Слайд 2Как делать выписки
Выписка – выписанная из источника нужная мысль
Вчитайся в
название статьи, осмысли его
Внимательно читай текст и по ходу чтения
коротко выписывай основные мысли
Стремись к краткой записи
Отделяй одну мысль от другой
Закончив работу, запиши все данные источника
Слайд 3Как составлять тезисы
Тезис – основные суждения, выводы, положения, которые содержат
ключевую информацию текста
Прочитай текст
Разбей текст на смысловые блоки. Продумай основные
идеи работы
Изложи идеи в виде последовательных пунктов. Сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте
Основное внимание уделяется выводам автора, не включается подробный фактический материал
Слайд 4Виды тезирования
Извлечение авторских тезисов из текста
Формулирование основных положений статьи или
раздела собственными словами
Слайд 5Конспектирование
Конспект – это последовательная фиксация информации отобранной и обдуманной в
процессе чтения
Основные требования к написанию конспекта
Системность и логичность изложения материала
Краткость
Убедительность
и доказательность
Слайд 6Требования и рекомендации к записи и оформлению текста
1. Она должна
быть компактной, убористой
2. В тексте необходимо применять выделения и разграничения
2.1.
Подчеркивание и отчеркивание (заголовков, подзаголовков, выводов, терминов и понятий)
2.2. Отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана)
2.3. Пробельные строки (для отделения одной мысли от другой)
2.4. Простая и сквозная нумерация
2.5. Выделение текста с помощью рамки (определения, формулы, правила, законы)
3. При записи необходимо пользоваться сокращениями
Слайд 7Сокращения
Общепринятые (РМЭ, НТП)
Знаковые
! – важное место
? – сомнение, надо
проверить
+ положительно
- Отрицательно
< меньше, менее чем
> больше, более чем
Y который
возрастает
понижается
Слайд 8Сокращения
3. Использование только согласных звуков слова
Пр.вс. - прежде всего
Птч. –
потому что
М.б. - может быть
Д.б. - должно быть
4. Используются буквы
только начала и конца слова
Р-я – реакция
Разв-е - развитие
Ч-к - человек
Эк. - экологический
Слайд 9Виды конспектов
План-конспект
План-конспект - это сжатый в
форме плана пересказ прочитанного или услышанного.
Характеристика конспекта:
краток, прост, быстро составляется и заполняется; учит выбирать главное, чётко и логично излагать мысли, даёт возможность усвоить материал ещё в процессе его изучения. Всё это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.
Этапы работы:
Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.
Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.
Сформулируй и запиши вывод.
Слайд 10
Образец плана –конспекта
План-конспект Введение в тему «Анализаторы»
Определение понятия "анализатор".
Характеристика
эволюции анализаторов.
Роль анализаторов в приспособлении организма к окружающей среде.
Структура анализатора:
отделы, их местоположение и функции.
Вывод.
1. Анализаторы - сложные нервные механизмы, обеспечивающие восприятие и
тончайший анализ всех раздражителей, воспринимаемых организмом из внешней и
внутренней среды.
2. В процессе эволюции органы чувств, обладающие примитивной
чувствительностью, которая позволяла им только воспринимать раздражения и
отвечать на него определенной физиологической реакцией, постепенно
превращались в анализаторы. Прежде всего - это было связано с приобретением
организмами способности самостоятельно передвигаться. Передвижение
способствовало частому и значительному изменению условий жизни и чтобы не
погибнуть, организм должен был научиться быстро улавливать все изменения и тонко
их анализировать. Следствиями решений данных задач явились:
дифференциация органов чувств
сосредоточение их в головном отделе тела
координация их деятельности с движениями (доказать на примерах).
Слайд 11Образец плана –конспекта
План-конспект Введение в тему «Анализаторы»
3. Благодаря анализаторам, организм получает
информацию о
состоянии и изменениях внешней и внутренней среды, в виде
раздражителей,
которые вызывают в коре головного мозга соответствующие ощущения. На
основе ощущений формируются определенные ответные реакции, позволяющие
организму приспосабливаться к данным конкретным условиям существования
(доказать на примерах).
