Слайд 2Западная философия XX века
Окончание Нового времени
На рубеже XIX-XX вв. появились
коренные перемены в образе жизни и мировоззрении людей
Слайд 3Новейшая история
Начиная с XX столетия историю называют «Новейшей»
Изменения, произошедшие в
XX веке, продолжают влиять и на сегодняшнюю жизнь общества
Слайд 4Изменения в обществе в XX веке
Наука
Занимает огромное место в
жизни общества
Превратилась в непосредственную производительную силу общества
Слайд 5Роль науки нельзя оценить однозначно
Наука
Разрешает проблемы общества
Порождает проблемы
Нарастающий экологический
кризис
Слайд 6Наука стала меньше претендовать на окончательность и абсолютность суждений
Альберт Эйнштейн
1879-1955
Автор
общей теории относительности
Макс Планк
1858-1947
Основоположник квантовой физики
Разработка теории относительности, квантовой
теории заставили пересмотреть классическую модель Ньютона
Слайд 7Бернхард Риман
1826-1866
Немецкий математик
Николай Иванович
Лобачевский
1792-1856
Русский математик, создатель неевклидовой геометрии
Геометрия Евклида
дополняется неевклидовыми геометриями Римана, Лобачевского и др.
Слайд 8Изменения в экономической жизни западных стран
С конца XIX века экономика
всё меньше внимания обращает на национальные и государственные границы
В XX
– XXI вв. экономика приобретает глобальный характер
Изменения в одной сфере, одном регионе приводят к изменениям во всех остальных сферах и регионах мира
Слайд 9Изменения в религиозной сфере
Заметнее становятся модернистские, то есть изменяющие, реформирующие
привычные религиозные взгляды и положения течения
Традиционные религии начинают занимать всё
меньшее место в общественной жизни
Слайд 10Человечество пережило в новейшей истории две мировые войны, изменившие мировоззрение
современного человека
Горе и страдания, принесённые этими войнами, заставили осознать хрупкость
привычного мира, по-новому поставили вопрос о предназначении и судьбах человечества
Пошатнулась вера в неодолимость прогресса, стало очевидным, что прогресс в одной области сопровождается регрессом в других областях
Слайд 11Изменения в самой философии XX века
В философии общей установкой становится
плюрализм (множественность)
Разные философские течения и школы сосуществуют, спорят, ведут диалог
друг с другом, не претендуя на абсолютные и окончательные истины
Слайд 12Основные направления западной философии
XX века
Экзистенциализм
Позитивизм и неопозитивизм
Структурализм
Неотомизм
Герменевтика
Психоанализ
Слайд 13Позитивизм
Наиболее распространённое течение западной философии XIX-XX вв.
Философия позитивизма
изучает
Способы и методы достижения положительного, позитивного знания
Слайд 14Основоположник позитивизма
Огюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель, основоположник позитивизма.
«Знать –
чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы обладать силой».
О.Конт.
Слайд 15Позитивизм
Философское направление – позитивизм выступало за то, чтобы философия
Опиралась
только на достоверное научное знание
Исследовала лишь факты, а не их
внутреннюю сущность
Опиралась на научный метод в исследованиях
Слайд 16Позитивизм
Позитивизм
Философия отрицания философии
Каждая наука
Сама себе философия, ей не
нужны умозрительные принципы и основания
Слайд 17Основные принципы позитивизма
Основные принципы позитивизма
Опыт – первичный и единственный источник
знания
Каждая наука вырабатывает собственные внутренние принципы исследования объекта
Задача философии –
изучение языка и методов науки
Слайд 18
Философское направление
Отказывающееся рассматривать проблемы, которые нельзя доказать с помощью
эксперимента
Позитивизм
Слайд 19Неопозитивизм
Как особое философское направление неопозитивизм получил широкое распространение в англоязычных
странах
Наиболее известные представители неопозитивизма
Рудольф Карнап
1891-1970
Альфред Айер
1910-1989
Бертран Рассел
1872-1970
Людвиг Витгенштейн
1889-1951
Джон Остин
1911-1960
Слайд 20Неопозитивизм
Философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем
Единственно
возможное знание
Специально-научное знание
Задача философии
Деятельность по анализу языковых форм знания
Слайд 21Неопозитивизм
Главная идея
Изучение и анализ языка науки
Язык
Главное средство,
через которое человек позитивно, достоверно и научно воспринимает мир
Слайд 22Представители позитивизма и неопозитивизма
Герберт Спенсер
1820-1903
Эрнст Мах
1838-1916
Рихард Авенариус
1843-1896
Мориц Шлик
1882-1936
Рудольф Карнап
1891-1970
Имре Лакатос
1922-1974
Пол
Карл Фейерабенд
1924-1994
Слайд 23Структурализм
Основами для возникновения структурализма стали
Развитие НТР в 60-е гг. XX
века
Структурные изменения в развитых странах Запада
Процесс культурной интеграции народов
Изменение
массового сознания
Слайд 24Структурализм
Основа структурализма
Системно-структурный подход
Рассмотрение целого как системы, состоящей из взаимосвязанных
и взаимодействующих элементов
Слайд 25Системно-структурный подход способствовал успеху в развитии многих наук
Клод Леви-Стросс
1908-2009
Французский этнограф,
социолог, культуролог
Клод Леви-Стросс жил среди племён индейцев Южной Америки и
изучал их взаимоотношения через влияние на людей символических форм, традиций, ритуалов, языка. Важным результатом его исследований явилось толкование мифа и языка как фундаментальных основ общества.
