Слайд 1МАСТЕР - КЛАСС
для родителей
© И.М.Горбовская
учитель-дефектолог
МБДОУ «Детский сад № 5»
г.Усолье-Сибирское
Слайд 3Сроки усвоения детьми
гласных и согласных звуков
Слайд 4Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений для тренировки органов
артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения.
Целью артикуляционной
гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов речевого аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Слайд 5Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной
гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами
могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Слайд 6
Рекомендации
к проведению упражнений
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом,
так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как ребенок
немного освоится, зеркало можно убрать.
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно.
Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости.
Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более точными и плавными, без подергиваний.
В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Если во время упражнений язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен или не может удержать нужное положение, понадобятся помощь логопеда и специальный массаж.
Слайд 71
Дыхательные упражнения
2
Упражнения
для губ
4
Статические упражнения для языка (выработка контроля
за положением языка и удержанием позы)
5
Динамические упражнения для языка (выработка
координации и точности движений)
3
Упражнения
для щек
Слайд 8Дыхательная гимнастика
Во время игр следите за тем, чтобы ребёнок выполнял
общие правила дыхательной гимнастики – тогда они будут по-настоящему полезны!
Воздух
необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал)
Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).
Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на Х, значит, ребёнок дует неправильно.
После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.
Важно! Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести
к головокружению.
Слайд 9Дыхательная гимнастика
Упражнение «Загнать мяч в ворота»
Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.
Описание:
вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (ватный
шарик лежит на столе); ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», шарик должен оказаться между кубиков.
Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.
Упражнение «Сдуй снежинку»
Цель: выработать целенаправленную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу; сделать вдох и, как бы произнося долгий звук Ф, сдуть «снежинку» (ватный комочек) с ладони. Повтори 3-4 раза, постепенно отводя ладонь со «снежинкой» на всё большее расстояние
Методические указания: нижняя губа не натягивается на нижние зубы; щёки не надуваются; необходимо следить, чтобы ребёнок не произносил звук Ф, а не Х; если у ребёнка не получается сделать язык широким, необходимо предварительно выполнить упражнение «Лопата»/
Слайд 10
Упражнения для губ
«ЗАБОРЧИК». Улыбнуться, обнажив верхние и нижние сомкнутые зубки.
Зубы
ровно мы смыкаем
И заборчик получаем
Слайд 11Упражнения для губ
«СЛОНИК»-«Трубочка». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть
губы вперед трубочкой. (Важно – зубы сомкнуты)
Мои губы – трубочка
Превратились
в дудочку
Слайд 12Упражнения для губ
«Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ.
Свои губы прямо
к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слонёнок я
Видишь –
хобот у меня.
Мне понравилось играть
Повторю – ка всё опять.
Слайд 13Упражнения для щек
1. Похлопывание и растирание щек.
2. «Сытый хомячок».
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. «Голодный хомячок».
Втянуть щеки.
4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Слайд 14Статические упражнения для языка
«Накажу непослушный язычок». Улыбнуться, открыть рот, покусать
язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами
и продвигать его сквозь зубы с усилием вперед-назад (это упражнение является самомассажем для языка).
На губу язык клади,
Пя-пя-пя произноси!
Слайд 15Статические упражнения для языка
«Окошко». Рот широко открыт, язык спокойно лежит
в ротовой полости.
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Слайд 16Статические упражнения для языка
«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит
на нижней губе.
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
и под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать
Слайд 17Статические упражнения для языка
«Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, положить
широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в
форме чашечки. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Язык широкий положи,
Его края приподними.
Слайд 18Статические упражнения для языка
«Иголочка», «Жало». Рот открыт. Узкий напряженный язык
выдвинут вперед.
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До
пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать.
Слайд 19Статические упражнения для языка
«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка
упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх, язык не
должен выпячиваться вперед.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубки упирается
Бока к верху устремляются!
Слайд 20Статические упражнения для языка
«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
На
тоненькой ножке –
Высокий грибок.
Язык на присоске
Шевельнуться не смог!
Слайд 21Динамические упражнения для языка
«Часики», «Маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в
улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к
уголкам рта.
Влево - вправо мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов покачаться он готов.
Слайд 22Динамические упражнения для языка
«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к
носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
На
качелях я качаюсь:
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Слайд 23Динамические упражнения для языка
«Чистим зубки». Рот открыт. Кончиком языка погладить
внутри верхние и нижние зубы.
Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи,
и внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели чтоб они.
(Важно – подбородок не двигается!)
Слайд 24Динамические упражнения для языка
«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Я лошадка Серый
Бок! Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.
Слайд 25Динамические упражнения для языка
«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как
кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Красить потолок
пора,
Пригласили маляра.
Ниже челюсть опускаем,
Язык к нёбу поднимаем.
Проведём вперёд – назад – наш маляр работе рад.
Слайд 26Динамические упражнения для языка
«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать
верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох и вкусное
варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Слайд 27Динамические упражнения для языка
«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыть, кончик языка
с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку
так, чтобы под щекой появилась «твердая конфетка».
Слайд 28Важным условием в коррекции нарушений речи является активное участие родителей
в развитии
речи ребенка
Советы родителям:
Старайтесь сделать ваши занятия с ребенком
интересными и увлекательными.
Поощряйте каждый правильный ответ ребенка и будьте терпимы к его ошибкам.
Не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если вы видите, что ребенок устал и отвлекается, лучше отложите занятие.
Следует систематически выполнять артикуляционную гимнастику (особенно на этапе постановки звука), 2-3 раза в неделю, в течение 5-10 минут.
Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.
Слайд 29Желаем Вам терпения и радости
в общении с Вашими детками