Разделы презентаций


Философские концепции общественного развития (Философия истории)

Содержание

Философия истории рассматривает проблемы:1) направленность и смысл истории2) методологические подходы к типологизации общества. 3) критерии периодизации истории 4) Критерии прогресса исторического процесса. 

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философские концепции общественного развития (Философия истории)

Философские концепции общественного развития (Философия истории)

Слайд 2Философия истории рассматривает проблемы:
1) направленность и смысл истории
2) методологические подходы к

типологизации общества.
3) критерии периодизации истории 
4) Критерии прогресса исторического процесса. 

Философия истории рассматривает проблемы:1) направленность и смысл истории2) методологические подходы к типологизации общества. 3) критерии периодизации истории 4) Критерии прогресса исторического процесса. 

Слайд 3Относительно типологизации и периодизации исторического процесса:
Итальянский мыслитель Дж. Вико (1668-1744)

– идея круговорота. Три эры «Век Богов», «Век Героев», «Век

Людей»
Французский просветитель Ж.Л. Кондорсе (1743-1794), критикуя христианскую трактовку истории, делил весь исторический процесс на 10 эпох. В основу этого деления он положил прогресс человеческого разума на основе научных знаний.
Г.В.Ф. Гегель в основе исторического процесса - саморазвитие мирового духа, который в разное время находит свое наиболее полное выражение в духе (культуре) определенного народа. (Переход от одного периода к другому означает, по Гегелю, прогресс в сознании свободы)
Относительно типологизации и периодизации исторического процесса:Итальянский мыслитель Дж. Вико (1668-1744) – идея круговорота. Три эры «Век Богов»,

Слайд 4Понятие «цивилизация». Цивилизационная типология общественного развития.
В 18 веке появилось новое

понятие «цивилизация». Рассматривалось в тесной связи с понятием культуры и

рассматривалось как такой этап исторического развития человечества, который связан с развитием государственности и следует за варварством.

Понятие «цивилизация». Цивилизационная типология общественного развития.В 18 веке появилось новое понятие «цивилизация». Рассматривалось в тесной связи с

Слайд 5В современном понимании в основе понятия цивилизации лежит деятельностный подход
решающая

роль в социальном процессе отводится
субъективному фактору (земледелие, ремесла, техника,

технология) и
духовной культуре (нравственность, религия, философия, политика, психология и др.)
В современном понимании в основе понятия цивилизации лежит деятельностный подходрешающая роль в социальном процессе отводится субъективному фактору

Слайд 6Современная теория цивилизации. Два подхода 1) Универсальность, одинаковость развития всех цивилизаций:
Марксисты

и представители технологического детерминизма (АРОН, БЭЛЛ, ТОФФЛЕР)
Аграрная,
Индустриальная
Постиндустриальной (информационная цивилизация)
Тоффлер

Современная теория цивилизации. Два подхода 1) Универсальность, одинаковость развития всех цивилизаций: Марксисты и представители технологического детерминизма (АРОН,

Слайд 7 Марксистское учение – формационная типология истории
Каждая из сменяющих друг

друга формаций образует особую ступень человеческой истории.
Источник общественного развития

- диалектика производительных сил и производственных отношений.
Движущая сила - классовая борьба и социальная революция.
Высший этап развития, которого неизбежно достигнет все человечество - коммунистическая общественно-экономическая формация.
Марксистское учение –  формационная типология историиКаждая из сменяющих друг друга формаций образует особую ступень человеческой

Слайд 82. Второй подход. Теории локальных цивилизаций
Данилевский
(1822-1885)
О. Шпенглер
(1880-1936)
А. Тойнби
(1889-1975)

2. Второй подход. Теории локальных цивилизаций Данилевский (1822-1885) О. Шпенглер(1880-1936)А. Тойнби(1889-1975)

Слайд 9Данилевский Н.Я. «Россия и Европа» Теория множественности цивилизаций.
Единой общечеловеческой цивилизации

не существует, большинство цивилизаций - это обособленные, локальные «культурно-исторические типы»


1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилонский ; 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) аравийский; 10) европейский (германо-романский.

Данилевский Н.Я. «Россия и Европа» Теория множественности цивилизаций. Единой общечеловеческой цивилизации не существует, большинство цивилизаций - это

Слайд 10Данилевский Н.Я. «Россия и Европа»
Все КИТы, «самодостаточны». Каждый из них

имеет различные основы: религиозная, культурная, политическая, общественно-политическая.
подавляющее большинство цивилизаций являются

созидательными в одной или нескольких областях, где они добились высот (еврейская – религиозная сфера, греческая – собственно культурная, римская – политическая)
Данилевский Н.Я. «Россия и Европа» Все КИТы, «самодостаточны». Каждый из них имеет различные основы: религиозная, культурная, политическая,

Слайд 11«Россия и Европа» Теория множественности цивилизаций.
Периоды в развитии культурно-исторического типа:
Этнографическое состояние

Государство
ЦИВИЛИЗАЦИЯ– КОРОТКИЙ ПЕРИОД РАСЦВЕТА И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ИСТОЩЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕКОГО ТИПА

«Россия и Европа» Теория множественности цивилизаций.Периоды в развитии культурно-исторического типа:Этнографическое состояние Государство ЦИВИЛИЗАЦИЯ– КОРОТКИЙ ПЕРИОД РАСЦВЕТА И

Слайд 12Шпенглер. Закат Европы
В истории общества 8 «культурных организмов» (индийский,

китайский, вавилонский, египетский, античный, арабский, русский, западноевропейский), каждый из которых

зарождается, развивается, дряхлеет и гибнет
ЦИВИЛИЗАЦИЯ- это заключительная стадия существования культуры, когда господствует техника, политика, спорт, деградирует искусство, а народ превращается в «безликую массу».
Шпенглер. Закат Европы В истории общества 8 «культурных организмов» (индийский, китайский, вавилонский, египетский, античный, арабский, русский, западноевропейский),

Слайд 13Арнольд Тойнби. Локальные цивилизации
История - непрерывное поступательное движения человечества, представленного

как развитие отдельных локальных цивилизаций (целостные в социокультурном отношении и

ограниченные в пространстве и времени человеческие общества.)
В истории он насчитывает всего 21 (а включая цивилизации-спутники и застывшие цивилизации – 37), они и являются основным структурным элементом мировой истории.
Арнольд Тойнби. Локальные цивилизацииИстория - непрерывное поступательное движения человечества, представленного как развитие отдельных локальных цивилизаций (целостные в

Слайд 14А.Тойнби. Движущие силы
Каждая цивилизация начинается с Ответа на Вызов —

природной и человеческой среды. (напр., Древний Египет,Россия Петре I)
Ключевая

роль в формировании ОТВЕТА принадлежит творческому меньшинству (элите и гениям) и, социальному большинству, которое способно только подражать элите (мимесису), благодаря этому Ответ становится достоянием нетворческого большинства.
А.Тойнби. Движущие силыКаждая цивилизация начинается с Ответа на Вызов — природной и человеческой среды. (напр., Древний Египет,Россия

Слайд 15По Тойнби каждая цивилизация в своем развитии проходит 4 стадии:
Генезис;
Рост;
Надлом;
Распад

(необязательная стадия. На этом этапе цивилизация либо исчезает с лица

Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство).
В отличие от Шпенглера, Тойнби не видит в истории фатальной предопределености.
По Тойнби каждая цивилизация в своем развитии проходит 4 стадии: Генезис;Рост;Надлом;Распад (необязательная стадия. На этом этапе цивилизация

Слайд 16Карл Ясперс (1883-1969) «Смысл и назначение истории»
Мировая история:
Прометеевская эпоха (доистория,

человек только становится человеком.
Эпоха великих культур древности (появление письменности, Вавилон,

Египет ид р.)
Эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) -(500 лет до н. э., появился человек такого типа, который сохранился и по сей день. Др.Греция, Др.Индия, Др.Китай. Время рождения мировых религий. Духовная культура Запада и Востока имеет общие корни, позволяющие найти способы коммуникаций, диалогов, разрешения конфликтов и создания единого культурного пространства)
Эпоха развития техники.

Карл Ясперс (1883-1969) «Смысл и назначение истории»Мировая история:Прометеевская эпоха (доистория, человек только становится человеком.Эпоха великих культур древности

Слайд 17Гумилев Л.Н.(1912-1992) Теория пассионарного этногенеза
Гумилев соединил геобиохимию и системологию с

исторической географией, исходя из того, что этнос как биосоциальная общность

есть порождение и часть биосферы и одновременно продукт социальной эволюции.
Этносы рождаются, живут и умирают не столько по социальным, сколько по естественным законам природы
Движущими силами этногенезе являются природные биосферные факторы.
Пассионарность - непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели, причем достижение этой цели, как правило, иллюзорной, представляется данному лицу ценнее даже собственной жизни.
Гумилев Л.Н.(1912-1992)  Теория пассионарного этногенезаГумилев соединил геобиохимию и системологию с исторической географией, исходя из того, что

Слайд 18Заключение
В действительности социальный мир и един , и многообразен
Т.е.:

единство исторического процесса не исключает его культурно-исторического многообразия и МНОГОВАРИАНТНОСТИ:

развитие любой страны отличается своими природными, историческими, национальными особенностями, экономическим и социальным укладом жизни, формами политического правления.
ЗаключениеВ действительности социальный мир и един , и многообразен Т.е.: единство исторического процесса не исключает его культурно-исторического

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика