Разделы презентаций


Философское учение о познании

Содержание

ПознаниеВысшая форма отражения объективной реальности.Специфический вид деятельности человека для постижения окружающего мира и себя.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философское
учение
о
познании

Философское учение о познании

Слайд 2Познание
Высшая форма отражения объективной реальности.
Специфический вид деятельности человека для постижения

окружающего мира и себя.

ПознаниеВысшая форма отражения объективной реальности.Специфический вид деятельности человека для постижения окружающего мира и себя.

Слайд 3Объект и субъект познания
Объект - фрагмент бытия, на который направлена

познавательная деятельность.
Субъект – активный общественно-исторический индивид.
Тождество объекта и субъекта познания.



Объект и субъект познанияОбъект - фрагмент бытия, на который направлена познавательная деятельность.Субъект – активный общественно-исторический индивид.Тождество объекта

Слайд 4Уровни и формы познания
Чувственный
уровень – знание о внешних
свойствах

и связях объекта

Формы:
ощущение
восприятие
представление
Рациональный
уровень – знание о внутренних
свойствах и


связях объекта,
сущности и функциях
Формы:
понятие
суждение
умозаключение
Уровни и формы познанияЧувственный уровень – знание о внешних свойствах и связях объектаФормы:ощущениевосприятиепредставлениеРациональный уровень – знание о

Слайд 5Формы познания
Ощущение – отражение отдельных свойств объекта органами чувств
Восприятие –

целостный чувственный образ объекта
Представление – чувственный образ
без объекта
Понятие

- обобщенный образ, отражение существенных свойств и связей
Суждение –утверждение или отрицание с помощью связи понятий
Умозаключение –выведение суждения из других суждений
Формы познанияОщущение – отражение отдельных свойств объекта органами чувствВосприятие – целостный чувственный образ объекта Представление – чувственный

Слайд 6Знание
Знание – результат познания – идеальное отражение в сознании человека

объектов и их свойств, материальное закрепление мыслительных образов в языке

и других знаковых системах:
знание-умение (практическое знание, «знание как»)
знание-информация («знания что»)
ЗнаниеЗнание – результат познания – идеальное отражение в сознании человека объектов и их свойств, материальное закрепление мыслительных

Слайд 7Истина
Истина – непротиворечивость, подтверждаемость и эффективность знания, соответствие фактам и

реальному положению дел.
Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание, верное в

любых условиях.
Относительная истина -неполное знание, верное лишь при определенных условиях.
ИстинаИстина – непротиворечивость, подтверждаемость и эффективность знания, соответствие фактам и реальному положению дел.Абсолютная истина - полное, исчерпывающее

Слайд 8Концепции истины
Корреспондентская концепция истины –
соответствие теории экспериментальным
данным. Истина

верифицируется экспериментом.
Когерентная концепция истины –
согласованность новых теоретических и экспериментальных

данных с уже известными. Истинное научное утверждение входит в состав науки как системы знаний.
Прагматическая концепция истины – проверка практикой.

Концепции истиныКорреспондентская концепция истины – соответствие теории экспериментальным данным. Истина верифицируется экспериментом.Когерентная концепция истины – согласованность новых

Слайд 9Критерии истины
Истина конкретна (зависит от условий, в которых находится объект

познания).
В истине сочетается субъективность и объективность (она не существует вне

субъекта познания, но содержание истины не зависит от человека).
Критерием истины является практика как процесс (целенаправленная деятельность человека по преобразованию материальных систем).
Истина динамична – процесс (изменяется вместе с миром).
Критерии истиныИстина конкретна (зависит от условий, в которых находится объект познания).В истине сочетается субъективность и объективность (она

Слайд 10Заблуждение
Заблуждение – непреднамеренное представление не соответствующих действительности суждений как истины.
Заблуждение

– непреднамеренное искажение истины.

ЗаблуждениеЗаблуждение – непреднамеренное представление не соответствующих действительности суждений как истины.Заблуждение – непреднамеренное искажение истины.

