Слайд 2Причины Возрождения
В ХIV-ХV вв. в Италии, и в других странах
Западной Европы наступает эпоха Возрождения, постепенный выход из средневековья.
Слайд 3Причины Возрождения
Католическая церковь теряла свой безусловный авторитет, в итоге реформаторского
движения возникает новая христианская конфессия - протестантизм, выражающая интересы зарождающейся
буржуазии.
Слайд 4Все эти изменения способствовали развитию культуры, которая находит свое законченное
выражение в принципе гуманизма: в признании ценности каждого человека как
личности, признании права каждого на свободу, счастье и развитие.
Утверждение принципа гуманизма является революционным мировоззренческим переворотом в европейской культуре.
Слайд 5Условно можно выделить три основных периода в развитии философии Возрождения:
I
период – середина XIV – середина XV вв.
II период –
середина XV – середина XVI вв.
III период – середина XVI в. – начало XVII в.
Слайд 6Главный вопрос: каково место человека в мире?
Место человека в
мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей как: Ф.
Петрарка, Д. Боккаччо, Г. Галилей, Джордано Бруно, Макиавелли, Т. Кампанелла, Т. Мор, Н. Кузанский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Э. Роттердамский, Мишель де Монтень и др.
Слайд 7Гуманизм
Престиж эпохи Возрождения связан с понятием гуманизма.
Итальянские гуманисты слово
"humanitas" (человечность) заимствовали у древнеримского философа Цицерона (I в. до
н. э).
Гуманизм – этическая жизненная позиция, утверждающая, что человек имеет право и обязанность определить смысл и сферу своей жизни.
Слайд 8Философское мышление гуманистов Возрождения
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как
антропоцентрическое.
Антропоцентризм (от греч. Antropos – человек и лат. сentrum
– центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель совершающихся в мире событий.
Слайд 9В центре внимания философской мысли находились следующие проблемы:
- вопросы, связанные
с устройством природы, ее структурой, с закономерностями ее развития, о
космосе (натурфилософия);
- тема человека и его строения (единство души и тела), его общих качеств и места в мире (на первом месте Бог или человек);
- проблемы идеального государственного устройства общества.
Слайд 10Пико делла Мирандола (1463-1495)
Слайд 11«Человек – кузнец своего счастья».
Каждый вид животного живет своей
жизнью, иная жизнь для него невозможна. Человек же не обладает
природой, которая бы сдерживала его, а значит, может творить себя в действии. Только ему дано право творить свою личность.
Специфика человека заключается именно в свободной воле, позволяющей ему превзойти ангелов и другие небесные создания.
Слайд 12Общественное устройство
Для формирования совершенного человека необходимо и идеальное устройство государственной
власти, общественной жизни людей.
В работах представителей эпохи Возрождения значительное место
занимали проблемы государства, власти, управления.
Здесь, прежде всего, надо назвать такие произведения, как «Государь» Макиавелли, «Утопия» Т.Мора и «Город Солнца» Т.Кампанеллы.
Слайд 14Философия Петрарки
По мнению Петрарки, философия должна исследовать жизнь, быть школой
жизни, размышлять над ее проблемами.
Самая же главная цель философии
- исследование человеческой души, внутреннего мира человека, что важнее познания окружающего мира – природы.
Петрарка, таким образом, заложил основы главного принципа восприятия окружающего мира – гуманистического антропоцентризма, отличавшегося от христианского.
Это отличие состояло в признании творческой роли человека, действующего по собственной воле и реализующего свое земное предназначение.
Конкретные требования к знанию включали у Петрарки интерес и к практическому овладению историей, моральной философией, грамматикой и риторикой.
Слайд 16Философия Валлы
Критиковал монашество, аскетизм, как изжившие себя формы человеческого существования,
ограничивая религию лишь рамками эмоционально-практической жизни человека.
Выступал сторонником этики «наслаждения»
Эпикура, понимая ее не просто как чувственность, но как достойное человека, свободное существование, реализующее стремления, свойственные всем живым существам.
Слайд 18Философия Монтеня
В работе “Опыты” отстаивает идею независимости, самостоятельности человеческой
личности.
Резко осуждает низкие человеческие качества, мешающие проявлению свободного, самостоятельного
мышления: подлость, подобострастие, лицемерный конформизм.
Человек не занимает привилегированного положения в мире природы и не имеет преимуществ перед другими существами, живущими на земле.
Смысл в наиболее полном включении человека в природу.
Согласие с природой означает умение жить «по-человечески».
Слайд 19Дезидерий - Эразм Роттердамский (1469-1536)
Слайд 20Философия Эразма
Не хотел мириться с фальшивой моралью церкви.
Христианскую веру
Эразм сравнивает с разумно обоснованным убеждением, а не со слепым
чувством.
Осуждал нетерпимость церкви в лице ее священнослужителей, оправдание ими грабительских войн, сожжение еретиков.
Ему был так же чужд церковный аскетизм, отказ от земных благ, поэтому он настаивал на возврате к подлинной христианской морали.
Слайд 22Натурфилософия Возрождения. Развитие нового естествознания
Идеи гуманистов с их верой
в неограниченные возможности человека познать себя и окружающий мир получили
свое естественное продолжение в натурфилософии и новом естествознании.
Слайд 23НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Николай Кузанский (Кребс) (1401-1464) : Мир земной – Единое
Царство божие – является единым целым.
В Боге он видел универсальный
объединяющий принцип.
Философ ясно выразил главную идею Возрождения – человек стоит выше всех остальных творений, являясь центральным звеном природы.
Слайд 24НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Николай Коперник (1473-1543): в своём труде “Об обращении
небесных сфер”опроверг геоцентрическую систему, господствовавшую более 1500 лет.
Открытие Н.
Коперника свидетельствовало о том, что истолкование природы может быть дано без ссылок на философские и религиозные авторитеты.
Слайд 25НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Философские идеи Николая Кузанского и Николая Коперника и идеалы
итальянского гуманизма оказали благотворное влияние на одного из выдающихся представителей
пантеистической (пантеизм - отождествление Бога и природы, их слияние) философии Возрождения – Джордано Бруно (1548-1600).
Слайд 26НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Джордано Бруно философски обосновал учение Коперника с позиций материализма,
естественнонаучные открытия эпохи Возрождения.
Развивал мысль о том, что Вселенная
бесконечна и безгранична, едина и многообразна, вечна и неисчерпаема в своих проявлениях.
Познание является правильным в том случае, если оно основано на изучении природы.
Истинное знание может быть дано лишь наукой.
Бруно стремился устранить Бога, стоящего над миром, превратив его в жизненное начало самих вещей.
Слайд 27НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Галилео Галилей (1546-1642): наглядно показал, что природные явления, как
бы ни были сложны для понимания, могут быть постигнуты человеческим
разумом, если применить для этого эксперимент и математику.
Т.о. он создал метод научного исследования, неотъемлемыми частями которого являются математика и опытная проверка сделанного открытия.
Слайд 28Метафизический Материализм
Быстрый прогресс механико-математических наук оказал столь сильное влияние на
естествоиспытателей, что многие из них стали считать открываемые этими науками
законы всеобщими и универсальными.
Материалистическая философия обрела такие черты, как метафизичность и механистичность. Сложилась вторая форма материализма в исторической философии.
Слайд 29Метафизический Материализм
Родоначальник метафизического материализма – английский философ Френсис Бэкон (1561–1626).
В
своем произведении «Новый органон» он развил материалистическое понимание природы и
философское обоснование индуктивного метода познания.
Материя – состоит из многих неподвижных форм или законов, являющихся источниками и причинами различных движущихся «натур» - простейших качеств – тяжести, тесноты, различных комбинаций этих «натур».
Слайд 30Николло Макиавелли (1469 – 1527):
1. Человек обладает изначально злой природой
(эгоист);
2. Совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только
свои интересы;
3. Для обуздания эгоизма человека создается особая организация — государство;
4. Правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных, использовать все средства для сохранения власти
Слайд 32Мартин Лютер (1483—1546) - не только развил давние традиции критики
схоластики, клира и церковного устройства во главе с Папой, но
и нанес удар своими новыми идеями по главным устоям учения католической церкви.
Закончил Эрфуртский университет и долгое время состоял во францисканском монашеском ордене.
Он стал доктором богословия, глубоким знатоком Священного писания.
Слайд 33Влияние реформации на философию Возрождения
Главное место в этом учении Лютера
принадлежит концепции "трех только":
человек спасается только верой;
он обретает
ее только через милость Божию, а не вследствие каких-либо личных заслуг;
авторитетом в делах веры является только и единственно Священное писание
Слайд 34Начало реформации
В конце октября 1517 г. Лютер выступил с 95
тезисами против индульгенций - торговлей "отпущением грехов". Это стало началом
Реформации. Слово и действия Лютера получили широкую поддержку во всех слоях немецкого общества, дали мощный стимул развитию антиримского оппозиционного движения.
Слайд 35Тезисы Лютера
В своих тезисах Лютер опровергал католическую догму о возможности
спасения души лишь при посредничестве клира и на основе установленного
церковью обряда.
Он подчеркивал значение совести верующего, необходимость для его оправдания глубочайшего личного раскаяния в грехе. Только дойдя до полного смирения перед Божьей волей, человек может обрести спасающую помощь Божьего милосердия.
Лютер писал, что вздор проповедуют те, кто утверждает, будто как только грош зазвенит в ящике для монет продавца индульгенций, тотчас душа умершего, для спасения которой их покупали, уходит из чистилища в рай.
Слайд 36Полемика Экка и Лютера
Важной вехой в истории Реформации стал диспут
в Лейпциге между Экком и Лютером летом 1519 г.
Лютер
в пух и прах разбил в полемике знаменитого и авторитетного богослова и подверг сомнению мнение церковных соборов по важным вопросам веры, что было революционным шагом.
Никогда и никто до Лютера не осмеливался открыто критиковать церковные соборы.
Слайд 37Главная идея Лютера
Лютер призвал к разделению светской и духовной властей,
как и сферы действия светского права, которому он придавал первостепенное
значение в обеспечении порядка, необходимого для христианской жизни, и права церковного.
Последняя идея пришлась по душе многим германским князьям, которые, желая избавиться от излишней власти епископов в своих владениях, с готовностью поддержали идеи Лютера. Так началась Реформация.
Слайд 38Томас Мюнцер
Однако и реформация разделилась на множество учений, противоречащих друг
другу.
Лидером одного из них был простой священник Томас Мюнцер.
Мюнцер обвинял
Лютера в сокрытии истинной причины народных возмущений. Главный корень бед — в господах, в князьях, которых не заботят нужды бедного человека.
Грабя и разоряя пахарей и ремесленников, они в то же время твердят: "Не укради!", а Лютер, "доктор Лжец", их благословляет.
Слайд 39Ульрих Цвингли
В Швейцарии возник второй крупный центр европейской Реформации, где
ведущую роль играл цюрихский священник Ульрих Цвингли.
В отличие от
Лютера Цвингли призывал к неповиновению властям, если их правление носит не евангелический, а тиранический характер.
Цвингли, вместе с его проповедями принял швейцарский город Берн, а верхушка его родного Цюриха изгнала его.
В 1531 г. движение Берна было подавлено, а сам Ульрих Цвингли был убит.
Слайд 40Жан Кальвин
Реформационное движение возникло и во Франции. Одним из самых
ярких деятелей реформации стал Жан Кальвин.
Он довел до завершения
многое из учений Лютера.
Кальвинизм противопоставил себя лютеранству, переосмыслив реформационные направления.
Если у Лютера Бог встречается с человеком в глубинах его существа и сообщает ему мистическое знание о себе, то, по Кальвину, Бог совершенно недоступен человеку и человек судит о нем не непосредственно, но по своему психическому состоянию и по состоянию своих дел.
Бог радикально освобождается от мира, но и мир предстает таким, как есть, – «расколдованным», без мистификаций. Во всяком случае, потенциально.
Слайд 41Кальвинизм
Его идеи не нашли поддержки ни у короля, ни у
большинства дворян, поэтому Кальвин вынужден был покинуть Францию. Однако его
учение распространялось, и, вскоре, он был приглашён в швейцарский город Женеву, в котором были сильны средние слои населения, принимавшие протестантскую идею.
Именно в этом городе Жан Кальвин получил прозвище «Женевский Папа».
Кальвин отрицал гуманизм и античную литературу и говорил, что «изучения достойно только Святое Писание».
Слайд 42Последствия Реформации
Реформация охватила большинство стран Западной и Центральной Европы. Ей
удалось одержать победу во многих немецких княжествах и городах, в
ряде кантонов Швейцарии, в Англии, в Дании с принадлежавшими ей Норвегией и Исландией; в Швеции с входившей в состав этого королевства Финляндией; в северной части Нидерландов — добившейся независимости Республике Соединенных провинций. Реформация смогла стать одной из влиятельных сил в Венгрии, а на определенный период — во Франции и в Польше.