Разделы презентаций


Наука как вид деятельности. Основная проблематика исследований и

Содержание

Научное познание мирозданияО науке как о самостоятельном элементе духовной культуры начинают говорить лишь с XVII века. С этого периода, культура человечества подошла к этапу качественных перемен.Научный метод познания обрел самостоятельную ценность

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Наука как вид деятельности. Основная проблематика исследований и организационная структура

НИР.
Семинар 1

Наука как вид деятельности. Основная проблематика исследований и организационная структура НИР.Семинар 1

Слайд 2Научное познание мироздания

О науке как о самостоятельном элементе духовной культуры

начинают говорить лишь с XVII века.
С этого периода, культура

человечества подошла к этапу качественных перемен.
Научный метод познания обрел самостоятельную ценность и стал влиять на все аспекты духовной деятельности человечества.
Научный метод стал определять господствующую парадигму.
Научное познание мирозданияО науке как о самостоятельном элементе духовной культуры начинают говорить лишь с XVII века. С

Слайд 3Исторические условия появления современной науки (научного метода)
Утрата целостности знания (средневековая

схоластика, алхимия, разделение теории и практики, повышение роли эксперимента, практика

– критерий истины и др.)
Развитие потребительского общества (технологии в частности)
Успехи моделирования (пример, законы механики Ньютона)

Исторические условия появления современной науки (научного метода)Утрата целостности знания (средневековая схоластика, алхимия, разделение теории и практики, повышение

Слайд 4Ге́незис в науке
(греч. Γένεσις, Γένεση) — происхождение, возникновение, (за)рождение.

Происходит от названия ветхозаветной Книги Бытия (лат. Genesis).
Генезис, в науке

— описание происхождения, возникновения, становления, развития, метаморфозы и (необязательно) гибели объектов.

Ге́незис в науке (греч. Γένεσις, Γένεση) — происхождение, возникновение, (за)рождение. Происходит от названия ветхозаветной Книги Бытия (лат.

Слайд 5философия и наука
появились в момент перехода конкретных человеческих сообществ

в историческое состояние. Этот переход представляет очень сложное явление духовной,

социальной и экономической жизни.

философия и наука появились в момент перехода конкретных человеческих сообществ в историческое состояние. Этот переход представляет очень

Слайд 6Доисторический период
не было философии и науки, поскольку все находилось во

власти традиций, когда человек ориентировался на прошлые культурные образцы и

мышление не могло выйти за его пределы, что принципиально ограничивало творческие возможности человеческих сообществ, делало их развитие похожим на течение равнинной реки.

Доисторический периодне было философии и науки, поскольку все находилось во власти традиций, когда человек ориентировался на прошлые

Слайд 7Исторический период -- возникновение и развитие философии и науки

Середина 1

тысячелетия до н.э. считается периодом возникновения философии и науки

Исторический период -- возникновение и развитие философии и науки Середина 1 тысячелетия до н.э. считается периодом возникновения

Слайд 81 этап Античность
Выделяют:
Преднаука
Наука в собственном смысле слова.
Исторические формы

бытия того, что именовалось и именуется «наукой», настолько разнообразны и

настолько противоречат друг другу, что не поддаются простому эмпирическому обобщению. (Лебедев С.А. Философия науки)

1 этап АнтичностьВыделяют:Преднаука Наука в собственном смысле слова. Исторические формы бытия того, что именовалось и именуется «наукой»,

Слайд 9Наука
– сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о

природе, обществе и мышлении. Включает в себя все условия и

моменты этого производства наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм общественного сознания.
Наука– сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Включает в себя

Слайд 10Функции науки
культурно-мировоззренчесская;
непосредственная производственная сила;
социальная сила.
Одновременно с процессом

возникновения и укрепления культурно-мировозренческих функций науки, занятия наукой постепенно становилось

в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки как социального института в структуре общества
Функции наукикультурно-мировоззренчесская; непосредственная производственная сила; социальная сила. Одновременно с процессом возникновения и укрепления культурно-мировозренческих функций науки, занятия

Слайд 11Диахронное (историческое) многообразие форм науки (диахронный плюрализм науки)
Древняя восточная преднаука (вавилонско-шумерская,

египетская, древнеиндийская, древнекитайская)
Античная наука
Средневековая европейская наука
Новоевропейская классическая наука
Неклассическая наука
Постенклассическая наука

Диахронное (историческое) многообразие форм науки (диахронный плюрализм науки)Древняя восточная преднаука (вавилонско-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская)Античная наукаСредневековая европейская наукаНовоевропейская

Слайд 12Восточная преднаука
Наука появляется в странах Древнего Востока (в осевое время):

в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливаются и осмысляются эмпирические

знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики.
Производство идей, представлений, сознания первоначально было непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни.
Первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль методических руководств конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Вавилонии, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительного количество такого рода знаний, которые составили важную предпосылку будущей науки.

Восточная преднаукаНаука появляется в странах Древнего Востока (в осевое время): в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливаются

Слайд 13Характерные черты
подчиненность практическим потребностям (измерение и счет – математика; составление

календарей и обслуживание религкультов – астрология; техническое усовершенствование орудий производства

и строительства – механика и т.д.)
рецептурность (инструментальность) «научного» знания
эмпирический характер происхождения научного знания и обоснования
кастовость и закрытость научного сообщества

Характерные чертыподчиненность практическим потребностям (измерение и счет – математика; составление календарей и обслуживание религкультов – астрология; техническое

Слайд 14Античная «наука» (древнегреческая)
Образец «Начала» Евклид
Достояние восточной цивилизации было воспринято и

переработано в стройную теоретическую систему в Древней Греции. С этого

времени и вплоть до индустриальной революции главной функцией науки является объяснительная функция;
её основная задача – познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам человек.

Античная «наука» (древнегреческая) Образец «Начала» ЕвклидДостояние восточной цивилизации было воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в

Слайд 15Для возникновения науки необходимы социальные условия
достаточно высокий уровень развития производства

и общественных отношений (приводящий к разделению умственного и физического труда

и тем самым открывающий возможность систематических занятий наукой),
наличие богатой и широкой культурной традиции, допускающей свободное восприятие достижений разных культур и народов.

Для возникновения науки необходимы социальные условия достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений (приводящий к разделению

Слайд 16Эти условия сложились к VI в. до н. э. в

Древней Греции, где и возникли первые теоретические системы (Фалес, Демокрит

и др.), объяснявшие действительность через естественные начала. Это было теоретическое знание, в котором на первый план выдвигались его объективность, логическая убедительность.

Эти условия сложились к VI в. до н. э. в Древней Греции, где и возникли первые теоретические

Слайд 17Древнегреческая наука (Аристотель и др.) дала первые описания закономерностей природы,

общества и мышления, которые были во многом несовершенны, но сыграли

выдающуюся роль в истории культуры

они ввели в практику мыслительной деятельности систему абстрактных понятий, относящихся к миру в целом,
превратили в устойчивую традицию поиск объективных, естественных законов мироздания и
заложили основы доказательного способа изложения материала, что составило важнейшую черту науки.
Характерные черты:
теоретичность (источник научного знания – мышление)
логическая доказательность
независимость от практики
открытость критике
демокраизм

Древнегреческая наука (Аристотель и др.) дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления, которые были во многом

Слайд 18Средневековая европейская «наука»: астрология, алхимия, религиозная герменевтика
Огромный вклад в развитие

науки внесли учёные арабского Востока и Средней Азии (Ибн Сина

10-11вв, Ибн Рушд 12в, Бируни 10-11вв и др.), сумевшие сохранить и развить древнегреческую традицию, обогатив её в ряде областей знания.
Теологизм
Непосредственное обслуживание социальных и практических потребностей религиозного общества
Схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения)
Догматизм (способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретные условий места и времени, т. е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины.). Наука должна была выполнять роль служанки богословия и согласовывать свои утверждения.

Средневековая европейская «наука»: астрология, алхимия, религиозная герменевтика Огромный вклад в развитие науки внесли учёные арабского Востока и

Слайд 19Новоевропейская классическая наука (15-16 века эпоха Возрождения и 17в-нач 20в

Новое время) - прообраз современной науки.
Отличительные черты от предыдущих этапов:
идеология

(Леонардо да Винчи, Галилей, Декарт, Бэкон): светский характер, критический дух, объективная истинность, практическая полезность.
стремление синтезировать рациональность античной науки и техно-инструментальный характер восточной преднауки.
Для увеличения господства человека над окружающей действительностью (природой и т.д.) Она должна:
Сосредоточиться на изучении отдельных процессов и явлений для использования полученных знаний в техн и технологич целях.
Уход от созерцательно-наблюдательной в экспериментальную основу науки. Предмет науки НЕ природа, а отдельные природные или искусственные системы. Искусственные системы удобнее для исследования, т.к. более контролируемы, неограниченно воспроизводимы. Более легко их описывать. Онтологическое обоснование этого подхода сделал Галилей в «Книга природы написана языком математики».

Новоевропейская классическая наука (15-16 века эпоха Возрождения и 17в-нач 20в Новое время) - прообраз современной науки.

Слайд 20Отличается от предыдущих этапов:
от средневековья - против схоластикой науки
от античной

- начинает учитывать практические потребности общества

Отличается от предыдущих этапов: от средневековья - против схоластикой наукиот античной - начинает учитывать практические потребности общества

Слайд 21Парадигмальные образцы
аналитическая геометрия Декарта, механика Галилей и Ньютона, матанализ Ньютона,

Лейбниц, Коши.

Парадигмальные образцыаналитическая геометрия Декарта, механика Галилей и Ньютона, матанализ Ньютона, Лейбниц, Коши.

Слайд 22Онтологические основания
антителеологизм,
детерминизм (учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности

всех явлений.Утверждает объективный характер причинности)
механицизм (мировоззрение, объясняющее развитие природы и

об-ва законами механической формы движения материи, к-рые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения. Исторически возникновение и распространение М. было связано с достижениями классической механики 17-18 вв. (Галилей, Ньютон и др.))

Онтологические основанияантителеологизм, детерминизм (учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.Утверждает объективный характер причинности)механицизм (мировоззрение, объясняющее

Слайд 23Гносеологические основания
объективные методы исследования,
эксперимент,
математическая модель объекта,
дедуктивно-аксиматический способ построения

теории.

Гносеологические основанияобъективные методы исследования, эксперимент, математическая модель объекта,дедуктивно-аксиматический способ построения теории.

Слайд 24Социальные основания
дисциплинарная организация, создание научных и учебных заведений (научные лаборатории,

институты и др), востребованность науки обществом, усиление связи науки с

производством, создание промышленного сектора науки, возникновение массовой науки. Осознание ограниченности когнитивных ресурсов классической науки (кон 19 нач 20вв) – начало кризиса основ. Открыты: теория относительности, квантова механика, конструктивная логика и математика и др.

Социальные основаниядисциплинарная организация, создание научных и учебных заведений (научные лаборатории, институты и др), востребованность науки обществом, усиление

Слайд 25Неклассическая наука
конец 19 в - конец 20в(этап новоевропейской) теория эволюции

Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, гипотеза Большого Взрыва,

теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.

Неклассическая наука конец 19 в - конец 20в(этап новоевропейской) теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности

Слайд 26Онтология
релятивизм (пространства, времени, массы) - идеалистическое учение об относительности, условности

и субъективности человеческого познания. Признавая относительность знаний Р. отрицает объективность

познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир,
индетерминизм (фундаментальных взаимосвязей объектов) - отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме - отрицание причинности вообще)
массовость (множество объектов любого рода – статическая система)
системность
структурность
организованность
эволюционность систем и объектов.

Онтологиярелятивизм (пространства, времени, массы) - идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Признавая относительность знаний

Слайд 27Гносеология:
субъект-объектность научного знания
гипотетичность
вероятностный характер научных законов и теорий
частичная эмпирическая и

теоретическая верифицируемость научного знания

Гносеология: субъект-объектность научного знаниягипотетичностьвероятностный характер научных законов и теорийчастичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания

Слайд 28Методология
отсутствие универсального научного метода,
плюрализм научных методов и средств ((лат.

множественный) - концепция, противоположная монизму, по к-рой все существующее состоит

из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу)
интуиция,
творческий конструктивизм (критерия истины просто нет места – изобретения оцениваются с точки зрения эффективности, а не истинности)

Методологияотсутствие универсального научного метода, плюрализм научных методов и средств ((лат. множественный) - концепция, противоположная монизму, по к-рой

Слайд 29Социология
«зернистая» структура научного сообщества
Многообразие форм научной кооперации
Наука – объект экономического,

правового, социального и государственного регулирования
Противоречивое многообразие норм научного этоса.
Пик 70-ые

годы 20 века.
В эпоху НТР происходит новая, коренная перестройка науки, она уже не просто следует за развитием техники, а обгоняет её, становится ведущей силой прогресса материального производства.

Социология«зернистая» структура научного сообществаМногообразие форм научной кооперацииНаука – объект экономического, правового, социального и государственного регулированияПротиворечивое многообразие норм

Слайд 30Постнеклассическая науканачало с конца 70-ых 20 в(описал В.С. Степин)
Лидеры: биология,

экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке.
Главный предмет: сверхсложные системы, включающие

человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития (механические, физические, химические, биологические, экологические, инженерно-технические, технологические, компьютерные, медицинские, социальные и др.)
Идеология, философские основания, методология: существенно отличаются и во многом несовместимы с принципами предыдущих этапов новоевропейской науки.

Постнеклассическая науканачало с конца 70-ых 20 в(описал В.С. Степин) Лидеры: биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке.Главный

Слайд 31Принципы онтологии:
Системность
Структурность
Органицизм
Нелинейный (многовариантный) эволюционизм
Телеологизм
Антропологизм

Принципы онтологии: СистемностьСтруктурностьОрганицизмНелинейный (многовариантный) эволюционизмТелеологизмАнтропологизм

Слайд 32Гносеологические основания:
Проблемная предметность
Социальность (коллективность) научно-познавательной деятельности
Контекстуальность научного знания
Полезность
Экологическая и гуманистическая

ценность научной информации

Гносеологические основания: Проблемная предметностьСоциальность (коллективность) научно-познавательной деятельностиКонтекстуальность научного знанияПолезностьЭкологическая и гуманистическая ценность научной информации

Слайд 33Методология:
Методологический плюрализм
Конструктивизм
Консенсуальность
Эффективность
Целесообразность научных решений.
Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные,

исторически развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием.

Методология: Методологический плюрализмКонструктивизмКонсенсуальностьЭффективностьЦелесообразность научных решений.Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью

Слайд 34на этапе постнеклассической науки
преобладающей становится идея синтеза научных знаний

- стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального

эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.
на этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на

Слайд 35Концепция универсального эволюционизма
базируется на определенной совокупности знаний, полученных в

рамках конкретных научных дисциплин (биологии, геологии и т.д.) и вместе

с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок. Часто универсальный, или глобальный, эволюционизм понимают как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса.Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах.
Так, в это время развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. На их основе, уже на первых этапах исследования, были получены искусственным путем инсулин, интерферон (защитный белок) и т.д.

Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин (биологии, геологии и

Слайд 36Синхронный плюрализм науки
обусловлен существенным различием предметов и методологии разных научных

дисциплин. А также реализуемых в них идеалах, норм научного исследования,

форм организации деятельности
Синхронный плюрализм наукиобусловлен существенным различием предметов и методологии разных научных дисциплин. А также реализуемых в них идеалах,

Слайд 37Выделяют 4 класса наук:
Логико-математические
Естественно-научные
Инженерно-технические и технологические
Социально-гуманитарные.
Объединяющее общее сложно назвать. Проще

найти различия по разным основаниям: предмет, способ конструирования знания, способ

конструирования знания, критерии истинности, способ организации научных сообществ и их ценностным ориентациям.

Выделяют 4 класса наук: Логико-математическиеЕстественно-научныеИнженерно-технические и технологическиеСоциально-гуманитарные.Объединяющее общее сложно назвать. Проще найти различия по разным основаниям: предмет,

Слайд 38а) основная литература:
Методология и методика проведения научной работы по физической

культуре и спорту /В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. М.: Советский спорт,

2010.
Никитушкин В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта. М.: Советский спорт, 2013.
 
б) дополнительная литература:
Голощапов Б.Р. Учебно-исследовательская работа студентов: Учебное пособие. – М.: МГОУ, 2004-86с.
Никитушкин В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта: учебник для ВУЗов. М.: Советский спорт, 2013. – 280 с.
Никитушкина Н.Н. Научно-методическая деятельность в физической культуре и спорте: Учебное пособие. - М.: Прометей, 2006.-140с.
Пилоян Р.А. Основы научно-методической деятельности (на примере физкультурного вуза): Учебное пособие. – Малаховка: МГАФК, 1997.
Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Практикум по курсу «Научно-методическая деятельность». -М.: ТВТ Дивизон, 2006-26с.
Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная мерология: Учебник для студ.пед.вузов. – М.:Академия,2000
Филин В.П., Семенов В.Г., Алабин В.Г. Современные методы исследований в спорте: Учебное пособие/Под.общ.ред.В.П.Филина. –Харьков: Основа, 1994
 

а) основная литература: Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту /В.И. Евдокимов, О.А.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика