Слайд 1Россия и Латинская Америка
Подготовила: Политика Н., 07СО-1
Слайд 2Народы Латинской Америки в течение более III веков находились в
колониальной зависимости от Испании и Португалии, к которым позже присоединились
Англия, Голландия и Франция. Самостоятельными субъектами они становятся только в начале XIX века, после окончания войны за независимость и образования здесь суверенных государств.
Слайд 3 Под Латинской Америкой в основном понимают страны, расположенные на
Американском континенте южнее территории США (на юг от реки Рио-Гранде).
Латинская
Америка омывается на Западе водами Тихого, а на востоке - Атлантического океана. Этот регион включает следующие регионы: Мексика, Центральная и Южная Америка, Карибские острова.
Самое крупное государство Латинской Америки это Бразилия. Другие крупные страны Латинской Америки - Аргентина, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Чили, Перу. Всего на территории Латинской Америки находится 20 государств и 13 зависимых территорий.
Слайд 4Первоначально отношения России со странами Латинской Америки складывались не вполне
успешно. Верная принципам легитимизма, провозглашенным Священным союзом в 1815 году,
Россия отказывалась признать независимость молодых американских республик.
Вторая мировая война способство-
вала сближению России и стран
Латинской Америки. Девять госу-
дарств континента (Коста-Рика, Куба,
Доминиканская Республика,
Эль-Сальвадор, Гватемала, Гаити,
Гондурас, Никарагуа и Панама) с самого
начала стали участниками антигитлеровской
коалиции и подписали Декларацию
Объединенных Наций 1 января 1942 года.
Позже к ним присоединились еще 10 государств
Латинской Америки.
Слайд 5После окончания войны активные экономические отношения стали складываться между СССР
и Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Чили.
Уругвай – первая страна, с
которой СССР подписал договор о дружбе, торговле и мореплавании (1946 г.)
Социалистические страны поставляли в Латинскую Америку машины, оборудование и другие товары, а вывозили кофе, какао-бобы, бананы, цитрусовые, ананасы, кожу, хлопок, шерсть. Возрастает импорт из Латинской Америки готовых изделий и полуфабрикатов.
Удельный вес стран ЛА во внешней торговле СССР,%
Эти данные показывают ,что, несмотря на незначительную долю взаимной торговли импорт СССР значительно превышал его экспорт в страны региона.
Слайд 6Начало холодной войны сказалось на отношениях между странами Латинской Америки
и СССР. В 1947 году представители 18 американских государств подписали
в Рио-де-Жанейро так называемый Межамериканский договор о взаимной помощи, а в 1948 году была учреждена Организация американских государств (ОАГ).
Среди множества целей договора и ОАГ числилась совместная борьба с коммунистической угрозой на континенте. В ряде стран ЛА в результате государственных переворотов демократические режимы были заменены реакционными диктатурами (Чили, Никарагуа, Перу, Венесуэла, Колумбия). Новые диктаторские режимы, к которым в 1952 году присоединилась и Куба после прихода там к власти генерала Ф. Батисты, разорвали дипломатические отношения с СССР.
Слайд 7Новая страница в отношениях между СССР и странами Западного полушария
начались после победы Кубинской революции и начала преобразований в этой
стране. Впервые на Кубе к власти пришли люди, которые не прислушивались к голосу Вашингтона. США стали создавать трудности правительству этой страны (отмена квот на кубинский сахар).
СССР поддерживал революцию и даже предложил правительству Кубы восстановить дипломатические отношения, разорванные в 1952 году, выразил готовность купить оставшийся без рынка кубинский сахар, а также поставить Кубе необходимое ей количество нефти и товаров массового потребления.
Слайд 8Дипломатические отношения были восстановлены в 1960 году, спустя 14 месяцев
после победы революции.
США принимает меры по свержению национально-демократического правительства
на Кубе.
Особая страница отношений России и стран ЛА – это события, приведшие к Карибскому кризису, поставившему весь мир на край ракетно-ядерной войны.
Карибский кризис - чрезвычайно напряжённое противостояние между СССР и США относительно размещения Советским Союзом
ядерных ракет на Кубе в октябре 1962.
Несмотря на все события кризиса, СССР
удалось добиться гарантий безопасности
для Кубы.
Слайд 9После завершения Карибского кризиса США, продолжая политику изоляции и экономической
блокады Острова Свободы, воздерживались от применения военной силы против неугодного
им режима Ф. Кастро.
