Слайд 1
Слуховой анализатор
Доцент Торопова Л.А
Физиология звукового анализатора
Слух - удивительный дар, которым
природа наделила человека.
Слайд 2Цели:
Иметь представление об анатомо – физиологических взаимоотношениях уха с соседними
органами
Знать клиническую анатомию и физиологию слухового анализатора
Иметь представление о методах
исследования анализатора
Слайд 3План лекций
Характеристика звука
Клиническая анатомия анализатора
Теории слуха
Методы исследования слуха
Слайд 4
Познавательные
и социально-
эмоциональные
навыки
Речевое
развитие
Слайд 5Звуковой анализатор
Дистанционный экстерорецептор – адекватный раздражитель ЗВУК
Звук
– колебательные движения частиц (газ, жидкость, твердое тело)
Скорость распространения
звуковой волны
- в воздухе 332 м/сек.
- в воде 1450 м/сек.
Слайд 6Акустические сигналы:
Чистые тоны (простые) – синусоидальная волна с постоянной частотой
колебаний
Сложные звуки (суммирование простых тонов)
Шум – отсутствие периодичности (невозможно выделить
основной тон)
Слайд 8 Звуковой анализатор различает звуки по:
- высоте ( 1 Гц –
1 колебание в секунду)
- громкости (амплитуда отражает интенсивность - давление)
– звука.
( Вт/кв.см, Бар, Эрг, Паскаль, Бел – единицы измерения)
дБ – децибел – десятичная логарифма отношения интенсивности звуков к единице интенсивности звука (порог слышимости 2000 Гц.)
Тихая речь 30 дБ
Разговорная речь 60 дБ
Самый сильный звук 140 дБ
- Тембру – окраска звука обертонами (гармониками)
Слайд 9Свойства звукового анализатора
-Воспринимает от 16 до 20000Гц
(12-24 – 18-24 тыс.
Гц )
-Инфразвук – менее 16 Гц
-Ультразвук – более 20 тыс.
Гц
Слайд 10Инфразвук возникает
-Работа двигателей морских судов-13 Гц
-Вблизи сталеплавильных печей - 6
Гц
-В автомобилях при движении 100 км/час
-Морские волны ~ 0,05 Гц
-Извержение
вулканов, землетрясение, цунами, приливы, штормы, смерчи и т.п.
создают мощные инфразвуковые волны (0,1-0,5 Гц)
Слайд 11Волны низкой частоты
характеризуются огромной
проникающей способностью,
распространяются на большие
расстояния, достигающие десятков тысяч километров.
Такие волны человек не слышит
но они оказывают значительное воздействие на состояние и поведение людей. Интенсивные низкочастотные волны могут вызывать сильную боль в ушах, нарушение работы органов равновесия.
Слайд 12Действие инфразвуков в диапазоне 2—20 Гц
сопровождается ощущением вращения,
раскачивания, непроизвольным поворотом глазных яблок, чувством неудобства, тревоги,
иногда страха.
Различные внутренние органы человека имеют собственные частоты колебаний (резонанс) в диапазоне инфразвуковых частот, чаще 6—8 Гц. Совпадение частот инфразвука с резонансными частотами внутренних органов приводит к трагическим последствиям.
Слайд 13Свойства звукового анализатора
1000 – 4000 Гц оптимальная чувствительная зона восприятия.
Пороги
слышимости на частоте 200 Гц выше на 35 дБ, а
на 100Гц –на 60 дБ
До 500 Гц - низкочастотные,
500-3000Гц - среднечастотные,
от 3000 до 8000 Гц - высокочастотные
Слышать окружающие звуки двумя
ушами лучше, чем одним!
Бинауральный слух
Ототопика
Адаптация -Утомление
Слайд 15
Вольфганг
Амадей Моцарт
(1756 – 1791)
В Риме в Сикстинской капелле в 14
лет Моцарт прослушал сочинение Аллегри «Мизерере» -многоголосое хоровое исполнение –вынос
нот которого карался законом. Дома он по памяти записал его в нотную тетрадь. Папа Климент ХIV все таки не наказал юношу,а наградил его высшим католическим орденом Золотой шпоры, возводивший награжденного в ранг дворянина.
Слайд 25Проводящие пути звукового анализатора.
1-й нейрон - Спиральный ганглий улитки –
кохлеарная часть VIII пары черепного нерва
2-й нейрон - Дорсальное и вентральное кохлеарные ядра продолговатого мозга
переход основного пучка в области ромбовидной ямки на противоположную сторону в составе
трапециевидного тела, часть пучка идет по своей стороне
3-й нейрон - Латеральное и медиальное ядра верхней оливы
в составе
боковой Ядро лицевого нерва
петли m. tensor timpani, m. stapedius
(акустический рефлекс)
круговая мышца глаз
(кохлеопальпебральный рефлекс)
4-й нейрон - Нижние холмы заднего четверохолмия
5-й нейрон - Медиальное коленчатое тело (подкорковый центр слуха и
исходный пункт безусловных рефлексов)
Мышцы тела Комплексы двигательных реакций
Центральный отдел - Поперечная височная извилина коры в глубине
Сильвиевой борозды (извилина Гешля)
Слайд 26Проводящие пути звукового анализатора.
1-й нейрон - Спиральный ганглий улитки –
кохлеарная часть VIII пары черепного нерва
2-й нейрон - Дорсальное
и вентральное кохлеарные ядра продолговатого мозга
(переход основного пучка в области ромбовидной ямки на противоположную сторону в составе трапециевидного тела, часть пучка идет по своей стороне)
Слайд 27Проводящие пути звукового анализатора.
3-й нейрон - Латеральное и медиальное ядра
верхней оливы
в составе
боковой
петли Ядро лицевого нерва
m. tensor timpani, m. stapedius
(акустический рефлекс)
круговая мышца глаз
(кохлеопальпебральный рефлекс)
Слайд 28Проводящие пути звукового анализатора.
4-й нейрон - Нижние холмы заднего
четверохолмия
5-й нейрон - Медиальное коленчатое тело
(подкорковый центр слуха и
исходный пункт безусловных
рефлексов)
Мышцы тела
Комплексы
двигательных реакций
Центральный отдел - Поперечная височная
извилина коры в глубине
Сильвиевой борозды (извилина Гешля)
Слайд 29
Осознание звука через
35-175 миллисекунд
Осознаём звук через
35-175 миллисекунд
Еще через
180-500«настраивается»
ухо на прием звука
Слайд 30Проведение звука:
по воздуху
по кости
Типы
костной проводимости:
Инерционный - передача низких частот
Компрессионный – передача высоких частот
Слайд 31
Теории слуха
Гельмгольца (1863) – резонансная теория
-Первичный анализ звука
происходит в улитке
-Для каждой частоты имеется
свое место на основной
мембране
-Высокие частоты воспринимаются
у основания улитки, низкие у верхушки
Слайд 32Теории слуха
II. Гидродинамическая («бегущей» волны) теория – Бекеши. Учитывается упругость мембраны
и свойства жидкости, ее омывающей, пери- и эндолимфы
Слайд 33Теории слуха
Телефонная теория Розерфорда
Теория Лазарева
V. Теория места
Слайд 34МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА
Безусловные рефлексы
а) Смыкание век – ауропальпебральный рефлекс (Бехтерев В.М.)
б)
Расширение зрачка – ауропупиллярный рефлекс (Шурыгин Н.А.)
Акуметрия –
исследование речью и камертонами
Слайд 35Развитие слухового анализатора
?
Слайд 39
При жалобах-
Легкие нарушения
500+1т.+2т.+4т.Гц
4
Слайд 56Список литературы:
1. Болезни носа, глотки, гортани и уха Овчинников Ю.М., Гамов
В.П., М.: Медицина, 2003, 320, с илл.
2. Клиническая анатомия
уха Стратиева О. В., СПб.: СпецЛит
2004, С. 271, с илл.
3.Детская оториноларингология. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р., М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006, С. 432, с илл.
4.Введение в отоневрологию : учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений. Овчинников Ю.М., М.: Издательский центр «Академия», 2006, С. 224
Слайд 57Благодарю за внимание!
Благодарю за внимание!
Благодарю за внимание!
Благодарю
за внимание!