Разделы презентаций


Филос. Пс. Соц. н. Ест. н. Техн

Содержание

Составляющие научного знания (в том числе психолого-педагогического)1. Понятия (термины).2. Высказывания (утверждения).3. Факты (массив эмпирических данных).4. Гипотезы, концепции и теории (разного уровня общности), содержащие систему научных знаний и методы объяснения и предсказания

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Филос.
Пс.
Соц. н.
Ест. н.
Техн. Мед.
Психология.
Пед-ка
Мат-ка
Логика
Киб-ка
Педагогич.
психология
Соц. пс.
Инж. пс.
Клинич. пс.
Психофизиол.
Психогенет.
Мат. пс.
Классификация наук

по Б.М. Кедрову
Общая пс.
Методол. пс.

Филос.Пс.Соц. н.Ест. н.Техн. Мед.Психология.Пед-каМат-каЛогикаКиб-каПедагогич. психологияСоц. пс.Инж. пс.Клинич. пс.Психофизиол.Психогенет.Мат. пс.Классификация наук по Б.М. КедровуОбщая пс.Методол. пс.

Слайд 2Составляющие научного знания (в том числе психолого-педагогического)
1. Понятия (термины).
2. Высказывания

(утверждения).
3. Факты (массив эмпирических данных).
4. Гипотезы, концепции и теории (разного

уровня общности), содержащие систему научных знаний и методы объяснения и предсказания явлений в изучаемой области.
5. Предмет и объект науки в целом и ее разделов.
6. Специфические для данной науки методы познания и история их развития.
Составляющие научного знания (в том числе психолого-педагогического)1. Понятия (термины).2. Высказывания (утверждения).3. Факты (массив эмпирических данных).4. Гипотезы, концепции

Слайд 3Составляющие научного знания (в том числе психолого-педагогического)
7. Основные законы, положения,

принципы, раскрывающие сущность явлений, рассматриваемых в данной научной области; объективные

связи меду ними.
8. Философско-методологические основания и принципы исследовательской деятельности и мировоззренчески нагруженные ведущие идеи в данной области научной деятельности.
9. Область приложений (проблемы и задачи, для решения которых может успешно применяться данное научное знание).

Составляющие научного знания (в том числе психолого-педагогического)7. Основные законы, положения, принципы, раскрывающие сущность явлений, рассматриваемых в данной

Слайд 4Примеры конкретных научных задач, решение которых имеет прямой выход на

практику
За что предпочтительней поощрять ребенка - за конкретные результаты

или приложенные усилия (даже если они не дали нужных результатов)?
Что лучше для успешного обучения – высокая или низкая самооценка?
Какое обучение эффективнее – целенаправленное (результат специальной учебной деятельности) или нецеленапрвленное (стихийное, выступающее побочным результатом иных видов деятельности – игровой, соревновательной, практической и др.)
Примеры конкретных научных задач, решение которых имеет прямой выход на практику За что предпочтительней поощрять ребенка -

Слайд 5Примеры конкретных научных задач, решение которых имеет прямой выход на

практику (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Нужно ли идти в обучении от частных знаний к

общим или наоборот?
Что давать раньше – знание, а затем задачи, в которых оно будет востребовано или наоборот – давать задачу, формируя тем самым ощущение недостающего знания, а затем уже само это знание?
Какие факторы (причины, условия) влияют на успешность обучения?
Примеры конкретных научных задач, решение которых имеет прямой выход на практику (ПРОДОЛЖЕНИЕ)Нужно ли идти в обучении от

Слайд 6Примеры конкретных научных задач, решение которых имеет прямой выход на

практику (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Как влияет стиль педагогической деятельности и педагогического общения преподавателя

на эффективность учебно-воспитательного процесса?
Каков оптимальный размер учебной группы?
Какой вид обратной связи эффективнее – поощрение или наказание?
Примеры конкретных научных задач, решение которых имеет прямой выход на практику (ПРОДОЛЖЕНИЕ)Как влияет стиль педагогической деятельности и

Слайд 7Определение термина «педагогика»
Слово «педагогика» в переводе с греческого звучит как

«детовождение» и первоначально использовалось для описания воспитательной работы с детьми,

специально подготовленными для этого лицами – педагогами (обычно рабами).
Определение термина «педагогика»Слово «педагогика» в переводе с греческого звучит как «детовождение» и первоначально использовалось для описания воспитательной

Слайд 8История педагогической мысли
Считается, что отрасль знания формируется в качестве науки

лишь при условии выделения предмета исследования. Предметом является процесс обучения

или воспитания.
Этапы развития научно-педагогического знания.
- педагогические идеи античных и средневековых философов,
- переход от утопических концепций к теориям, основанным на практике и эксперименте.

История педагогической мыслиСчитается, что отрасль знания формируется в качестве науки лишь при условии выделения предмета исследования. Предметом

Слайд 9История педагогической мысли
На протяжении веков педагогика развивалась как практика обучения

и воспитания детей.
Демокрит: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели

от природы. Воспитание перестраивает человека и создает природу».
Сократ: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, понимает, что он может, а что не может».
Аристотель: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам жизнь, а первые – достойную жизнь».
Сенека: «Пусть говорит он сам, а не только его память».

История педагогической мыслиНа протяжении веков педагогика развивалась как практика обучения и воспитания детей.Демокрит: «Хорошими людьми становятся скорее

Слайд 10НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА
«Народная педагогика» рождалась из сказок, былин, колыбельных, частушек, прибауток,

пословиц и поговорок и т.д. Передавалась из уст в уста.
Примеры:

Не везде сила – где уменье, а где и терпенье.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
Корень ученья горек, да плод сладок.
Век живи – век учись.
От умного научишься, от глупого – разучишься.
Повторение – мать учения.

