Разделы презентаций


Художественная культура Урала XVIII— начала XX вв

Основные стили в архитектуре Урала XVIII — начала XX вв. ураАрхитектура Урала

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Художественная культура Урала XVIII— начала XX вв.

Художественная культура Урала XVIII— начала XX вв.

Слайд 2Основные стили в архитектуре Урала XVIII — начала XX вв.

ура
Архитектура Урала

Основные стили в архитектуре Урала XVIII — начала XX вв. ураАрхитектура Урала

Слайд 3Барокко на Урале
Памятники барокко в Свердловской области довольно немногочисленны. Тем

они ценнее, к тому же по времени - самые ранние.

Рассматривать их следует, конечно, в общеуральском архитектурном контексте, учитывая также столичные влияния. И разумеется, воздействие, которое оказывал на свою епархию (куда входило тогда все Зауралье) Тобольск с его замечательными храмами.
Говоря о возникновении барокко в Уральском регионе, необходимо иметь в виду, что к этому моменту местная каменная архитектура успела пройти только весьма короткий начальный этап своего развития. Фактически она зародилась лишь в конце 1670-х гг. в Прикамье, а конкретнее в Соликамске и его окрестностях. Первые ее памятники своеобразно сочетали черты московских и ярославских церквей времен так называемого узорочья - предбарочного периода древнерусского зодчества - с воспроизведением в камне привычных деревянных форм.
Тем временем, на закате Древней Руси, в Москве и Подмосковье "узорочье" сменяется стилем, именуемым московским или нарышкинским барокко. Его отличительными признаками стали ярусное построение с восьмериками на четверике, определенная унификация декора, выполняемого обычно из белого камня и содержащего барочно-европейские моривы, в том числе ордер.
Московское барокко уже создало все свои шедевры, когда его отголоски достигли Урала. Это произошло в самом конце 1690-х гг. и в первую очередь затронуло опять-таки Соликамск. Вознесенская церковь (1698-1704 гг.) получила новый тип наличников, завершенных двумя встречными спиралевидными элементами. В начатом одновременно с Вознесенскойцерковью Крестовоздвиженском соборе ( 1698-1709 гг.) подобные наличники приобрели за счет колонок и антаблемента отчетливую орденарность. Их рисунок восходит к творениям крупнейшего мастера "московского барокко" Якова Бухвостова (сравните третий ряд окон Успенского собора в Рязани, 1693-1699 гг.). Но в Москве и Подмосковье он не получил широкого распространения, а на Урале ему, как и вышеупомянутому орнаменту-"жучку", суждено было стать весьма устойчивым декоративным мотивом.
Барокко на Урале Памятники барокко в Свердловской области довольно немногочисленны. Тем они ценнее, к тому же по

Слайд 4В Зауралье, на территории современных Свердловской и Курганской областей, каменное

строительство развертывается позднее, чем в Прикамье. Основываясь в какой-то мере

на уже имевшемся соликамском опыте, оно вместе с тем получило импульс непосредственно из Москвы. Именно тога правительство Петра I проводило мероприятие общегосударственного значения - перестройку в камне общественных центров городов Сибири. Параллельно с Тобольском и Тюменью крупные работы развертываются в Верхотурье, где сооружается единственный на Урале каменный кремль. Для этого из Москвы была направлена артель из 23 каменщиков во главе с "каменного, известного, кирпишного и черепишного дел подмастерьем" Тимофеем Гусевым. Возведя в 1699-1701 гг. амбары, приказную палату, воеводский дом, артель Гусева сильно поредела. Когда на очередь встало сооружение Троицкого собора, в Верхотурье прибыли соликамские ("усольские") каменщики. В помощь им, как это уже неоднократно практиковалось на данной стройке, приставили учеников из местных жителей.

Насколько весомый вклад в создание собора внес лично Т.Гусев, трудно сказать, однако в "записи" о строительстве собора никто из каменщиков не назван подрядчиком. К тому же не исключено, что Москва послала для Троицкого собора, как ранее для воеводских палати кремлевских башен, "чертеж и описание особое". Так или иначе, возведенный в 1703-1710 гг. собор весьма оригинально интерпретирует формы московского барокко. Необычным для соборного храма стало само построение: вместо традиционного кубического объема - трехчастное, с трапезной и колокольней. Используя композицию "восьмерик на четверике", строители взамен дополнительных восьмериков, непременных в Москве и Подмосковье, завершили восьмерик "крещатым" ( по сторонам света) пятиглавием, а колокольне придали ярусно-шатровое построение с нижним усеченным шатром. Подобное решение почти уникальным. Своеобразна и фасадная декорация. Ордер закрепляет углы объемов, соответствуя их высоте, а потому обладает несомненной тектоничностью. Необычны "коринфские" капители колонн, которые по сравнению со столь пышными капителями в нарышкинских церквях очень лаконичны. Это объясняется скорее всего выполнением их не в белом камня, а в кирпиче, что отнюдь не лишает капители выразительности.

В Зауралье, на территории современных Свердловской и Курганской областей, каменное строительство развертывается позднее, чем в Прикамье. Основываясь

Слайд 5Вознесенская церковь Соликамск

Вознесенская церковь Соликамск

Слайд 6Крестовоздвиженский собор Соликамск

Крестовоздвиженский собор Соликамск

Слайд 7Соликамск. Свято-Троицкий собор

Соликамск. Свято-Троицкий собор

Слайд 8Троицкий собор – одно из выдающихся произведений московского барокко на

Урале. Впоследствии он, по крайней мере в части декора, существенно

повлиял на дальнейшее развитие местного барочного зодчества.
Троицкий собор – одно из выдающихся произведений московского барокко на Урале. Впоследствии он, по крайней мере в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика