Слайд 1ЛЕКЦИЯ № 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛЕКСИКОЛОГИИ. СЛОВО КАК ЛПЕКСИЧЕСКАЯ
ЕДИНИЦА. СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ И ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЛЕКСИКЕ. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА.
Лексикология
как раздел языкознания. Слово как лексическая единица. Лексико-семантическая система языка. Синтагматические и парадигматические отношения в лексике.
Слайд 2ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ЛЕСИКА. ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Лексикология (от греч. λεξικός — относящийся к слову
и λόγος — учение) — раздел языкознания, изучающий словарный состав,
лексику языка. Лексика является предметом изучения лексикологии.
Лексика (от греч. λεξικός – относящийся к слову) – совокупность слов языка, его словарный состав. Этот термин используется: 1) по отношению к отдельным пластам словарного состава (например, бытовая, деловая, поэтическая лексика); 2) для обозначения всех слов, употребляющихся каким-либо писателем (например, лексика Пушкина); 3) слова, употребляющиеся в каком-либо произведении (например, лексика «Слова о полку Игореве»).
Слайд 3РАЗДЕЛЫ КУРСА
В нашем курсе выделяются 3 больших раздела: 1. Лексикология;
2. Фразеология; 3. Лексикография.
Раздел «Лексикология» содержит описание предмета и
задач лексикологии, основные лексические единицы (слово, лексико-семантический вариант (ЛСВ), лексема, лекса, семема, сема, лексико-семантическая группа (ЛСГ), семантическое поле (СП)), характеристику лексико-семантической системы языков. Этот раздел тесно связан с семантикой – наукой о значении. Мы будем рассматривать с вами лексическую семантику (основные понятия лексической семантики, описание семантической структуры слова, аспекты/виды/типы лексического значения слова; аспекты семантики – семасилогию и ономасиологию). Раздел «Лексикология» включает и категориальные лексико-семантические отношения и классы единиц (многозначность (полисемию), омонимию, синонимию, конверсию, антонимию, паронимию); классификацию лексики русского языка (лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, с точки зрения сферы ее употребления, с точки зрения стилистической дифференциации).
В разделе «Фразеология» мы рассмотрим понятие «Фразеологизм», различные классификации фразеологических единиц, лексико-грамматические разряды фразеологизмов, их компонентный состав, лексическую и грамматическую сочетаемость, системность фразеологии, происхождение фразеологических единиц, их стилевую принадлежность, активное и пассивное употребление, различные изменения, происходящие в лексической и фразеологической системах.
Раздел «Лексикография» содержит характеристику основных словарей русского языка.
Слайд 4ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Различаются общая, частная, описательная, историческая, сопоставительная , теоретическая и
прикладная лексикология.
Общая лексикология устанавливает общие закономерности строения, функционирования и
развития лексики.
Частная лексикология исследует словарный состав одного языка.
Описательная (синхроническая) лексикология изучает определенную систему одновременно сосуществующих лексических единиц современного языка.
Историческая лексикология рассматривает словарный состав языка в процессе его формирования и исторического развития.
Сопоставительная лексикология исследует словарный состав с целью выявления генетического родства языков, структурно-семантических сходств и различий между ними (независимо от родства) либо с целью выведения общих лексикологических (чаще семантических) закономерностей.
Теоретическая лексикология дает научное лингвистическое освещение понятий, единиц и категорий лексики.
Прикладная лексикология содержит описание, необходимое для практического владения языком. Она связана с лексикографией, переводом, лингвопедагогикой и культурой речи.
Слайд 5СЛОВО – ЕДИНСТВО ЗНАКА
Слово как единица лексики представляет собой единство
знака, т.е. звуковой и графической оболочки и значения. Слово как
единица языка рассматривается в трёх аспектах:
1) структурном (выделение слова, его строение);
2) семантическом (лексическое значение слова);
3) функциональном (роль слова в структуре языка и в речи).
Слайд 6ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛОВА
Слово – «это единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью (фонетической и
грамматической) и идиоматичностью» (Д.Н.Шмелев).