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА«Народная педагогика» рождалась из сказок, былин, колыбельных, частушек, прибауток, пословиц и поговорок и т.д. Передавалась из

Слайд 11Народная педагогика
Свод народнопоэтических моральных стандартов:
От учтивых слов язык не отсохнет.
В

чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
Не стыдно молчать,

когда нечего сказать.
Такие наставления можно найти в «Поучении детям» Владимира Мономаха.

Народная педагогикаСвод народнопоэтических моральных стандартов:От учтивых слов язык не отсохнет.В чужом доме не будь приметлив, а будь

Слайд 12Развитие педагогической мысли
Янос Коменский описывает закономерности воспитания и обучения в

книге «Великая дидактика», которая была принята во многих странах.

Стадии обучения:

самостоятельное наблюдение, практическое действие, применение полученных знаний, умение рассказать о результатах труда.

Развитие педагогической мыслиЯнос Коменский описывает закономерности воспитания и обучения в книге «Великая дидактика», которая была принята во

Слайд 13Педагогическое самосознание
Известный русский педагог П.Ф. Каптерев выделяет 3 этапа развития

педагогического самосознания:
- церковный,
- государственный,
- общественный.

Педагогическое самосознаниеИзвестный русский педагог П.Ф. Каптерев выделяет 3 этапа развития педагогического самосознания:- церковный,- государственный,- общественный.

Слайд 14Определение термина «педагогика» (продолжение)
Этимология термина «педагогика» уже не отражает его

современного содержания, включающего в себя «воспитание человека на всех возрастных

этапах его развития». В ходу термины преддошкольная и дошкольная педагогика, школьная педагогика , педагогика профессионально-технического образования, педагогика среднего специального образования и педагогика высшей школы, непрерывное образование.
Определение термина «педагогика» (продолжение)Этимология термина «педагогика» уже не отражает его современного содержания, включающего в себя «воспитание человека

Слайд 15Предмет педагогики
В данном курсе мы определяем предмет педагогики как проектирование

и управление процессами обучения и воспитания в любых социальных условиях

(в семье, учебном заведении, на производстве и т.п.).
Предмет педагогикиВ данном курсе мы определяем предмет педагогики как проектирование и управление процессами обучения и воспитания в

Слайд 16Проекция структурной схемы управления на педагогический процесс
1. Что есть (исходное

состояние объекта) – Кого учить? Характеристика учащегося, в том числе

уровень обученности, обучаемости, воспитанности и воспитуемости, развитость, индивидуальные особенности и др.
2. Цель (что нужно получить) – Чему учить? – Содержание обучения, планируемый уровень характеристик, перечисленных в п.1
Проекция структурной схемы управления на педагогический процесс1. Что есть (исходное состояние объекта) – Кого учить? Характеристика учащегося,

Слайд 17Проекция структурной схемы управления на педагогический процесс
3. Переход от того,

что есть к тому, что нужно – Как учить? –

Методы, средства, организационные формы обучения.
4. Как оценить достижение результата? – Методы контроля, диагностики обученности и воспитанности и т.д..
5. Что предпринять, если цели не достигнуты? Методы коррекции обученности и воспитанности и т.д.
Проекция структурной схемы управления на педагогический процесс3. Переход от того, что есть к тому, что нужно –

Слайд 18Определение термина «воспитание» в традиционной педагогике
Под воспитанием в узком смысле

традиционно понимается система целенаправленных воздействий на личность, развитие, формирование личности

в заданном воспитателем направлении, что проявляется в изменении мировоззрения, системы ценностей, установок, действенных отношений человека к миру и т. п.
Определение термина «воспитание» в традиционной педагогикеПод воспитанием в узком смысле традиционно понимается система целенаправленных воздействий на личность,

Слайд 19Определение термина «воспитание» в гуманистической педагогике и психологии
Создание оптимальных (наиболее

благоприятных) условий для саморазвития личности, реализации заложенных в ней сущностных

сил, максимально возможной самореализации и самоактуализации человека.
Определение термина «воспитание» в гуманистической педагогике и психологииСоздание оптимальных (наиболее благоприятных) условий для саморазвития личности, реализации заложенных

Слайд 20Определение термина «обучение»
Совместная деятельность преподавателя и обучаемого, направленная на усвоение

последним ЗНАНИЙ (значений предметов материальной и духовной культуры), УМЕНИЙ и

НАВЫКОВ (способов действий и решения задач), а также на развитие СПОСОБНОСТЕЙ (повышение обучаемости).
Определение термина «обучение»Совместная деятельность преподавателя и обучаемого, направленная на усвоение последним ЗНАНИЙ (значений предметов материальной и духовной

Слайд 21Определение термина «обучение» (продолжение)
Обучение всегда является двусторонним процессом и состоит

из преподавания и учения, описывающих активность каждого из участников педагогического

процесса.

Определение термина «обучение» (продолжение)Обучение всегда является двусторонним процессом и состоит из преподавания и учения, описывающих активность каждого

Слайд 22Определение термина «учение»
Деятельность учения – система специальных учебных действий, необходимых

для прохождения учащимся основных этапов процесса усвоения (овладения) новых знаний,

умений, навыков и развития способностей к более быстрому усвоению нового опыта в будущем.
Определение термина «учение»Деятельность учения – система специальных учебных действий, необходимых для прохождения учащимся основных этапов процесса усвоения

Слайд 23Определение термина «образование»
Термин образование шире по своему значению, чем термин

обучение. Под образованием имеется в виду процесс и результат усвоения

человеком социального опыта, системы знаний, умений, навыков и развития способностей, необходимых для жизни в обществе. Образование может быть организовано как в форме обучения, так и в форме самообразования, т. е. без непосредственного присутствия преподавателя.
Определение термина «образование»Термин образование шире по своему значению, чем термин обучение. Под образованием имеется в виду процесс

Слайд 24ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ?
«Наука о душе» – перевод с греческого.
Искусство проникновения

во внутренний мир.
Психология как наука, изучающая поведение и психические процессы

человека или животного.
Поведение – способ приспособления человека к условиям окружающей среды. Психология изучает, что делает человек в экспериментальных и более расширенных социальных и культурных условиях.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ?«Наука о душе» – перевод с греческого.Искусство проникновения во внутренний мир.Психология как наука, изучающая поведение

Слайд 25ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ:
Как научной фундаментальной дисциплины:
- описать человеческое поведение.
- объяснить человеческое

поведение через психические процессы и их механизмы.
- спрогнозировать человеческое поведение.
-

научиться контролировать.
Как практической дисциплины:
Улучшить качество человеческой жизни.

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ:Как научной фундаментальной дисциплины:- описать человеческое поведение.- объяснить человеческое поведение через психические процессы и их механизмы.-

Слайд 26ОПИСАНИЕ ПРОИСХОДЯЩЕГО.
Сбор описательных данных – исходная информация о поведении.
Уровни анализа:
Поведение

личности в социально-культурном контексте (например, происхождение предрассудков, этнопсихологические различия, особенности

массового поведения и т.д.).
Конкретные аспекты поведения индивида (движение глаз при чтении, ошибки в процессе обучения и т.д.)
Биологические основы поведения (локализация функций, биохимия процессов научения и т.д.)
ОПИСАНИЕ ПРОИСХОДЯЩЕГО.Сбор описательных данных – исходная информация о поведении.Уровни анализа:Поведение личности в социально-культурном контексте (например, происхождение предрассудков,

Слайд 27ОБЪЯСНЕНИЕ
Психология ищет объяснения в пределах и за пределами наблюдаемого.
Поиск фактора

или комбинации факторов, определяющих поведенческий акт: генетика, мотивация, уровень интеллекта

и др. Эти факторы называются организмическими, или диспозиционными переменными.
Факторы, действующие извне, - средовые, или ситуационные.
Обычно действует комбинация. Например, объяснение начало курения подростка объясняется склонностью к риску и давлением группы сверстников.

ОБЪЯСНЕНИЕПсихология ищет объяснения в пределах и за пределами наблюдаемого.Поиск фактора или комбинации факторов, определяющих поведенческий акт: генетика,

Слайд 28ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ
Прогнозирование в психологии – утверждение относительно вероятности проявления какого-либо

поведения на основе правильного объяснения причин.
Чем лучше доказана психологическая теория,

тем точнее прогноз.


ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯПрогнозирование в психологии – утверждение относительно вероятности проявления какого-либо поведения на основе правильного объяснения причин.Чем лучше

Слайд 29КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ
Контролировать – значит позволять или не позволять осуществляться

поведению. Это тот путь, который позволяет улучшить качество жизни человека.
Обучение

контролю своего поведения является одной из задач практической психологии.
КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ Контролировать – значит позволять или не позволять осуществляться поведению. Это тот путь, который позволяет улучшить

Слайд 30Основные методы психологии и педагогики
Наблюдение – эмпирический метод, заключающийся в

тщательно организованном и целенаправленном восприятии исследуемого объекта с фиксацией его

изменений по заранее выделенным параметрам.


Основные методы психологии и педагогикиНаблюдение – эмпирический метод, заключающийся в тщательно организованном и целенаправленном восприятии исследуемого объекта

Слайд 31Виды наблюдения:
открытое и скрытое (создают условия поднадзорности или свободы),
внешнее

и включенное (во втором случае наблюдатель сам участник процессов, за

которыми наблюдает) ,
единичное и периодическое,
лабораторное и полевое,
сплошное и выборочное,
с описанием результатов в «единицах» и в «категориях»,
стандартизованное (со строгой регламентацией всех действий, единиц и категорий описания) и нестандартизованное,
непосредственное и аппаратурное,
спровоцированное и неспровоцированное
Виды наблюдения:  открытое и скрытое (создают условия поднадзорности или свободы), внешнее и включенное (во втором случае

Слайд 32Основные методы (продолжение)
Анкетирование – опосредствованный (заочный) опрос.
Типы анкет:
открытые, требующие самостоятельного

конструирования ответа,
закрытые, требующие выбора одного из готовых ответов,
анонимные и именные

(требующие указания фамилии опрашиваемого).

Основные методы (продолжение)Анкетирование – опосредствованный (заочный) опрос.Типы анкет:открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа,закрытые, требующие выбора одного из готовых

Слайд 33Основные методы (продолжение)
Типы вопросов в анкетах и опросниках:

Прямые (в лоб),


косвенные (смысл вопроса частично скрыт от респондента),
Вопросы-ловушки (на которые невозможно

дать ответ),
Основные и контрольные – фильтрующие – (для построения шкалы лжи),
Тенденциозные (подталкивающие к определенному ответу),




Основные методы (продолжение)Типы вопросов в анкетах и опросниках:Прямые (в лоб), косвенные (смысл вопроса частично скрыт от респондента),Вопросы-ловушки

Слайд 34Основные методы психологии (продолжение)
Интервью – разновидность беседы с четким следованием

заранее составленному плану с еще более активной (чем в беседе)

ролью интервьюера по сравнению с ролью опрашиваемого.
Опрос – метод получения первичной информации посредством ответов опрашиваемого на заранее составленные и точно воспроизводимые вопросы, совокупность которых называется опросным листом.
Основные методы психологии (продолжение)Интервью – разновидность беседы с четким следованием заранее составленному плану с еще более активной

