение методов и средств обучения для реализации содержания урока и намеченных на уроке учебно-воспитательных заданий
1
Отобрать формы организации учебной работы школьников на уроке – общеклассные, групповые или индивидуальные
Определить оптимальный темп обучения на уроке, содержание и методы домашней работы учащихся
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Слайд 42Домашнее задание
Приведите «реальные» примеры применения методов обучения, представленных в классификациях:
Слайд 43По уровню активности учащихся
(Е.Я. Голант)
Классификация методов обучения
Пассивные
Активные
рассказ
лекция
объяснение
экскурсия
демонстрация
наблюдение
лабораторный метод
практический метод
работа с
книгой
Слайд 44По источнику получения знаний
(Н.М. Верзилин, С.И. Перовский, С.М. Лордкипанидзе)
Словесные
Наглядные
Практические
рассказ
объяснение
беседа
дискуссия
лекция
работа с
книгой
наглядные пособия
схемы
таблицы
рисунки
модели
приборы
ТСО
кино- и видеофильмы
упражнения
лабораторные работы
практические работы
опыты
написание сочинений
составление таблиц
изготовление прибора
Слайд 45По дидактической цели
(М.А. Данилов, Б.П. Есипов)
По характеру познавательной деятельности
(И.Я. Лернер,
М.Н. Скаткин)
методы приобретения новых знаний
методы формирования умений и навыков
методы использования
знаний
методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков
пояснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные)
репродуктивные
проблемного изложения
частично-поисковые (эвристические)
исследовательские
Слайд 46Классификация методов обучения (по Ю.К. Бабанскому)
Слайд 47Бинарная классификация методов обучения
Объединение способов деятельности преподавателя и учащихся
(по М.И.
Махмутову)
Методы обучения
Методы учения
исполнительские
информационно-сообщающие
объясняющие
репродуктивные
инструктивно-практические
продуктивно-практические
объяснительно-побуждающие
частично-поисковые
побуждающие
поисковые