Слайд 11Ложь
Ложь – преднамеренное представление заведомо не соответствующих действительности суждений как

истины.
Ложь - преднамеренное искажение истины.

ЛожьЛожь – преднамеренное представление заведомо не соответствующих действительности суждений как истины.Ложь - преднамеренное искажение истины.

Слайд 12Вера
Вера –мировоззренческая и психологическая установка непосредственного принятия положений как высших

истин, без доказательств и сомнений.
Вера в составе познавательного процесса –

убежденность в правоте научных выводов.

ВераВера –мировоззренческая и психологическая установка непосредственного принятия положений как высших истин, без доказательств и сомнений.Вера в составе

Слайд 13Откровение
Откровение – знание, полученное иррациональным путем, имеющее божественный источник.

ОткровениеОткровение – знание, полученное иррациональным путем, имеющее божественный источник.

Слайд 14Язык и мышление
Мышление неразрывно связано с языком:
мышление - отражение

объективной реальности
язык - способ выражения, средство закрепления и передачи

мыслей другим людям.
Язык и мышлениеМышление неразрывно связано с языком: мышление - отражение объективной реальности язык - способ выражения, средство

Слайд 15Язык
Язык - знаково-информационная система, используемая для накопления, хранения, переработки и

передачи информации.

ЯзыкЯзык - знаково-информационная система, используемая для накопления, хранения, переработки и передачи информации.

Слайд 16Язык - система знаков
Язык представляет собой особую систему материальных образований

(знаков).

Язык - система знаковЯзык представляет собой особую систему материальных образований (знаков).

Слайд 17Смысл знака
Мысль или образ, которые в мышлении связывают знак с

его значением, называются смыслом знака.

Смысл знакаМысль или образ, которые в мышлении связывают знак с его значением, называются смыслом знака.

Слайд 18Естественные и искусственные языки
Все языки разделены на естественные и искусственные.



Естественные – это те, которыми люди пользуются в своей повседневной

жизни. Эти языки возникли, формировались, распространялись стихийно.
Естественные и искусственные языкиВсе языки разделены на естественные и искусственные. Естественные – это те, которыми люди пользуются

Слайд 19Естественный язык
1. В естественном языке многое подразумевается, но не выражается

в открытой форме.
2. В естественном языке значения слов и

выражений часто расплывчаты.

Естественный язык1. В естественном языке многое подразумевается, но не выражается в открытой форме. 2. В естественном языке

Слайд 20Естественный язык
3. В естественном языке слова, как правило, многозначны, и

через определенное время значения слов изменяются.
4. В естественном языке слова

имеют эмоциональную окраску.

Естественный язык3. В естественном языке слова, как правило, многозначны, и через определенное время значения слов изменяются.4. В

Слайд 21Естественные языки
5. В естественном языке тон, которым произносится то или

иное слово, обозначает не одно и то же.
6. В естественном

языке грамматические правила многочисленны и имеют много исключений.
Естественные языки5. В естественном языке тон, которым произносится то или иное слово, обозначает не одно и то

Слайд 22Специфика естественного языка
7. В естественном языке нет многих понятий и

слов для обозначения явлений в той или иной отрасли науки.

Специфика естественного языка7. В естественном языке нет многих понятий и слов для обозначения явлений в той или

Слайд 23Искусственные языки
Искусственные языки более точные, имеют свой категориальный аппарат, свои

знаки, свои термины и однозначные определения наиболее важных понятий.

Искусственные языкиИскусственные языки более точные, имеют свой категориальный аппарат, свои знаки, свои термины и однозначные определения наиболее

Слайд 24Формализованные языки
Появившиеся в конкретных науках искусственные языки с необходимостью приводят

к созданию формализованных языков.

Формализованные языкиПоявившиеся в конкретных науках искусственные языки с необходимостью приводят к созданию формализованных языков.

Слайд 25Формализованные языки
Слова повседневного языка заменяются отдельными буквами и специальными символами,

с которыми затем производятся операции по установленным правилам.