Слайд 35Основные методы психологии
Беседа – диалог между двумя людьми, в

ходе которого один из них целенаправленно проникает во внутренний мир

другого, с целью выявления причин тех или иных поступков, получения информации об индивидуально-психологических свойствах человека, его взглядах и системах ценностей, уровне и особенностях психического развития, отношениях к интересующим исследователя проблемам.
Основные методы психологии Беседа – диалог между двумя людьми, в ходе которого один из них целенаправленно проникает

Слайд 36ТЕСТИРОВАНИЕ
Метод тестирования.
Тест – в широком смысле – любое испытание или

проба, позволяющие получить информацию о психологических особенностях испытуемого или его

знаниях, умениях, навыках;
в узком смысле – строго формализованное и стандартизованное испытание, отвечающее определенным критериям качества (валидность, надежность).
ТЕСТИРОВАНИЕМетод тестирования.Тест – в широком смысле – любое испытание или проба, позволяющие получить информацию о психологических особенностях

Слайд 37Основные методы (продолжение)
Виды экспериментов:
Индивидуальный, групповой, межгрупповой.

Лабораторный и полевой (по критерию

естественности).

Количественный и качественный (по типу изменения независимой переменной);


Основные методы (продолжение)Виды экспериментов:Индивидуальный, групповой, межгрупповой.Лабораторный и полевой (по критерию естественности).Количественный и качественный (по типу изменения независимой

Слайд 38СТИЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ФОРМИРОВАНИЕ:
- послушания,
- ответственности,
- заботливости,
- потребности достижения (соревнование, оценка),
- самостоятельности,
-

независимости и свободы от внешнего контроля.

СТИЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИФОРМИРОВАНИЕ:- послушания,- ответственности,- заботливости,- потребности достижения (соревнование, оценка),- самостоятельности,- независимости и свободы от внешнего контроля.

Слайд 39Подходы к воспитанию
Технократический (авторитарный) – воспитание есть проектирование и направленное

формирование личности в соответствии с так или иначе понятыми общественными,

национальными, классовыми, конфессиональными или иными целями.
Подходы к воспитаниюТехнократический (авторитарный) – воспитание есть проектирование и направленное формирование личности в соответствии с так или

Слайд 40Гуманистический подход.
Воспитание – создание благоприятных условий для саморазвития личности. Личность

– источник творчества и всего нового, что появляется в человеческой

культуре; чем разнообразнее личности, из которых состоит общество, тем оно богаче.
Гуманистический подход. Воспитание – создание благоприятных условий для саморазвития личности. Личность – источник творчества и всего нового,

Слайд 41Основные принципы гуманистического подхода
Человек в системе образования никогда не должен

выступать в качестве средства решения других проблем (т.е. быть объектом

манипуляции).

Личность как цель обучения.
Основные принципы гуманистического подходаЧеловек в системе образования никогда не должен выступать в качестве средства решения других проблем

Слайд 42Основные принципы гуманистического подхода (продолжение)
2. Нет жестких образцов, моделей, навязываемых

самой личности извне.

Ставить личность в центр системы образования –

значит заботиться о создании условий для ее свободного саморазвития.
Основные принципы гуманистического подхода (продолжение)2. Нет жестких образцов, моделей, навязываемых самой личности извне. Ставить личность в центр

Слайд 43Основные принципы гуманистического подхода (продолжение)
3. Единственная жесткая рамка, которая задает

границы для такого саморазвития – это требование не ограничивать, не

подавлять право на свободное саморазвитие других людей.
Основные принципы гуманистического подхода (продолжение)3. Единственная жесткая рамка, которая задает границы для такого саморазвития – это требование

Слайд 44Основные принципы гуманистического подхода (продолжение)
4. Задача воспитателя, преподавателя – максимально

широко раскрывать поле выбора путей самореализации, самоактуализации личности через приобщение

не только к профессиональному знанию, но и к культуре в целом, в том числе к знанию гуманитарному.
Основные принципы гуманистического подхода (продолжение)4. Задача воспитателя, преподавателя – максимально широко раскрывать поле выбора путей самореализации, самоактуализации

Слайд 45Основные принципы гуманистического подхода (продолжение)
5. Педагогическое воздействие на личность не

должно быть директивным, прямым, но только косвенным, т.е. те выборы,

к которым преподаватель хочет склонить учащегося, должны даваться в форме образца для подражания, способного заразить, побудить его к принятию тех или иных ценностей. Но окончательный выбор всегда остается за самим человеком.
Основные принципы гуманистического подхода (продолжение)5. Педагогическое воздействие на личность не должно быть директивным, прямым, но только косвенным,

Слайд 46Основные принципы гуманистического подхода (продолжение)
6. Должно быть обеспечено равноправное, партнерское

отношение педагога и учащихся, соблюдение принципов педагогики сотрудничества; максимальное стимулирование

самостоятельности в обучении и его индивидуализация.
Основные принципы гуманистического подхода (продолжение)6. Должно быть обеспечено равноправное, партнерское отношение педагога и учащихся, соблюдение принципов педагогики

Слайд 47Основные принципы гуманистического подхода (продолжение)
7. Необходимо не только деловое, но

и межличностное общение преподавателя с учащимися. В вузовском обучении необходимо

практиковать совместное решение преподавателем и студентом реальных творческих задач, решения которых не известно ни тому, ни другому.
Основные принципы гуманистического подхода (продолжение)7. Необходимо не только деловое, но и межличностное общение преподавателя с учащимися. В

Слайд 48Основные принципы гуманистического подхода (продолжение)
8. Необходимо устранять условия, потенциально могущие

привести к патологическому развитию личности обучающегося, оказывать ему психологическую помощь

в том числе и в решении личных проблем (прежде сего через налаживание работы психологической службы в каждом учебном заведении).
Основные принципы гуманистического подхода (продолжение)8. Необходимо устранять условия, потенциально могущие привести к патологическому развитию личности обучающегося, оказывать

Слайд 49Гуманистическая педагогика
1. Ученики решают в процессе учения проблемы, представляющие интерес

и значимые для них;
2. Педагог чувствует себя по отношению к

ученикам конгруэнтно, проявляя себя таким, какой он есть, свободно выражая себя;
3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимая его таким, какой он есть.

Гуманистическая педагогика1. Ученики решают в процессе учения проблемы, представляющие интерес и значимые для них;2. Педагог чувствует себя

Слайд 50Гуманистическая педагогика (продолжение)
4. Педагог проявляет эмпатию по отношению к ученику,

проникает в его внутренний мир (смотрит на мир его глазами,

оставаясь при этом самим собой);
5. Главная задача педагога - быть помощником и фасилитатором значимого учения, создавать психологический комфорт ученику, побуждать учащегося к нравственному выбору (центрация на ученике, а не на учебном предмете).
Гуманистическая педагогика (продолжение)4. Педагог проявляет эмпатию по отношению к ученику, проникает в его внутренний мир (смотрит на

Слайд 51Вальдорфская педагогика (В. Штайнер)
Совокупность методов и приемов воспитания и обучения,

основанные на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных,

душевных и духовных факторов. Задача – воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолеть тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов.
Вальдорфская педагогика  (В. Штайнер)Совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанные на антропософской интерпретации развития человека

Слайд 52Вальдорфская педагогика (В. Штайнер) - продолжение
Творческая фантазия – один из

основных принципов педагогической деятельности. План воспитания должен быть непосредственно прочитан

в каждом ученике – недопустимы прямые воздействия – только косвенные. Окончательный выбор всегда за учеником.
Вальдорфская педагогика  (В. Штайнер) - продолжениеТворческая фантазия – один из основных принципов педагогической деятельности. План воспитания

Слайд 53Виды воспитания по институциональному признаку
Семейное
Школьное
Внешкольное
Конфессиональное
Общинное (по месту жительства)

Виды воспитания по институциональному признакуСемейноеШкольноеВнешкольноеКонфессиональноеОбщинное (по месту жительства)

Слайд 54Виды воспитания (по доминирующим принципам и стилю)
Авторитарное
Демократическое
Либеральное (свободное)
Спартанское

Виды воспитания (по доминирующим принципам и стилю)АвторитарноеДемократическоеЛиберальное (свободное)Спартанское

Слайд 55Методы воспитания
1) По источникам (носителям) информации – словесные; практические (упражнения,

тренировка); наглядные (иллюстрации, показ).
2) По характеру воздействия –
А. методы

формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, доверительная беседа, увещевание, внушение, инструкция, диспут, доклад и т. п.).
Методы воспитания1) По источникам (носителям) информации – словесные; практические (упражнения, тренировка); наглядные (иллюстрации, показ).2) По характеру воздействия

Слайд 56Методы воспитания (продолжение)
Б. Методы организации деятельности (упражнение, приучение, поручение, педагогическое

требование, воспитательная ситуация)
В. Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание, оценка).
Г. Метод

личного примера
Методы воспитания (продолжение)Б. Методы организации деятельности (упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитательная ситуация)В. Методы стимулирования (соревнование, поощрение,

Слайд 57Организационные формы воспитания
1. Мероприятие (организационное воздействие коллектива, направленное на достижение

каких-либо воспитательных целей) – диспут, круглый стол, беседа на этические

темы, телемост, акция милосердие, поход в театр, участие в демонстрации и т. п..
2. Самовоспитание (самопознание, самоанализ, самовнушение, самоорганизация).
Организационные формы воспитания1. Мероприятие (организационное воздействие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей) – диспут, круглый стол,

Слайд 58Составляющие среды обитания человека
1. Природная среда (объекты и явления природы

существующие вне и независимо от деятельности человека);
2. «Вторая природа» (объекты

и явления, существующие в природе, но модифицированные человеческой деятельностью – «культурные» растения и домашние животные, искусственные ландшафты, насыпные острова и др.
Составляющие среды обитания человека1. Природная среда (объекты и явления природы существующие вне и независимо от деятельности человека);2.

Слайд 59Составляющие среды обитания человека (продолжение)
3. «Третья природа», искусственная среда (объекты

и явления, созданные целиком за счет целенаправленной деятельности человека и

не имеющие близких аналогов в природе);
4. Социокультурная среда (экономика, социальные и политические институты, общественное сознание и культура, семья, формальные и неформальные группы с системой интеракций (внутри и межгрупповых).
Составляющие среды обитания человека (продолжение)3. «Третья природа», искусственная среда (объекты и явления, созданные целиком за счет целенаправленной

Слайд 60Определение образовательной среды
Совокупность значимых условий и влияний (природных, вещных и

социальных), определяющих основной вектор развития личности в системе образования.

