Разделы презентаций


ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

Содержание

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫВсе реакции приспособления к условиям новой среды требуют быстрого развития мозга, особенно его высших отделов — коры больших полушарий (различные зоны коры созревают

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слайд 2ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
Все реакции

приспособления к условиям новой среды требуют быстрого развития мозга, особенно

его высших отделов — коры больших полушарий (различные зоны коры созревают не одновременно: в первые же годы жизни созревают проекционные зоны коры (первичные поля) — зрительные, моторные, слуховые и др., затем вторичные поля (периферия анализаторов) и позднее всего, вплоть до взрослого состояния — третичные, ассоциативные поля коры (зоны высшего анализа и синтеза);
Моторная зона коры (первич­ное поле) в основном сформирована уже к 4 годам, а ассоциативные поля лобной и нижнетеменной области коры по занимаемой террито­рии, толщине и степени дифференцирования клеток к возрасту 7-8 лет созревают лишь на 80%, особенно отставая в развитии у мальчи­ков по сравнению с девочками.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫВсе реакции приспособления к условиям новой среды требуют быстрого

Слайд 3Быстрее всего формируются функциональные системы, включаю­щие вертикальные связи между корой

и периферическими органами и обеспечивающие жизненно необходимые навыки — сосания,

защит­ных реакций (чихания, моргания и пр.), элементарных движений. Очень рано у детей грудного возраста в районе лобной области фор­мируется центр опознания знакомых лиц.

Медленнее происходит развитие отростков корковых нейронов и миелинизация не­рвных волокон в коре, процессы налаживания горизонтальных меж­центральных взаимосвязей в коре больших полушарий. В результате этого для первых лет жизни характерна недостаточность межсис­темных взаимосвязей в организме (например, между зрительной и моторной системой, что лежит в основе несовершенства зрительно-двигательных реакций).

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

Быстрее всего формируются функциональные системы, включаю­щие вертикальные связи между корой и периферическими органами и обеспечивающие жизненно необходимые

Слайд 4Детям первых лет жизни требуется значительная длительность сна, с небольшими

перерывами для бодрствования. Общая длитель­ность сна составляет:
в возрасте 1 года

16 часов,
4-5 лет — 12 часов,
7-10 лет — 10 часов,
а у взрослых — 7-8 часов.
При этом особенно вели­ка у детей первых лет жизни длительность фазы «быстрого» сна (с активацией обменных процессов, электрической активности мозга, вегетативных и моторных функций и быстрыми движениями глаз) по сравнению с фазой «медленного» сна (когда все эти процессы за­медляются).
Выраженность фазы «быстрого» сна связывают со спо­собностью мозга к обучению, что соответствует активному позна­нию внешнего мира в детском возрасте.
Электрическая активность мозга отражает разобщенность раз­личных территорий коры и незрелость корковых нейронов — она нерегулярна, не имеет доминирующих ритмов и выраженных фоку­сов активности, преобладают медленные волны.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

Детям первых лет жизни требуется значительная длительность сна, с небольшими перерывами для бодрствования. Общая длитель­ность сна составляет:в

Слайд 5Для нервной системы у детей дошкольного и младшего школьного возраста

характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к

широкой иррадиации (процесс распространения возбуждения или торможения в коре больших полушарий) возбуждения по коре и недостаточной координации движений.
Длительное под­держание процесса возбуждения еще невозможно, дети быстро утомляются. При организации занятий с младшими школьниками и особенно с дошкольниками необходимо:
- избегать долгих наставлений и указаний,
- продолжительных и монотонных заданий,
- строго дозировать нагрузки, так как дети этого возраста отлича­ются недостаточно развитым ощущением усталости (плохо оценивают изменения внутренней среды организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при полном изне­можении).

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

Для нервной системы у детей дошкольного и младшего школьного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов,

Слайд 6При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорко­вые процессы возбуждения.

Дети в этом возрасте легко отвлекаются при любых внешних раздражениях.

В такой чрезвычайной выражен­ности ориентировочной реакции отражается непроизвольный характер их внимания. Произ­вольное же внимание очень кратковременно: дети 5-7 лет способны сосредотачивать внимание лишь на 15-20 минут.
У ребенка первых лет жизни плохо развито субъективное чувство времени. Чаще всего он не может правильно отмеривать и воспроиз­водить заданные интервалы, укладываться во времени при выполне­нии различных заданий. С возрастом чувство времени улучшается: так, например, интервал 30 секунд точно воспроизводят лишь 22% 6-летних, 39% 8-летних и 49% 10-летних детей.
А у вас есть чувство времени?

