Слайд 1Философия
Древнего Китая
Курнаева Анна
Слайд 2Китай — страна древней цивилизации и богатого философского наследия.
История философской
мысли Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н.
э.
Слайд 3Формирование философии в Китае проходило в сложных социальных условиях.
В экономической структуре развивались Китая и рабовладельческие, и феодальные отношения при сохранении важной роли кровнородственной общины — патронимии, опиравшейся на культ предков, а клановые узы способствовали выработке отношения к государству как к большой семье. Философские воззрения древних китайцев зарождались и оформлялись в недрах религиозно-мифологического осмысления мира.
Слайд 4Китайская мифология
Одной из особенностей китайской мифологии является зооморфный характер богов
и духов,
многие древнекитайские божества были похожи на животных, птиц,
рыб, часто мыслились как полулюди, полуживотные.
Слайд 5Другой особенностью китайской мифологии был культ предков, который строился на
влиянии духов умерших на жизнь и судьбу потомков. В обязанность
предков, ставших духами, входила постоянная забота о потомках, живущих на земле.
Слайд 6Следующей особенностью китайских мифов является представление о мире как взаимодействии
противоположных начал: женского «инь» и мужского — «ян».
В глубокой
древности не было ни неба, ни земли, а вся Вселенная представляла собой бесформенный хаос.
В этом бесформенном мраке родились два духа — инь и ян, деятельность которых привела к упорядочиванию мира: дух ян стал управлять небом, а дух инь — землей.
Слайд 7Характеристика китайской философии
Китайская философия, как и философия Древней Греции, Древней
Индии, имеет свою специфику.
Для понимания китайской философии необходимо учитывать, что
Китай — мир правополушарной культуры.
В правом полушарии хранится мир зрительных образов, музыкальных мелодий, локализованы центры гипноза, религиозных переживаний. В левополушарных культурах мощно развит речевой центр и центр логического мышления. В правополушарных культурах слышат и воспринимают звуки иначе, выразить звуки буквенно представителям этих культур очень трудно, они воспринимают мир в конкретных, единичных образах.
Слайд 8Исходя из этого, выделим определенные особенности философии в Древнем Китае:
Слайд 9Холизм
Мир и каждый индивид рассматриваются как «единая целостность», более важная,
чем составляющие ее части.
Идея о гармоническом единстве человека и
мира является центральной в этом мышлении. Человек и природа рассматриваются не как противостоящие друг другу субъект и объект, а как «целостная структура», в которой тело и дух, соматическое и психическое находятся в гармоническом единстве.
Слайд 10Интуитивность
В китайском философском мышлении имеют большое значение методы познания, сходные
с интуицией.
«Единое» не может быть проанализировано с помощью понятий и
отражено при помощи языка. Чтобы понять «единую целостность» — необходимо полагаться лишь на интуитивное прозрение.
Слайд 11Символизм
Традиционное китайское философское мышление использовало образы (синсян) в качестве орудия
мышления.
Слайд 12Цикличность
Движение, изменение представлялись часто в виде циклов. Противоречия в объекте
выступали не как противоположности, не как единство, а как взаимодополняющие
начала при одновременно подчиненном положении одного из них относительно другого.
Слайд 13Кроме того, китайскому философскому мышлению свойственно отсутствие четкой определенности понятий
категориального аппарата, многозначность терминов, акцент на передачу уже созданного, а
не на творчестве нового, и т.д.
Слайд 14Мир для китайцев
Мир - безостановочный процесс становления, поэтому представления о
нем постоянно меняются. Все на свете циклично, все меняется, но
все возвращается однажды.
Слайд 15Природа для китайцев
Природа – это жизнь.
У китайцев не было богов,
у китайцев была природа – воплощение мужского Ян и женского
Ин воедино.
Слайд 16Роль Конфуция в истории Китая
Конфуций - древний мыслитель и философ Китая.
Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой
философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю.
Слайд 17Конфуций никогда не записывал свои изречения – за него это
делали его ученики, с которыми он ходил по провинциям и
доносил до людей свои истины, которые потом и объединили в единую систему.
Слайд 18Конфуцианство
Конфуцианство - религиозно-философское учение о нравственном поведении человека и основанном
на морали, социальном порядке.
Конфуцианство, хоть и рассматривается как образ
жизни, является все же основной религией в Китае и по сей день.
По приблизительным оценкам, в настоящее время численность последователей конфуцианства составляет 300 млн. человек.
Слайд 19Согласно учению конфуцианства, мудрость исходит из прошлого, а отвергающего традиции
прошлого постигают неудачи.
Главный принцип общественной организации — «хэ» (гармония, единение),
к которому приходят путем взаимопреодоления полярных интересов и мнений.
Слияние противоположностей лежит в основе всех вещей.
Слайд 20В конфуцианстве общество делилось на две категории:
Благородный человек
Простолюдин
стремится к человеколюбию
и справедливости
стремится к богатству и выгоде
заботится о соблюдении закона
помышляет о
земле
Слайд 21Политика конфуцианства
Знамя учения Конфуция: государство — большая семья.
В Китае,
благодаря Конфуцию, сложилась особая система этического управления. В условиях государства
человек мог существовать лишь опираясь на эту систему, как фиксированная извне точка.
Свобода и индивидуальность человека подавлялись и уничтожались. Формировалась «дуальная» личность, когда человек выступал как «раб» по отношению к вышестоящему и как «господин», «хозяин» по отношению к нижестоящему.
Слайд 22Общество по Конфуцию должно состоять из верхов и низов.
Социальный порядок, который, по мнению Конфуция,
соответствовал идеалу — можно охарактеризовать цитатой "Пусть отец будет отцом, сын —
сыном, государь — государем, чиновник — чиновником", т.е. каждый должен быть на своем месте и стремиться к тому, чтобы максимально правильно выполнять свои обязанности.
Слайд 23
ХХ век положил конец безоговорочному авторитету конфуцианства в Китае. После революции
конфуцианство отождествлялось с феодализмом и подвергалось уничтожающей критике. Важную роль в критике конфуцианства
сыграли представители китайского анархизма.
Слайд 24Бонус
Некоторые мудрые изречения Конфуция
Слайд 25Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.
Не тот велик, кто никогда
не падал, а тот велик — кто падал и вставал.
Сердитый человек всегда полон яда.
Побороть
дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.
Только дурак в своей жизни не меняет мнения.
Быть обиженным или ограбленным — ничто, если только ты не продолжаешь вспоминать об этом.
Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.