Слайд 1Финансовое право
Ст. преподаватель кафедры «Финансовое право»
Керимов В.В.
Слайд 4предмет налогового права
это совокупность однородных имущественных и связанных с ними
неимущественных общественных отношении, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами
по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (исходя из толкования положений ст. 2 НК РФ).
Слайд 5Общественные отношения, входящие в сферу регулирования налогового права
Общественные отношения, входящие
в сферу регулирования налогового права, можно сгруппировать следующим образом:
отношения по
установлению налогов и сборов;
отношения по введению налогов и сборов;
отношения по взиманию налогов;
отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Слайд 6Специфика отношений, регулируемых нормами налогового права
они складываются в особой сфере
жизни общества - финансовой деятельности государства и местного самоуправления, направленной
на аккумулирование денежных средств в доход публичных субъектов.
Слайд 7методы налогового права
императивный (предписания и запреты) – основной метод;
диспозитивный.
Слайд 8Понятие налогового права
Таким образом, налоговое право - это подотрасль финансового
права, нормы которой регулируют императивным и диспозитивным методами совокупность однородных
имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Слайд 9Источники налогового права
это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые
акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного
самоуправления, содержащие нормы налогового права.
Источники:
Конституция РФ;
ФКЗ;
Законы (кодифицированные и некодифицированные);
Подзаконные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.).
Слайд 10Понятие налоговых правоотношений
это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие
по поводу установления, введения и взимания налогов, налогового контроля, а
также привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением.
Слайд 11особенности налоговых правоотношений
возникают в процессе деятельности государства по установлению и
взиманию налогов и иных обязательных платежей;
имеют целевую системность: система налоговых
правоотношений подчинена определенной цели - установлению и взиманию налогов;
формально определены, т.е. налоговые правоотношения регулируют четко определенные связи, складывающиеся между определенными субъектами;
обеспечены государственным принуждением: в случае нарушения налогового законодательства возникает ответная реакция государственного охранительного механизма.
Слайд 12структура налоговых правоотношений
Налоговое правоотношение обладает сложной элементообразующей структурой, которая раскрывается
через следующие категории:
объект правоотношения;
субъект правоотношения;
права и обязанности субъектов
правоотношения;
основания возникновения правоотношения.
Слайд 13объект налоговых правоотношений
Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу
чего между субъектами налоговых отношений формируется определенная правовая связь.
Объектами
налогообложения могут быть: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый с учетом положений ст. 38 части первой HК РФ и в соответствии с частью второй HК РФ.
Слайд 14субъект налоговых правоотношений
Субъектом налогового правоотношения является любое лицо, поведение которого
регулируется нормами налогового права и которое может выступать участником налоговых
правоотношений, носителем субъективных прав и обязанностей.
Слайд 15субъекты налоговых правоотношений
При характеристике участников налоговых правоотношений следует различать:
субъектов налогового
права - лиц, обладающих правосубъектностью и потенциально способных быть участниками
налоговых правоотношений;
субъектов налоговых правоотношений - реальных участников конкретных налоговых правоотношений.
Слайд 16субъекты налоговых правоотношений
Действующее законодательство позволяет выделить четыре группы субъектов налогового
права:
1) государственные органы, устанавливающие и регулирующие механизм налогообложения (налоговые органы,
органы государственных внебюджетных фондов, таможенные, финансовые органы и т.д.);
2) налогоплательщики - физические лица, организации (в том числе филиалы и представительства юридических лиц), другие категории плательщиков, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги;
Слайд 17субъекты налоговых правоотношений
3) лица, содействующие уплате налогов, - обязанные лица,
от действий которых зависят надлежащее исполнение обязанностей и реализация прав
уполномоченных органов, а также лица, располагающие информацией о плательщике, необходимой для исчисления налогов (нотариусы, кредитные учреждения, налоговые агенты и т. п.);
4) налоговые представители - лица, выступающие в налоговых правоотношениях от имени налогоплательщика.
Слайд 18Налоговая правосубъектность
Субъекты налогового права обладают правосубъектностью - предусмотренной нормами налогового
права способностью быть участниками правоотношений, связанных с установлением, изменением, отменой
налоговых платежей, иметь субъективные права и обязанности.
Для возможности участия в налоговых отношениях субъекты налогового права наделены правоспособностью и дееспособностью, которые в совокупности фактически представляют собой налоговую правосубъектность.
Слайд 19Налоговая правоспособность
Налоговая правоспособность - это предусмотренная нормами налогового права возможность
иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений.
Она представляет собой юридическую характеристику лица и предоставляет ему возможность быть участником налоговых правоотношений.
Содержанием налоговой правоспособности является совокупность установленных действующим законодательством прав и обязанностей.
Слайд 20Налоговая дееспособность
Налоговая дееспособность - это предусмотренная нормами налогового права способность
лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и
выполнять возложенные на него обязанности.
Слайд 21Налоговая правоспособность и дееспособность
Налоговые правоспособность и дееспособность взаимосвязаны и дополняют
друг друга.
Налоговая правоспособность образуется с момента возникновения (рождения ребенка,
вступления в наследство и т. д.), дееспособность - по достижении определенного условия (регистрации в качестве предпринимателя, достижения определенного возраста и т. д.).
В налоговых правоотношениях часто возникновение правоспособности и дееспособности совпадают. Так, одновременно с регистрацией юридического лица возникают обязанности по постановке его на учет в налоговые органы и по предоставлению отчетности о деятельности, а в случае уклонения от исполнения возложенных обязанностей применяются меры государственного принуждения.
Слайд 22содержание налоговых правоотношений
Юридическим содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности
его участников.
Слайд 23Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются
организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность
уплачивать соответствующие налоги или сборы.
Налогоплательщики в качестве субъектов налогового права подразделяются на две группы:
организации;
физические лица.
Слайд 24Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов
Организации подразделяются на два вида:
российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством
РФ;
иностранные организации – иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Слайд 25Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов
Физическими лицами могут быть:
граждане РФ;
иностранные
граждане;
лица без гражданства.
Слайд 26Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов
Среди налогоплательщиков-физических лиц также выделят
особую категорию субъектов:
индивидуальные предприниматели (физические лица, зарегистрированные в установленном порядке
и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица);
налоговые резиденты РФ (физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев).
Слайд 27Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов
Перечень прав и обязанностей российских
налогоплательщиков и плательщиков сборов содержится в ст. 21-23 НК РФ.
Практическая реализация правового статуса налогоплательщика происходит в процессе вступления организации или физического лица в различные правоотношения.
Слайд 28Правовой статус налоговых агентов
это лица, на которых в соответствии с
действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и
перечислению налогов в бюджетную систему РФ;
Как правило, налоговыми агентами являются лица, выплачивающие другим субъектам доходы: работодатели; банки, выплачивающие доходы физическим лицам; российские организации, осуществляющие выплаты иностранным физическим или юридическим лицам.
Права и обязанности налоговых агентов закреплены в ст. 24 НК РФ.
Слайд 29Правовой статус налоговых представителей
Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты могут
участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через своих представителей.
Российское налоговое
право предусматривает две категории представителей:
законные - представители, наделенные соответствующими полномочиями законом или учредительными документами организации;
уполномоченные - представители, наделенные соответствующими полномочиями доверенностями, оформленными по правилам ст. 185 ГК РФ.
Правовой статус налоговых представителей закреплен в главе 4 НК РФ (ст. ст. 26-29).
Слайд 30Правовой статус налоговых органов
Налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему
контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах,
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ к налоговым органам относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. В настоящее время это Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы.
Правовой статус налоговых органов закреплен в ст. ст. 30-33 НК РФ.
Слайд 31Понятие налога
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с
организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на
праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Слайд 32Понятие сбора
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и
физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в
отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Слайд 33Правовые основы системы налогов и сборов
Система налогов и сборов представляет
собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на
территории Российской Федерации.
Современное налоговое законодательство не содержит определения системы налогов и сборов Российской Федерации. Однако из анализа ст. 12-15 HК РФ можно сделать вывод, что в систему налогов и сборов входят:
федеральные,
региональные,
местные налоги и сборы,
а также государственные и таможенные пошлины, отнесенные по своему статусу к федеральным налогам и сборам.
Слайд 34классификация налогов и сборов
В зависимости от плательщика:
налоги с организаций;
налоги с
физических лиц;
общие налоги для физических лиц и организаций.
В зависимости от
формы налогообложения:
прямые (подоходно-имущественные) (налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль и др.)
косвенные (на потребление) (налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.).
Слайд 35классификация налогов и сборов
В зависимости от территориального уровня:
федеральные налоги;
налоги субъектов
РФ;
Местные налоги.
В зависимости от канала поступления:
государственные (налоги, полностью зачисляемые в
государственные бюджеты);
местные (налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты);
пропорциональные (налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам).
Слайд 36классификация налогов и сборов
В зависимости от характера использования:
налоги общего значения
(используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на
которые они расходуются);
целевые налоги (зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий (например, земельный налог).
Слайд 37классификация налогов и сборов
В зависимости от периодичности взимания:
разовые (налоги, уплачиваемые
один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий
(например, водный налог);
регулярные налоги (взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).
Слайд 38Федеральные налоги и сборы
К федеральным налогам и сборам относятся:
налог на
добавленную стоимость;
акцизы;
налог на доходы физических лиц;
налог на прибыль организаций;
налог на
добычу полезных ископаемых;
водный налог;
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
государственная пошлина.
Слайд 39Региональные налоги
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог
на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Слайд 40Местные налоги
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество
физических лиц.
Слайд 41Специальные налоговые режимы
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения
элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных
налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 НК РФ.
К специальным налоговым режимам относятся:
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Слайд 42Общие условия установления налогов и сборов
Налог считается установленным лишь в
том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
объект
налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Слайд 43составная часть финансового контроля и одним из видов государственного контроля;
в
широком аспекте - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в
целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов;
в узком аспекте - это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов;
в соответствии со ст. 82 гл. 14 части первой НК РФ под налоговым контролем понимается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль:
Слайд 44Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования
публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы
налогоплательщиков
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.
Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, ораны внутренних дел и таможенные органы. Отдельными контрольными полномочиями относительно сферы налогообложения обладают Счетная палата РФ и Минфин России.
Подконтрольными субъектами выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. В системе правоотношений, складывающихся в сфере налогового контроля, эти субъекты становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.
Элементы налогового контроля
Слайд 45Цель налогового контроля может быть определена как обеспечение законности и
эффективности налогообложения.
Выполнение основной цели налогового контроля осуществляется путем решения определенных
задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики:
обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
проверка целевого использования налоговых льгот;
пресечение и предупреждение правонарушений в налоговой сфере.
Цель и задачи налогового контроля
Слайд 46Это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой
налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля
в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.
Основными формами налогового контроля являются:
проверки;
получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
проверки данных учета и отчетности;
осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
иные формы, предусмотренные НК РФ.
Формы налогового контроля
Слайд 47По времени проведения налоговый контроль подразделяется на :
предварительный;
текущий;
последующий.
В
зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:
выездной;
камеральный .
В
зависимости от субъектов выделяют контроль:
налоговых органов;
таможенных органов;
органов внутренних дел.
Классификация налогового контроля
Слайд 48Это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий
уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и
сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.
Статья 87 НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
камеральные налоговые проверки;
выездные налоговые проверки.
Единая цель - контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Налоговые проверки