Слайд 1Философские концепции общественного развития
(Философия истории)
Слайд 2Философия истории рассматривает проблемы:
1) направленность и смысл истории
2) методологические подходы к
типологизации общества.
3) критерии периодизации истории
4) Критерии прогресса исторического процесса.
Слайд 3Относительно типологизации и периодизации исторического процесса:
Итальянский мыслитель Дж. Вико (1668-1744)
– идея круговорота. Три эры «Век Богов», «Век Героев», «Век
Людей»
Французский просветитель Ж.Л. Кондорсе (1743-1794), критикуя христианскую трактовку истории, делил весь исторический процесс на 10 эпох. В основу этого деления он положил прогресс человеческого разума на основе научных знаний.
Г.В.Ф. Гегель в основе исторического процесса - саморазвитие мирового духа, который в разное время находит свое наиболее полное выражение в духе (культуре) определенного народа. (Переход от одного периода к другому означает, по Гегелю, прогресс в сознании свободы)
Слайд 4Понятие «цивилизация». Цивилизационная типология общественного развития.
В 18 веке появилось новое
понятие «цивилизация». Рассматривалось в тесной связи с понятием культуры и
рассматривалось как такой этап исторического развития человечества, который связан с развитием государственности и следует за варварством.
Слайд 5В современном понимании в основе понятия цивилизации лежит деятельностный подход
решающая
роль в социальном процессе отводится
субъективному фактору (земледелие, ремесла, техника,
технология) и
духовной культуре (нравственность, религия, философия, политика, психология и др.)
Слайд 6Современная теория цивилизации. Два подхода
1) Универсальность, одинаковость развития всех цивилизаций:
Марксисты
и представители технологического детерминизма (АРОН, БЭЛЛ, ТОФФЛЕР)
Аграрная,
Индустриальная
Постиндустриальной (информационная цивилизация)
Тоффлер
Слайд 7 Марксистское учение –
формационная типология истории
Каждая из сменяющих друг
друга формаций образует особую ступень человеческой истории.
Источник общественного развития
- диалектика производительных сил и производственных отношений.
Движущая сила - классовая борьба и социальная революция.
Высший этап развития, которого неизбежно достигнет все человечество - коммунистическая общественно-экономическая формация.
Слайд 82. Второй подход. Теории локальных цивилизаций
Данилевский
(1822-1885)
О. Шпенглер
(1880-1936)
А. Тойнби
(1889-1975)
Слайд 9Данилевский Н.Я. «Россия и Европа»
Теория множественности цивилизаций.
Единой общечеловеческой цивилизации
не существует, большинство цивилизаций - это обособленные, локальные «культурно-исторические типы»
1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилонский ; 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) аравийский; 10) европейский (германо-романский.
Слайд 10Данилевский Н.Я. «Россия и Европа»
Все КИТы, «самодостаточны». Каждый из них
имеет различные основы: религиозная, культурная, политическая, общественно-политическая.
подавляющее большинство цивилизаций являются
созидательными в одной или нескольких областях, где они добились высот (еврейская – религиозная сфера, греческая – собственно культурная, римская – политическая)
Слайд 11«Россия и Европа»
Теория множественности цивилизаций.
Периоды в развитии культурно-исторического типа:
Этнографическое состояние
Государство
ЦИВИЛИЗАЦИЯ– КОРОТКИЙ ПЕРИОД РАСЦВЕТА И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ИСТОЩЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕКОГО ТИПА
Слайд 12Шпенглер. Закат Европы
В истории общества 8 «культурных организмов» (индийский,
китайский, вавилонский, египетский, античный, арабский, русский, западноевропейский), каждый из которых
зарождается, развивается, дряхлеет и гибнет
ЦИВИЛИЗАЦИЯ- это заключительная стадия существования культуры, когда господствует техника, политика, спорт, деградирует искусство, а народ превращается в «безликую массу».
Слайд 13Арнольд Тойнби. Локальные цивилизации
История - непрерывное поступательное движения человечества, представленного
как развитие отдельных локальных цивилизаций (целостные в социокультурном отношении и
ограниченные в пространстве и времени человеческие общества.)
В истории он насчитывает всего 21 (а включая цивилизации-спутники и застывшие цивилизации – 37), они и являются основным структурным элементом мировой истории.
Слайд 14А.Тойнби. Движущие силы
Каждая цивилизация начинается с Ответа на Вызов —
природной и человеческой среды. (напр., Древний Египет,Россия Петре I)
Ключевая
роль в формировании ОТВЕТА принадлежит творческому меньшинству (элите и гениям) и, социальному большинству, которое способно только подражать элите (мимесису), благодаря этому Ответ становится достоянием нетворческого большинства.
Слайд 15По Тойнби каждая цивилизация в своем развитии проходит 4 стадии:
Генезис;
Рост;
Надлом;
Распад
(необязательная стадия. На этом этапе цивилизация либо исчезает с лица
Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство).
В отличие от Шпенглера, Тойнби не видит в истории фатальной предопределености.
Слайд 16Карл Ясперс (1883-1969) «Смысл и назначение истории»
Мировая история:
Прометеевская эпоха (доистория,
человек только становится человеком.
Эпоха великих культур древности (появление письменности, Вавилон,
Египет ид р.)
Эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) -(500 лет до н. э., появился человек такого типа, который сохранился и по сей день. Др.Греция, Др.Индия, Др.Китай. Время рождения мировых религий. Духовная культура Запада и Востока имеет общие корни, позволяющие найти способы коммуникаций, диалогов, разрешения конфликтов и создания единого культурного пространства)
Эпоха развития техники.
Слайд 17Гумилев Л.Н.(1912-1992)
Теория пассионарного этногенеза
Гумилев соединил геобиохимию и системологию с
исторической географией, исходя из того, что этнос как биосоциальная общность
есть порождение и часть биосферы и одновременно продукт социальной эволюции.
Этносы рождаются, живут и умирают не столько по социальным, сколько по естественным законам природы
Движущими силами этногенезе являются природные биосферные факторы.
Пассионарность - непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели, причем достижение этой цели, как правило, иллюзорной, представляется данному лицу ценнее даже собственной жизни.
Слайд 18Заключение
В действительности социальный мир и един , и многообразен
Т.е.:
единство исторического процесса не исключает его культурно-исторического многообразия и МНОГОВАРИАНТНОСТИ:
развитие любой страны отличается своими природными, историческими, национальными особенностями, экономическим и социальным укладом жизни, формами политического правления.