4. Анализатор состоит из трех основных отделов:
рецептора
нервного волокна
центра КБП
Рецептор воспринимает раздражение и превращает его в нервный импульс. Нервное волокно проводит нервный импульс в центр анализатора. Корковый отдел превращает нервные импульсы в ощущения.
5. Вывод: Благодаря анализаторам животные и человек различают полезное и
вредное воздействие окружающей среды на организм. Это позволяет ему более
совершенно приспосабливаться к условиям существования. В связи с развитием ВНД
у человека значительно усложнилась функция анализаторов, т.к. в основе всей
нервной деятельности человека лежит аналитико-синтетическая работа мозга.
Слайд 12Виды конспектов
Цитатный конспект
Цитатный конспект - это конспект, созданный
из цитат.
Характеристика конспекта: строится из высказываний автора, из изложенных
им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Но он не способствует активной мыслительной работе, как правило, служит только иллюстрацией к изучаемой теме.
Этапы работы:
Прочитай текст, отметь в нём основное содержание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект.
Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
• ... ( цитата);
... ( цитата); (вывод);
• основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.
3. Прочти написанный текст, сверь его с оригиналом.
4. Сделай общий вывод
Слайд 13Виды конспектов
Опорный конспект
Опорный конспект
- это отражение
изложения информации, заложенной в тексте в виде опорных сигналов - слов, условных знаков, рисунков.
Этапы работы:
Прочти внимательно текст.
Раздели его на смысловые части - блоки.
Поставь к каждой части вопрос.
Ответь на поставленный вопрос опорными сигналами, расположив их в виде логической схемы.
Характеристика конспекта: краток, учит выбирать главное, наглядно отражает причинно-следственные связи, развивает логическое мышление и образное умение моделировать информацию. Незаменим при повторении материала к зачёту, экзамену.
Слайд 14Виды конспектов
Свободный конспект
Свободный конспект - это сочетание выписок,
цитат, тезисов.
Характеристика конспекта: он требует серьёзных усилий при составлении;
в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок.
Этапы работы:
Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глубоко осмысли.
Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат, составь тезисы.
Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме.
Слайд 15Виды конспектов
Тематический конспект
Тематический конспект - это конспект ответа
на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определённой теме.
Характеристика конспекта: он может быть обзорньм и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.
Этапы работы:
Изучи несколько источников и сделай из них выборку материала по определённой теме или хронологии.
Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.
Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложи осознанный материал.
Слайд 16
Образец тематического конспекта
Тематический конспект Введение в тему «Анализаторы»
Слайд 17
Образец тематического конспекта
Тематический конспект Введение в тему «Анализаторы»
Проводниковый отдел -
это связной, передающий зашифрованные депеши в штаб.
Корковый отдел головного мозга
- штаб армии, где донесения будут расшифрованы и использованы для планирования ответных действий.
Обладая узкой специализацией, каждый рецептор посылает в мозг лишь информацию об отдельном свойстве предмета, воспринять предмет в целом он не может. Образ предмета воссоздается в мозге на основании показаний многих рецепторов.
Рецепторы есть во всех органах, они воспринимают самые разные свойства предметов, явлений, событий:
внешние рецепторы различают свет, звук, температуру, давление, положение тела в пространстве, запах, вкус и т.д.
внутренние - давление крови, рН крови, состояние желудочно-кишечного тракта, состояние мышц и т.д.
Но в результате всех этих совершенно различных раздражений в рецепторах возникают нервные импульсы, природа которых одна и та же - электрическая. Нервный импульс, идущий по слуховому нерву, по природе ничем не отличается от нервного импульса от зрительного, тактильного или обонятельного рецептора. Но путаницы не происходит, т.к. каждое из возбуждений идет в мозг по строго определенному пути в свой центр.
Слайд 18Образец тематического конспекта
Тематический конспект Введение в тему «Анализаторы»
Слайд 19Образец тематического конспекта
Тематический конспект Введение в тему «Анализаторы»