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорко­вые процессы возбуждения. Дети в этом возрасте легко отвлекаются при

Слайд 7Высшая нервная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется

медленной выработкой отдель­ных условных рефлексов и формирования динамических стереоти­пов, а

также особенной трудностью их переделки. Большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование под­ражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая дея­тельность.
В младшем школьном возрасте возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы, усиливаются процессы внут­реннего торможения и произвольного внимания, появляется способ­ность к освоению сложных программ деятельности, формируются характерные индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

Высшая нервная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется медленной выработкой отдель­ных условных рефлексов и формирования

Слайд 8ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
На протяжении первого года жизни и

в возрасте 6 лет происходит заметный прирост длины тела.
В

первые два года жизни усиленно растут мышцы, обеспечивающие стояние и ходьбу.
В возрасте от 2-х до 4-х лет преобладает рост длиннейшей и большой ягодичной мышц, в 7-12 лет — двуглавой мышцы голени. Интенсивный рост стоп наблюдается у девочек после 7 лет, а у мальчиков после 9 лет.
С возраста 5-7 лет до 10-11 лет быстро увеличивается длина конечностей, превышая ско­рость роста тела.
Прирост массы тела отстает от скорости увеличения длины тела.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ  И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТНа протяжении первого года жизни и в возрасте 6 лет происходит заметный

Слайд 9В костях и скелетных мышцах у детей много органических ве­ществ

и воды, мало минеральных веществ.
Гибкие кости могут изгибаться при

неправильных позах и неравномерных нагрузках. Легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочно­го «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей.
В результате возможны деформации скелета, развитие асим­метричности тела и конечностей, возникновение плоскостопия. Это требует особого внимания к организации нормальной позы детей и использовании физических нагрузок.
Мышечные волокна ребенка тонкие и слабые, они гораздо менее возбу­димы, чем у взрослых. Их рост в толщину продолжается до 30-35 лет, а в длину - до 20-25 лет. С интенсивным ростом мышечных волокон про­исходит относительное уменьшение ядерной массы на единицу площа­ди скелетных мышц — по сравнению с новорожденными их масса сни­жается к возрасту 6 лет в 4-5 раз, а к возрасту 10-14 лет — в 6 раз.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

В костях и скелетных мышцах у детей много органических ве­ществ и воды, мало минеральных веществ. Гибкие кости

Слайд 10НОРМАЛЬНАЯ ФОРМА ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА И ОСАНКА

НОРМАЛЬНАЯ ФОРМА ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА И ОСАНКА

Слайд 11НОРМАЛЬНАЯ ОСАНКА
САГИТТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ
ФРОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ

НОРМАЛЬНАЯ ОСАНКАСАГИТТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬФРОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ

Слайд 12Происходит перестройка иннервационного аппарата мышц (обеспеченность нервными клетками).
В дошкольном

и младшем школьном возрасте увеличиваются размеры и дифференциация (разделение, разведение

процессов или явлений на составляющие части) элементов мышечных, суставных и сухожиль­ных рецепторов. Их совершенство достигается к 6 годам.
На протяжении данного возрастного периода происходит перераспреде­ление положения мышечных веретен в скелетных мышцах — от рав­номерного их расположения в мышце у новорожденных к сосредота­чиванию веретен в концевых областях мышц, где они подвергаются большему растяжению и, соответственно, точнее информируют мозг о движении мышц.
До 11-12 лет происходит также созревание не­рвно-мышечных синапсов (место контакта между нейроном и получающей сигнал клеткой), улучшая проведение моторных команд.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Происходит перестройка иннервационного аппарата мышц (обеспеченность нервными клетками). В дошкольном и младшем школьном возрасте увеличиваются размеры и

Слайд 13Мышечная масса у новорожденных всего 20% от веса тела, у

детей 2-3 лет — 23%, в 7-8 лет — 27%,

у 15-летних подростков — 32%, в то время как у взрослых нетрениро­ванных людей — около 44%, у спортсменов — порядка 50%.

До 9-10 лет ребенка тонус мышц-сгибате­лей превышает тонус разгибателей (детям трудно длительное время сохранять вертикальную позу при стоянии, поддерживать выпрям­ленное положение спины при сидении).

Мышцы конечностей (особенно мелкие мышцы кисти) относи­тельно слабее, чем мышцы туловища.

Недостаточное развитие мы­шечно-связочного аппарата брюшного пресса может вызывать обра­зование отвисшего живота и появление грыж при поднятии тяжес­тей.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Мышечная масса у новорожденных всего 20% от веса тела, у детей 2-3 лет — 23%, в 7-8

Слайд 14ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
Сила мышц мальчиков в дошкольном и

младшем школьном возрас­те равна силе мышц девочек.

Несмотря на повышение абсолютной

мышечной силы в возрасте 4-5 лет, относительная сила практически не изменяется, так как рас­тет и масса тела ребенка.

С возраста 6- 7 лет прирост силы ока­зывается больше прироста массы тела, начинает нарастать отно­сительная сила мышц (при этом увеличиваются прыгучесть и скоростно-силовые возможности).

К моменту рождения ребенка все волокна его мышц являются медленными, развитие быс­трых волокон происходит в процессе онтогенеза и завершается в 14-15 лет.


ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ  И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТСила мышц мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрас­те равна силе мышц

Слайд 15КРОВООБРАЩЕНИЕ И ДЫХАНИЕ
Кровь по количе­ству и составу отличается от взрослого

организма.
Количество крови у дошкольников относительно массы тела за­метно больше

(в 4 г — 11 % от массы тела, в 6-7 л — 10%), приближаясь к взрослому уровню в период младшего школьного возраста (в 11 л — 8%, у взрослых — 5-8%).
По мере взросления детей в их крови повышается количество эритроцитов и гемоглобина, а количество лейкоцитов снижается.
У дошкольников в составе лейкоцитов сравнительно боль­ше лимфоцитов, но меньше нейтрофилов: снижена фагоцитарная функция (защитная, уничтожающая антигены) и наблюдается высокая восприим­чивость к инфекционным заболеваниям.
К моменту полового созревания количество нейтро­филов повышается, а лимфоцитов снижается до взрослого уровня, количество тромбоцитов с возрастом практически не изменяется.


КРОВООБРАЩЕНИЕ И ДЫХАНИЕКровь по количе­ству и составу отличается от взрослого организма. Количество крови у дошкольников относительно массы

Слайд 16Возрастная динамика функциональных показателей у детей дошкольного и младшего школьного

возраста
(по: Аганянц Е. К. и др., 1991)

Возрастная динамика функциональных показателей у детей дошкольного и младшего школьного возраста (по: Аганянц Е. К. и др.,

Слайд 17Дыхание у детей частое и поверхностное.
Легочная ткань мало растяжима.
Бронхиальное

древо недостаточно сфор­мировано.
Грудная клетка сохраняет конусовидную форму и имеет

малую экскурсию, дыхатель­ные мышцы слабы.
Затруднено внешнее дыхание, повышены энер­готраты на выполнение вдоха и уменьшена глубину дыхания.
Дыха­тельный объем дошкольника в 3-5 раз меньше, чем у взрослого человека (он постепенно увеличива­ется, но еще заметно отстает от взрослого уровня).
Из-за неглубокого дыхания и сравнительно большого объема «мерт­вого пространства» эффективность дыхания у детей невысока. Из альвеолярного воздуха в кровь переходит меньше кислорода и много его оказы­вается в выдыхаемом воздухе. Кисло­родная емкость крови в результате мала — 13-15 об.% (у взрослых — 19-20 об.%).

КРОВООБРАЩЕНИЕ И ДЫХАНИЕ

Дыхание у детей частое и поверхностное.Легочная ткань мало растяжима. Бронхиальное древо недостаточно сфор­мировано. Грудная клетка сохраняет конусовидную

Слайд 18Частота дыхания у детей повы­шена, постепенно снижается с возрастом.
В

силу высокой возбуди­мости детей частота дыхания чрезвы­чайно легко нарастает при

умствен­ных и физических нагрузках, эмоци­ональных вспышках, повышении температуры и других воздействиях. Дыхание часто оказывается нерит­мичным, появляются задержки ды­хания.
Вплоть до 11-летнего возраста отмечается недостаточность произ­вольной регуляции дыхания (это отражается на речевой функции дошкольников).
Размеры альвеол, объем и масса легких растут на протяжении первого года жиз­ни. От 1 года до 8 лет объем легких увеличивается в 2 раза (но еще наполовину меньше, чем у взрослого).
Длительность задержки дыхания, макси­мальная вентиляция легких, ЖЕЛ определяются у детей с 5-летнего возраста, когда они могут сознательно регулировать дыхание.

КРОВООБРАЩЕНИЕ И ДЫХАНИЕ

Частота дыхания у детей повы­шена, постепенно снижается с возрастом. В силу высокой возбуди­мости детей частота дыхания чрезвы­чайно

Слайд 19Жизненная емкость легких дошкольников в 3-5 раз меньше, чем у

взрослых, а младшем школьном возрасте — в 2 раза меньше.


Минутный объем дыхания на протяжении дошкольного и младше­го школьного возраста постепенно растет, за счет вы­сокой частоты дыхания меньше отстает от взрослых величин.
Продолжительность задержки дыхания невелика, так как у них очень высокая скорость обмена веществ, большая потреб­ность в кислороде и низкая адаптация к анаэробным условиям.
Быстро снижается содержание оксигемоглобина (соединение гемоглобина с молекулярным кислоро­дом, переносчик O2 от органов дыхания к тканям) в крови и уже при его содержании 90-92% в крови задержка дыхания пре­кращается (у взрослых задержка дыхания прекращается при значи­тельно более низком содержании оксигемоглобина — 80-85%, а у адаптированных спортсменов — даже при 50-60%).
Какова ваша продолжительность задержки дыхания?

КРОВООБРАЩЕНИЕ И ДЫХАНИЕ

Жизненная емкость легких дошкольников в 3-5 раз меньше, чем у взрослых, а младшем школьном возрасте — в

Слайд 20Возрастная динамика функциональных показателей у детей дошкольного и младшего школьного

возраста
(по: Аганянц Е. К. и др., 1991)

Возрастная динамика функциональных показателей у детей дошкольного и младшего школьного возраста (по: Аганянц Е. К. и др.,

Слайд 21Длительность задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) у взрослых —

30-90 с, а на выдохе (проба Генча)— 35-40 с.


На протяжении

первого года жизни у детей преобладает грудной тип дыхания, а в возрасте 3-7 лет начинает формироваться брюшной тип.
Уже с возраста 7-8 лет начинают проявляться половые различия в показателях внешнего дыхания: у мальчиков ниже частота дыха­ния, больше глубина дыхания, ЖЕЛ, МОД, дыхание более эконо­мично.

КРОВООБРАЩЕНИЕ И ДЫХАНИЕ

Длительность задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) у взрослых — 30-90 с, а на выдохе (проба Генча)—

Слайд 22ПИЩЕВАРЕНИЕ, ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
В дошкольном возрасте у ребенка сформированы

молочные зубы, которые позволяют ему перейти от молочного питания к

более гру­бой пище.
С 5-6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные, которая в основном заканчивается к периоду полового созревания, и только третьи большие коренные зубы (зубы «мудрости») формиру­ются вплоть до возраста взрослого человека.
С появлением молочных зубов у ребенка начинается выраженное слюноотделение. Оно усиливается на протяжении первого года жиз­ни и продолжает совершенствоваться по количеству и составу слюны с увеличением разнообразия пищи.

ПИЩЕВАРЕНИЕ, ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИВ дошкольном возрасте у ребенка сформированы молочные зубы, которые позволяют ему перейти от

Слайд 23Размеры желудка постепенно увеличиваются, к 6-7 годам он при­обретает форму,

характерную для взрослого организма.
К 6-7 годам заметно развиваются мышцы,

обеспечивающие движения желуд­ка и перистальтику кишечника.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста еще малочисленны и недоразвиты пищеварительные железы.
Желудочный сок беднее ферментами, активность их еще мала. Это затрудняет процесс переваривания пищи. Низкое содержание соля­ной кислоты снижает бактерицидные свойства желудочного сока, что приводит к частым желудочно-кишечным расстройствам у детей.

ПИЩЕВАРЕНИЕ, ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

Размеры желудка постепенно увеличиваются, к 6-7 годам он при­обретает форму, характерную для взрослого организма. К 6-7 годам

Слайд 24В дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции под­желудочной железы и печени

ребенка.
В возрасте 6-9 лет активность желез пищеварительного тракта значительно усиливается,

пищева­рительные функции совершенствуются.

Отличие пищеварения в детском организме от взрослого заключается в том, что у детей представлено только пристеночное пищеварение и отсутствует внутриполостное переваривание пищи.

ПИЩЕВАРЕНИЕ, ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

В дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции под­желудочной железы и печени ребенка.В возрасте 6-9 лет активность желез пищеварительного

Слайд 25Недостаточность процессов всасывания в тонком кишечнике компенсируется возможностью всасывания в

же­лудке, которая сохраняется у детей до 10- летнего возраста.
Особенностью обменных

процессов в детском организме является преобладание анаболических процессов (ассимиляции) над катаболическими (диссимиляции).
Растущему организму требуются повышен­ные нормы поступления питательных веществ, особенно белков.
Для детей характерен положительный азотистый баланс, т. е. поступле­ние азота в организм превышает его выведение.

