Слайд 1МДК 02.03.
Технологии социальной работы с семьей и детьми
тема:
«Социальная защита семей ,имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья»
лекция №3
3курс 5 семестр
Преподаватель специальных дисциплин Пак С.Н.
Выборг
2017
Слайд 2введение
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек
с нарушениями психического и физического развития.
Это составляет 1/10 часть
жителей нашей планеты
(из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов.
В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза.
Слайд 3Социальная политика в РФ
Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов,
взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности.
Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология.
Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость.
Слайд 4История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла
сложный путь
- начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции «неполноценных членов»
до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной среды.
Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей,
а всего общества в целом.
Слайд 5Важность социально-реабилитационной деятельности.
Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна
из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи
и социального обслуживания.
Слайд 6Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к
каждому из них - независимо от его физических, психических и
интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.
Слайд 7социально-экологическая модель социальной работы
Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к
разряду чисто медицинских явлений.
Гораздо большее значение для понимания этой
проблемы и преодоления ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы.
Слайд 8социально-экологическая модель социальной работы
Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к
разряду чисто медицинских явлений.
Гораздо большее значение для понимания этой
проблемы и преодоления ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы.
Именно поэтому технологии помощи инвалидам - взрослым и детям - основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонения или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным проблемам.
Слайд 9Социальная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья
Здоровье
и благополучие детей - главная забота семьи, государства и общества.
Первоосновой защиты детства выступает правовая база.
Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции и методики.
Международное законодательство по защите детства представлено Хартией детства, Декларацией прав ребенка.
В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Конституция РФ, Закон о семье, Закон об образовании.
В России действует президентская программа «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.94г. № 474).
Слайд 10Работа с родителями
Большую роль в становлении личности ребенка-инвалида, способной успешно
интегрироваться в социум, играю его родители.
Поэтому работа с семьями,
воспитывающими детей с ограниченными возможностями, является одним из приоритетных направлений социальной работы.
Слайд 11Факторы риска инвалидности
Вопрос о причинах рождения детей-инвалидов до сих пор
до конца не изучен.
Среди факторов риска ученые называют генетику,
экологию,
неблагополучный образ жизни,
инфекции и перенесенные заболевания родителей.
Казалось бы, с развитием современной медицинской диагностики подобные случаи не должны повторяться, но проблема продолжает оставаться актуальной.
Слайд 12Проблемы семьи
Долгие годы об этом не принято было говорить вслух,
и фактор общественного молчания,
как и созданная система закрытых учреждений
для детей с тяжелыми нарушениями,
привели к тому, что именно эти дети зачастую оказываются изолированными от общества, а семьи - наедине с собственной горечью и проблемами.
Слайд 13Проблемы семьи
Общеизвестно, что в семьях детей-инвалидов происходят качественные изменения на
трех уровнях:
психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием
ребенка, постоянными и различными по своей природе психотравмирующими воздействиями;
социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу; рождение ребенка деформирует отношения между супругами,
соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных психосоматических заболеваниях.
Слайд 14Проблемы семьи
Очевидно, что инвалидность ребенка для его родителей является сильным
психотравмирующим фактором.
Это особенно свойственно семьям с высоким образовательным и
профессиональным статусом, в которых порой культивируются ожидания повышенной одаренности ребенка.
В этих случаях реакция на факт инвалидности ребенка может быть адекватной.
Она может принимать крайнюю форму - комплекс собственной вины, что порождает гиперопеку в отношениях с ребенком.
Слайд 15Проблемы семьи
Другая категория родителей - люди с низким образовательным уровнем,
ограниченным кругом интересов и невысоким интеллектуальными способностями.
Им свойственно или
пренебрежение проблемами ребенка, или ожидание решения проблем медицинскими и социальными работниками.
Это две крайние (патологические) позиции, они нуждаются в коррекции.
Слайд 16Семьи с детьми-инвалидами - особая категория, относящаяся к «группам риска».
Известно,
что количество психических (невротически и психосоматических) расстройств в семьях с
детьми, имеющими ограниченные возможности выше, чем в семьях, не имеющих детей-инвалидов в 2,5 раза.
Распад семей с детьми-инвалидами происходит значительно чаще.
Слайд 17Проблемы семьи
Все эти и другие факторы приводят к тому, что
родители становятся препятствием в реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Но
и в том случае, когда родители занимают более конструктивную позицию, они испытывают эмоциональные перегрузки и нуждаются в особых знаниях о проблемах своего ребенка.
Слайд 18Проблемы семьи
Анализ жизнедеятельности детей и семей, имеющих детей-инвалидов, специальное изучение
навыков самообслуживания и бытового труда детей обнаружило их весьма сниженный
характер.
Значительно страдает коммуникативная деятельность детей с ограниченными возможностями: практика их общения со сверстниками взрослыми чрезвычайно бедна и замыкается на близких родственниках.
Слайд 19Помощь семьям
Для определения наиболее актуальных форм помощи семьям, имеющим детей-инвалидов,
было проведено анкетирование детей и родителей. Анализ данных соц. исследований
показал, что семьи нуждаются
в получении их детьми профессиональной подготовки (90%),
психологических услуг (54%),
медицинских услуг (45%),
информации о правах и льготах (44%).
Ребята отметили, что часто испытывают трудности в общении со сверстниками (87%), имеют проблемы во взаимоотношениях с учителями (67%), в общении с родителям (65%).
Слайд 20Помощь семьям
Особенность и новизна подходов должна быть заключена в реабилитации
детей-инвалидов в том, что система реабилитационных мероприятий направлена на всю
семью.
Учитывая, что социально-реабилитационная работа только с ребенком мало эффективна, а традиционные подходы в работе с родителями не меняют внутреннего мира семьи, разрабатываются
новые методики семейно-групповой коррекционно-оздоровительной работы, интегрирующей различные приемы игровой, творческой, коллективной психокоррекции, психогимнастики, логоритмики, арттерапии, имаготерапии.
Слайд 21Помощь семьям
Особое внимание должно уделяться знакомству родителей с нормативными документами,
социальными гарантиями и льготами детей-инвалидов и их семей.
Таким образом,
для успешного достижения цели реабилитации: социальной адаптации ребенка-инвалида необходимо решение ряда
медико-социальных,
социально-психологических
и психолого-педагогических проблем не только детей, но и их родителей, а также активное включение семьи в реабилитационный процесс.
Слайд 22Программа реабилитации
Программа реабилитации - это система мероприятий, развивающих возможности ребенка
и всей его семьи, которая разрабатывается командой специалистов
(состоящей из
врача, социального работника, педагога, психолога) вместе с родителями.
Во многих странах такой программой руководит один специалист - это может быть любой из перечисленных специалистов, который и отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор).
Слайд 23Программа реабилитации
Программа реабилитации - это четкий план, схема совместных действий
родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной
адаптации (например, профессиональной ориентации), причем в плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановление сил и т.д.
Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов.
Слайд 24Программа реабилитации
Направления реабилитации:
1.медицинские (оздоровление, профилактика); *
2. специальные (образовательные, психологические, социальные,
психотерапевтические),направленные на развитие общей или точной моторики,
языка и речи
ребенка,
его умственных способностей,
навыков самообслуживания и общения.
Слайд 25Программа реабилитации
Программа реабилитации предусматривает,
во-первых, наличие междисциплинарной команды специалистов, а
не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям,
а во-вторых, участие родителей в процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее сложную проблему.
Слайд 26Программа реабилитации
Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда
в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе
решают поставленные задачи.
Однако некоторые специалисты отмечают, что родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей. Если не спросим их об этом.
Слайд 27Заключение
Следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и
родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить
проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.