Слайд 26Неотомизм
Это философское направление – наиболее авторитетное течение современной католической
церкви
Конец
XIX века
Возникновение неотомизма
Основа неотомизма
Учение средневекового философа Фомы
Аквинского
Слайд 27Неотомизм
Фома Аквинский
1225-1274
Средневековый философ
В философии неотомизма используются пять доказательств бытия
Бога, данные средневековым философом Фомой Аквинским.
Слайд 28Неотомизм
Собор святого Петра в Ватикане
С 1879 года неотомизм является
официальной философией Ватикана.
Слайд 29Представители неотомизма
Жак Маритен
1882-1973
Этьен Анри Жильсон
1884-1978
Юзеф Мария Бохенский
1902-1995
Слайд 30Неотомизм
Центральный принцип
Гармония разума и веры, науки и религии, возвышение
значения Бога и отдельной человеческой личности
Центральная проблема
Проблема Бога
Бог постигается
как бесконечная, вечная, несотворённая, совершенная реальность, сотворившая всё, что существует вне его
Слайд 31Основная идея неотомизма
Утверждение о необходимости доказательства бытия Божия с помощью
средств науки, в том числе философии
Для доказательства бытия Бога используются
Традиционные
доказательства
Современные достижения науки
+
Слайд 32Неотомизм
Неотомизм провозглашает высокое значение человеческой личности
Жак Маритен 1882-1973
Французский философ,
основатель неотомизма
Личность является наиболее совершенным и благородным проявлением природы
Бог, создав
человека, не придал ему совершенный, конечный вид. Личность рождается свободной и сама развивается
Слайд 33Герменевтика
Термин «герменевтика»
С греческого – разъясняю, истолковываю
Искусство и теория интерпретации текстов
Бог
Гермес в греческой мифологии – посредник между богами и людьми
Слайд 34Основоположники герменевтики
Фридрих Шлегель
1772-1829
Немецкий философ
Фридрих Шлейермахер
1768-1834
Немецкий философ
Как философская проблема герменевтика
была поставлена и разработана немецкими философами Ф.Шлегелем и Ф.Шлейермахером
Слайд 35Основатель современной герменевтики
Ханс Георг Гадамер 1900-2002
Немецкий философ
Х.Гадамер превратил герменевтику
в самостоятельную науку, придал ей самостоятельный статус, рассматривал её как
метод гуманистических наук и как учение о человеческом бытии. Одна из привлекательных черт герменевтики – близость к практике. По Гадамеру, вещи не существуют, пока не получат названия с помощью языковых средств.
Слайд 36Герменевтика
Герменевтика как философское знание
Анализ самого процесса понимания движения
к истине
Герменевтика
Это путь к знанию, сама практика получения истины
Слайд 37Герменевтика
Герменевтика признаёт единственно доступным и ценным мир человеческого общения
Мир
культурных ценностей внутри общения составляет язык, с помощью которого должны
быть поняты и истолкованы все составляющие культуры
Слайд 38Психоанализ
Основателем психоанализа является австрийский учёный и врач Зигмунд Фрейд
(1856-1939). Фрейд первый сформулировал принципы работы бессознательного, описал основные человеческие
комплексы и неврозы, подвёл психоаналитическую базу под искусство, религию, культуру в целом. Его влияние на культуру XX века было огромным. Как сказал один немецкий философ, духовную ситуацию двадцатого века создали три человека: К.Маркс, Ф.Ницше и З.Фрейд.
Зигмунд Фрейд
1856-1939
Слайд 39Главные труды З.Фрейда
«Я и Оно»
«Тотем и табу»
«Толкование сновидений»
«Неудовлетворённость культурой»
«Психопатология обыденной
жизни»
Слайд 40Теория психоанализа
Зигмунд Фрейд
(1856-1939)
Австрийский психолог, психиатр, основоположник психоанализа
Теория психоанализа –
это психологическая теория, разработанная в конце XIX-
начале XX века австрийским
психиатром З.Фрейдом. З.Фрейд впервые открыл бессознательное. В центре этого открытия – так называемый эдипов комплекс.
Слайд 41Эдипов комплекс
Древнегреческий миф о Эдипе: когда у царя Фив родился
сын, оракул предсказал, что, когда он вырастет, он убьёт своего
отца и женится на матери. В ужасе царь приказал убить младенца, но слуга пожалел его и увёз на другой остров. Эдип вырос, вернулся в Фивы, в окрестностях Дельф случайно встретил своего отца, которого не узнал, и в ссоре убил его. Потом он совершил несколько подвигов, освободил город от Сфинкса, и в благодарность за это его мать Иокаста согласилась выйти за него замуж, не зная, что он её сын. Боги сурово наказали Эдипа: когда он узнал правду, он в отчаянии выколол себе глаза, а его мать покончила с собой.
Жан Энгр
«Эдип и Сфинкс»
1808 год
Слайд 42Эдип и Сфинкс
Эдип и Сфинкс.
Гюстав Моро
1864
Сфинкс – монстр с
женской головой, львиным телом, змеиным хвостом, огромными крыльями. Всякому путнику,
направлявшемуся в Фивы, Сфинкс задавал загадку: «Что ходит на четырёх ногах, на двух и на трёх, и чем больше ног, тем оно слабее?» Тех, кто не смог разгадать загадку, Сфинкс пожирал. Эдип уничтожил Сфинкса, дав правильный ответ: «Человек. Рождаясь, он ползает на четвереньках, а в старости опирается на палку». Чудовище бросилось со скалы, монстр был побеждён, город был освобождён.
Слайд 43Эдипов комплекс
Сюжет древнегреческого мифа оказался весьма привлекательным для древнегреческой и
современной европейской литературы – было написано много пьес и романов
на эту тему. По мнению Фрейда, этот интерес был вызван тем, что Эдипов комплекс глубоко укоренён в психике любого человека – она так работает. Каждый ребёнок в раннем возрасте бессознательно ревнует отца к матери и даже желает его смерти, конечно, не осознавая этого. По мере взросления этот странный комплекс почти у всех людей проходит, хотя у некоторых он принимает странные патологические формы.
Гюстав Моро
«Странник Эдип» 1888 г.
Слайд 44Учение З.Фрейда о бессознательном
Исследуя сферу бессознательного, Зигмунд Фрейд создал модель
психической структуры личности.
Слайд 45Модель психической структуры личности
Сверх-Я (Супер-Эго) – сверхсознание
Ценности, нравственность, духовность, самоконтроль
Я
(Эго) – сознание
Разум, рассудок, принцип реальности, внешний контроль
Оно (Ид)
– подсознание = бессознательное
Инстинкты, принцип удовольствия, нет контроля
Слайд 46Структура психики человека
(по З.Фрейду)
Первый, верхний этаж – сверхсознание, сверх-Я
То,
что даётся индивиду обществом: правила поведения, родительские запреты, моральная цензура
и т.п.
Второй, средний этаж – сознание, Я
Некоторая промежуточная часть психики
Третий, нижний этаж – бессознательное, Оно
Бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты
Слайд 47Сознание
Страсти и инстинкты
Требования общества
Поддаться своим инстинктам (половой инстинкт, страсть
к насилию, агрессивность и др.) нельзя: общество не потерпит
Подавить инстинкты
тоже нельзя – это приводит к нервным срывам, к неврозам, к психическим заболеваниям
Слайд 48Психика человека – арена постоянной борьбы высших (духовных принципов) и
низших (животных инстинктов) бессознательных сил
Победа инстинктов ведёт к потере человеком
своего человеческого облика, к подчинению сознания бессознательным влечениям
Победа духовных принципов ведёт к ограничению инстинктов, к торжеству сознания над низшим бессознательным
Человек должен стремиться к расширению контроля сознания над сферой низшего бессознательного
Слайд 49Главный вывод Фрейда
Человек никогда не может сам себя знать до
конца
Психоанализ
Помогает человеку разобраться в самом себе
Слайд 50Карл Густав Юнг
К.Г.Юнг (1875-1964) продолжил исследования З.Фрейда. Швейцарский психиатр, ученик
З.Фрейда, который пошёл значительно дальше своего учителя, создав так называемую
«глубинную (аналитическую) психологию», психологию коллективного бессознательного. Юнговская концепция бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии. Юнг ввёл в научный оборот понятие «коллективного бессознательного». Его работы по психологии, по анализу современной культуры и места человека в ней были настоящим откровением для многих людей, которые и сейчас считают его неким духовным пророком.
Слайд 51Теория архетипов
Карл Густав Юнг
1875-1961
Швейцарский психиатр
Юнг выдвинул гипотезу о существовании
коллективного бессознательного, под которым понимал итог жизни человеческого рода, то,
что присуще всем людям.
Слайд 52Коллективное бессознательное К.Юнга
Перед первой мировой войной К.Юнг в течение нескольких
недель видел один и тот же сон. Будто бы из
земли проступает кровь и поднимается всё выше и выше, заливая всё вокруг. Юнг бежит от этого потопа в горы, но море крови подходит и туда, и в нём плавают обрубки человеческих тел. Он уже решил, что сходит с ума и решил обратиться к врачу, как вдруг разразилась мировая война, и сны прекратились.
Потом Юнг выяснил, что подобные сны снились многим людям. Коллективное бессознательное жило в предчувствии войны и предстоящих ужасов массового уничтожения людей.
Слайд 53Коллективное бессознательное Юнга
Коллективное бессознательное
Универсальное начало психики, память всего человечества,
общечеловеческий опыт
«Наша психология тащит за собой длинный, как у ящерицы,
хвост, заключающий в себе всю историю индивидуального рода, нации, Европы и всего человечества».
К.Г.Юнг
Слайд 54Архетипы
Коллективное бессознательное
Совокупность архетипов
Архетип
Типичные, устойчивые формы коллективной памяти, система
установок и реакций на мир древних людей
Слайд 55Архетипы
Архетип
Может достичь сознания только с помощью символов
Бог
Бога
нельзя увидеть, он всегда дан только через символы
Слайд 56Архетипы
Наиболее адекватная форма проявления архетипов
Сны
Юнг считал, что
к снам нельзя относиться легкомысленно, чаще всего это не наши
сны, это порождение коллективной души
Сны нередко предупреждают нас об опасности, только мы не понимаем их языка
Слайд 57Архетипы
Как-то Юнгу родители рано умершей от болезни девочки принесли
альбом с изображением всяких страшных чудовищ. Они хотели у него
узнать, не сошла ли она перед смертью с ума. Юнг показал им старинный альбом с изображением таких же чудовищ и сказал, что люди знали о них столетия назад. Это символические звери, являвшиеся ребёнку во сне, были свидетельствами нарождающейся болезни.
Слайд 58Структура психики по К.Юнгу
Юнг выделяет пять структурных элементов психики:
Я,
Анима,
Персона,
Тень и
Самость.
Слайд 59Анима – бессознательное женское начало в психике мужчины и мужское
в психике женщины
Анима – это природный архетип. Она сводит
воедино все проявления бессознательного, она есть основа настроений, реакций, импульсов, всего, что психически спонтанно. Она живёт из самой себя и делает нас живущими.
Для сына в первые годы жизни Анима сливается со всесильной матерью, что затем накладывает отпечаток на всю его судьбу. Эта связь сохраняется на протяжении всей жизни и, либо препятствует человеку, либо даёт ему мужество для самых смелых деяний
Слайд 60Персона
Персона – это маска, которую человек бессознательно надевает на
себя, чтобы производить впечатление на других и скрывать свою истинную
природу
Слайд 61Тень
Тень – это всё мерзкое, грязное, неприятное, что живёт
внутри нас, и что мы прячем где-то глубоко в себе
Слайд 62Самость
Самость – это когда все структуры психики находятся между
собой в относительной или полной гармонии, это – целостный человек,
как бы образ Бога в нас, идеал, к которому мы постоянно стремимся
Символическое выражение самости в буддизме
Слайд 63Выводы
Мы рассмотрели некоторые основные направления западной философии XX века.
Направлений много, у каждого из них свои особенности, свои идеи.
Это говорит об её антиидеологичности. Она борется против любой идеологии, выступает за диалог автора и читателя, предполагающий развитое воображение читателя, способного на определённый духовный труд. Только в этих взаимных усилиях может раскрыться подлинный смысл и значимость философского произведения.
Современная философия считает, что есть только один путь изменения мира – изменение человеком самого себя. Современный мир неизбежно рухнет, если каждый человек не будет поддерживать его существование своими усилиями, своей верой, своими попытками во что бы то ни стало сохранять в себе человеческий облик.