«Cлово - основная структурно-семантическая единица языка, служащая
для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфических для каждого языка» (ЛЭС).
Слайд 7КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ СЛОВА
Существует более 70 критериев выделения слова, но ни
один из них не является универсальным..
Графический
Фонетический
Структурный
Морфологический
Синтаксический
Семантический
Слайд 8Задачи в изучении слова:
1. Определение слова как единицы языка.
2. Критерии
выделения слова.
3. Изучение содержательной стороны слова – семантики.
4. Исследование системности
лексики.
5. Изучение слова в языке, речи, в тексте.
Слайд 9ЛЕКСИКА - СИСТЕМА
Подобно другим уровням языка лексика представляет собой систему,
т.е. множество элементов, находящихся в закономерных отношениях и образующих в
совокупности определенную целостность. Это лексико-семантическая система языка.
Ее элементы – лексические единицы, которые связаны отношениями тождества, сходства, противоположности, включения и др.
Слайд 10СИСТЕМНЫЕ СВЯЗИ СЛОВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Характеристика слова может быть более или менее
полной лишь в тoм случае, если устанавливаются его разнообразные системные
связи с другими словами. Здесь необходимо учитывать противопоставления классов слов типа: исконные – заимствованные, активные – пассивные, литературные – диалектные, жаргонные, нейтральные – стилистически маркированные и т.д.
Лексико-семантическая система языка тесно связана с внешними, экстралингвистическими, факторами и отражает изменения, происходящие в действительности. Словарный состав языка находится в состоянии непрерывного изменения: он пополняется новые словами и значениями слов или, наоборот, освобождается от тех единиц, которые перестали быть активными.
Необходимо также помнить о том, что в лексике присутствуют и асистемные явления, которые являются единичными и не могут влиять на лексико-семантическую систему в целом.
Слайд 11CИНТАГМАТИКА И ПАРАДИГМАТИКА
Сочетаемость лексических единиц регулируется законом семантического согласования, в
соответствии с которым слова регулярно сочетаются в том случае, если
в их значении есть общие (повторяющиеся) семантические элементы.
Каждая лексическая единица входит одновременно в два вида отношений, образующих систему: как член синтагмы – в линейные, или синтагматические, и как член парадигмы – в нелинейные, или парадигматические.
Лексические единицы входят во взаимно пересекающиеся синтагматические и парадигматические ряды. Каждая из них сочетается с определенным кругом слов и входит в соответствующие лексические парадигмы синонимов, антонимов, ЛСВ многозначного слова, гипо-гиперонимические ряды (парадигмы), ЛСГ, СП. Определить место языковой единицы в лексической системе – это значит описать ее синтагматические и парадигматические свойства и отношения.
Слайд 12ПАРАДИГМА МНОГОЗНАЧНОГО СЛОВА
Многозначное слово «стол» будет давать различную сочетаемость каждого
ЛСВ:
стол1 – письменный, обеденный...
стол2 – операционный...
стол3 – диетический, мясной...
стол4 –
заказов, паспортный...
Многозначное слово может входить своими различными значениями сразу в несколько синонимических рядов:
высокий 1 (о человеке) – рослый, длинный (разг.), долговязый (разг.)
высокий 2 (о языке, стиле, словах) – возвышенный, приподнятый, торжественный, поэтический (кн.).
высокий 3 (о звуке, голосе) – тонкий, пискливый (разг.).
Синонимичные слова могут иметь одинаковую сочетаемость:
красивый - дворец, вид...
прекрасный – дворец, вид...
великолепный - дворец, вид...
Слайд 13ЛСГ
Лексические единицы в составе ЛСГ в структуре микрополя «Интеллектуальная
деятельность человека» вступают в синонимические и антонимические отношения:
Умный
Мудрый
Разумный ЛСГ 3
Понятливый
Толковый
...
Глупый
Тупой
Бестолковый... ЛСГ3
Глупость
Тупость ЛСГ 1
Тупоумие
Бестолковость ...
Глупеть
Тупеть... ЛСГ2
ЛСВ многозначного слова могут входить в разные микрополя и СП. Так, слово сестра входит в микрополе терминов родства (родная сестра) и в микрополе наименования профессий (медицинская сестра). Оба микрополя включаются в СП с архисемой «человек».
Слайд 14СТРУКТУРА ПОЛЯ
Все СП имеют общую структуру. СП можно представить в
виде сферы. Единицы поля группируются вокруг лексемы, выражающей его общее
значение (архисема поля). Такая единица, несущая в себе общее значение поля, и ее ближайшее окружение образуют ядро СП.
Так, СП с архисемой «человек» делится на ряд подклассов (микрополей): части тела человека; внешность человека; возраст человека; органы чувств человека; интеллект человека; характер человека; темперамент человека и др.
В подкласс «возраст человека» входит ЛСГ прилагательных с этим значением: молодой, юный, юношеский, малолетний, несовершеннолетний, взрослый, пожилой, старый, престарелый, дряхлый и др.
В отличие от ЛСГ СП включает в себя единицы, которые могут относиться не только к одной и той же части речи, но и к разным частям речи.
В СП представлены все типы семантических отношений лексических единиц (отношения синонимии, конверсии, антонимии, паронимии, гипо-гиперонимии, полисемии, словообразовательно-семантической деривации и др.
Выделяются зоны пересечения (наложения) полей (т.е. области взаимодействия семантических элементов разных полей).
Лексико-семантическая система представляет собой иерархию СП, которые не существуют автономно. Они взаимосвязаны, могут пересекаться.
Слайд 16ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Лексико-семантическая система представляет собой иерархию СП, которые не
существуют автономно. Они взаимосвязаны, могут пересекаться.
Так, для обозначения очень
юного, не достигшего зрелого возраста и поэтому неопытного человека используется синоним другого СП – зеленый (ср. зеленый юнец), в котором эта лексическая единица выступает в значении «неспелый, недозрелый» (яблоки еще зеленые, неспелые).
В свою очередь, это СП связано с СП «цвет» (зеленый цвет, зеленая краска).
Слайд 17Слово «молодой»
Его 1-ое значение – «юный, не достигший зрелого возраста».
В этом значении данное слово существует не изолированно, а в
системе, входя в различные смысловые отношения с другими словами:
1) отношения сходства (синонимии): молодой – юный;
2) отношения противоположности (антонимии): молодой – старый;
3) отношения включения: (молодой («имеющий определенный возраст») – пожилой, немолодой, старый, дряхлый и др.).
Кроме этого, данная лексическая единица связана ассоциативно с другими подобными единицами, которые имеют ту же звуковую и графическую оболочку. Все вместе они образуют структуру многозначного слова «молодой»:
молодой1 - «юный, не достигший зрелого возраста» (молодой человек);
молодой2 – «недавно появившийся, начавший расти» (молодое дерево);
молодой3 – «недавно приготовленный» (молодой сыр, молодой квас);
молодой4 – «свойственный, присущий молодежи» (молодой задор);
молодой5 – в значении существительного, употребляемого обычно в формах мн.ч. – «только что или недавно вступивший в брак» (поздравить молодых).
Лексические единицы включаются в деривационные отношения: молодой – молодость – молоденький – молодеть и др.
Каждая лексическая единица включается в лексико-семантические группы (ЛСГ) («ряд лексических единиц одной и той же части речи, объединенных общей архисемой»), а ЛСГ, в свою очередь, входят в семантические поля (СП).
Слайд 18Д/3
Современный русский литературный язык: Новое издание: Учебник /П.А. Лекант, Л.Л.
Касаткин, Е.В. Клобуков и др. /Под ред. П.А. Леканта. –
М.: Высшая школа, 2009 (и послед. изд.) (раздел «Слово как объект лингвистического изучения»).
Современный русский язык. / Под общей редакцией Л.А. Новикова. СПб, 1999 (Введение; параграфы 1, 2).
Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 1990 (Введение; параграфы 4, 5, 6).
Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль. Учебное пособие. - М., Флинта, 2011 (темы 1, 2).
На примере 1 слова доказать системность лексики (с опорой на словари).
СЛОВО «КРАСНЫЙ»