Слайд 1Финансовое право
Ст. преподаватель кафедры «Финансовое право»
Керимов В.В.
Слайд 3Лекция 2. правовые основы финансового контроля
Слайд 4Контрольная функция финансов
Слайд 5Виды хозяйственного контроля
внешний (финансовый контроль) (т.е. составная часть хозяйственного контроля;
внутренний.
Слайд 6Понятие государственного финансового контроля
Слайд 7Финансовый контроль
В широком аспекте – это совокупность мер государственного регулирования,
обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность
России и соблюдение государственных и муниципальных интересов в процессе публичной финансовой деятельности.
В узком аспекте – это контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны.
Слайд 8Финансовый контроль
Цель: обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности.
Объекты: движение
денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования публичных денежных
фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы.
Предмет: валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т.д.
Слайд 9Финансовый контроль
Субъекты: государственные и муниципальные органы, а также негосударственные организации
и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения
финансового законодательства.
Подконтрольные субъекты: РФ в целом, субъекты РФ и муниципальные образования, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения и физические лица, совершающие или опосредующие финансовые операции.
Слайд 10Финансовый контроль
Задачи:
Обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и
децентрализованных денежных фондов;
Обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и
рациональным их использованием;
Улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в РФ;
Проверка выполнения РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями функций по аккумулированию, распределению и использованию соответствующих финансовых ресурсов;
Слайд 11Финансовый контроль
Задачи (продолжение):
Проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными
образованиями организациями и физическими лицами;
Проверка целевого использования бюджетными получателями и
распорядителями выделенных бюджетных средств;
Проверка финансовой деятельности предприятий, учреждений, организаций;
Проверка осуществления субъектами финансового права денежных расчетов и правил ведения кассовых операций;
Обеспечение соблюдения правил совершения операций с валютой и валютными ценностями;
Пресечение и предупреждение правонарушений в финансовой сфере.
Слайд 13Формы Финансового контроля
Это способы конкретного выражения и организации контрольных действий.
Слайд 15Формы Финансового контроля
В зависимости от субъектов:
контроль законодательных (представительных) органов государственной
власти и представительных органов местного самоуправления;
контроль Президента РФ;
контроль органов исполнительной
власти общей компетенции;
контроль со стороны специально образованных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
внутренний (внутриведомственный и внутрихозяйственный) контроль;
аудиторский контроль;
общественный контроль.
Слайд 16Формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами
предварительный контроль - в
ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и
иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Слайд 17Формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами
Контроль законодательных (представительных) органов
предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов на:
получение от органов исполнительной
власти, местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении соответствующих бюджетов;
Слайд 18Формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами
утверждение (неутверждение) отчета об
исполнении соответствующего бюджета;
создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации,
контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов);
вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Слайд 19Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, местными администрациями муниципальных образований
Финансовый
контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций
муниципальных образований, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
Слайд 20Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, местными администрациями муниципальных образований
Формы
и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами (должностными
лицами) местных администраций муниципальных образований устанавливаются БК РФ, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.
Слайд 21Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством
Федеральное казначейство осуществляет контроль за:
непревышением лимитов
бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между
нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;
непревышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями;
непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
Слайд 22Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством
непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников
финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями;
соответствием
содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;
наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов Российской Федерации, возникновение у него денежных обязательств.
Слайд 23Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Слайд 24Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными
органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Слайд 25Финансовый контроль, осуществляемый контрольными и финансовыми органами субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований
Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
Слайд 26Финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями бюджетных средств
Главные распорядители бюджетных средств
осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в
части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.
Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Слайд 27Финансовый контроль, осуществляемый главными администраторами доходов бюджета
Главные администраторы доходов бюджета
осуществляют финансовый контроль за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению
ими функций администрирования доходов.
Слайд 28Финансовый контроль, осуществляемый главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета
Главные администраторы
источников финансирования дефицита бюджета осуществляют финансовый контроль за осуществлением подведомственными
администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета.
Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета вправе проводить проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.
Слайд 29методы Финансового контроля
Это совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств
или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций.
Основные методы:
Ревизия;
Проверка;
Анализ;
Обследование;
Наблюдение;
Мониторинг;
Финансово-экономическая экспертиза.
Слайд 33Виды финансово-правовой ответственности
Основные:
Финансовая;
Административная (отсылка к нормам административного законодательства);
Уголовная (отсылка к
нормам уголовного законодательства).
По сфере:
Налоговая;
Бюджетная;
Валютная;
Банковская и др.