БОСТРОМ
РЭЙМОНД КУРЦВАЙЛЬ
ХАНС МОРАВЕК
ЭВОЛЮЦИЯ
КУЛЬТУРА
ТЕХНОЛОГИЯ
БИОЛОГИЯ
КОГНИТИВИСТИКА
АНТРОПОЛОГИЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
РОБОТОТЕХНИКА
КОГНИТИВИСТИКА
Культурный детерминизм декларирует историческую обусловленность развития человеческой природы
и видит в ней социальный конструкт, характерный для определенного типа обществ и исторических обстоятельств. 1) Не существует универсальной культурной среды для различных сообществ. 2) Разные культурные зоны – служат альтернативными платформами для реализации отдельных когнитивных составляющих человеческой природы (культурный релятивизм). 3) Технологии вариативная часть культуры, а не независимая сила, определяющая когнитивные способности и природу человека. 4) Между средой и человеком формируется пространство коммуникации в виде локального культурного интерфейса, который приспосабливает существующие технологии к ограниченным возможностям человека их контролировать и использовать.
Эволюционный детерминизм рассматривает когнитивный аппарат и природу человека как продукт эволюционных процессов. Эволюция человека и его когнитивных способностей мыслятся как прямое продолжение эволюции неживой и живой природы, и динамика этих процессов, как предполагается, обнаруживает общие закономерности. Человек не может выйти за пределы своей биологической ограниченности, определяющей его познавательные возможности. 1) Живое не просто отражает мир, но и конструирует (преобразует) его. 2) Жизнь есть когнитивный процесс (жизнь тождественна познанию) и всякое знание имеет характер адаптивной ценности. 3) Живое и среда коэволюционируют – живое связано процессами энактивного встраивания со средой, которую оно осваивает, и к которой оно приспосабливается и которую оно преобразует в своих интересах. 4) Среда, в которой существует живое, возникает вместе с ним, объектом эволюции поэтому является экосистема (среда + живое).
Технологический детерминизм рассматривает технологии как независимую и доминантную причину изменений когнитивного аппарата, социальных и культурных, и даже биологических (трансгуманизм) составляющих человеческой природы. 1) Материальная и структурная основа технологий формирует когнитивный контур человеческой природы. 2) Развитие технологии определяется не средой, а ресурсами (материальными, вычислительными и др.). 3) Сумма технологий образует расширенную реальность, или новый тип среды для жизни человека – цифровую культуру. 4) Базовый принцип цифровой культуры – универсальное кодирование своих элементов. 5) Взаимодействие агента (интеракция) со средой не обязательно предполагает его физическое существование (виртуальный агент). 6) Интерактивность интерпретируется как сложная сеть взаимодействий набора элементов, которые в ходе интеракций воспроизводят собственной комплексное единство. Интерактивность рассматривается как процессуальное описание механизма обратной связи в живых и неживых системах и служит общей платформой для их последующей гибридизации (неестественная жизнь и перспективы трансгуманизма).
ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ СОВРЕМЕННУЮ КОНФИГУРАЦИЮ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА?
МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ВЫЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ СВОЕЙ ФОРМЫ ЖИЗНИ?