Слайд 1Фонды местных сообществ
как модель региональной филантропии
Летний форум гражданских инициатив
Красноярск
2016
Лариса Васильевна Аврорина, Руководитель программ: «Фонды местных сообществ»
Фонд поддержки и
развития филантропии «КАФ»
Слайд 2Немного истории
2014 – 100 лет создания первого ФМС в
мире
Первые ФМС в России: Тольятти, Тюмень, Чайковский 1998-1999
Программа поддержки и
развития ФМС - 2003-2015
Первый этап – калька международного опыта ( услуга бизнесу)
Расширение границ использования модели ФМС (удаленные, неиндустриальные, сельские территории) 2003
Второй этап- формирование местных сообществ, развитие местной филантропии,
Слайд 3Что такое Фонд местного сообщества
Местный грантодающий фонд
Управляется коллегиальными органами управления,
включающими лидеров сообщества
Аккумулирует средства от всех заинтересованных сторон сообщества и
распределяет их на конкурсной основе
Является катализатором развития гражданской активности
Поддерживает широкий спектр инициатив, наиболее значимых для территории. Формирует социальный капитал
Проводит постоянный мониторинг потребностей и оценку финансируемых программ
Развивает проектную культуру в социальной сфере
Слайд 4Целевые группы
Сотрудники Администраций
Депутаты
Представители бизнес - структур
Некоммерческие организации
Муниципальные
учреждения
Слайд 5Необходимые предпосылки
В городах есть готовность к инновациям и стремление
использовать новые методы работы
Есть понимание того, что социальное партнерство -основа
развития и стабильности
Существуют механизмы привлечения средств для решения социальных проблем (Внебюджетные фонды, Советы директоров городов, Попечительские советы школ, школьные фонды, шефская помощь)
Есть активные НКО и инициативные группы граждан
Органы власти отзывчивы на инициативы от различных групп населения
Слайд 7Почему это работает?
Профессиональная благотворительная организация, адаптированная к условиям рыночной экономики
Индивидуальный
подход и свобода выбора
Ориентация на результат и на инновации
Объединение и
баланс интересов сообщества через:
коллегиальные органы управления
знание сообщества
Прозрачность деятельности
Открытый и понятный доступ к финансированию
Конкурсное распределение средств
Катализатор общественной активности
Слайд 8Организации используют модель ФМС для нового позиционирования в сообществе и
расширении спектра деятельности в развитии местной филантропии
Типы организаций
Благотворительные
организации/фонды 10%
Ресурсные центры
5%
Организации, использующие модель ФМС 10%
Фонды местных сообществ 75%
Территориальная принадлежность
Муниципальный городской 33%
Региональный 31%
Районный 29%
Муниципальный сельский 7%
Слайд 9ФМС как модель развития местной филантропии
Институционально развитая модель
Применима к различным
сообществам, от городских до сельских, неиндустриальных территорий
ФМС развивают партнерство между
различными группами сообщества, формируют социальный мост
Фонды создают новые традиции в своих сообществах
ФМС как центры знаний, используют различные инструменты экспертизы и оценки социальных проектов и программ, взаимодействуют с университетами, исследовательскими группами, привлекают экспертов на различных этапах деятельности
Формируют целевой капитал
Развивают донорское сообщество и формируют долгосрочные программы
Развивают активность и участие граждан в жизни сообщества
Меняются задачи ФМС, происходит переход от оказания услуг бизнесу к развитию местной филантропии и разнообразию ее форм
Слайд 10Фонды местных сообществ получили широкое распространение в России в самых
разных регионах и сообществах (60 ФМС на 01.01.2016)
Слайд 11Фонды управляются коллегиальными органами, в состав которых входят представители всех
секторов общества
Слайд 12Фонды используют разнообразные способы привлечения ресурсов на поддержку социальных проектов
и программ в своих сообществах
Слайд 13Деятельность фондов направлена на поддержку инициатив различных групп населения в
решении проблем, понятных и актуальных в сообществе
Слайд 14ФМС тесно взаимодействуют между собой
Слайд 15Необходимые предпосылки
В городах есть готовность к инновациям и стремление
использовать новые методы работы
Есть понимание того, что социальное партнерство -основа
развития и стабильности
Существуют механизмы привлечения средств для решения социальных проблем (Внебюджетные фонды, Советы директоров городов, Попечительские советы школ, школьные фонды, шефская помощь)
Есть активные НКО и инициативные группы граждан
Органы власти отзывчивы на инициативы от различных групп населения
Слайд 16
Функции и роли ФМС в сообществах
Мобилизация местных финансовых ресурсов для
решения местных проблем
Привлечение внешних финансовых ресурсов для решения местных проблем
Распределение
привлеченных средств на конкурсной основе
Оказание услуг бизнесу и частным фондам – управление их социальными программами
Администрирование программ муниципальных или региональных грантов
Ресурсные центры для поддержки инициативных групп граждан, НКО и муниципальных социальных служб
Разработка и исполнение социальных программ и проектов
Социальные инновации
«Волшебный пендель»: стимулирование местных социальных инициатив
Мобилизация местных человеческих ресурсов для решения социально значимых проблем
Просвещение в области филантропии и благотворительности
Посредник между грантодателями и грантополучателями
Финансовый механизм, который позволяет местным властям финансировать различные проекты по упрощенной схеме (ремонт и строительство дорог, фонтанов, памятников, создание музеев и этнопарков, ремонт зданий, бассейнов и стадионов, оборудование парков развлечений и т.д.)
Активные строители социальных сетей в сообществе и активные «узлы» этих сетей
Источник информации по различным вопросам, связанным с местом, где работает ФМС. «Центр знаний» местного сообщества.
Диспетчер – перенаправление обращающихся за помощью людей и организаций туда, где им могут помочь.
Перспективное место для продолжения карьеры бывших государственных служащих.
«Социальный лифт» для лидеров и сотрудников ФМС. Место, где будущие госслужащие/депутаты могут лучше узнать сообщество, в интересах которого они будут работать.
Инструмент в избирательных кампаниях преимущественно на местном уровне (мэры, депутаты)
Слайд 17Функции и роли ФМС в сообществах
Слайд 18ФМС - профессиональные консультанты при решении социальных проблем
Подготовка новых программ
и форм взаимодействия с сообществом : от администрирования региональных программ
и конкурсов за счет бюджетных средств до разработки принципиально новых проектов.
Развитие инструментов оценки потребностей сообщества
Слайд 19 Что дает фонд местному сообществу
В городах есть готовность к
инновациям и стремление использовать новые методы работы
Есть понимание того, что
социальное партнерство -основа развития и стабильности
Существуют механизмы привлечения средств для решения социальных проблем (Внебюджетные фонды, Советы директоров городов, Попечительские советы школ, школьные фонды, шефская помощь)
Есть активные НКО и инициативные группы граждан
Органы власти отзывчивы на инициативы от различных групп населения
Слайд 20Центр инноваций. Новый инструмент
«Методика оценки состояния здоровья сообщества»
Слайд 21Впервые разработана Социальная карта территории – оценка потребностей и возможностей,
точки роста на территории
(практики Пермского альянса ФМС)
Разработанная методика адаптирована
для использования в сельских сообществах
Образование
Трудовая занятость населения
Уровень безработицы
Здравоохранение
Досуг
Отток населения
Инфраструктура
Коммуникации и доступность информационных услуг
Слайд 22 Сильные и слабые стороны ФМС*
* Данная таблица включает часто
встречающиеся утверждения, но не может рассматриваться как характеристика всех ФМС
Слайд 23 Риски
В деле развития фондов результат не может быть гарантирован,
т.к. успех определяется заинтересованностью и инициативой со стороны сообщества
Развитие
фондов – долгосрочный процесс, требующий экспертной консультационной и материальной поддержки в течение нескольких лет
Слайд 24 Выводы
Фонды могут работать в разнообразных сообществах: как в городах
с населением почти 1 млн. жителей (г. Тольятти), так и
в малых городах (г.Шелехов) и сельских районах (Пермский край)
Фонды смогли определить свою нишу в системе местного самоуправления
Гибкость модели ФМС позволяет адаптироваться к окружающим условиям и отвечать потребностям сообщества
Несмотря на разнообразие, ФМС сохраняют и поддерживают некий стандарт и идентичность организаций
ФМС доказали жизнеспособность и способность аккумулировать социальный капитал в сообществах в условиях нестабильной экономической ситуации (кризис)
Слайд 25 Факторы, которые будут оказывать влияние в будущем
Последствия экономического
спада
Финансовые ресурсы, которыми располагают фонды, недостаточны
Вероятность того, что
фонды, у которых есть капитал, не смогут его сохранить
Сектор в целом потеряет специалистов
Сообщества могут действительно объединиться
Слайд 26 ФМС и сообщества.
Ключевые элементы изменений
Укрепление сотрудничества между организациями как
социальной, так и коммерческой сферы
Развитие как рост персональной ответственности за
настоящее и будущее своего сообщества
Появление новых городских менеджеров социальной сферы.
Становлении проектной культуры, повышение качества проектов, рост числа проектов, реализуемых независимо от фонда.