Человек

не только зависит от среды, но и сам может ее изменять или даже направленно формировать
Определение образовательной средыСовокупность значимых условий и влияний (природных, вещных и социальных), определяющих основной вектор развития личности в

Слайд 61Составляющие образовательной среды
Образовательная среда в широком смысле имеет те же

4 компонента, что и среда обитания человека, но чаще всего

анализируется ее социокультурная составляющая. В этом случае образовательная среда рассматривается как подсистема социокультурной среды.
Составляющие образовательной средыОбразовательная среда в широком смысле имеет те же 4 компонента, что и среда обитания человека,

Слайд 62Виды воспитывающих сред (классификация Я. Корчака).
Догматическая среда:
Традиция, авторитет, обряд.
Веление как абсолютный

закон, необходимость как жизненный императив.
Дисциплина, порядок и добросовестность.
Труд как

закон, высокая нравственность как навык.
Серьезность, душевное равновесие и ясность, уверенность в себе и своей правоте.
Виды воспитывающих сред (классификация Я. Корчака).Догматическая среда:Традиция, авторитет, обряд.Веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина,

Слайд 63Догматическая среда (продолжение):
Самоограничение, самопреодоление.
Благоразумие, доходящее до пассивности.
«Незамечание» прав и правд,

которые не переданы традицией, не освящены авторитетом.
(Монастырь, армия, семья

с сильными религиозными традициями, секта, криминальное сообщество)
Догматическая среда (продолжение):Самоограничение, самопреодоление.Благоразумие, доходящее до пассивности.«Незамечание» прав и правд, которые не переданы традицией, не освящены авторитетом.

Слайд 64Виды воспитывающих сред (продолжение)
Идейная (творческая) среда:
Нет повеления – есть добрая

воля; нет догм – есть проблемы.
Здесь не работаешь по указанию,

а радостно вершишь, не дожидаясь приказа.
Сила – не в твердости духа, а в полете, порыве, движении.
Нет благоразумия есть жар души, энтузиазм.
Сдерживающее начало – отвращение к нечистоплотности, моральный эстетизм.
Виды воспитывающих сред (продолжение)Идейная (творческая) среда:Нет повеления – есть добрая воля; нет догм – есть проблемы.Здесь не

Слайд 65Виды воспитывающих сред (продолжение)
Идейная (творческая) среда (продолжение):
Терпимость здесь – не

половинчатость, а уважение к свободной человеческой мысли.
Здесь могут ненавидеть,

но никогда не презирают.
(Вариант- творческие коллективы – художественные, научные и др. на стадии развития, становления до появления авторитарного лидера, проявляющего нетерпимость к позициям соратников. Такие среды самые хрупкие и неустойчивые).



Виды воспитывающих сред (продолжение)Идейная (творческая) среда (продолжение):Терпимость здесь – не половинчатость, а уважение к свободной человеческой мысли.

Слайд 66Виды воспитывающих сред (продолжение)
Среда безмятежного потребления:
Душевный покой, беззаботность, чувствительность.
Приветливость, доброта,

умеренная трезвость взглядов.
Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни

в стремлении достичь, найти новое.
Работа не служит идее, не занимает важного места в жизни, являясь лишь средством для обеспечения себе удобств, желательных условий жизни.
Виды воспитывающих сред (продолжение)Среда безмятежного потребления:Душевный покой, беззаботность, чувствительность.Приветливость, доброта, умеренная трезвость взглядов.Нет упорства ни в желании

Слайд 67Виды воспитывающих сред (продолжение)
Среда безмятежного потребления (продолжение):
Атмосфера внутреннего благополучия, ленивой,

консервативной привычки, среди привлекательной простоты и снисходительности к современным течениям.
(Вариант

- жизнь провинциального русского дворянства 19 в. – обломовщина, маниловщина и т.п.)

Виды воспитывающих сред (продолжение)Среда безмятежного потребления (продолжение):Атмосфера внутреннего благополучия, ленивой, консервативной привычки, среди привлекательной простоты и снисходительности

Слайд 68Виды воспитывающих сред (продолжение)
Среда внешнего лоска и карьеры:
Упорство, вызванное холодным

расчетом, а не духовными потребностями.
В цене лозунги, на которых

можно заработать, и этикет, которому нужно покоряться.
Искусная эксплуатация чужих ценностей, приукрашивание зияющей пустоты. Не достоинства, а ловкая самореклама.
Жизнь не как труд и отдых, а как вынюхивание и обхаживание.
Виды воспитывающих сред (продолжение)Среда внешнего лоска и карьеры:Упорство, вызванное холодным расчетом, а не духовными потребностями. В цене

Слайд 69Виды воспитывающих сред (продолжение)
Среда внешнего лоска и карьеры (продолжение)
Бал правят

ненасытное тщеславие, хищность и недовольство, высокомерие и раболепие, зависть и

злорадство.
Детей здесь не любят, а оценивают; на них теряют или зарабатывают.
Виды воспитывающих сред (продолжение)Среда внешнего лоска и карьеры (продолжение)Бал правят ненасытное тщеславие, хищность и недовольство, высокомерие и

Слайд 70Векторы личностного развития в разных средах по осям «свобода- зависимость»

и «активность –пассивность»
Догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка;
Идейная

среда – свободного и активного;
Среда безмятежного потребления – свободного, но пассивного;
Карьерная среда – активного, но зависимого.
Векторы личностного развития в разных средах по осям «свобода- зависимость» и «активность –пассивность»Догматическая среда способствует формированию зависимого

Слайд 71Графическое отображение векторов личностного развития в разных средах

Графическое отображение векторов личностного развития в разных средах

Слайд 72Определение векторов личностного развития
Активность – инициативность, сильная мотивация достижений, стойкость

в достижении целей, отстаивание своих интересов и т. п.
Пассивность –

отсутствие качеств, перечисленных в п.1.
Свобода – независимость суждений и поступков, свобода выбора, самостоятельность, внутренний локус контроля, готовность принять на себя ответственность, уверенность в себе и т.п.
Зависимость – приспособленчество, конформизм, внешний локус контроля,склонность к подчинению

Определение векторов личностного развитияАктивность – инициативность, сильная мотивация достижений, стойкость в достижении целей, отстаивание своих интересов и

Слайд 74Ассоцианистическая теория научения
Ощущения от внешних воздействий и движений, а так

же их копии в памяти суть простые идеи.
Простые идеи

способны притягиваться и образовывать сложные идеи.

Условия образования ассоциации – смежность во времени и пространстве, сходство и подобие.
Ассоцианистическая теория наученияОщущения от внешних воздействий и движений, а так же их копии в памяти суть простые

Слайд 75Ассоцианистическая теория научения (продолжение)
Актуализация одного из следов автоматически вызывает к

жизни актуализацию другого (ассоциированного с ним).
Если связей много, актуализируется

та, которая сильнее (свежее или лучше закреплена благодаря многократным повторениям.
Цель обучения – расширение и укрепление ассоциативных связей.

Ассоцианистическая теория научения (продолжение)Актуализация одного из следов автоматически вызывает к жизни актуализацию другого (ассоциированного с ним). Если

Слайд 76Традиционное обучение (объяснительно-иллюстративное)
Предполагает классно-урочную технологию, идущую от Я.А. Коменского.
1. Учащиеся

примерно одного возраста и уровня подготовки составляют класс или группу,

который сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;
2. Класс или группа работает по единому годовому плану согласно расписанию;
Традиционное обучение (объяснительно-иллюстративное) Предполагает классно-урочную технологию, идущую от Я.А. Коменского.1. Учащиеся примерно одного возраста и уровня подготовки

Слайд 77Традиционное обучение (объяснительно-иллюстративное)
3. Основной единицей занятий является урок, семинар, лекция;
4. Занятие

посвящено, как правило, одному предмету и вся группа работает над

одним и тем же материалом;
5. Учебники и пособия применяются в основном для домашней работы;
6. Позиция учащегося подчиненная – он объект обучающих воздействий (он «должен»);
Традиционное обучение (объяснительно-иллюстративное)3. Основной единицей занятий является урок, семинар, лекция;4. Занятие посвящено, как правило, одному предмету и

Слайд 78Традиционное (объяснительно-иллюстративное) обучение
7. Учитель, преподаватель – всегда главный, он «командир»,

«судья», «всегда прав»;
8. Методики традиционного обучения основаны на:
- сообщении готовых

знаний;
- обучении по образцу;
- индуктивной логике от частного к общему;
- механической памяти;
- репродуктивном изложении.
Традиционное (объяснительно-иллюстративное) обучение7. Учитель, преподаватель – всегда главный, он «командир», «судья», «всегда прав»;8. Методики традиционного обучения основаны

Слайд 79Достоинства и недостатки традиционного обучения
Большая скорость;
Прочность усвоения;
Систематичность;
Коллективный характер;
Хороший контроль;
Стандартизация
подготовки учителей,

преподавателей;
Низкая затратность.




Ориентирована больше на память, чем на мышление;
Мало способствует

развитию творчества, самостоятельности, активности;
Недостаточный учет индивидуальных особенностей;
Субъектно-объектный стиль отношений.

Достоинства и недостатки традиционного обученияБольшая скорость;Прочность усвоения;Систематичность;Коллективный характер;Хороший контроль;Стандартизацияподготовки учителей, преподавателей; Низкая затратность.Ориентирована больше на память, чем

Слайд 80Классическое обусловливание
Почему ребенок, которого напугала одна собака, начинает бояться всех

собак?
Генерализация стимула.
Поскольку в природе важные стимулы редко возникают в одном

и том же виде, генерализация стимула создает фактор безопасности, расширяя диапазон научения и выводя его за пределы исходного специфического опыта.
Дискриминация стимула – это процесс научения на стимулы, отличающиеся от исходного УС (условного стимула).
Классическое обусловливаниеПочему ребенок, которого напугала одна собака, начинает бояться всех собак?Генерализация стимула.Поскольку в природе важные стимулы редко

Слайд 81Классическое обусловливание.
Павлов И.П. (1927) обнаружил, что к фармакологическому действию наркотиков

может развиться толерантность, если человек ожидает этого действия.
Наркотик – безусловный

стимул (БУС).
Контрмера организма – безусловная реакция (БУР).
В условиях, ассоциируемых с приемом наркотика, организм подготавливается и дает компенсаторную реакцию, которая становится условной реакцией (УС).
Непривычная обстановка в 2 раза увеличивала смертность у крыс, т.е. доза, к которой сформировалась толерантность в одних условиях, становилась смертельной в других обстоятельствах (Siegel, 1984).
Классическое обусловливание.Павлов И.П. (1927) обнаружил, что к фармакологическому действию наркотиков может развиться толерантность, если человек ожидает этого

Слайд 82Бихевиористическая теория научения
Главный результат научения – закрепления полезных связей стимул-реакция

(S–R), называемых навыками. Формирование навыков регулируется тремя законами (по Э.

