Разделы презентаций


Фольклор в творчестве А.С. Пушкина

Содержание

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, – писал он. – Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Фольклор в творчестве А.С. Пушкина
«Пушкин был первым русским писателем, который

обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу.

Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу».

М. Горький
Фольклор в творчестве А.С. Пушкина«Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел

Слайд 2
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть

поэма, – писал он. – Что за роскошь, что за

смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»


«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, – писал он. – Что за

Слайд 3Первые шаги

«Сказки в русском народном духе Пушкин

писал на протяжении  почти  всего своего творчества, с 1814 до 1834 г.

Они резко разделяются  на  две  группы: ранние (до 1825 г.) и поздние. Наше представление о пушкинских сказках, как о важной и серьезной области его поэзии,  относится  только  к  поздним  его сказкам («Сказка о попе», «О медведихе»,  «О  царе  Салтане»,  «О  рыбаке  и рыбке», «О мертвой царевне» и «О золотом петушке»).»


Сергей Михайлович Бонди.
Литературовед, текстолог, пушкинист.

Первые шаги   «Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении  почти  всего своего творчества, с 1814

Слайд 4Русские писатели XVIII  и начала XIX века:

А.П. Сумароков
Г.Р. Державин
А.Н. Радищев
Н.М.

Карамзин
В.А. Жуковский
А.А. Дельвиг

Русские писатели XVIII  и начала XIX века:А.П. СумароковГ.Р. ДержавинА.Н. РадищевН.М. КарамзинВ.А. ЖуковскийА.А. Дельвиг

Слайд 5Интерес А.С. Пушкина к устному народному творчеству
А. С. Пушкин в

Михайловском
в домике у Арины Родионовны
Д. Белюкин. 1985 г.

Интерес А.С. Пушкина к устному народному творчествуА. С. Пушкин в Михайловском в домике у Арины РодионовныД. Белюкин. 1985 г.

Слайд 6Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне пеню,

как девица За водой поутру шла. 
Няня А.С. Пушкина
Э. Петрова «Зимний вечер»

Спой мне песню, как синица  Тихо за морем жила;  Спой мне пеню, как девица

Слайд 7
Ю.В. Иванов
«Пушкин и Арина Родионовна»

Домик Арины

Родионовны
в Михайловском

Ю.В. Иванов «Пушкин и Арина Родионовна»Домик Арины Родионовны в Михайловском

Слайд 8Интересный факт
На праздники А.С. Пушкин, пребывая в Михайловском,

ходил в соседний Святогорский монастырь, для того чтобы послушать пение

слепых нищих и запомнить их песни. Соседние помещики, приехав как-то в воскресение в этот монастырь молиться Богу, с семьями, разряженные по-праздничному, были очень удивлены и даже обижены, увидев молодого соседа - Пушкина в полукрестьянской одежде, в красной рубахе и широких штанах, сидящего на церковной паперти и поющего вместе со слепыми нищими «Стих об Алексее, божьем человеке».

Святогорский Успенский монастырь

Могила А.С. Пушкина в
Святогорском Успенском монастыре

Интересный факт  На праздники А.С. Пушкин, пребывая в Михайловском, ходил в соседний Святогорский монастырь, для того

Слайд 9
Не суйся середа прежде четверга. (Смысл иронический. Относится к тем,

которые хотят оспаривать явные законные преиму­щества: вероятно выдуман во времена

местничества).
В праздник жена муж а дразнит. (Выписка из Кирши).
Горе лыком подпоясано. (Разительное изображение нищеты). см. Древние стихотворения.
Иже не ври же, егоже не пригоже. (Насмешка над книж­ным языком: видно и в старину острили насчет славянизмов).
Кнут не архангел , души не вынет , а правду скажет. (Апология пытки, пословица палача, выдуманная каким-нибудь затейником.
На посуле , как на стуле . (Посул — церковная дань, а не обе­щание, как иные думали; следственно, пословица сия значит — на подар­ках можно спокойно сидеть, как бы на стуле.
Беспечальным сон сладок .
Не твоя печаль чужих детей качать. (Не твоя забота; печаль от глагола пекусь). Бодливо й корове — пословица латинская.
Б о г даст день , бог даст и пищи . (Этой пословицей бедняк утешал однажды голодную жену. «Да,- отвечала она, — пищи, пищи, да с голоду и умри».
Нужда научи т калачи есть. (Т.е. нужда —мать изобретения и роскоши.
Кто в деле (в должности), то т и в ответ е (в посольстве).
Не суйся середа прежде четверга. (Смысл иронический. Относится к тем, которые хотят оспаривать явные законные преиму­щества: вероятно

Слайд 10 Фольклорность А.С. Пушкина

Фольклорность А.С. Пушкина

Слайд 11Зрелое творчество

Зрелое творчество

Слайд 12Интересный факт

Интересный факт

Слайд 13
Обращение Елисея к солнцу
Заклинание Гвидона
Обращение к Золотой

рыбке
Царевна-Лебедь

Обращение Елисея к солнцуЗаклинание ГвидонаОбращение к Золотой рыбкеЦаревна-Лебедь

Слайд 14 «В зрелой словесности, - пишет А.С. Пушкин, -

приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом

языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному».

«В зрелой словесности, - пишет А.С. Пушкин, - приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями

Слайд 15Народность и реализм
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да

за пояс не заткнешь.
(«Сказка о царе Салтане».)


«… Впредь тебе, невежа,

наука:
Не садися не в свои сани!»
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)


«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти?..»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)


Народность и реализмНо жена не рукавица:С белой ручки не стряхнешьДа за пояс не заткнешь.(«Сказка о царе Салтане».)«…

Слайд 16

Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
(«Сказка о золотом

петушке».)




В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
(«Сказка о царе Салтане».)


Царь скопца благодарит,Горы золота сулит.(«Сказка о золотом петушке».)  В чешуе, как жар

Слайд 17Символы в сказках
Из поэтических сказок А.С. Пушкина,

сюжеты которых он взял у своей любимой няни Арины Родионовны,

есть несколько ярких примеров о зашифрованных в символике языка реально существовавших  языческих обрядов «посвящения»: посвящение в «непобедимого богатыря», посвящение в «правителя», посвящение в «замужнюю женщину». Эти обряды носят характер языческой магии и сообщают нам интереснейшие особенности жизни человеческого сообщества в прошлом.

Символы в сказках   Из поэтических сказок А.С. Пушкина, сюжеты которых он взял у своей любимой

Слайд 18 Сказка-поэма о Руслане и Людмиле. Руслан преследует грозного

злого колдуна Черномора. Не встреть он мертвой головы, не видать

бы ему на век своей Людмилы. ...
«Пред ним живая голова. 
 Огромны очи сном объяты; 
 Храпит, качая шлем пернатый, 
 И перья в темной высоте, 
 Как тени, ходят, развеваясь. 
 В своей ужасной красоте... »
 

Сказка-поэма о Руслане и Людмиле. Руслан преследует грозного злого колдуна Черномора. Не встреть он мертвой

Слайд 19...И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили, Засмолили,

покатили И пустили в Окиян...


«...Встрепенулась,

отряхнулась 
 И царевной обернулась: 
 Месяц под косой блестит, 
 А во лбу звезда горит; 
 А сама-то величава, 
 Выступает, будто пава; 
 А как речь-то говорит, 
 Словно реченька журчит...»

...И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян...

Слайд 20Социальная направленность сказок

Ученый Азадовский верно заметил о

Пушкине: «Его влекла не только сказочная фантастика, но он остро


чувствовал и социальную природу сказки и ее связь с реальной жизнью».

К. Азадовский, филолог.

Социальная направленность сказок   Ученый Азадовский верно заметил о Пушкине: «Его влекла не только сказочная фантастика,

Слайд 21Добрые начала в сказках
Сказки А.С. Пушкина -

сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и

темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 г. и впервые напечатана в 1832 г. в третьей части «Стихотворений А. С. Пушкина». «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». Обращаясь к устному народному творчеству, А.С. Пушкин видит в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.

Добрые начала в сказках   Сказки А.С. Пушкина - сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт

Слайд 22«Едет с грамотой гонец,
И приехал, наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей

бабой Бабарихой
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют

грамоту другую…»


«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах».

«Едет с грамотой гонец,И приехал, наконец.А ткачиха с поварихой,С сватьей бабой БабарихойОбобрать его велят;Допьяна гонца поятИ в

Слайд 23 «Они хранили в жизни мирной
Привычки милой

старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два

раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…».






Мы видим в «Онегине» сцену гаданья, с упоминанием двух старинных песен и включение народной песни в текст романа.
«Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились

Слайд 24Капитанская дочка

Капитанская дочка

Слайд 25 Поэт связывал народность не только с языком,

историей и бытом, но главное – с внутренним миром, духовной

сущностью народа.
Поэт связывал народность не только с языком, историей и бытом, но главное – с

Слайд 26Особенности фольклора А.С. Пушкина
- выражение национального характера;
- социальная природа сказки

и её связь с реальной жизнью;
- изображение развёрнутых картин быта,

жизненной обстановки, которые наполняются глубоким художественным значением;
- отбор сюжетов, в центре которых стоит тема любви и семейного счастья;
- фольклорная типизация в изображении героев;
- понимание национального характера героя;
- композиция произведений, восходящая к композиции поэмы.

Всё это позволяет сделать вывод, что сказки Пушкина - литературные, переработанные автором народные сюжеты, в основе которых лежат сказки фольклорные.
 

Особенности фольклора А.С. Пушкина- выражение национального характера;- социальная природа сказки и её связь с реальной жизнью;- изображение

Слайд 27Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика