Слайд 1Философское
учение
о
познании
Слайд 2Познание
Высшая форма отражения объективной реальности.
Специфический вид деятельности человека для постижения
окружающего мира и себя.
Слайд 3Объект и субъект познания
Объект - фрагмент бытия, на который направлена
познавательная деятельность.
Субъект – активный общественно-исторический индивид.
Тождество объекта и субъекта познания.
Слайд 4Уровни и формы познания
Чувственный
уровень – знание о внешних
свойствах
и связях объекта
Формы:
ощущение
восприятие
представление
Рациональный
уровень – знание о внутренних
свойствах и
связях объекта,
сущности и функциях
Формы:
понятие
суждение
умозаключение
Слайд 5Формы познания
Ощущение – отражение отдельных свойств объекта органами чувств
Восприятие –
целостный чувственный образ объекта
Представление – чувственный образ
без объекта
Понятие
- обобщенный образ, отражение существенных свойств и связей
Суждение –утверждение или отрицание с помощью связи понятий
Умозаключение –выведение суждения из других суждений
Слайд 6Знание
Знание – результат познания – идеальное отражение в сознании человека
объектов и их свойств, материальное закрепление мыслительных образов в языке
и других знаковых системах:
знание-умение (практическое знание, «знание как»)
знание-информация («знания что»)
Слайд 7Истина
Истина – непротиворечивость, подтверждаемость и эффективность знания, соответствие фактам и
реальному положению дел.
Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание, верное в
любых условиях.
Относительная истина -неполное знание, верное лишь при определенных условиях.
Слайд 8Концепции истины
Корреспондентская концепция истины –
соответствие теории экспериментальным
данным. Истина
верифицируется экспериментом.
Когерентная концепция истины –
согласованность новых теоретических и экспериментальных
данных с уже известными. Истинное научное утверждение входит в состав науки как системы знаний.
Прагматическая концепция истины – проверка практикой.
Слайд 9Критерии истины
Истина конкретна (зависит от условий, в которых находится объект
познания).
В истине сочетается субъективность и объективность (она не существует вне
субъекта познания, но содержание истины не зависит от человека).
Критерием истины является практика как процесс (целенаправленная деятельность человека по преобразованию материальных систем).
Истина динамична – процесс (изменяется вместе с миром).
Слайд 10Заблуждение
Заблуждение – непреднамеренное представление не соответствующих действительности суждений как истины.
Заблуждение
– непреднамеренное искажение истины.
Слайд 11Ложь
Ложь – преднамеренное представление заведомо не соответствующих действительности суждений как
истины.
Ложь - преднамеренное искажение истины.
Слайд 12Вера
Вера –мировоззренческая и психологическая установка непосредственного принятия положений как высших
истин, без доказательств и сомнений.
Вера в составе познавательного процесса –
убежденность в правоте научных выводов.
Слайд 13Откровение
Откровение – знание, полученное иррациональным путем, имеющее божественный источник.
Слайд 14Язык и мышление
Мышление неразрывно связано с языком:
мышление - отражение
объективной реальности
язык - способ выражения, средство закрепления и передачи
мыслей другим людям.
Слайд 15Язык
Язык - знаково-информационная система, используемая для накопления, хранения, переработки и
передачи информации.
Слайд 16Язык - система знаков
Язык представляет собой особую систему материальных образований
(знаков).
Слайд 17Смысл знака
Мысль или образ, которые в мышлении связывают знак с
его значением, называются смыслом знака.
Слайд 18Естественные и искусственные языки
Все языки разделены на естественные и искусственные.
Естественные – это те, которыми люди пользуются в своей повседневной
жизни. Эти языки возникли, формировались, распространялись стихийно.
Слайд 19Естественный язык
1. В естественном языке многое подразумевается, но не выражается
в открытой форме.
2. В естественном языке значения слов и
выражений часто расплывчаты.
Слайд 20Естественный язык
3. В естественном языке слова, как правило, многозначны, и
через определенное время значения слов изменяются.
4. В естественном языке слова
имеют эмоциональную окраску.
Слайд 21Естественные языки
5. В естественном языке тон, которым произносится то или
иное слово, обозначает не одно и то же.
6. В естественном
языке грамматические правила многочисленны и имеют много исключений.
Слайд 22Специфика естественного языка
7. В естественном языке нет многих понятий и
слов для обозначения явлений в той или иной отрасли науки.
Слайд 23Искусственные языки
Искусственные языки более точные, имеют свой категориальный аппарат, свои
знаки, свои термины и однозначные определения наиболее важных понятий.
Слайд 24Формализованные языки
Появившиеся в конкретных науках искусственные языки с необходимостью приводят
к созданию формализованных языков.
Слайд 25Формализованные языки
Слова повседневного языка заменяются отдельными буквами и специальными символами,
с которыми затем производятся операции по установленным правилам.
Слайд 26Научное творчество
Эвристика (от греч. «открываю») – искусство изобретения, выработка новых
научных идей и фактов
Социальная ответственность ученых: «Тому, кто не постиг
науки добра, всякая наука приносит лишь вред»
(М. Монтень.)
Слайд 27Этос науки
Акад. Д. Лихачев:
«Не ищи в науке только истину и
не пользуйся ею во зло или ради корысти».
Ф. Рабле :
«Знание без совести – это крушение души».
Слайд 28Социальная ответственность науки и ученых
Соотношение научных знаний с социальными целями
познания и гуманистическими идеалами.
Гармоничное взаимодействие в системе: «человек-техника-природа» на основе
общечеловеческих норм и ценностей.
Слайд 29Р. Мертон
В 40-е годы ХХ века создал этос науки:
совокупность воспроизводящихся
в науке нравственных ценностей, норм и принципов,
присущих научному сообществу
как части социума.
Слайд 30Этос науки
Нравственные ценности и нормы, определяющие и регламентирующие познавательную
деятельность ученого на основе внутренней природы науки.
Слайд 31А. Д. Александров:
этика ученого
ищи истину независимо от авторитетов и личных
соображений;
не только утверждай, но и доказывай (практикой, опытом, экспериментом, логическим
выводом).
Слайд 32А. Д. Александров:
этика ученого
доказанное не искажай и отстаивай;
будь готов пересмотреть
доказанное при наличии новых аргументов;
истина утверждается доказательством, а не
силой, приказом, внушением.
Слайд 33Этические принципы ученого:
общность знания (знание должно быть общим достоянием),
бескорыстность,
организованный скептицизм (ответственность каждого ученого за общую доброкачественную работу ),
Слайд 34Этические принципы ученого:
беспристрастность, свобода и самостоятельность мышления,
независимость суждений,
сотрудничество
(секретность), знание относящихся к его области интересов работ коллег,
ответственность
(и тщательная проверка результатов исследований),
Слайд 35Этические принципы ученого:
верность истине,
критичность (опровержение научных ошибок),
интеллектуальная скромность,
универсализм и глубокая эрудиция,
восприимчивость к новым идеям.
Слайд 36Задание
Формы знания и уровни познания (примеры).
Этический кодекс ученого (10 позиций).