После вывода основной части советских войск, ракет и другой военной техники на Кубе сохранялось военное присутствие СССР.
К середине 1960 г. на Кубе окончательно сложилась политическая и экономическая
система коммунистического типа,
а сама страна стала составной
частью «социалистического
лагеря». Кубы была важнейшим
союзником СССР не только
в Южно-Американском регионе,
но и за его пределами.
Слайд 10Столь же тесными, как в политической сфере, были советско-кубинские отношения
в сфере экономики. СССР оказывал Кубе огромную помощь в социально-экономическом
развитии. За годы сотрудничества с СССР Куба смогла преодолеть монокультурную экономику, которая была связана с выращиванием сахарного тростника. Были построены новые предприятия и созданы целые отрасли экономики.
СССР занимал
1 место во внешнеторговом обороте Кубы, на его долю приходилось более 80% кубинского экспорта.
Слайд 11Плодотворное советско-кубинское сотрудничество стало нарушаться в период перестройки. Переход на
расчеты в свободно конвертируемой валюте, выход на внешний рынок отдельных
советских предприятий разрушил отлаженный механизм двусторонней торговли.
Развал СССР сопровождался обвальным свертыванием экономических отношений с Кубой. Возникли разногласия по политическим и идеологическим аспектам. Особенно болезненным для кубинской экономики стало сокращение импорта российских энергоносителей.
Катастрофическая ситуация заставила кубинское руководство принять жесткие меры. В стране объявили «особый период», ввели режим тотальной экономии.
Слайд 12В 1990-е гг. на Кубе была осуществлена серьезная коррекция экономического
механизма, направленная в перспективе на создание модели, похожей на китайскую
(экономические реформы при сохранении коммунистической политической системы).
К началу 21 века экономическое положение Кубы стабилизировалось, в страну пошли иностранные инвестиции, сумма которых сегодня на душу населения превышает аналогичный российский показатель.
Несмотря на продолжающуюся экономическую блокаду со стороны США, многие страны успешно развивают с Кубой торговые отношения.
Осуществляют активный торговый обмен с Кубой Китай, Канада, Мексика, а из стран членов Евросоюза – Испания. Это государство занимает 1 место среди торговых партнеров Кубы (15,3% кубинского товарооборота), в то время как Россия отодвинулась на 5 место (7,4 %)
Слайд 13Свертывание прежних экономических связей негативно сказалось и на России. Многие
товары кубинского экспорта (сахар, никель, кобальт) попадают в нашу страну
через посредников по завышенным ценам.
С конца 1990-х гг. стали предприниматься попытки повысить уровень российско-кубинских отношений, в т.ч. усилить и экономическое сотрудничество. Этому поспособствовал визит В. Путина на Кубу вскоре после его избрания на первый президентский срок. В ходе этого визита и после него были достигнуты важные договоренности о возобновлении и углублении сотрудничества в ряде областей, например в атомной энергетике. Однако неопределенность в экономических отношениях России с Кубой сохраняется.
Слайд 14Продолжается российско-кубинское военное сотрудничество. В его основе лежат поставки запасных
частей для военной техники советского производства, находящейся на вооружении кубинской
армии.
Военно-техническое сотрудничество может быть важным направлением развития отношений и с другими странами латиноамериканского региона. В разное время советское и российское оружие и боевая техника поставлялись и поставляются в Аргентину, Бразилию, Венесуэлу, Никарагуа, Перу. Российский ВПК заинтересован в том, чтобы число его партнеров в Южной Америке как перспективном рынке увеличивалось.
Слайд 15В Концепции внешней политики РФ, утвержденной 12 июля 2008 г.,
определенно указано на стремление Москвы наращивать политическое и экономическое сотрудничество
со странами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ), расширять взаимодействие с ними в международных организациях, поощрять экспорт в регион российской наукоемкой промышленной продукции, осуществлять совместные проекты в сфере энергетики, инфраструктуры, высоких технологий, в том числе в рамках планов, разрабатываемых в региональных интеграционных объединениях
Слайд 16Торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами в настоящий момент ограничено разведкой
и добычей углеводородов, военно-техническим сотрудничеством, сотрудничеством в сфере энергетики, машиностроения
и некоторых других областях. В свою очередь страны Латинской Америки лидируют в поставках в нашу страну мяса, кофе, бананов, других овощей и фруктов. В последнее время роль ведущего торгового партнера России в Латинской Америке принадлежит Бразилии. Стороны полагают, что в 2010 году товарооборот между нашими странами достигнет 10 миллиардов долларов. При этом в торговле России со странами Латинской Америки существует крайняя несбалансированность. Импорт превышает экспорт в десятки раз.
Слайд 17Торговля России со странами ЛАКБ (млн долл.)
По данным таможенной статистики
РФ за соответствующие годы
Слайд 18 К сожалению, есть факторы, которые сдерживают развитие торгово-экономических отношений
между нашими странами и препятствуют выходу российских фирм в этот
привлекательный и перспективный регион.
Во-первых, существует еще некоторая экономическая зависимость от США (в первую очередь в таких странах как Мексика, Панама, Колумбия).
Во-вторых, наши фирмы практически не могут конкурировать с западными фирмами, которые вкладывают деньги на продвижение своего товара, открывают представительства, участвуют в выставках, адаптируют свой товар к местному рынку, предоставляют гарантии на ремонт своего оборудования и т.д.
В-третьих, есть разница в системах стандартизации и сертификации. Банковская поддержка российского экспорта практически отсутствует.
Слайд 19В 2000–2010 гг. президенты России шесть раз посещали латиноамериканский регион,
министры иностранных дел – десять раз. Регулярный характер приобрели встречи
на уровне председателей правительств, мидовские консультации, контакты с латиноамериканскими лидерами в ходе различных форумов. Составной частью политического диалога стали все более насыщенные межпарламентские связи. За эти годы было подписано порядка 200 совместных документов, охватывающих самые разные стороны сотрудничества.
Слайд 20В настоящее время Россия поддерживает дипломатические отношения со всеми 33
независимыми государствами ЛАКБ – никогда прежде такого не было. Вместе
с тем двусторонние связи с целым рядом центральноамериканских и карибских стран носят формальный характер, не наполнены реальным содержанием.
Слайд 21Яркий пример успешного сотрудничества последнего времени – Венесуэла. Эта страна
буквально ворвалась в число приоритетных партнеров России в Латинской Америке,
став крупным клиентом российских энергетиков и производителей вооружений. Речь идет (в реальности) о стратегическом российско-венесуэльском партнерстве.
Дипломатические отношения между Венесуэлой и СССР установлены 14 марта 1945 г. Они были разорваны венесуэльской стороной в 1952 г. и восстановлены в апреле 1970 г. в ходе правления президента Рафаэля Кальдеры. Правительство Венесуэлы официально признало Российскую Федерацию в качестве государства-правопреемника бывшего СССР в декабре 1991 г.
Слайд 22Договорно-правовая база двусторонних отношений основывается на подписанном 24 мая 1996
г. Договоре о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и
Республикой Венесуэла (вступил в силу 2 июня 1997 г.).
С момента прихода к власти в 1999 г. правительство Уго Чавеса проводит линию на повышение уровня политического диалога с Россией, расширение всего спектра двусторонних связей.
Стержневым элементом отношений России с Венесуэлой являются политические контакты на высшем и высоком уровнях. Первая встреча президентов России и Венесуэлы состоялась в сентябре 2000 года в Нью-Йорке в рамках Ассамблеи тысячелетия.
Слайд 23В ноябре 2008 года состоялся первый за всю историю двусторонних
отношений визит главы России в Венесуэлу. По итогам визита президента
РФ Дмитрия Медведева был подписан ряд важных соглашений между странами. В частности, подписан меморандум о взаимопонимании между российским ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" и государственной венесуэльской нефтяной компанией "Петролео де Венесуэла Наваль".
Кроме того, подписано соглашение между "Газпромом" и госнефтяной компанией "Петролео де Венесуэла" о совместном изучении блока "Аякучо-3" на нефтеносном поясе реки Ориноко.
Стороны подписали также межправительственное соглашение о сотрудничестве в области конкурентной политики, в области использования атомной энергии в мирных целях, о воздушном сообщении, о безвизовых поездках граждан двух стран и о сотрудничестве в сфере энергетики.
Получили значительное развитие
межпарламентские связи. С 2001 г. в
Государственной Думе и Национальной Ассамблее
Венесуэлы функционируют парламентские
"группы дружбы".
Слайд 24По данным Федеральной таможенной службы, в 2008 г. товарооборот между
двумя странами составил 957,8 млн долларов (в 2007 – 1,13
млрд долларов). Российский экспорт сократился до 57,4 млн долларов и был представлен, прежде всего, авиационной техникой, минеральными удобрениями, а также турбореактивными и турбовинтовыми двигателями. Импорт из Венесуэлы в 2008 году практически прекратился.
Наиболее перспективными сферами российско-венесуэльского экономического сотрудничества являются топливно-энергетическая и горнодобывающая отрасли экономики.
Торгово-экономические отношения России и Венесуэлы
Слайд 2526 ноября 2008 г. Россия и Венесуэла подписали соглашение по
сотрудничеству в области использования атомной энергии в мирных целях. Подписи
под соглашением поставили генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Сергей Кириенко и министр народной власти по энергии и нефти Венесуэлы Рафаэль Рамирес Каррено, в присутствии президента России Дмитрия Медведева и президента Венесуэлы Уго Чавеса.
Документ носит рамочный характер и создает базу том числе для сотрудничества в области управляемого термоядерного синтеза, безопасности ядерных установок и радиационных источников, а также разработке, проектированию, строительству, эксплуатации и выводу из эксплуатации исследовательских реакторов и атомных электростанций.
Слайд 26В марте 2009 года вступило в силу соглашение между правительствами
Российской Федерации и Боливарианской Республики Венесуэла об отказе от визовых
формальностей при взаимных поездках граждан двух государств. В настоящее время прорабатывается проект межправсоглашения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
Весомый вклад в развитие двустороннего сотрудничества вносит Межправительственная Российско-Венесуэльская комиссия высокого уровня. Комиссия как основной инструмент межправительственного взаимодействия была создана в 2001 г. для определения и проработки перспективных направлений двустороннего сотрудничества.
Слайд 27Среди перспективных направлений двустороннего взаимодействия – транспорт и транспортная инфраструктура,
горнодобыча, создание новых промышленных объектов и судоверфей, наращивание количественных и
качественных показателей двусторонней торговли.
Успешно развивается военно-техническое сотрудничество между Россией и Венесуэлой, которое осуществляется на основе соответствующего межправительственного соглашения и в строгом соответствии с международными обязательствами сторон и нормами международного права.
Слайд 28Активизируется сотрудничество между субъектами Российской Федерации и штатами Венесуэлы. С
2001 г. введена новая практика установления контактов между регионами (побратимство).
Были подписаны соглашения о сотрудничестве и побратимстве между регионами и штатами Волгоград и Боливар (штат Боливар), которые затем распространились на города Ижевск и Маракай (Арагуа), Владимир и Валенсия (Карабобо), Ставрополь и Гуанаре (Португеса); в ближайшем будущем ожидается, что побратимами станут Санкт-Петербург и Баркисименто (Лара), а также Оренбург и Пуэрто Ла Крус (Ансоатеги).
Слайд 29Постепенно активизируется гуманитарное сотрудничество. Ежегодно абитуриенты и аспиранты из Венесуэлы
направляются для учебы в российские вузы за счет средств федерального
бюджета России. В апреле 2001 г. в Каракасе открыт Венесуэльско-Российский институт дружбы им. Франсиско де Миранды.
Слайд 30Для нашей страны ЛА в последнее время представляет интерес и
с точки зрения сопоставимости и схожести латиноамериканских государств и России
по основным показателям социально-экономического развития, уровню и качеству жизни населения. Перед латиноамериканскими странами стоят одни и те же
проблемы, причем в ЛА эти проблемы возникли раньше. Россия заинтересована в изучении подобного опыта, в т.ч.,
чтобы не повторять очевидных
ошибок.
В начале XXI века проявилась
тенденция активизации
сотрудничества России и стран ЛА
как на уровне межгосударственных
контактов, так и на уровне
взаимодействия частных
экономических структур и
общественных движений.
Слайд 31Развивая отношения с Латинской Америкой, Российская Федерация не только приобретает
новых торгово-экономических партнеров, но и повышает свой международный статус, позиционирует
себя в качестве государства, имеющего глобальные интересы. В известном смысле зона ЛАКБ – геоэкономический и геополитический резерв России. Латиноамериканский курс Москвы следует рассматривать как часть масштабных усилий по формированию новой структуры международного взаимодействия.
Слайд 32Используемые источники
Ланцова С.А., Ачкасова В.А. Мировая политика и международные отношения:
Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009
Электронные источники:
http://www.perspektivy.info/rus/desk/rossija__latinskaja_amerika_novyj_etap_2010-05-14.htm
http://ria.ru/politics/20090908/184144775.html
http://hispanidad.ru/publ/5-1-0-178