Торндайку):
1. Закон эффекта (подкрепления) – если реакция на стимул сопровождается состоянием удовлетворения (удовольствия) прочность связи возрастает, если неудовольствием – ослабевает).
Состояние удовлетворения – то, которое организм стремится вызвать и сохранить, неудовольствие – состояние, которого организм стремится избежать или прекратить.
Бихевиористическая теория наученияГлавный результат научения – закрепления полезных связей стимул-реакция (S–R), называемых навыками. Формирование навыков регулируется тремя

Слайд 83Бихевиористическая теория научения (продолжение)
2. Закон повторяемости (упражняемости) -упрочнение навыка по

мере упражнения при наличии подкрепления;
3. Закон готовности – скорость образования

навыка зависит от исходного состояния организма и его индивидуальных особенностей.
Скорость обучения новым навыкам так же зависит от легкости различения стимула и доступности ответной реакции.
Бихевиористическая теория научения (продолжение)2. Закон повторяемости (упражняемости) -упрочнение навыка по мере упражнения при наличии подкрепления;3. Закон готовности

Слайд 84Оперантное научение (по Б. Скиннеру).
Оперантное научение основано на выработке инструментального

условного рефлекса, который в отличие от классического (сочетательного) начинается не

с воздействия условного сигнала, а с собственного действия человека или животного, которое затем подкрепляется безусловным раздражителем.
Оперантное научение (по Б. Скиннеру).Оперантное научение основано на выработке инструментального условного рефлекса, который в отличие от классического

Слайд 85Роль режимов подкрепления при выработке навыка.
1. Подкрепление каждой реакции –

навык вырабатывается быстрее всего, но оказывается нестойким и быстро угасает

при прекращении подкрепления.
2. Нерегулярное подкрепление – после случайного числа реакций или по истечении случайного периода времени (навык вырабатывается медленнее, но оказывается наиболее прочным).
3. Регулярное подкрепление (по совершении определенного числа реакций или по истечении определенного времени) – прочность навыка имеет средние значения.
Роль режимов подкрепления при выработке навыка.1. Подкрепление каждой реакции – навык вырабатывается быстрее всего, но оказывается нестойким

Слайд 86Программированное обучение
Обучение по заранее разработанной и детально (пошагово ) расписанной

программе, осуществляемой с помощью программированного учебника, тренажера или компьютера. Широко

используются принцип подсказки, подкрепления (чаще в форме поощрения) и пошагового контроля.
Программированное обучениеОбучение по заранее разработанной и детально (пошагово ) расписанной программе, осуществляемой с помощью программированного учебника, тренажера

Слайд 87Типы обучающих программ
1. Линейные системы программированного обучения (Б. Скиннер), предполагают

одну и ту же последовательность и одинаковое количество шагов для

каждого ученика;
2. Разветвленная система (Н. Краудер) предусматривает кроме основной программы для сильных учащихся, дополнительные программы (ответвления), на одну из которых направляется ученик в случае затруднения. Таким образом обеспечивается индивидуализация обучения не только по темпу, но и по уровню трудности.
Типы обучающих программ1. Линейные системы программированного обучения (Б. Скиннер), предполагают одну и ту же последовательность и одинаковое

Слайд 88Преимущества программированного обучения
Материал дается поэлементно (небольшими дозами) в строгой логической

последовательности;
Алгоритмизированное описание обеспечивает кратчайший путь нахождения верных решений учеником;
Экономит время

преподавателя;
Учебная деятельность становится хорошо управляемой (прежде всего благодаря пошаговому контролю).
Преимущества программированного обученияМатериал дается поэлементно (небольшими дозами) в строгой логической последовательности;Алгоритмизированное описание обеспечивает кратчайший путь нахождения верных

Слайд 89Недостатки программированного обучения
Не способствует развитию самостоятельности ученика;
Требует больших затрат времени

учащегося;
Применим только для алгоритмически решаемых учебных задач;
Не позволяет получить новое

знание, а только то, которое заложено в алгоритме;
Не развивает (и даже тормозит развитие) творческой деятельности.

Недостатки программированного обученияНе способствует развитию самостоятельности ученика;Требует больших затрат времени учащегося;Применим только для алгоритмически решаемых учебных задач;Не

Слайд 90Латентное научение (по Э. Толмену).
Научение без подкрепления безусловным раздражителем. Крыса,

попав в новый вольер, знакомится с ним (составляет его когнитивную

карту), что позволяет ей затем быстрее выработать навык прохождения к кормушке, чем это удается сделать крысе ни разу не бывшей в этом вольере. Значит она чему-то выучилась при первом посещении вольера, хотя никакого подкрепления ей не давалось.
Латентное научение (по Э. Толмену).Научение без подкрепления безусловным раздражителем. Крыса, попав в новый вольер, знакомится с ним

Слайд 91Научение посредством наблюдения
Способность обучаться не только на основе действий, но

и посредством наблюдения (викарное подкрепление и наказание). Наблюдаемое поведение модели

окажет наибольшее влияние, если:
-очевидны его подкрепляющие последствия,
-модель воспринимается позитивно, вызывает симпатию и уважение,
-существует внешнее сходство между моделью и наблюдателем,
-наблюдателя поощряют за обращение внимания на поведение модели,
-поведение модели очевидно и привлекает внимание, если оно выделяется на фоне поведения конкурирующих моделей,
-его имитация находится в границах возможностей наблюдателя (А. Бандура).
Научение посредством наблюденияСпособность обучаться не только на основе действий, но и посредством наблюдения (викарное подкрепление и наказание).

Слайд 92Способствуют ли наблюдаемые акты насилия поведению, в основе которого лежит

подражание?
Несколько десятилетий исследований свидетельствуют о том, что показанное на телеэкране

насилие оказывает негативное влияние на жизнь телезрителей 3-мя способами:
1. Просмотр телепрограмм с элементами насилия активизирует агрессивное поведение.
(Показана связь между просмотром «негатива» в детском возрасте и антисоциальным поведением в зрелом возрасте).
2. Просмотр сцен насилия приводит к переоценке распространенности насилия в реальной жизни.
3. Приводит к десенсибилизации, ослаблению эмоционального возбуждения и дистресса при виде агрессивного поведения.
(Bandura, 1986. Smith, Donnerstein, 1998. Comstock, Sharrer, 1999).
Способствуют ли наблюдаемые акты насилия поведению, в основе которого лежит подражание? Несколько десятилетий исследований свидетельствуют о том,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика