Слайд 1Философские, теоретические и методологические основания научной деятельности
Слайд 2Введение в дисциплину
Биричева Екатерина Вячеславовна,
к.филос.н., н.с. Сектора истории и
философии науки ИФиП УрО РАН
Слайд 3Структура дисциплины
Раздел 1. Ценностные ориентиры и методологические идеалы научной деятельности
Введение
(место и роль молодого учёного); Психология научного открытия; Логика и
методология; Наука как вид сознания и творчества.
Раздел 2. Практика и организация научного творчества
Планирование НИР; Самоменеджмент в науке (организационные и психологические аспекты).
Раздел 3. Язык науки и её технический инструментарий
Лингвистические основания; Письменное и Устное представление результатов НИР; Философия техники; Научная экспертиза.
Раздел 4. Подготовка и защита кандидатской диссертации
Компоненты диссертации; Автореферат; Защита.
Слайд 4Цели и задачи курса
Цель: общая методологическая и информационно-коммуникативная подготовка к
ведению НИР
Задачи – развитие:
Навыков формулировать и представлять результаты НИР в
устной и письменной форме
Умений грамотно, системно, чётко формулировать актуальность, цель и задачи, выбирать методы и осмыслять результаты исследований
Способностей критически, самостоятельно мыслить, планировать ход и организацию собственной НИР
Готовности к междисциплинарным исследованиям, в том числе, в коллективе учёных
Слайд 5Значимость и место молодого учёного в современном научном исследовании
Вопрос 1
Слайд 6Academic awareness (академическая осознанность)
Грамотный специалист в своей области
Видящий перспективы научной
работы исследователь
Умеющий встроиться в коллектив молодой учёный
Интеллигентный и интеллектуальный ум
Человек
с выдающимися способностями, понимающий к чему их применить
Слайд 7Для чего мы занимаемся наукой?
Развиваем представления о мире (производим новое
знание)
Способствуем важным открытиям
Помогаем людям, изобретая полезные вещи
Спасаем мир, неся своей
деятельностью рациональное зерно
Узнаём что-то интересное для себя
Учимся новому, самосовершенствуемся
Самореализуемся, применяем свои способности
Слайд 8Недостатки и возможности молодого учёного
Недостатки:
Нехватка опыта самостоятельного ведения исследования
Мы плохо
ориентируемся в принятых нормах научной коммуникации, каналах поиска информации и
т.п.
От нас «много хотят», с нас «много требуют»
Амбиции, желание признания и/или идеальных условий
Чем компенсировать?
Готовность учиться новому, слушать советы, не бояться нового / ошибиться
Быть осторожными, перепроверять информацию, советоваться с коллегами
Принять «высокую планку», но работать по мере сил
Следовать своему призванию, видеть реальное положение дел
Слайд 9Топология пути в науку: встраивание своего способа бытия в совместность
«Эффект Матфея» в науке: накопление преимуществ и неравномерное распределения признания
(несоразмерное реальному вкладу в науку)
На деле ни один выдающийся учёный не получает признание, если не следовал своему призванию вопреки неблагоприятным условиям
Роберт Мертон (1910-2003)
Слайд 10Призвание ≠ профессия
Содержание
Способ
vs.
Слайд 11Способ – что я не могу не делать, чем бы
ни занимался/занималась
Коммуницировать: общаться устно / письменно
Выполнять тщательно и аккуратно
всё порученное
Планировать работу, распределять задачи, организовывать совместную деятельность
Узнавать, придумывать и создавать что-то новое
Разбираться в сложных вещах и ситуациях, налаживать
Задаваться вопросами, искать истину, понимать … и т.д.
Всё это может быть реализовано в рамках занятия научной деятельностью!
Слайд 12Факторы, влияющие на нашу научную работу
«Внутренние»
Интерес к объекту и (или)
методам нашего исследования;
Умение настроиться и сконцентрироваться;
Желание расти, развиваться, учиться новому;
Личностные
качества (ответственность, открытость, внимание…)
«Внешние»
Корпоративная культура организации (среда, связи, мероприятия…);
Грамотный руководитель, дружный коллектив;
Возможность занять «своё место» в коллективе;
Достойная зарплата;
Внешние (политические, социальные, культурные…) факторы.
Слайд 13Корпоративный кодекс
Миссия (для чего?)
Генеральная идея (3 правила):
Создавать ценности и получать
выгоду (прирост знания, обучение, прибыль);
Выгода и ценности должны соответствовать общественным
целям и потребностям;
Приоритет – личностное развитие, а не обогащение начальства (главное – люди).
Компоненты кодекса
Обязательные:
Миссия;
Права и обязанности;
Отношения с другими организациями;
Отношение к своей профессии.
Необязательные: традиции, dress-code, требования к личной жизни сотрудника (готовность к командировкам …)
Слайд 14«Социализация» молодого исследователя в науке
Вопрос 2
Слайд 15Кто социализирует нас в научном сообществе?
Научный руководитель
Начальник подразделения
Молодые учёные
(в аспирантуре, более старшие)
Члены рабочего коллектива
Другие авторитетные учёные
Слайд 16Хороший руководитель:
Сам соблюдает требования, предъявляемые подчинённым;
Несёт ответственность за перспективы своей
организации (умеет признать вину);
Заботится о моральном и психологическом климате в
коллективе;
Несёт ответственность за рост и развитие своих сотрудников;
Сообщает подчинённым, чем он занимается (иначе подчинённые думают, что бездельничает).
Слайд 17Хороший подчинённый:
Демонстрирует руководителю готовность выполнять поручения (не говорить «нет»);
Выполняет все
распоряжения начальства (но без лести, раболепства и т.п.);
Трезво относится к
начальнику (видит + и -, не боготворит, не влюбляется);
Не боится аргументированно спорить с руководителем, высказывать свою позицию;
Не стремится занять место начальника, даже если возникает такая возможность.
Слайд 18Тест
«В правильной ли я организации?»
Чувствую ли я, что умнею на
этой работе (учусь новому, получаю опыт)?
Чувствую ли я, что меня
поощряют и поддерживают?
Могу ли я принять какое-то решение в этой организации?
Критерий: продуктивно это для меня или разрушительно?
Слайд 19Как распределяются роли в научном коллективе?
Слайд 20Какие функции выполняются в коллективе, ведущем НИР?
Практическое воплощение поставленных задач,
проведение экспериментов;
Творчество идей, изобретение, разработка методик, теоретическое осмысление;
Выбор направления исследования,
постановка цели, распределение задач, решение организационных вопросов;
Написание отчётов, статей, докладов, выступление на научных мероприятиях;
Контроль качества индивидуальной и командной работы.
Слайд 21Коллективный субъект научного познания
Научный коллектив:
Институционально центрированная совокупность сотрудников одного структурного
подразделения научно-исследовательской, научно-педагогической или научно-производственной организации (лаборатории в НИИ, кафедры
в вузе, отдела на производстве).
Рабочий коллектив:
Групповой актор научной деятельности, формируемый по сетевому принципу (т.е. не обязательно на базе одной организации) из исследователей, объединяющих свои усилия для содержательного достижения общей интересной им цели исследования.
Слайд 22Целеориентированная модель научно-исследовательского коллектива (НИК)
«Ядро» НИК:
как цель видится лидерам
«Периферия»:
кого приглашают
Слайд 23Продуктивность vs. Эффективность
Продуктивность:
Качественный показатель
Связана с качественным обогащением членов группы опытом,
знаниями, смыслом в результате совместной работы над проектом
Оценка продуктивности: степень
реализации способностей каждого из участников и специфика стимулирования роста и развития как каждого индивида, входящего в группу, так и общего положительного эффекта совместной работы
Эффективность:
Количественный показатель
Экономически и формально нагруженный показатель, учитывающий лишь результат работы
Оценка эффективности: число и статус публикаций, индексы цитируемости, количество выполненных проектов, полученных грантов и т.д.
Слайд 24Тип 1. Компаньоны
Видение цели: на интересе, глубоко
Лидеры: 2-3 чел., дополняют
друг друга
Периферия НИК: может отсутствовать / коллеги по интересу
Распределение ролей и иерархия: по принципу равноправия в принятии решений, любой участник может выполнять любую наиболее подходящую ему роль
Потенциал продуктивности (ПП): очень высокий
Время жизни НИК: пока связаны общим научным интересом
Слайд 25Тип 2. Возделывание поля
Видение цели: широкое «непаханое» поле
Лидер: 1 чел.,
учитель/воспитатель
Периферия: ученики, менее опытные
Распределение ролей и иерархия: воспитатель «взращивает»
(советует, направляет), он – организатор, м.б. критик, творец, часто+публицист
ПП: высокий
Время жизни НИК: пока ученик не «вырастет» до лидера => либо НИК → в тип 1, либо ученик уходит создавать свой новый НИК
Слайд 26Тип 3. Человек-оркестр
Видение цели: единоличный выбор лидера
Лидер: 1 властный авторитарный
Периферия: исполнители, подчинённые
Распределение ролей и иерархия: жёстко; лидер – «и
швец, и жнец, и на дуде игрец», знает, «как надо», готов совмещать в себе все роли, но часто не хватает на всё рук
ПП: средний
Время жизни НИК: пока исполнителей устраивают их роль и положение
Слайд 27Тип 4. Болото (амёба)
Видение цели: нечётко, нет единства, обычно неинтересно
лидерам
Лидеры: 1-неск. чел., которым навязали цель со стороны (в организации)
Периферия:
коллеги, аспиранты, студенты
Распределение ролей и иерархия: стиль управления попустительский, иерархия не жёсткая; членам коллектива чётко не ясны свои задачи; набор не под роль, а чтобы заполнить места => перекосы
ПП: низкий
Время жизни НИК: пока наложены санкции на изменение состава (например, по условиям гранта)
Слайд 28Тип 5. Театр
Видение цели: научная цель не важна, лидеры реализуют
амбиции
Лидер: 1-2 чел., имеющие полномочия навязывать свою волю
Периферия: возникает
обязательно – люди, оказавшиеся под админ. / психол. влиянием лидеров
Распределение ролей и иерархия: жёстко, но указания изменчивы, лидеры разыгрывают спектакль, вовлекая в него периферию; роли и задачи распределены неадекватно
ПП: очень низкий
Время жизни НИК: мало, постоянная текучка
Слайд 29Главная задача:
Понять свои собственные основания
Какие вопросы меня больше всего интересуют?
Что меня захватывает в науке?
Каковы мои основополагающие принципы, ориентиры?
Что я
не могу не делать, чем бы ни занимался?
Найти своё место в науке: какая деятельность наполняет мою жизнь смыслом?
Слайд 30Психология научного открытия
Вопрос 3
Слайд 31«Идея подготавливается только на основе упорного труда… но догадка появляется
тогда, когда это угодно ей, а не когда это угодно
нам».
Макс Вебер
Слайд 32Некоторые психологические аспекты научной деятельности
Логика научного открытия:
Этапы научного познания:
Постановка задачи
Анализ
задачи
Поиск решения
Открытие
Доработка
Творчество на каждом этапе
Психология творчества в науке
Соотношение сознательной и
несознательной работы:
Подготовка к поиску (→ в контекст)
Попытка решить проблему известными методами
«Инкубация» (период отложенной активности – подсознательно)
«Инсайт» [озарение] (момент, состояние)
Обоснование найденного решения (интуитивное + логическое мышление)
Слайд 33Как создать себе творческую атмосферу?
Захваченность проблемой исследования, желание понять, интерес
(найти в рамках работы то, что хочется делать, то, в
чём хочется разобраться);
Организация комфортного пространства для размышлений;
Периодическое переключение внимания (разные виды деятельности в науке);
Своевременный отдых (физически и морально давать себе отдохнуть);
Поиск источников вдохновения.
Слайд 34Типы комфортного окружения:
Человек – человек
Человек – природа
Человек –
техника
Человек – текст
Слайд 35Откуда черпать вдохновение, когда его нет?
Общаться с тем, кто (что)
вдохновляет (см. выше);
Попробовать что-то новое в рамках своей привычной деятельности
(что ещё не делали);
Сменить обстановку (уборка, прогулка, поездка, посещение новых мест);
Культурно отдыхать (театр, музей, кино, книги …);
Пообещать себе бонус после выполнения этапа работы (покупка, мероприятие, встреча и т.п.);
Пройти курсы (повышение квалификации, язык, обучение, творческие мастер-классы и т.д.).
Слайд 36Какое состояние?
Продуктивное
Апатия, нежелание работать
Недовольство, раздражённость
Рассеянность, невнимание
Закрытость, закрепощённость
Суета, спешка, кипиш
Беспокойство, паника
Усталость,
сонливость
Непродуктивное
Деятельное, захваченность, (во/у)влечённость
Принятие, смиренность, удовлетворённость «данным»
Собранность, концентрация
Открытость, когда «дышится
свободно»
Последовательность, порядок
Спокойствие, умиротворённость
Бодрость, энергия покоя
vs.
Слайд 37Физическое состояние
Как должно быть?
Осанка (нервные импульсы должны беспрепятственно проходить)
Бодрое (нет
сонливости, слабости)
Здоровое (нет болей, болезненных симптомов)
В меру сытое (не голодное)
В
тонусе (нет усталости и лени)
Что делать?
Следить за осанкой
Высыпаться
Соблюдать режим труда и отдыха
Регулярно и полноценно питаться
Гулять, дышать свежим воздухом (в том числе проветривать!)
Физические упражнения, разминаться, закаляться
Слайд 38Психическое состояние
Как должно быть?
Спокойное (сдержанное)
Позитивное (нет ярости, озлобленности, недовольства)
Умиротворённое (нет
тревожности, раздражительности)
Умеренное (нет ни чрезмерной беспечности, ни загруженности трудностями)
Что делать?
Прояснять,
что беспокоит и стараться устранить причину
Стараться видеть во всём положительные стороны, противопоставляя их отрицательным
Принимать всё таким, какое оно есть (смиряться с настоящим, видя при этом выходы)
Искать «золотую середину» (свой эмоциональный баланс)
Слайд 39Духовное состояние
Как должно быть?
Светлое, лёгкое
Внимательное
Ответственное, мужественное, стойкое
Открытое (в готовности)
Уверенное
Настоящее
Что делать?
Избавляться
от лишнего (что тяготит)
Тренироваться концентрировать внимание
Осмыслять свои поступки (спрашивать себя
«что будет, если каждый как поступит?») и быть само-стоятельным
Не загромождать своё чистое видение и не навешивать «ярлычки» на людей и ситуации
Баланс между не- и само-уверенностью
Собирать себя в «здесь и сейчас»
Слайд 40Спасибо за внимание!
Рада ответить на Ваши вопросы