Слайд 1
Ф.М. Достоевский
В
сегодняшнем мире…
тревожный набат
Достоевского гудит,
неумолчно взывая к
человечности и
гуманизму…
Ч. Айтматов.
Слайд 2
Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание»
СИМВОЛИКА
РОМАНА
Слайд 31. Символика имен и фамилий
Раскольников Родион Романович
Фамилия имеет двойное толкование:
1.
Раскол – раздвоение (ведь в Раскольникове как бы два человека:
гуманист и убийца; отсюда и система двойников в романе, и двойное портретирование).
2. Раскол – раскольничество (старообрядчество, староверие) – течение, возникшее в XVII веке в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона. Раскол характеризуется одной мыслью, фанатизмом и упрямством.
Раскол родины Романовых, т.е. протест против нравственной атмосферы, порядков этого государства.
Слайд 4Символика имен и фамилий
Порфирий Петрович – следователь.
Порфирий – “багряный”. Это
цвет царской мантии. Отчество – намёк на монаршью власть (Пётр
I).
Раскольников, нарушив заповедь “не убий”, вступил в конфликт с двумя правдами – Божьей и человеческой.
Следователь представляет в романе правовое начало.
Соня Мармеладова
Софья – «смиренномудрие» – символизирует Божью правду.
Слайд 52. Символика цветов
Жёлтый (желчный) –
1) цвет болезни, расстройства, надрыва
печали. Сам грязно-жёлтый, уныло-жёлтый, болезненно-жёлтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения,
психической неустойчивости, общей подавленности;
2) в русской литературе образ Петербурга прочно ассоциируется с жёлтым цветом. (примеры из текста).
Красный цвет – символизирует кровь: Раскольников приносит старухе кольцо с красным камнем.
Зеленый – цвет защиты, покрова. В этом произведении он всегда является резким контрастом по отношению к окружающей обстановке (зеленый купол церкви)
Слайд 6 Остальные цвета в тексте тоже не случайны. Например,
чёрный цвет – загадка, неизвестность. Когда Раскольников поднимался по “чёрной”
лестнице, “тёмной и узкой”, в тёмную квартиру Алёны Ивановны, он ещё не знал, решится ли в действительности на убийство. Когда герой приходит сюда во второй раз, “два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты”.
Входя в эту страшную комнату, герой как будто шагнул с порога своего дома в тёмную, беспросветную ночь, когда совсем ничего не видно, в ночь, которая обрекает его на гибель. Интересно, что у самого Раскольникова были “прекрасные тёмные глаза”.
Слайд 7
3. Символика пространства
Лестница – это символ подъёма, борьбы, усилий. Это
восхождение и нисхождение. Путь Раскольникова – это буквально путь “вверх”
и “вниз”. Раскольников спускается и поднимается по лестнице 48 раз.
Незамкнутое пространство (порог, прихожая, площадка, улица) – получают значение точки, где совершается кризис, неожиданный перелом судьбы, где принимаются решения, переступают заветную черту, обновляются или гибнут (проходная комната Мармеладовых символизирует незащищённость (ср. “мой дом – моя крепость”). Это и деталь образа Петербурга (уличные сцены) – города-преступника и соучастника преступлений.
Слайд 84. Цифровая символика
Цифровая символика в романе основана на фольклорных и
библейских образах, а также на теории пифагорейцев, которая утверждает, что
число играет в жизни человека решающее значение.
Слайд 9Библейская символика чисел
«3» – число Бога (библейское): Бог триедин, трижды
Петр отрекается от Христа и т.д.
«4» – число человека. Четыре
Евангелия, четыре стороны света, четыре этапа жизни человека, четыре времени года, четыре стены и угла у дома и т. д. Раскольников совершил преступление против человека.
Слайд 10Число 4 – притча о воскрешении Лазаря
Квартира жертвы находится на
четвёртом этаже здания;
Раскольников прячет вещи во дворе под камень, где
строится четырёхэтажный дом;
убогая комната Мармеладова находится на четвёртом этаже;
полицейская контора расположена на четвёртом этаже этого же здания;
«А те четыре года считаю за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу, выход из каторги представлялся мне как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь», - писал Достоевский своему брату Михаилу.
Слайд 11Притча о воскрешении Лазаря
«Иисус подошёл к
пещере, в которой был похоронен Лазарь. Иисус велел отвалить камень,
но Марфа сказала, что Лазарь уже четыре дня находится в гробу. Иисус ответил ей: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, то увидишь славу Божию?» …
Сказав это, Он позвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон! И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…»
Чтение притчи про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.
Слайд 12Число 7 – союз Бога и человека
«…он узнал, что завтра,
ровно в 7 часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры, не будет
дома…»
Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги
Сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком
«Им оставалось ещё 7 лет. Семь лет, только 7 лет! В начале своего счастья они оба готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней»
Слайд 13Число 11 – число высшей справедливости
«В одиннадцать часов зашли Раскольников
с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне»
«Я поздно…Одиннадцать часов есть?» –
время прихода Раскольникова к Соне
После посещения Сони «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу»
Слайд 14Евангельская притча о том, что «царство небесное подобно хозяину дома,
который вышел рано утром нанять работников в виноградник свой»
«Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости»…
Достоевский напоминает, что Раскольникову в этот евангельский час всё ещё не поздно признаться и покаяться.
Слайд 15Число 30 – предательство Иуды
В девять часов вечера выложила Соня
тридцать целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя
в жертву ради спасения голодных детей.
Последние тридцать копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой
Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за тридцать тысяч, и он предал её (покушался на её жизнь).