Использование питательных продуктов идет в двух направлениях:
• для обеспечения роста и развития организма (пластическая функция);
• для обеспечения двигательной активности (энергетическая функция).


ПИЩЕВАРЕНИЕ, ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

Недостаточность процессов всасывания в тонком кишечнике компенсируется возможностью всасывания в же­лудке, которая сохраняется у детей до 10-

Слайд 26Для детей в связи с большой интенсивностью обменных процес­сов характерна

более высокая, чем у взрослых, потребность в воде и витаминах.


Относительная потребность в воде (на 1 кг массы тела) с возрастом снижается, а абсолютная суточная величина потребления воды нарастает: в возрасте 1 года необходимо 0.8 л, в 4 года - 1 л, в 7-10 лет 1.4 л, в 11-14 лет - 1.5л.
В детском возрасте также необходимо постоянное поступление в организм минеральных веществ: для роста костей (кальций, фосфор), для обеспечения процессов возбуждения в нервной и мышечной ткани (натрий и калий), для образования гемоглобина (железо) и др.
Энергетический обмен у детей дошкольного и младшего школь­ного возраста значительно (почти в 2 раза) превышает уровень обме­ту взрослых, снижаясь наиболее резко в первые 5 лет и менее замет­но — на протяжении всей последующей жизни.
Суточный расход энергии растет с возрастом: в 4 года — 2000 ккал, в 7 лет — 2400 ккал, в 11 лет— 2800 ккал.


ПИЩЕВАРЕНИЕ, ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

Для детей в связи с большой интенсивностью обменных процес­сов характерна более высокая, чем у взрослых, потребность в

Слайд 27Дети отличаются недостаточно налаженными механизмами теп­лообмена (легко перегреваются и легко

теряют тепло).
Грудные дети реагируют на охлаждение бурными хаотическими движениями, которые

их согревают. У них велика в теплоотдаче роль процессов испарения водяных паров при дыхании.
В первые годы жизни в организме ребенка преобладают процессы химической терморегуляции. Благодаря высокому уровню обменных процессов организм ребенка быстро нагревается. Температура кожи и внутренняя температура тела у дошкольника (37.4-37.6° С) выше, чем у взрослых.


ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ, ПРОЦЕССЫ ВЫДЕЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ

Дети отличаются недостаточно налаженными механизмами теп­лообмена (легко перегреваются и легко теряют тепло).Грудные дети реагируют на охлаждение бурными

Слайд 28ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ, ПРОЦЕССЫ ВЫДЕЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ
Обилие кровеносных сосудов

в коже обусловливает быстрый пе­ренос тепла от температурного ядра тела

к его оболочке, а недостаточ­ная рефлекторная регуляция просвета кожных сосудов не обеспечивает защиту от больших тепловых потерь.
При небольшой мышечной массе дети имеют низкую теплоизоляцию покровных тканей. Высо­кие теплопотери обусловлены также и относительно большой повер­хностью маленького тела (быстрое охлаждение тела ребенка и требует особого внимания к его закаливанию).
С переходом к младшему школьному возрасту границы терморегу­ляции расширяются, а механизмы теплообмена совершенствуются.
Нарастание мышечной массы улучшает теплоизолирующие свойства покровов тела, совершенствование сосудистых реакций облегчает регуляцию теплообмена на поверхности кожи.

ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ, ПРОЦЕССЫ ВЫДЕЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИОбилие кровеносных сосудов в коже обусловливает быстрый пе­ренос тепла от

Слайд 29Улучшается регуля­ция потоотделения, уточняется информация от терморецепторов тела и деятельность

центров терморегуляции (луч­ше поддерживается постоянство температуры тела в различных усло­виях

среды и при разных формах деятельности).
Дети младшего школьного возраста по сравнению с дошкольниками меньше подверже­ны перегреванию и переохлаждению, однако их устойчивость к изме­нениям температурных режимов все еще недостаточно совершенна.
Важнейшая роль в процессах выделения принадлежит почкам. Формирование размеров, веса и функций почек интенсивно про­должается до 13-15 лет. У дошкольников вес почек к 7-летнему воз­расту удваивается по сравнению с годовалым возрастом, а в возрасте 11 лет — вес увеличивается в 1.5 раза по сравнению с 5-летним воз­растом.


ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ, ПРОЦЕССЫ ВЫДЕЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ

Улучшается регуля­ция потоотделения, уточняется информация от терморецепторов тела и деятельность центров терморегуляции (луч­ше поддерживается постоянство температуры тела

Слайд 30СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика