Слайд 1Фольклор в творчестве А.С. Пушкина
«Пушкин был первым русским писателем, который
обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу.
Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу».
М. Горький
Слайд 2
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть
поэма, – писал он. – Что за роскошь, что за
смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
Слайд 3Первые шаги
«Сказки в русском народном духе Пушкин
писал на протяжении почти всего своего творчества, с 1814 до 1834 г.
Они резко разделяются на две группы: ранние (до 1825 г.) и поздние. Наше представление о пушкинских сказках, как о важной и серьезной области его поэзии, относится только к поздним его сказкам («Сказка о попе», «О медведихе», «О царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», «О мертвой царевне» и «О золотом петушке»).»
Сергей Михайлович Бонди.
Литературовед, текстолог, пушкинист.
Слайд 4Русские писатели XVIII и начала XIX века:
А.П. Сумароков
Г.Р. Державин
А.Н. Радищев
Н.М.
Карамзин
В.А. Жуковский
А.А. Дельвиг
Слайд 5Интерес А.С. Пушкина к устному народному творчеству
А. С. Пушкин в
Михайловском
в домике у Арины Родионовны
Д. Белюкин. 1985 г.
Слайд 6Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне пеню,
как девица
За водой поутру шла.
Няня А.С. Пушкина
Э. Петрова «Зимний вечер»
Слайд 7
Ю.В. Иванов
«Пушкин и Арина Родионовна»
Домик Арины
Родионовны
в Михайловском
Слайд 8Интересный факт
На праздники А.С. Пушкин, пребывая в Михайловском,
ходил в соседний Святогорский монастырь, для того чтобы послушать пение
слепых нищих и запомнить их песни. Соседние помещики, приехав как-то в воскресение в этот монастырь молиться Богу, с семьями, разряженные по-праздничному, были очень удивлены и даже обижены, увидев молодого соседа - Пушкина в полукрестьянской одежде, в красной рубахе и широких штанах, сидящего на церковной паперти и поющего вместе со слепыми нищими «Стих об Алексее, божьем человеке».
Святогорский Успенский монастырь
Могила А.С. Пушкина в
Святогорском Успенском монастыре
Слайд 9
Не суйся середа прежде четверга. (Смысл иронический. Относится к тем,
которые хотят оспаривать явные законные преимущества: вероятно выдуман во времена
местничества).
В праздник жена муж а дразнит. (Выписка из Кирши).
Горе лыком подпоясано. (Разительное изображение нищеты). см. Древние стихотворения.
Иже не ври же, егоже не пригоже. (Насмешка над книжным языком: видно и в старину острили насчет славянизмов).
Кнут не архангел , души не вынет , а правду скажет. (Апология пытки, пословица палача, выдуманная каким-нибудь затейником.
На посуле , как на стуле . (Посул — церковная дань, а не обещание, как иные думали; следственно, пословица сия значит — на подарках можно спокойно сидеть, как бы на стуле.
Беспечальным сон сладок .
Не твоя печаль чужих детей качать. (Не твоя забота; печаль от глагола пекусь). Бодливо й корове — пословица латинская.
Б о г даст день , бог даст и пищи . (Этой пословицей бедняк утешал однажды голодную жену. «Да,- отвечала она, — пищи, пищи, да с голоду и умри».
Нужда научи т калачи есть. (Т.е. нужда —мать изобретения и роскоши.
Кто в деле (в должности), то т и в ответ е (в посольстве).
Слайд 13
Обращение Елисея к солнцу
Заклинание Гвидона
Обращение к Золотой
рыбке
Царевна-Лебедь
Слайд 14 «В зрелой словесности, - пишет А.С. Пушкин, -
приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом
языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному».
Слайд 15Народность и реализм
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да
за пояс не заткнешь.
(«Сказка о царе Салтане».)
«… Впредь тебе, невежа,
наука:
Не садися не в свои сани!»
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти?..»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Слайд 16
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
(«Сказка о золотом
петушке».)
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
(«Сказка о царе Салтане».)
Слайд 17Символы в сказках
Из поэтических сказок А.С. Пушкина,
сюжеты которых он взял у своей любимой няни Арины Родионовны,
есть несколько ярких примеров о зашифрованных в символике языка реально существовавших языческих обрядов «посвящения»: посвящение в «непобедимого богатыря», посвящение в «правителя», посвящение в «замужнюю женщину». Эти обряды носят характер языческой магии и сообщают нам интереснейшие особенности жизни человеческого сообщества в прошлом.
Слайд 18 Сказка-поэма о Руслане и Людмиле. Руслан преследует грозного
злого колдуна Черномора. Не встреть он мертвой головы, не видать
бы ему на век своей Людмилы. ...
«Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в темной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
В своей ужасной красоте... »
Слайд 19...И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили,
покатили
И пустили в Окиян...
«...Встрепенулась,
отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит...»
Слайд 20Социальная направленность сказок
Ученый Азадовский верно заметил о
Пушкине: «Его влекла не только сказочная фантастика, но он остро
чувствовал и социальную природу сказки и ее связь с реальной жизнью».
К. Азадовский, филолог.
Слайд 21Добрые начала в сказках
Сказки А.С. Пушкина -
сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и
темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 г. и впервые напечатана в 1832 г. в третьей части «Стихотворений А. С. Пушкина». «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». Обращаясь к устному народному творчеству, А.С. Пушкин видит в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.
Слайд 22«Едет с грамотой гонец,
И приехал, наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей
бабой Бабарихой
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют
грамоту другую…»
«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах».
Слайд 23 «Они хранили в жизни мирной
Привычки милой
старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два
раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…».
Мы видим в «Онегине» сцену гаданья, с упоминанием двух старинных песен и включение народной песни в текст романа.
Слайд 25 Поэт связывал народность не только с языком,
историей и бытом, но главное – с внутренним миром, духовной
сущностью народа.
Слайд 26Особенности фольклора А.С. Пушкина
- выражение национального характера;
- социальная природа сказки
и её связь с реальной жизнью;
- изображение развёрнутых картин быта,
жизненной обстановки, которые наполняются глубоким художественным значением;
- отбор сюжетов, в центре которых стоит тема любви и семейного счастья;
- фольклорная типизация в изображении героев;
- понимание национального характера героя;
- композиция произведений, восходящая к композиции поэмы.
Всё это позволяет сделать вывод, что сказки Пушкина - литературные, переработанные автором народные сюжеты, в основе которых лежат сказки фольклорные.