Формализованные языкиСлова повседневного языка заменяются отдельными буквами и специальными символами, с которыми затем производятся операции по установленным

Слайд 26Научное творчество
Эвристика (от греч. «открываю») – искусство изобретения, выработка новых

научных идей и фактов
Социальная ответственность ученых: «Тому, кто не постиг

науки добра, всякая наука приносит лишь вред»
(М. Монтень.)
Научное творчествоЭвристика (от греч. «открываю») – искусство изобретения, выработка новых научных идей и фактовСоциальная ответственность ученых: «Тому,

Слайд 27Этос науки
Акад. Д. Лихачев:
«Не ищи в науке только истину и

не пользуйся ею во зло или ради корысти».

Ф. Рабле :

«Знание без совести – это крушение души».

Этос наукиАкад. Д. Лихачев:«Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради

Слайд 28Социальная ответственность науки и ученых
Соотношение научных знаний с социальными целями

познания и гуманистическими идеалами.
Гармоничное взаимодействие в системе: «человек-техника-природа» на основе

общечеловеческих норм и ценностей.
Социальная ответственность науки и ученыхСоотношение научных знаний с социальными целями познания и гуманистическими идеалами.Гармоничное взаимодействие в системе:

Слайд 29Р. Мертон
В 40-е годы ХХ века создал этос науки:
совокупность воспроизводящихся

в науке нравственных ценностей, норм и принципов,
присущих научному сообществу

как части социума.


Р. МертонВ 40-е годы ХХ века создал этос науки:совокупность воспроизводящихся в науке нравственных ценностей, норм и принципов,

Слайд 30Этос науки
Нравственные ценности и нормы, определяющие и регламентирующие познавательную

деятельность ученого на основе внутренней природы науки.

Этос науки Нравственные ценности и нормы, определяющие и регламентирующие познавательную деятельность ученого на основе внутренней природы науки.

Слайд 31А. Д. Александров: этика ученого
ищи истину независимо от авторитетов и личных

соображений;
не только утверждай, но и доказывай (практикой, опытом, экспериментом, логическим

выводом).
А. Д. Александров: этика ученогоищи истину независимо от авторитетов и личных соображений;не только утверждай, но и доказывай

Слайд 32А. Д. Александров: этика ученого
доказанное не искажай и отстаивай;
будь готов пересмотреть

доказанное при наличии новых аргументов;
истина утверждается доказательством, а не

силой, приказом, внушением.


А. Д. Александров: этика ученогодоказанное не искажай и отстаивай;будь готов пересмотреть доказанное при наличии новых аргументов; истина

Слайд 33Этические принципы ученого:
общность знания (знание должно быть общим достоянием),
бескорыстность,


организованный скептицизм (ответственность каждого ученого за общую доброкачественную работу ),

Этические принципы ученого:общность знания (знание должно быть общим достоянием), бескорыстность, организованный скептицизм (ответственность каждого ученого за общую

Слайд 34Этические принципы ученого:
беспристрастность, свобода и самостоятельность мышления,
независимость суждений,
сотрудничество

(секретность), знание относящихся к его области интересов работ коллег,
ответственность

(и тщательная проверка результатов исследований),

Этические принципы ученого:беспристрастность, свобода и самостоятельность мышления, независимость суждений, сотрудничество (секретность), знание относящихся к его области интересов

Слайд 35Этические принципы ученого:
верность истине,
критичность (опровержение научных ошибок),
интеллектуальная скромность,


универсализм и глубокая эрудиция,
восприимчивость к новым идеям.

Этические принципы ученого:верность истине, критичность (опровержение научных ошибок), интеллектуальная скромность, универсализм и глубокая эрудиция, восприимчивость к новым

Слайд 36Задание
Формы знания и уровни познания (примеры).
Этический кодекс ученого (10 позиций).

ЗаданиеФормы знания и уровни познания (примеры).Этический кодекс ученого (10 позиций).

Слайд 37 Спасибо за внимание!

Спасибо    за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика